Как открыть интернет-магазин с нуля в 2025 году: пошаговая инструкция для предпринимателей

Все больше людей в последние годы привлекает онлайн-торговля в качестве старта бизнеса. Эта сфера дает доступ к неограниченному числу товаров и возможность выхода на рынок за пределы региона и даже страны. Рассказываем, как открыть интернет-магазин с нуля в 2025 году, что для этого нужно и во сколько обойдется.

Источник: Freepik

В онлайн-продажах есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, в последнее время этот формат торговли набирает все большую популярность — у продавцов расширяется клиентская база, сокращаются расходы на аренду помещений. Но есть и обратная сторона медали — высокая конкуренция, недобросовестные поставщики, риск невостребованности продукции. Вместе с экспертом расскажем, как открыть интернет-магазин с нуля в 2025 году, а также о том, какие есть нюансы в этом процессе.

Что нужно знать для открытия собственного интернет-магазина

Основную информацию собрали в таблице.      

Код в ОКВЭД
47.91 — торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет. Подраздел: 47.91.2 — торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети интернет
Система налогообложения
Общая система налогообложения (ОСНО), упрощенная система налогообложения (УСН)
Минимальный стартовый капитал
От 10 тысяч рублей (без учета закупки товаров, оборудования, сырья)

Форматы интернет-магазинов

Платформы делятся на несколько видов по разным критериям. Перечислим одни из основных.

По ассортименту товаров интернет-магазины можно разделить на:

  • специализированные: продают только определенный вид товаров (посуда, одежда и т. д.);
  • виртуальные: представляют широкий ассортимент продукции — от товаров для дома до крупногабаритной техники.

По типу продаж сайты делятся на:

  • розничные: продажа штучных товаров;
  • оптовые: реализация продукции крупными партиями;
  • оптово-розничные: совмещают оба формата.

По типу работы выделяют:

  • онлайн-магазины: компания работает только в интернете;
  • стационарные: торговля ведется в онлайн- и офлайн-формате.

По географии работы интернет-магазины бывают следующих видов:

  • региональные;
  • по всей стране;
  • международные.

Шаг 1. Создать бизнес-план для интернет-магазина

По словам Валерии Ивановой, кандидата экономических наук, доцента кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения», заместителя директора института экономики и финансов Государственного университета управления, открытие интернет-магазина с нуля в 2025 году состоит из нескольких ключевых этапов, которые помогут успешно запустить и развить бизнес.

«Во-первых, необходимо изучить рынок и выбрать нишу, которая соответствует интересам и возможностям начинающего предпринимателя, а также определить целевую аудиторию и составить список товаров. Во-вторых, нужно проанализировать конкурентов: прямых (продающих то же самое), косвенных (реализующих схожую продукцию) и неявных (продают разные товары, но борются за внимание одного и того же покупателя). В выборе продуктов могут помочь специализированные сервисы, например “Яндекс Вордстат” — платформа, которая позволяет найти данные о поисковых запросах», — отметила эксперт.

На начальном этапе предпринимателю необходимо подготовить бизнес-план. Он покажет, что нужно для запуска сайта и в какую сумму это обойдется.

Валерия Иванова рассказала, что бизнес-план считается фундаментальной частью любого бизнеса. Для его составления необходимо выбрать организационно-правовую форму: ИП, ООО, самозанятость. Каждая из них имеет свои юридические и налоговые аспекты.

«Например, ИП может использовать упрощенную систему налогообложения, но он несет ответственность своим имуществом. У ООО — ответственность в рамках уставного капитала, но выше штрафы», — подчеркнула эксперт.

Валерия Иванова также рассказала, что при открытии магазина необходимо выбрать название, сформулировать краткую историю зарождения компании, цели, описать бизнес-модель, проанализировать продукт, ниши, конкурентов и рынок. Кроме того, бизнес-план должен включать производственный, организационный, маркетинговый, кадровый и финансовый план (стартовые вложения, прогнозируемая прибыльность, расчет рентабельности), а также оценку рисков (можно использовать всем известный метод SWOT-анализа).

«Нужно разработать детальный бизнес-план, учитывающий все затраты, включая покупку товаров, логистику, обслуживание сайта, продвижение и возможные возвраты. План должен учитывать оптимистичный и худший сценарии», — подытожила Валерия Иванова.

Рассмотрим все этапы подробнее.

Исследуйте рынок и проанализируйте конкурентов

Прежде чем начать разработку сайта, нужно исследовать рынок. Необходимо выяснить, что продают другие, какие бренды существуют, что из этого пользуется популярностью, а что нет.

