Еще вчера человек неплохо зарабатывал, имел хорошую клиентскую базу, планировал будущее. Но тут нежданно-негаданно в поле зрения появился сильный конкурент, и на горизонте замаячило слово «банкрот». От него бросает в жар даже прожженных коммерсантов. Как правильно пройти процедуру банкротства ИП в 2024 году и не потерять всю собственность, разбираемся вместе с нашим экспертом.
Что такое банкротство ИП
Банкротство — это неспособность должника выполнять взятые на себя финансовые обязательства. Оно одинаково неприятно и для обычного человека, и для коммерсанта. Доход не поступает, накапливаются долги. Если ситуация заходит в тупик, и предприниматель не может ответить по требованиям кредиторов и закрыть собственные выплаты за коммунальные услуги, аренду и выдать заработную плату работникам, он понимает, что у него нет другого пути решения накопившихся проблем, кроме как пройти процедуру банкротства.
Виды банкротства ИП
Риски коммерсанта заключаются в том, что, занимаясь предпринимательской деятельностью, он вынужден поставить на кон собственное имущество. Его вместе с собственностью компании будут рассматривать как материальные активы для погашения накопившейся задолженности. Банкротство предприниматель может пройти в добровольном порядке или принудительном.
Добровольное
В этом случае предприниматель обращается в суд сам, понимая отсутствие других решений материальных проблем. Заявление в административный суд может быть подано лично или через многофункциональный центр (МФЦ). Сделать это нужно в течение 30 дней с даты, когда стало понятно, что бизнесмен находится в долговой яме и не в состоянии погасить долги. В этом случае не имеет значения, какой объем задолженности накопил ИП перед кредиторами, — суд примет заявление к рассмотрению в любом случае. Но нужно понимать, что банкротство — это не только право коммерсанта, но и его обязанность, если его долг составляет более 500 тысяч рублей, просрочка длится более 90 дней, и у предпринимателя нет возможности рассчитаться.
«Разумно перед началом процедуры банкротства закрыть свой бизнес и снять ИП с регистрации. В таком случае предприниматель не будет платить страховые взносы, что облегчит его и так нелегкое финансовое положение», — считает собственник и управляющий юридической компании Lawyer Litvinov, правовой эксперт и юрист Василий Литвинов.
Принудительное
Заставить ИП пройти процедуру банкротства может кредитор, если долг перед ним превысит полмиллиона рублей, или Федеральная налоговая служба. Ведомство обладает информацией о финансовой деятельности коммерческих предприятий, при этом эффективно взаимодействует с другими надзорными службами. И если ИП не выплачивает необходимые по закону налоги и сборы, и за ним числится свыше 500 тыс. рублей долга, налоговая служба на законных основаниях вправе подать на банкротство проштрафившегося предпринимателя.
Как оформить банкротство ИП через суд
Есть упрощенная процедура оформления банкротства через МФЦ и более долгая и финансово накладная — через арбитражный суд. В случае если долг превысил полмиллиона рублей, а срок выплат задержан более чем на три месяца, у ИП нет другого выхода, кроме как обращаться в суд.
По закону на рассмотрение дела арбитражному суду дается не более семи месяцев с поступления заявления. И начать следует со сбора документов и публичного объявления о начале процедуры банкротства.
1. Анонс о предстоящем банкротстве
ИП необходимо опубликовать информацию о грядущих изменениях на официальном сайте «Федресурс» не менее чем за 15 дней до подачи заявления в суд.
2. Сбор необходимых документов
Все представляемые в суд документы условно делятся на три группы:
- содержащие персональные данные;
- подтверждающие статус индивидуального предпринимателя;
- подтверждающие задолженность и просрочки ИП.
Также необходимо приложить документы об имеющемся у предпринимателя имуществе и доходах:
- выписку из ЕГРИП — единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную не более чем за пять дней до подачи заявления;
- поименный список кредиторов с указанием контактных данных;
- аналогичный список должников, если таковые имеются;
- банковские выписки:
— о движении средств за последние три года;
— об остатках на счетах как ИП, так и физического лица;
— о наличии депозитов или счетов в банках;
- опись имущества;
- справку о действующем или ликвидированном на момент подачи заявления ИП;
- справку о состоянии лицевого счета в Социальном фонде России;
- квитанцию об оплате госпошлины и внесении средств для оплаты услуг финансового управляющего;
- копии:
— паспорта;
— СНИЛС;
— свидетельства о браке или разводе;
— свидетельств о рождении детей;
- долговые расписки, исполнительные листы, подтверждающие долг перед кредиторами;
- документы о праве собственности на движимое и недвижимое имущество;
- книги расходов и доходов за последние три года;
- налоговые декларации за три года.
