Что такое реинжиниринг простыми словами
Реинжиниринг — сложный и длительный процесс, состоящий из множества взаимосвязанных действий, ведущих к коренному изменению существующей системы организации бизнеса. Лайт-версией этого инструмента можно считать инжиниринг, предполагающий «косметические» перемены и повышение эффективности бизнеса на 50%. Достигнуть показателей в 100−500% позволяет профессиональный реинжиниринг. Авторы термина — американские ученые Майкл Хаммер и Джеймс Чампи, написавшие бестселлер «Реинжиниринг корпораций. Манифест революции в бизнесе».
«История знает немало примеров кардинальных преобразований бизнеса и попыток его революционных изменений, поэтому в самой идее реинжиниринга нет ничего нового. Впервые ее высказал профессор компьютерных наук Массачусетского технологического университета Майкл Хаммер в своей всемирно известной статье “Реинжиниринг работы: не автоматизируйте — уничтожайте”», — рассказал кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры управления инновационной и промышленной политикой РЭУ им. Г. В. Плеханова Анатолий Колесников.
Главное отличие и новизна предложенного подхода, по мнению эксперта, заключалась в методологическом наполнении и ресурсоемкости процесса преобразований. Проще говоря, чтобы что-то кардинально переделать, требуются немалые затраты денег, сил и времени.
Цели и задачи реинжиниринга бизнес-процессов
Особенность реинжиниринга — максимальное сосредоточение на результате. Перед компанией ставится цель, к которой она идет решительно и стремительно, невзирая на «побочные эффекты» для персонала (сокращение, повышение требований к квалификации
1. Повышение эффективности бизнес-процессов — результат достигается за счет их корректировки или путем создания новых версий.
2. Снижение затрат и достижение более высоких финансовых показателей. В первую очередь — повышение прибыльности предприятия за счет сокращения разного рода издержек и экономии ресурсов.
4. Внедрение инноваций. Переосмысливая процессы, меняя их конфигурацию, легче разрабатывать новые продукты и услуги, которые находят отзыв у клиентов.
Реинжиниринг нельзя распланировать и выполнять мелкими шагами, он требует решительного разрыва с устоявшимися и устаревшими процессами. Приходит время, когда простые методы, такие как автоматизация, оптимизация и рационализация процессов, больше не срабатывают, компания достигает своего «потолка», а за этим неминуемо следует спад. Исправить ситуацию можно только тотальной перестройкой всех бизнес-процессов.
«До 1990 года в бизнесе сложилась практика, при которой нововведения вводились постепенно. Достаточно часто результатом подобной осмотрительности оказывались неимоверно раздутые бюджеты и сомнительный результат. Реинжиниринг же сформировал альтернативную траекторию организационного развития, и после 1990 года собственники и менеджеры, проектируя стратегию изменений, могли выбирать один из двух сценариев — ужасный конец или ужас без конца», — отметил Анатолий Колесников.
Виды реинжиниринга
Добиться поставленных целей позволяет правильно выбранный подход. Реинжиниринг — это не константа, он предполагает различную стратегию фундаментального переустройства деятельности компании.
Процесс классифицируют по степени влияния и степени необходимости. При первом варианте выбирают метод слома — путем жесткой эволюции или еще более радикальной революции. Второй вид основан на текущем состоянии дел в компании, которое и определяет выбор стратегии по преодолению накопившихся проблем. Рассмотрим подробнее каждый вид реинжиниринга с примерами.