Помимо этого, нужно определить ценовую политику конкурентов. Изучите, сколько стоят у них товары. Также посмотрите, какие каналы продвижения используют разные продавцы. Все это поможет вам сформировать эффективную стратегию и уникальное торговое предложение.

Определите нишу

На начальном этапе стоит остановиться на одном виде товара. Если выбрать популярную продукцию, можно получить много прибыли, но при этом столкнуться с большим количеством конкурентов. С другой стороны, если продавать малоизвестные товары, конкурентов не будет, но придется значительное количество средств вложить в продвижение.

Начинающим предпринимателям стоит выбрать узкую тематику: например, не продавать всю мужскую одежду, а остановиться только на футболках, джинсах, костюмах или рубашках. В последующем можно будет расширить ассортимент.

Также не стоит реализовывать сезонную продукцию: она востребована только в определенные периоды.

Изучите целевую аудиторию

Следующий шаг — определите, кому вы будете продавать свою продукцию. Необходимо сформировать портрет клиента.

Нужно знать следующие характеристики покупателей:

  • возраст;
  • пол;
  • финансовое положение.

Если не выделить целевую аудиторию, есть риск впустую потратить свои деньги.

Разработайте финансовый план

Составьте таблицу, в которой пропишете, что понадобится для старта бизнеса, а также посчитайте, во сколько это все обойдется. С помощью данной информации можно планировать ежемесячные расходы, выручку и прибыль.

Шаг 2. Выбор платформы и разработка интернет-магазина

Источник: Freepik

Эксперт отметила, что для создания сайта интернет-магазина понадобится домен (имя сайта, под которым покупатели найдут ресурс в интернете) и хостинг (место хранения ресурса).

«Лучше выбрать самое короткое и простое в написании название домена. При этом для быстрой сборки интернет-магазина можно воспользоваться готовыми шаблонами и блоками (CMS или конструктор (например Craftum, inSales)), которые позволят создать сайт без особых технических навыков. Также можно заказать услугу с готовым решением, но средняя стоимость будет начинаться от 100 000 рублей», — рассказала Валерия Иванова.

Рассмотрим каждый этап создания сайта подробнее.

Выбор CMS или платформы для интернет-магазина

Создать сайт можно самостоятельно прописав код, а также с помощью уже готовых решений или профессиональных компаний. Кроме того, есть возможность воспользоваться конструктором — в них часть функций будет предоставлена бесплатно, за полноценный функционал придется доплатить. Обычно на таких платформах уже заложены дизайн, блоки, необходимые размеры. Также разработать платформу можно с помощью CMS — системы управления контентом.

При выборе платформы нужно ориентироваться на то, какие функции вам потребуются. Большому интернет-магазину может понадобиться интеграция с бухгалтерией или SEO. Для таких целей подойдет программа «1С-Битрикс».

Создание и дизайн сайта

Необходимо разработать простой и интуитивно понятный интерфейс. Адаптируйте его под работу на разных устройствах — компьютере, смартфоне, планшете.

Некоторые платформы при создании сайтов устанавливают стандартный шаблон дизайна, при необходимости вы можете сверстать собственный.

Настройка домена и хостинга

Необходимо выбрать провайдера, который будет предоставлять услугу по размещению сайта в сети. Без удаленного сервера с постоянным доступом к интернету работать не получится.

После того как настроили работу хостинга, нужно выбрать имя сайта в адресной строке — домен. Можно купить уже существующий адрес или придумать свой. Далее его необходимо зарегистрировать.

Регистрация в реестре операторов

Валерия Иванова рассказала, что если на сайте интернет-магазина будет происходить сбор информации о пользователях, например мобильных номеров, адресов или e-mail, то компания становится оператором персональных данных. В этом случае обязательно нужно зарегистрировать сайт в специальном реестре Роскомнадзора. Отправить заявление можно на официальном сайте ведомства.

Настроить оплату

Следующий шаг — интеграция платежной системы. Эксперт рассказала, что можно установить онлайн-кассу (покупатели смогут получать электронные чеки на контактный e-mail), подключить интернет-эквайринг (этот функционал позволит принять деньги клиента в режиме онлайн и перечислить их на счет магазина), настроить систему быстрых платежей (СБП), при которой пользователи смогут оплачивать покупки по QR-коду.

«Можно подключить интернет-эквайринг для организации оплаты и использовать такие системы, как 1C для автоматизации загрузки товаров на сайт. Нужно определить, какой тип платежной системы нужен: прямой эквайринг от банка или платежный агрегатор. Первый вариант обычно имеет меньшие комиссии, но ограниченные варианты оплаты, а платежные агрегаторы предлагают больше способов оплаты, но с более высокими процентами. После этого нужно оставить заявку на подключение к выбранной платежной системе и заключить договор», — отметила Валерия Иванова.