Суд может потребовать и иные документы, подтверждающие неплатежеспособность ИП.
3. Подача заявления
Закон определяет последний срок подачи заявления о признании банкротом в суд — в течение 30 дней после того, как предприниматель узнал о проблемах с выплатами долгов. В случае просрочки ИП будет оштрафован на сумму от 5 000 до 10 000 рублей.
Допустим, кредитор направил предпринимателю заказное письмо с денежными претензиями, на которые ответить адресату нечем. Тогда отсчет 30 дней начинается с момента получения этого письма.
ИП может подать заявление в арбитражный суд по месту регистрации лично, заказным письмом или через государственный сервис «Мой арбитр». Заявление пишется в свободной форме, поскольку разработанного шаблона для таких случаев не предусмотрено.
Справа в бланке документа пишутся наименование арбитражного суда, ФИО предпринимателя, его ИНН, ОГРНИП, СНИЛС, паспортные и контактные данные. В самом заявлении указываются:
- сумма долга с объяснением причин ее возникновения;
- даются сведения об имеющемся имуществе, банковских счетах, доходах в момент обращения в суд;
- наименование саморегулируемой организации (СРО), член которой будет назначен финансовым управляющим;
- ходатайство о проведении процедуры банкротства.
Немаловажный факт — заявитель должен указать, какой способ ему предпочтительней: реализация имущества или реструктуризация долгов. Затем прикладываются все документы, перечисленные выше.
«Если заявление не будет содержать в себе обязательные сведения или будут отсутствовать необходимые документы, то оно может быть оставлено арбитражным судом без движения или вовсе возвращено заявителю. К примеру, если не будет подписано ИП или его полномочным представителем», — подчеркивает Василий Литвинов.
4. Назначение финансового управляющего
В течение пяти дней судебные органы проверяют правильность поданных документов. Если все верно, суд принимает заявление в производство и назначает заседание, на котором будет рассмотрена возможность проведения процедуры банкротства.
Если заседание завершилось положительным решением, то назначается финансовый управляющий. Это специалист, имеющий опыт в ведении подобных дел. Он получает право полностью распоряжаться имуществом должника. Все сделки, проведенные без его согласия и ведения, считаются недействительными. Оплата труда финансового управляющего составляет 25 000 рублей. В дальнейшем он получает процент от суммы требований кредиторов.
5. Процедура банкротства
Проанализировав состояние текущих дел должника, наличие или отсутствие у него имущества или дополнительного дохода, управляющий принимает решение о дальнейшем алгоритме решения проблемы. Вариантов может быть всего три.
1. Реструктуризация. Это снижение финансового бремени в результате изменения кредитного договора или снижения процентной ставки. Применяется, если у индивидуального предпринимателя имеются хоть какие-нибудь доходы. Коммерсанту оставят деньги на жизнь в размере прожиточного минимума, а все остальные средства пойдут на закрытие счетов. Порой таким образом удается восстановить платежеспособность должника, дать ему возможность самому заработать и выплатить долги. Но если погасить задолженность не удастся, ИП признают банкротом, а долги спишут.
Однако для реструктуризации необходимо, чтобы:
- у должника не было неснятой или непогашенной судимости;
- истек срок давности за совершение административных правонарушений;
- ИП не признавался несостоятельным в течение предыдущих пяти лет.
2. Реализация имущества. Эта процедура грозит предпринимателю, у которого нет других средств к существованию. Большая часть собственности будет распродана, после чего финансовый управляющий отчитается о проделанной работе, должника признают банкротом, а оставшиеся долги спишут.
3. Мировое соглашение. На любом этапе судебного производства дело может быть остановлено, если кредиторы и ИП договорятся о мирном разрешении проблемы. Возможно, предприниматель получил или получит наследство, ему собираются выплатить крупный гонорар, которым он собирается погасить образовавшийся долг.
6. Завершение банкротства
Процедура банкротства считается завершенной, когда все возможное имущество ИП реализовано, часть долгов роздана, остальные деньги списались. К несписываемым активам относятся затраты на процедуру банкротства, алименты на детей, непогашенные штрафы, а также зарплата сотрудникам, если таковые имелись.
Особенности оформления упрощенной процедуры банкротства ИП через МФЦ
Если у предпринимателя накопилась сравнительно небольшая сумма долга, то он может решить свои финансовые проблемы через МФЦ. Такой путь называется внесудебным решением. Процедура бесплатна для заявителя и не потребует участия финансового управляющего. К плюсам можно отнести и завершение процесса в течение шести месяцев.
Условия
Воспользоваться упрощенной процедурой банкротства не удастся, если не соблюдены два условия одновременно.
