

Пользователи «Авито» ежедневно создают более 4 млн чатов. Сколько продавцов и покупателей переходят для общения по сделкам в сторонние мессенджеры, сложно представить, но с момента начала переписки в любом другом приложении за их безопасность уже никто не в ответе. А ведь первое, о чем всегда предупреждает платформа, чтобы уберечь пользователей от мошенников: «Не переходите в другие мессенджеры!» Чего еще лучше не делать на «Авито», чтобы не стать жертвой злоумышленников, разъясним в материале.
Виды и схемы мошенничества на «Авито»
Если вы хоть раз сталкивались с обманом в сети, теряли деньги из-за мошенников или просто слышали о таких случаях, наверняка вы с особой осторожностью пользуетесь различными сайтами объявлений. А возможно, и вовсе не решаетесь на них зайти. Ведь все понимают, что жертвой может оказаться как потенциальный покупатель, так и продавец. Страх в таком случае лечится лишь осведомленностью — знанием правил «Авито» и умением распознавать «красные флаги».
Как обманывают покупателей
В интернете можно найти много историй, герои которых пытались что-то купить на различных платформах, но в итоге только потеряли деньги. Разберем популярные уловки мошенников, чтобы не стать жертвой очередного «развода».
1. Бронь при покупке
На «Авито» можно забронировать не только товар, но и жилье на время путешествия. И в первом, и во втором случае злоумышленники применяют свои хитрые схемы для обмана пользователей платформы. Расскажем о них подробнее.
Бронь товара
Одна из ловушек на «Авито» кроется за бронированием товара. Представьте: вы листаете сайт объявлений, находите нужную вещь (зачастую дешевле, чем у других продавцов), пишете контактному лицу. В ответ видите сообщение наподобие «желающих много, возможно, товар сегодня заберут». Чтобы точно получить желаемое, продавец предлагает внести некую сумму в качестве гарантии того, что вы точно выкупите товар.
Опасность состоит в том, что мошенники для дальнейшего общения предлагают перейти в любой сторонний мессенджер, и уже там просят перевести аванс для брони им на карту. Зачастую такие «предприниматели» исчезают сразу после зачисления средств, оставляя вас без денег и покупки. Поэтому первое правило безопасных сделок на «Авито» — использовать для переписок только чат платформы и вносить предоплату посредством специальной функции сайта или официального приложения.
«По данным исследований, более половины всех случаев фрода происходят с использованием инструментов социальной инженерии. Когда жертва, оказавшись под психологическим давлением, сама отдает свои данные или деньги. Поэтому ключевой совет — оставаться в безопасном пространстве. “Авито” и другие крупные платформы создают множество способов защиты своих пользователей, которые гарантируют безопасность при взаимодействии в рамках площадки», — утверждает директор по доверию и безопасности «Авито» Наталья Юматова.
Бронирование жилья
При попытке забронировать квартиру, дом, апартаменты и любое другое жилье для временного проживания мошенники также могут попытаться увести вас в другое приложение для переписок. Там им будет легче провернуть свои «серые схемы». Кроме того, недобросовестные арендодатели могут попросить оплатить бронирование напрямую, а не через «Авито». Этого делать не стоит, если не хотите остаться без денег и места для ночлега.
2. Доставка товара
При оформлении доставки мошенники тоже могут применить несколько противозаконных схем. Расскажем подробнее о самых распространенных.
Сторонняя ссылка
Никогда не переходите по ссылкам, которые продавец может направить вам якобы для оформления доставки. Это главное, что нужно знать.
«Авито» никогда не формирует и не пересылает таких ссылок. Получить товар с помощью доставки можно только через кнопку «Купить с доставкой» в карточке товара. Она появится, если продавец включил эту функцию.
Зачастую мошенники присылают ссылку, перейдя по которой вы увидите копию «Авито» и поддельную форму для заполнения. Как только покупатель введет свои данные и реквизиты карты, с нее спишутся средства.
Эксперт в области безопасности на «Авито» Наталья Юматова напоминает, что у сервиса объявлений существуют инструменты для безопасных коммуникаций: «Алгоритмы внутри защищенного мессенджера распознают фишинговые ссылки и предупреждают о потенциально небезопасных действиях (например, если у вас просят личный номер телефона). Онлайн-звонки внутри приложения помогают скрыть номера как продавца, так и покупателя: на экране высвечивается только наименование объявления и рейтинг пользователя на платформе».
Если же какая-то неприятная ситуация произойдет с пользователем вне периметра платформы, «Авито» не сможет его защитить.