Вид | Описание | Пример |
Эволюционный | Происходит обновление бизнес-процессов, но направление деятельности компании остается неизменным | Компания Burger King, специализирующаяся на бургерах, столкнувшись с проблемами, приняла ряд мер: автоматизировала работу с промоакциями, запустила приложение с предзаказом, настроила персональные коммуникации с клиентами. При этом направление деятельности компании не изменилась, она по-прежнему торгует бургерами |
Революционный | Параллельно с изменением бизнес-процессов происходит смена вида деятельности компании | Nokia была лидером на рынке по производству кнопочных мобильных телефонов с начала 2000-х. Когда на смену им пришли сенсорные, компания стала стремительно терять лидерство. Nokia практически отказалась от производства телефонов, начала работать в сфере телекоммуникационного оборудования и продолжает оставаться на плаву |
Кризисный | К нему прибегают в случае глубокого кризиса, вызванного жесткой конкуренцией и потерей позиций на рынке. В этом случае реинжиниринг помогает предотвратить банкротство | В конце 80-хх годов прошлого века японская компания Fuji — главный конкурент Kodak анонсировала выпуск новой камеры 35 мм, чем нанесла страшный удар конкурентоспособности американской корпорации. Чтобы разработать аналог, Kodak требовалось почти полтора года. Спасти ситуацию помог кризисный реинжиниринг — новинка была создана в половинные сроки, а стоимость ее была на 25% ниже, чем у Fuji |
Реинжиниринг развития | Такой вариант применяют при замедлении финансовых показателей и отставании от конкурентов. Для улучшения ситуации достаточно плавных изменений, но более радикальных, чем при инжиниринге | В 80-е годы руководство компании Ford, занимаясь оптимизацией административных расходов, обнаружило, что штаты неоправданно раздуты. Только отдел оплаты счетов состоял из 500 сотрудников, тогда как в аналогичном отделе главного конкурента — Mazda — работали пять человек. В результате реинжиниринга была внедрена автоматизированная система оплаты, ликвидирована лишняя документация, а отделы оплаты счетов и поставок объединили. В итоге вместо 500 человек осталось 125, расходы были снижены многократно |
Реинжиниринг, предполагая глобальные изменения, допускает частичное воздействие. Если реформа касается всего бизнес-процесса, говорят о процессном реинжиниринге, если затрагиваются только некоторые показатели, — о текущем, если вовлекаются все направления работы предприятия, — о системном.
Как понять, что организация нуждается в реинжиниринге
Даже если владелец бизнеса не знаком с понятием реинжиниринга, это не означает, что он им не воспользуется. Главное — уметь вовремя заметить тревожные сигналы и принять адекватные меры. Причины для запуска реинжиниринга можно объединить в три большие группы.
1. Утрата позиций среди конкурентов. Это может происходить из-за высоких цен, низкого качества продукции, скудного ассортимента, недружелюбной политики в отношении потребителя товаров или услуг, отсутствия инновационных технологий. Промедление грозит критическим снижением прибыли и утратой целевой аудитории.
2. Экономический кризис. Его приход неизменно вызывает пониженный спрос на товары. Реинжиниринг помогает справиться с волной финансовых проблем, выстоять и благополучно пережить сложный период.
3. Расширение. Если компания хочет выйти на новые горизонты получения прибыли, а используемые ранее методы не помогают захватить новые рынки, нужна фундаментальная перестройка деятельности. Реинжиниринг также может помочь занять место иностранных конкурентов в момент их ухода из ниши, доступной для компании.
«Наибольший “спрос” на реинжиниринг наблюдался в периоды экономического кризиса и пандемийных ограничений. Хорошим примером его успешной реализации может стать реакция малого бизнеса на возникающие запросы в отношении продукции и услуг военного назначения», — отмечает Анатолий Колесников.
Принципы реинжиниринга бизнес-процессов
«Если компания хочет добиться новых высот, нельзя “ходить коровьими тропами”», — настаивает Майкл Хаммер в своей знаменитой статье «Реинжиниринг: не автоматизируйте — уничтожайте», написанной для журнала Harvard Business Review. Именно это утверждение стало главным слоганом любого реинжиниринга — процесса, требующего неординарных и смелых решений, которые могут быть жесткими и бескомпромиссными.
Зачастую «побочным эффектом» преобразований становится сокращение персонала или предъявление к нему новых, более высоких требований — все это не должно останавливать руководство, так как на кон ставится судьба компании. Реинжиниринг не предполагает какого-то алгоритма, состоящего из обязательных действий и процессов, но есть несколько непреложных принципов, которые берутся на вооружение при фундаментальной перестройке предприятия.
1. Объединение бизнес-процессов
Главный принцип реинжиниринга — сжатие бизнес-процессов по горизонтали, в итоге два или несколько направлений объединяются в одно. Такой подход позволяет избежать проблемы любого большого производства — много времени тратится не на продуктивную деятельность, а на налаживание взаимодействия между отделами, подразделениями, службами. В идеале появляется человек или команда, на плечи которых возлагается ответственность за все этапы бизнес-процесса.
2. Делегирование ответственности
Реинжиниринг предполагает, что принятие самостоятельных решений становится функциональной обязанностью работника. Частота и периодичность таких ситуаций может варьироваться в самых широких пределах. Да, это сложно и требует энергии, воли, знаний, смелости, но без децентрализации ответственности невозможно добиться вертикального сжатия бизнес-процесса, которое должно обязательно сопровождать реинжиниринг.
3. Логический порядок в каждом бизнес-процессе
Каждый процесс перестраивают так, чтобы все действия внутри него совершались в естественном порядке: исключается обремененность никому не нужными требованиями, касающимися заорганизованности и избыточной отчетности.