Шаг 3. Оформление документов и регистрация бизнеса

Все документы для регистрации бизнеса необходимо направить в налоговую. Рассмотрим эту процедуру подробнее ниже.

Регистрация ИП или ООО

Валерия Иванова отмечает, что для ведения интернет-магазина можно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, оформить самозанятость (если будете продавать только товары собственного производства) или создать ООО, если есть партнеры или инвесторы. Также необходимо выбрать коды ОКВЭД.

«Чтобы информация о бизнесе была достоверной, важно правильно подобрать коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Единственная актуальная редакция ОКВЭД — ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) или просто ОКВЭД-2. Если вписать в заявление о регистрации ИП или ООО данные из старой версии кодификатора, налоговая откажет, и процедуру придется повторять», — пояснила эксперт.

Выбор системы налогообложения

Как мы уже отмечали выше, для интернет-магазина подойдут следующие налоговые режимы: общая система налогообложения (ОСНО), упрощенная система налогообложения (УСН). Для самозанятых, которые планируют продавать товары собственного производства, действует налог на профессиональный доход (НПД).

Шаг 4. Закупка товаров и управление складом

После того как будущий предприниматель определился с тем, что он будет продавать через интернет-магазин, необходимо заключить договоры с поставщиками, закупить товар и настроить работу складов. Как это сделать, разбираемся ниже.

Поиск поставщиков и заключение договоров

Это один из самых ответственных шагов. Чтобы не наткнуться на недобросовестного поставщика, нужно выполнить следующие действия:

  • проверить информацию о контрагенте в ЕГРЮЛ;
  • выяснить, были ли у поставщика судебные иски;
  • нужно проверить, нет ли у него проблем с уплатой налогов и не находится ли он на стадии банкротства.

Убедившись в надежности поставщика, нужно подписать с ним договор, в котором будут прописаны сроки поставки товара, штрафы и санкции.

Управление запасами и логистика

Далее необходимо настроить логистику: получение продукции от поставщиков, хранение товаров на складе и доставку покупателю. Этот этап зависит от того, какого масштаба ваш магазин, география его присутствия, есть ли стационарная торговая точка, как будет покупатель получать товар — самостоятельно из пункта выдачи или курьером.

Шаг 5. Маркетинг и продвижение интернет-магазина

Для развития интернет-магазина необходимо использовать различные каналы для привлечения клиентов — соцсети, email-рассылки, SEO-продвижение, рекламу. Регулярно обновляйте контент на своих каналах, проводите акции.

«Наполнение сайта и маркетинг, добавление описаний и фотографий товаров — также важные этапы, которые должны основываться на маркетинговом плане и могут включать SEO (поможет поднять сайт в топ поисковой выдачи). Так клиенты с большей вероятностью перейдут именно на ваш ресурс. Также можно использовать контекстную рекламу, SMM и другие каналы привлечения потребителей», — добавила Валерия Иванова.

Шаг 6. Управление бухгалтерией и налоговой отчетностью

Организация учета зависит от налогового режима, формы оплаты товаров и системы доставки.

На ОСНО бизнес должен вести стандартный бухгалтерский учет и подавать полный пакет отчетности. На УСН необходимо вести Книгу учета доходов и расходов. На НПД не нужно организовывать ни бухгалтерский, ни налоговый учет — все сведения фиксируются в приложении «Мой налог».

Отметим, что для работы с покупателями нужно также иметь следующие документы:

  • кассовый чек: при онлайн-оплате товара необходимо выслать электронный чек;
  • накладная: в ней прописывается информация о продавце и товаре;
  • счет-фактура: понадобится при ОСНО, а также в случае если владелец выплачивает НДС.

Шаг 7. Планирование расширения и франшизы

Этот вариант подойдет для крупных интернет-магазинов с мощным механизмом продаж и узнаваемым брендом.

Сколько стоит открыть интернет-магазин

Подробнее в таблице рассмотрим, во сколько может обойтись открытие интернет-магазина с нуля. Расходы и цены примерные, все будет зависеть от масштаба онлайн-магазина, географии работы и т. д.

Создание, наполнение, дизайн сайта
100 000 руб.
Покупка домена и хостинга
4000 руб.
Продвижение
70 000 руб.
Закупка товара
50 000 руб.
Аренда склада
40 000 руб.
Итого:
264 тыс. руб.