Иногда мошенники подделывают сайты популярных транспортных компаний, к примеру Boxberry, и присылают оттуда ссылку на оплату. Покупатель видит знакомый логотип, верный адрес, свои ФИО, вводит реквизиты карты и отправляет деньги прямиком фейковым продавцам. В таких случаях зачастую достаточно обратить внимание на адресную строку транспортной компании в браузере: у подделок она обычно начинается не с «www», а с «wvwv», что не сразу бросается в глаза.
Как люди соглашаются на такое? Лжепродавцы зачастую убеждают их следующими аргументами:
- ссылка нужна, потому что произошел технический сбой, и они не могут включить функцию доставки, чтобы у покупателя на «Авито» появилась кнопка «Купить с доставкой»;
- переход из чата сервиса в любое другое приложение для переписок необходимо, потому что там общаться удобнее/привычнее/проще, а сюда заходят редко и могут пропустить сообщение;
- отправлять посылку будут через другую транспортную компанию, потому что так удобнее, привычнее или пункт приема находится ближе.
Код из СМС

Очередная ошибка покупателя при попытке получить товар доставкой — сообщение мошеннику любых кодов из СМС. Лжепродавцы действуют так:
- покупатель оформляет доставку через «Авито»;
- продавец сообщает, что отнес товар в пункт приема, но служба доставки требует код (якобы он нужен для подтверждения, что вы готовы принять товар);
- покупатель сообщает код из СМС, после чего теряет деньги и остается без товара.
Как это работает? Мошенник действительно отправляет товар по вашему клику, но вместо заказанных кроссовок, к примеру, кладет аналогичные по весу старые книги. Когда посылка приходит в пункт выдачи, он пытается зайти на «Авито» через аккаунт жертвы, ведь номер телефона у него уже есть. Остается получить пароль, но его лжепродавец сбрасывает. Покупателю приходит код для восстановления пароля, который он в итоге сообщает мошеннику. Завладев личным кабинетом покупателя, злоумышленник нажимает кнопку «Товар у меня». Жертва остается ни с чем.
3. Предоплата
Иногда мошенники обманывают пользователей «Авито», убеждая их внести аванс или предоплату за желаемый товар.
Предоплата перед доставкой
Бывает, что «продавец» оказывается в другом городе или не готов тратить время на личную встречу, поэтому сразу уточняет, что получить товар возможно только с помощью доставки. Пользоваться для этих целей «Авито» он не хочет по разным причинам и сообщает, что сам отправит ваше приобретение. Нужна лишь предоплата — полная или частичная. После перевода средств никакую посылку вы, скорее всего, не получите.
Предоплата с последующей отменой
Недобросовестный продавец может заманить вас в любой мессенджер, прислать ссылку для предоплаты и сообщить, что перевод средств необходим, чтобы деньги «заморозились» до получения товара и служба доставки назначила курьера. Это тоже уловка.
При этом если вы заподозрите что-то неладное уже после перечисления денег и захотите их вернуть, «продавец» может прислать вам новую ссылку. Перейдя по ней, вы якобы получите деньги обратно, но и это обман — перечисленная сумма спишется повторно.
Как обманывают продавцов
Чтобы не стать жертвой мошенников на «Авито» и не лишиться товара и собственных средств, разберем основные схемы аферистов.
1. Форма для получения денег
Мошенник может расспрашивать продавца о товаре и предложить для удобства дальнейшего общения перейти в другой мессенджер. Там он обычно задает еще пару вопросов и сообщает, что товар подходит, он его уже оплатил. Далее лжепокупатель присылает ссылку, просит перейти по ней и ввести реквизиты для получения средств: номер карты, ФИО, срок действия и три цифры на обороте. Это одна из уловок. Деньги списываются с карты, с ними можно попрощаться.
2. Чек для оплаты на почту и СМС от «банка»
Одна из многочисленных схем, по которым обманывают продавцов, выглядит так:
- мошенник просит прислать ваш адрес электронной почты: якобы он необходим, чтобы на него пришел чек об оплате от «Авито»;
- чек на почту приходит;
- также вы получаете сообщение на телефон, имитирующее зачисление от банка;
- спустя время мошенник заявляет, что передумал покупать, так как нашел вариант выгоднее, и просит вернуть деньги;
- честный продавец делает перевод, но уже из своих средств, потому что никакого зачисления денег за товар ранее не было.
Как распознать мошенников на «Авито»

Знать истории «разводов» нужно, чтобы в случае неприятной онлайн-встречи с недобросовестным пользователем вовремя насторожиться и быть вдвойне аккуратным. Кратко опишем в четырех пунктах, что конкретно должно вас насторожить.
1. У вас запрашивают данные
Мошенники обычно просят у жертвы следующую информацию:
- данные паспорта;
- адрес электронной почты;
- реквизиты банковской карты (номер, имя, CVV, срок действия);
- номер телефона.