4. Вариативность бизнес-процессов
Рынок подвижен, к нему постоянно нужно приспосабливаться. Это означает, что каждый процесс должен иметь как можно больше вариантов исполнения, меняющихся в зависимости от ситуации.
5. Рациональное распределение работ
Функции распределяются не в соответствии с каким-то установленным порядком, а в зависимости от целесообразности исполнения. Проще говоря, работу надо делать там, где это имеет наибольший смысл.
6. Рационализация контроля
Реинжиниринг неизменно сопровождается уменьшением числа всякого рода проверок и управленческих функций. Контроль должен быть ровно в той степени, в которой он целесообразен.
7. Минимум согласований
Поскольку процессы согласований не несут никакой материальной ценности, они должны быть сведены к минимуму. Совершается это за счет сокращения контактов с внешним управлением и делегирования полномочий исполнителям.
8. Централизованная информационная поддержка
Все бизнес-процессы при реинжиниринге должны получить более совершенную информационную поддержку. Для этого используют инновационные технологии, которые предполагают децентрализацию управления и централизацию информации.
План проведения реинжиниринга бизнес-процессов по этапам
Реинжиниринг отличается индивидуальностью в отношении каждой компании, попадающей в ее жернова. Тем не менее при его реализации приходится последовательно пройти несколько этапов, каждый из которых подразумевает ряд действий, направленных на достижение одной глобальной цели.
1. Подготовка
Прежде чем приступать к тотальной реорганизации бизнес-процессов, руководство компании должно ответить на три вопроса:
- почему компания делает то, что она делает?
- почему компания делает это таким способом?
- какой хочет стать компания?
При необходимости подбираются сотрудники, которые будут участвовать в реинжиниринге, анализируется наличие ресурсов.
2. Составление плана
Формулируются конкретные цели и задачи, устанавливаются сроки, распределяются зоны ответственности между членами команды. Определяется идеальный образ компании, которому она должна соответствовать после реинжиниринга.
3. Перепроектирование
Каждый бизнес-процесс рассматривают «под лупой», переосмысливают, определяют взаимосвязи производства, решают, какие направления оставить, а какие заменить новыми. В итоге проводят тестирование, например, с помощью программного моделирования, чтобы сократить риск ошибок.
4. Внедрение
Этот этап, по сути, завершает реинжиниринговый проект. Он подразумевает реализацию новой стратегии, которая включает в себя все заново спроектированные бизнес-процессы. Одновременно идет распределение рабочих обязанностей, проводятся предварительные испытания и тестирования, работники знакомятся с новыми условиями труда и проходят обучение.
5. Анализ результатов
Этот этап имеет организационный характер и заключается в анализе проделанной работы, подведении итогов от внедрения новых бизнес-процессов и создания оптимальных условий для последующей стабильной деятельности.
Частые ошибки при проведении реинжиниринга
Поскольку реинжиниринг предполагает создание любого процесса с чистого листа в отрыве от стандартных методов и принципов работы, он редко обходится без ошибок. Майкл Хаммер и его соавтор Джеймс Чампи считают, что с точки зрения рисков «реинжиниринг подобен игре в шахматы, а не в рулетку». Здесь нельзя гарантировать результат, но есть возможность влиять на него в меру своих знаний и умений, главное — не допускать глобальных ошибок. Перечислим их.
1. Желание обойтись «малой кровью»
Если компания пытается откорректировать процесс вместо его полной перезагрузки, — успеха не видать. Это самая главная и грубая ошибка. Страх радикальных изменений, желание улучшить деятельность предприятия безболезненно и безопасно — прямой путь к неудаче. Реинжиниринг — это революция, а она, как известно, «без крови» не бывает.
2. Отсутствие системности в обновлениях
Если компания концентрируется исключительно на перепроектировании процессов и забывает все прочие аспекты деятельности, могут возникать проблемы на уровне менеджеров среднего уровня, которые не в состоянии оценить глобальность изменений. Решая узконаправленные задачи, они не могут заглянуть за горизонт грядущих инноваций. Они согласны с ускорением, снижением стоимости товара или услуг, но, когда дело доходит до реализации идей, возникает недовольство — слишком много грядет переделок.
3. Недооценка корпоративной культуры компании
Реализация проектов не может ограничиваться призывами и убеждениями к исполнителям. Требуется другая система управления, культивирующая новые ценности и средства, чтобы вознаграждать их поддержание.
4. Занижение планки
Зачастую реинжиниринг завершается на полпути. Добиться успеха невозможно без амбиций руководителя. Поговорка «лучше синица в руках, чем журавль в небе» в случае тотальной перестройки компании совершенно неактуальна.