1. Задолженность перед кредиторами составляет от 25 000 до 1 млн рублей.
2. Кредиторы подавали в суд на ИП, но судебные исполнители не нашли у должника никакого имущества, которое могло бы пойти на погашение долгов.
Следовательно, при наличии долга до 1 млн рублей и хотя бы одного оконченного судебного производства у должника есть законное основание подать документы через МФЦ.
Пошаговая инструкция оформления процедуры
Возможность проведения упрощенной процедуры банкротства через МФЦ появилась у индивидуальных предпринимателей в 2020 году. Она намного облегчает сам процесс, к тому же не несет материальных затрат для заявителя. Итак, если вы попадаете под упрощенную систему банкротства и считаете себя финансово несостоятельным, следовательно, имеете право воспользоваться внесудебным способом списания долгов. Расскажем, что для этого нужно сделать.
1. Обратиться с заявлением в любой многофункциональный центр, бланк заявления можно получить в МФЦ.
2. При себе необходимо иметь паспорт.
3. К заявлению следует приложить копии следующих документов:
- паспорта;
- документов на имущество;
- справки об отсутствии открытого исполнительного производства;
- свидетельства о браке или его расторжении;
- свидетельств о рождении детей.
4. Необходимо указать сумму долга и приложить список всех кредиторов с указанием контактных данных.
По закону МФЦ дается три дня на проверку представленной информации. Сотрудники многофункционального центра сами внесут запись в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Они же и сообщат кредиторам о начатой процедуре. Если те заявят, что знают об имуществе предпринимателя, которое не внесено в список поданных им документов, тогда внесудебное производство будет прервано — автоматическое списание долгов через МФЦ не произойдет. В случае других недобросовестных действий заявителя ему придется проходить всю процедуру через суд с финансовым управляющим и дополнительными расходами. Если в течение шести месяцев никто из кредиторов не выступит с ответным заявлением в суд, предпринимателя признают банкротом. Поэтому не стоит пытаться юлить и обманывать государственные органы.
Какие долги не могут быть списаны
ИП проходят тяжелую процедуру банкротства только для списания накопившихся долгов, но не от всех финансовых обязательств можно избавиться таким способом. Итак, списанию не подлежат:
- текущие обязательства, которые появились после подачи заявления на банкротство (штрафы, налоги, коммунальные платежи);
- алименты на детей;
- заработная плата работников и выходные пособия при наличии сотрудников;
- долги по субсидиарной ответственности, то есть денежные средства, которые числятся на должнике, связанном обязательствами с другими юридическими лицами.
Какое имущество могут забрать
Особенно болезненный вопрос для банкрота — потеря собственности. Поскольку индивидуальные предприниматели отвечают по долгам не только имуществом компании, но и собственными материальными активами, то самый страшный сон для них — остаться на улице.
Но не все так ужасно на самом деле. По закону должника не могут лишить его единственного жилья, личных вещей и бытовых предметов, инструментов стоимостью менее 10 000 рублей, продуктов питания, домашних питомцев, если они не считаются средством заработка, и выплат в размере прожиточного минимума. Это значит, что любимый кот или рыбка в аквариуме останутся с вами в любом случае. Таким образом государство дает банкроту возможность найти новый источник дохода и снова встать на ноги.
А вот с чем придется расстаться, так это с излишками:
- недвижимостью: как жилыми, так и помещениями коммерческого назначения, дачами, гаражами;
- предметами роскоши: драгоценностями, антиквариатом, различными коллекциями;
- автомобилями, включая такие средства передвижения, как катер, квадроцикл, лодка, снегоход;
- долями в компании, ценными бумагами.
Сроки и стоимость проведения процедуры банкротства ИП
Если банкротство проходит через МФЦ, то эта процедура бесплатна для заявителя. Разбирательство при верно заполненных документах и честной описи имущества должно завершиться в течение шести месяцев.
Если заведено судебное производство, то оно может продолжаться и год, и полтора. Бывали случаи, когда процесс затягивался и на пять лет. Судебное разбирательство обойдется предпринимателю в копеечку — в среднем ему придется заплатить от 40 000 рублей и больше.
В обязательные затраты входят:
- вознаграждение финансового управляющего — 25 000 рублей;
- госпошлина в размере 300 рублей;
- публикация информации о банкротстве в газете «Коммерсант» — около 12 000 рублей;
- публикация на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве — 3 000 рублей.
Последствия процедуры банкротства для ИП
Банкротство освобождает от долгов, но несет и определенное бремя для бывшего индивидуального предпринимателя. Чего больше в его положении, — минусов или плюсов, каждый решает сам. Но то, что человек может начать жизнь без долгов с чистого листа, даже лишившись части своего имущества, — весьма позитивный факт.