2. Вам отправляют ссылку или QR-код
Мошенники направляют своим жертвам ссылку или QR-код для оплаты товара (если вы покупатель), для получения денег или чека (если вы продавец).
3. С вас требуют наличия денег на карте для оплаты
Мошенники заявляют, что для получения оплаты на банковской карте жертвы должна быть сумма, равная стоимости товара или превышающая ее.
4. С вас требуют данные карты для возврата
Мошенники настаивают на том, что для возврата денежных средств (в случае если передумали покупать), требуется номер банковской карты. Это не так.
Как избежать обмана мошенников на «Авито»
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, достаточно соблюдать несколько простых правил.
1. Никогда не переходите для общения в другие мессенджеры. Тот, кто действительно хочет купить или продать товар, не станет привередничать из-за выбора приложения для общения. Он и сам понимает, что переписка на «Авито» безопаснее, в том числе и для него.
2. Не переходите по ссылкам и QR-кодам, которые вам присылают, даже если они ведут якобы на «Авито». Если же переход, по вашему мнению, необходим, проверьте, что ссылка действительно перенаправит вас на сервис объявлений. Сделать это просто:
- самостоятельно зайдите на сайт «Авито Доставка»;
- пролистайте страницу вниз до раздела «Как защититься от злоумышленников» и нажмите «Больше советов»;
- листайте страницу, пока не увидите надпись «Проверьте ссылку»;
- скопируйте отправленную вам ссылку и вставьте в предложенное окно. Если она действительно ведет на сайт объявлений, вы увидите зеленую надпись «Все в порядке, это ссылка на “Авито”».
3. Не отправляйте никому свой адрес электронной почты и номер телефона. Для общения по поводу покупки или продажи достаточно чата на «Авито». Для этого заранее установите способ связи «В сообщениях». Сделать это можно при публикации объявления.
4. Никому не сообщайте данные банковской карты, особенно код, имя владельца и срок действия. «Авито» затребует у продавца только номер карты и только после того, как покупатель получит посылку.
Что делать, если вы столкнулись с мошенниками «Авито»
Если неприятная ситуации уже произошла и вы нарвались на мошенников, немедленно обратитесь в полицию и напишите об этом в службу поддержки «Авито». Если общение происходило в чате цифровой платформы, возможно, вам смогут оперативно помочь. Даже если ситуация потребует более долгих и серьезных разбирательств с участием правоохранительных органов, работники поддержки поспособствуют блокировке мошеннического аккаунта.
Если же вы заметили подозрительное объявление, которое кажется вам мошенническим, нажмите кнопку «Пожаловаться» в нижней части карточки. В тексте жалобы подробно распишите, что вас смутило или насторожило.
Как проверить достоверность объявления

При выборе продавца на «Авито» эксперт Наталья Юматова советует ориентироваться на подсказки, которые есть на платформе. Например, обращать внимание на рейтинг, отзывы, а также цифровые значки, которые говорят о пройденных проверках.
1. «Реквизиты проверены»: данные профиля подтверждены платформой и пользователь предоставил ИНН, КПП, юридический адрес, организационно-правовую форму и название своей компании.
2. «Компания проверена»: организация действующая, не нарушает правил платформы, создана полгода назад или ранее, не банкрот.
3. «Продажа с Авито Доставкой»: пользователь уже прошел через успешные продажи с «Авито Доставкой». Число рядом со значком обозначает количество таких сделок.
4. «Документы проверены» или «Реквизиты проверены»: пользователь подтвердил свою личность, предоставив копию паспорта (или водительских прав) и видео с самим собой для сверки.
5. «Проверенный партнер»: пользователь прошел различные проверки от «Авито» (онлайн или выездные). Например, у продавца нет жалоб от клиентов, он верно заполняет карточки товаров, следует правилам площадки, а в случае с недвижимостью готов показать жилплощадь по видео.
6. «Собственник»: пользователь смог предоставить «Авито» документы, подтверждающие его статус собственника, а платформа успешно проверила их с помощью Росреестра.
Также на некоторых объявлениях есть значки «Проверено Росреестром», «Рыночная стоимость», «Онлайн-показ», «Проверена в ЕГРН», «Телефон подтвержден». Это тоже хорошие показатели.
Как связаться с поддержкой «Авито»
Чтобы сообщить о проблеме или найти ответ на интересующий вас вопрос, можно связаться со службой поддержки на платформе. Есть несколько способов, как это сделать.
1. Зайдите на сайт «Авито», выберите раздел «Помощь». В появившейся строке «Поиск» введите тему, которая вас интересует. Так вы найдете ответы на самые популярные вопросы пользователей.