5. Дефицит ресурсов
Кардинальный слом в деятельности компании предполагает не разрушение само по себе, а построение нового. Для реализации совершенных бизнес-проектов нужны инвестиции, причем основная их часть касается затрат сил и времени самых ответственных сотрудников. Если не выделить подобный ресурс, реинжиниринг будет тормозиться.
6. Неправильно выбран момент
Успех затеянного предприятия ставится под серьезное сомнение, если, например, исполнительному директору компании скоро идти на пенсию. И речь даже не об отсутствии желания что-либо менять. Он может не захотеть брать на себя обязательства, которые обременят его преемника. Кроме того, кандидаты на его пост, зная, что их оценивают, будут больше думать о своей репутации и показателях, нежели о перестройке бизнес-процессов.
7. Желание всем угодить
Реинжиниринг предполагает кардинальные изменения, вследствие которых непременно будут задеты чьи-то права и интересы. Как гласит известное выражение, нельзя приготовить омлет, не разбив яиц. Если осторожничать и ограничиваться частичными изменениями, боясь сопротивления сотрудников, процесс обречен на фиаско.
Советы эксперта о реинжиниринге
Анатолий Колесников рассказал об эффективности реинжиниринга и особенностях его реализации.
«Реинжиниринг — экономический процесс, не ограничивающийся устранением отдельных недостатков. Он нацелен на внедрение новых, более эффективных и слаженных системных решений, поэтому требует существенных финансовых, организационных и эмоциональных затрат и усилий, но отнюдь не гарантирует успех», — предупреждает эксперт.
По словам специалиста, реинжиниринг, безусловно, требует решительности и даже смелости. Зачастую менеджмент компании, не будучи вполне уверенным в благоприятном исходе назревших изменений, выступает за пошаговое и постепенное, неспешное внедрение преобразований, и именно такой подход может привести компанию к окончательному краху.
«Проиллюстрировать ситуацию можно популярной дилеммой о выборе способа купирования собаке хвоста: целиком или по кускам», — привел пример Анатолий Колесников.
Реинжиниринговые практики занимают промежуточное положение между инжинирингом, ориентированным на пошаговое и неспешное внедрение изменений в бизнес-процессы компании, и кризисным менеджментом, имеющим собственную эмпирическую и практическую платформы с фокусом на вывод организации из уже возникшей кризисной ситуации.
«Конкретные проблемы, побуждающие руководство к запуску реинжиниринга, — высокая себестоимость и цена выпускаемой продукции, ее низкое качество по сравнению с конкурентами, а также появление новых игроков, которые даже у стабильно функционирующей компании могут “отжать” потребителей», — подчеркнул эксперт.
Что нужно запомнить о реинжиниринге бизнес-процессов
Реконструкция предприятия — вынужденная мера, без которой практически невозможно долго оставаться на плаву в условиях рыночной экономики. Решаясь на кардинальные перемены, придется на время забыть о покое. Реинжиниринг требует энергии, креативности, решительности и упрямства при движении к цели. Расскажем, что нужно знать о нем.
1. Не стоит бояться реинжиниринга. Руководители, знающие основы этого революционного процесса и готовые следовать его идеям, достигнут успеха с высокой долей вероятности. Бояться нужно застоя, отсутствия новых идей и изменений — это верный путь к краху.
2. Реинжиниринг неизменно создает определенное напряжение в атмосфере компании, поэтому жизненно важно не затягивать этот процесс. Как показывает опыт, одного года вполне достаточно, чтобы реализовать все идеи и кардинально перестроить деятельность фирмы.
3. Успех реинжиниринга — это не только самое яркое событие для любой компании, но и для государства. Перестройка больших предприятий, банков, акционерных обществ, финансово-промышленных групп и монополий оказывает огромное положительное влияние на экономику всей страны.
Список источников
1. Статья «Технологии реинжиниринга бизнес-процессов в условиях отечественного бизнеса» на сайте сетевого издания «Международный студенческий научный вестник», 2017.
2. Статья «Реинжиниринг: не автоматизируйте — уничтожайте» на официальном сайте проекта «Корпоративный менеджмент», 1990.
3. Сорокин А. В. Учебное пособие «Реинжиниринг бизнес-процессов» на официальном сайте Рубцовского индустриального института, 2014.
4. Баринов В. А. Учебное пособие «Антикризисное управление», 2015.
5. Баринов В. А. Статья «Реинжиниринг: сущность и методология» на официальном сайте проекта «Корпоративный менеджмент», 2007.
Автор: Марина Саламаха
Эксперт: Анатолий Колесников, кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры управления инновационной и промышленной политикой РЭУ им. Г. В. Плеханова