Перечислим, к каким негативным последствиям ведет банкротство:
- в течение трех лет нельзя открывать компании и быть юридическим лицом;
- в течение пяти лет запрещено занимать руководящие посты в микрофинансовых организациях и негосударственных пенсионных фондах;
- в течение десяти лет запрещено руководить кредитно-финансовыми организациями;
- в течение пяти лет необходимо сообщать банкам о вашем прошлом статусе.
Советы и рекомендации юриста
Индивидуального предпринимателя ждет много рисков на пути получения статуса банкрота. И без опытного юридического сопровождения выйти из ситуации без критических последствий удается не всем. Однако правовой эксперт и юрист Василий Литвинов считает, что в зоне опасности находятся также люди, которые по разным поводам взаимодействовали с ИП.
«Банкротство имеет прямое влияние не только на банкротящееся лицо и его кредиторов, но и на обычных людей и компании, которые имели неосторожность приобрести у него какое-либо имущество в предшествующие три года до принятия судом заявления о банкротстве. К примеру, если финансовый управляющий установит заниженную стоимость купленных автомобиля или квартиры, то впоследствии суд может признать такую сделку недействительной и потребовать от этих лиц вернуть имущество для пополнения конкурсной массы банкротящегося ИП», — рассказал Василий Литвинов.
Чтобы этого избежать, юрист рекомендует изначально прописывать в договоре с ИП моменты, которые смогут защитить в случае судебного спора. Например, указать, что:
- отчуждение предпринимателем имущества — это не уклонение от исполнения обязательств перед кредиторами;
- сделка не нарушает права и интересы кредиторов;
- ИП не намерен инициировать в отношении себя процедуру банкротства;
- нет оснований для инициирования кредиторами банкротства ИП.
«Отмечу, что сами по себе предлагаемые условия не гарантируют 100% защиты, но при грамотной юридической поддержке вполне могут свести на нет усилия финансового управляющего по признанию судом договора с ИП недействительным и применению неприятных последствий для людей или компаний», — рассказал Василий Литвинов.
Чек-лист для ИП: как правильно провести процедуру банкротства
Итак, вы не спите которую ночь в поисках решения проблемы. Занять денег у друзей не получилось, взять ссуду в банке для покрытия имеющегося кредита тоже не вышло, а сумма продолжает расти. Остается последнее средство расстаться с долгами — пройти процедуру банкротства. Перечислим самые важные моменты, которые следует знать о ней.
1. Если ваша задолженность перед кредиторами составляет от 25 000 до 1 млн рублей, и есть хотя бы одно оконченное судебное производство, вы имеете право подать заявление через МФЦ, то есть пройти внесудебную процедуру банкротства. Она бесплатна. При правильно поданным заявлении и верном указании всех необходимых данных с вас снимут долги в течение шести месяцев.
2. В том случае, если задолженность превышает установленную сумму в 1 млн рублей или нет оснований для внесудебного разбирательства, нужно обращаться в арбитражный суд. Рассмотрение дела может занять около полутора лет и обойдется должнику примерно в 40 000 рублей.
3. Банкротство может пройти добровольно, по заявлению должника или в принудительном порядке, по желанию кредитора. Первый случай более удачен для ИП, поскольку арбитражный суд утверждает в качестве финансового управляющего кандидатуру, предложенную инициатором обращения. Управляющий рассмотрит состояние дел ИП и примет одно из решений:
- реструктуризация в отношении должника;
- реализация его имущества.
На любом судебном этапе может быть заключено мировое соглашение, если стороны придут к обоюдовыгодному решению.
4. После окончания процедуры банкротства на бывшего предпринимателя накладываются определенные ограничения:
- он не может вести коммерческую деятельность в течение трех лет;
- ему запрещено занимать руководящие посты в микрофинансовых организациях и негосударственных пенсионных фондах в течение пяти лет,
- он не может руководить финансово-кредитными организациями в течение десяти лет;
- обязан на протяжении пяти лет сообщать банкам о своем статусе при желании взять кредит.
Список источников:
1. Федеральный закон от 04.08.2023 года № 474-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 24.07.2023 года № 372-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”».
3. Федеральный закон от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
4. Федеральный закон от 29.05.2024 года № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
5. Постановление Конституционного суда РФ от 03.02.2022 года № 5-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 61.2 и пункта 11 статьи 189.40 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” в связи с жалобой гражданина С.В. Кузьмина».
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 года № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан».
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан».
Автор: Виктория Передерий
Эксперт: Василий Литвинов, собственник и управляющий юридической компании Lawyer Litvinov, правовой эксперт и юрист