2. Зайдите на сайт «Авито», выберите раздел «Помощь» и пролистайте страницу вниз. Так можно найти ответы на популярные вопросы и статьи-инструкции, разбитые на рубрики для удобства.
3. Если ничего из вышеперечисленного вам не подошло, зайдите на сайт «Авито», выберите раздел «Помощь» и пролистайте страницу в самый низ. Там вы найдете раздел «Служба поддержки» и кнопку «Задать вопрос».
4. Еще один вариант для связи — звонок в службу поддержки по номеру 8 (800) 600-00-01.
Советы эксперта
Чтобы узнать больше о безопасных сделках на «Авито» и «красных флагах», сигнализирующих о возможных мошенниках, мы связались с директором по доверию и безопасности «Авито» Натальей Юматовой. Эксперт рассказала о нескольких признаках, которые помогут распознать лжепродавцов и таких же покупателей.
«Стоит внимательно относиться ко всей информации, которая указана в объявлении. Например, цена сильно ниже или выше рынка. В этом случае стоит насторожиться и задать продавцу больше вопросов, возможно, запросить дополнительные фото и видео товара (прислать их можно внутри защищенного чата «Авито»). Также стоит обращать внимание на сам профиль пользователя: рейтинг, отзывы, наличие цифровых значков», — посоветовала Наталья Юматова.
Эксперт дополнила, что при общении с продавцом или покупателем, вне зависимости от площадки, стоит насторожиться, если он торопит вас с принятием решения о покупке, пытается вызвать сильные эмоции — страх, стыд, сопереживание. Если он при этом требует предоплату, предлагает перейти в сторонний мессенджер, оформить доставку по предложенной им внешней ссылке, лучше прекратить общение и поискать другие предложения.
Для безопасности Наталья Юматова посоветовала пользователям платформы оплачивать товары с использованием инструментов «безопасной сделки». И объяснила, почему так деньги будут в сохранности.
«Например, с помощью “Авито Доставки” можно получать свои заказы как курьером по городу, так и в пункты выдачи и проверить их при получении. Деньги при этом поступают не лично продавцу, а на специальный счет, где хранятся до момента получения товара. Если что-то пойдет не так, то от заказа можно будет отказаться. В этом случае средства возвратят покупателю, включая стоимость доставки. А если с товаром что-то случится в пути, платформа компенсирует потери и продавцу, и покупателю», — пояснила эксперт.
Наталья Юматова добавила, что «Авито» старается постоянно совершенствоваться в области обеспечения безопасности. И судя по статистике, это работает.
«Ежегодно “Авито” вкладывает более 5 млрд рублей в разработку, развитие и совершенствование инструментов защиты пользователей. Эти инвестиции дают ощутимый результат: за последние четыре года в 100 раз снизилось количество сообщений о небезопасном поведении от пользователей платформы», — резюмировала директор по доверию и безопасности.
Главное о мошенничестве на «Авито»
Людей обманывают в интернете ежедневно. Расскажем, что стоит помнить, чтобы спокойно пользоваться «Авито».
1. При покупке не хватайтесь за самый дешевый вариант. Пословицу про бесплатный сыр все знают, но в самый ответственный момент почему-то выбрасывают ее из головы. Потратьте чуть больше времени, изучите рынок, ценники, аккаунт продавца.
2. Не переходите в другие мессенджеры, общайтесь в защищенном чате площадки.
3. Никому не предоставляйте свои паспортные данные, реквизиты банковской карты, номер телефона, адрес электронной почты.
4. Отдавайте предпочтение аккаунтам пользователей и объявлениям, отмеченным спецзначками «Авито»:
- «Проверено Росреестром»;
- «Рыночная стоимость»;
- «Онлайн-показ»;
- «Проверено в ЕГРН»;
- «Телефон подтвержден»;
- «Реквизиты проверены»;
- «Компания проверена»;
- «Продажа с Авито Доставкой»;
- «Документы проверены» или «Реквизиты проверены»;
- «Проверенный партнер»;
- «Собственник».
5. Следите за своими эмоциями. Если продавец или покупатель пытается вызвать в вас чувство сожаления, стыда, давить на какие-то эмоциональные точки, будьте начеку.
Список источников:
1. Материал «Как не попасться мошенникам» на официальном сайте «Авито».
2. Материал «Заблокировали профиль за нарушения в онлайн-бронировании» на портале «Avito Помощь».
3. Рубрика «Популярные способы мошенничества» на официальном сайте «Авито».
4. Пост «Не знаете, как проверить объявление на надежность?» в официальном телеграм-канале «Авито».
5. Раздел «Контакты» на официальном сайте «Авито».
Автор: Татьяна Зеленина
Эксперт: Наталья Юматова, директор по доверию и безопасности «Авито