Стоит ли открывать интернет-магазин

Разберемся подробнее, в чем заключаются преимущества и недостатки в открытии такого бизнеса.

Плюсы

К числу преимуществ можно отнести следующее:

  • география работы: легкое управление из любой точки мира, есть возможность развить торговлю не только на территории одного региона, но и по всей стране, и за рубежом;
  • возможность продажи широкого ассортимента продукции;
  • быстрый запуск бизнеса: разработка сайта и регистрация формы деятельности (ООО и ИП) не занимает много времени;
  • не требуется наличие стационарной торговой точки — можно сэкономить на аренде помещения;
  • не нужно покупать дорогое оборудование, нанимать персонал.

Минусы

К недостаткам открытия интернет-магазина можно отнести следующее:

  • высокая конкуренция;
  • необходимо понимать работу сайта;
  • комиссии платежных систем;
  • отсутствие личного контакта с покупателями.

Отзыв эксперта

Источник: Freepik

Валерия Иванова, кандидат экономических наук, дала несколько советов для начинающих предпринимателей, которые планируют открыть интернет-магазин.

1. Необходимо начинать с изучения рынка, выбора ниши и определения целевой аудитории. «Это поможет понять потребности людей и составить эффективный бизнес-план. Необходимо определиться с ценовой категорией товаров, найти поставщиков и спрогнозировать финансовые результаты», — объяснила эксперт.

2. Стартовый капитал лучше всего обеспечить без привлечения банковских кредитов. Нужно планировать расходы, учитывая все возможные затраты, и быть готовым к тому, что доходы могут быть ниже ожидаемых.

3. Нужно составить конкретные и измеримые цели и разбить их на небольшие шаги. Это поможет следовать стратегии и избегать необдуманных рисков.

4. Нужна юридическая и бухгалтерская подготовка, важно изучить законодательство, бухгалтерию и налогообложение. Можно нанять квалифицированных специалистов на аутсорсинге.

5. Регистрация бизнеса, выбор системы налогообложения и кода ОКВЭД, открытие расчетного счета в банке — тоже важные этапы. За этим следует создание профессионального сайта, выбор уникального названия и регистрация доменного имени, а также настройка системы оплаты и обеспечение безопасности транзакций.

6. Чтобы продвинуть товар, необходимо сначала провести маркетинговые исследования, а затем разработать стратегию, включающую рекламу и акции, ориентированные на целевую аудиторию.

7. Не сдавайтесь перед препятствиями и продолжайте работать над своими целями, общайтесь с успешными людьми, учитесь у них и обменивайтесь опытом. Постоянное совершенствование своего продукта или услуги, поддержка обратной связи с клиентами помогут скорректировать продукт под их нужды. И очень важно выбирать надежных партнеров и сотрудников, которые могут помочь в развитии бизнеса, минимизировать ежемесячные расходы, используя аутсорсинг для некоторых функций.

«Открытие интернет-магазина с нуля требует тщательного планирования, но с современными инструментами и конструкторами сайтов этот процесс стал значительно проще и доступнее. Следуя этим советам, можно лучше подготовиться к открытию и успешному развитию», — подытожила эксперт.

Советы начинающему предпринимателю: стоит ли вам открывать интернет-магазин

Подведем итог и выделим основные моменты статьи, которые помогут предпринимателю в онлайн-торговле.

1. Интернет-магазины можно разделить на несколько типов по разным критериям. Выделяют:

  • специализированные;
  • виртуальные;
  • розничные;
  • оптовые;
  • региональные;
  • международные и т. д.

2. Создание магазина необходимо начать с бизнес-плана. В нем нужно прописать, что потребуется для запуска сайта и закупки товаров и во сколько все это обойдется.

3. Далее изучаем конкурентов, исследуем рынок и определяем нишу. Обращаем внимание на ценовую политику других, смотрим, какая продукция сейчас пользуется спросом.

4. Следующий шаг — разработка сайта. Сделать это можно на специальных платформах или конструкторах сайтов. Оформляем удобный интерфейс.

5. После регистрируемся в качестве ООО или ИП. Если планируете продавать товары собственного производства, можно получить статус самозанятого.

6. На следующих этапах ищем поставщиков, закупаем необходимый товар и продвигаем магазин через рекламу, соцсети и акции.

Список источников:

1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2).

2. Федеральный закон от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

3. Информация «Обязанности оператора, осуществляющего обработку персональных данных» на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Автор: Алина Пацека

Эксперт: Валерия Иванова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения», заместитель директора института экономики и финансов Государственного университета управления

Обновлено: 09.01.2025 13:33