Что делать, если перевел деньги мошенникам

Каждый год киберпреступники придумывают все более изощренные способы обмана доверчивых россиян, причем на их удочку попадают не только пенсионеры, но и молодые, финансово грамотные граждане. Расскажем, что делать, если перевел деньги мошенникам, и как отличить звонок настоящей службы безопасности банка от атаки злоумышленника.   

Источник: Freepik

В 2023 году кибермошенники похитили у россиян 15,8 млрд рублей. Это на 11,5% больше, чем годом ранее. Такие данные обнародовал Центробанк России. Рост числа краж связывают с тем, что преступники стали тщательнее выбирать своих жертв, готовятся перед тем, как позвонить им, и атакуют адресно. И далеко не всегда банки и правоохранители имеют возможность вернуть похищенные средства, так как чаще всего злоумышленники находятся за тысячи километров от своей жертвы, применяют сложные финансовые схемы и успевают вывести средства и скрыться до того, как их жертва осознает факт обмана и напишет заявление в полицию. Что делать, если перевел деньги мошенникам, какие меры помогают защититься от их атак и когда банк обязан вернуть украденное, проясним с помощью эксперта. 

Как воруют деньги с карт

В число самых распространенных схем, которые применяют кибермошенники в отношении россиян, входят шесть способов:

  • фишинг: преступники рассылают гражданам сообщения в соцсетях, мессенджерах или по электронной почте. Такие письма содержат ссылки на сайт, внешне похожий на настоящий, но отличающийся от оригинала одним-двумя символами в гиперссылке. С помощью таких порталов они получают конфиденциальные данные пользователей — логины и пароли; 
  • скимминг с карт: преступники устанавливают устройства в банкоматах или торговых терминалах для сбора данных с банковских карт;
  • регистрация в онлайн-банке: украденные данные карты используют для регистрации в личном кабинете финансовой организации, что позволяет мошенникам получить полный контроль над банковскими счетами жертвы;
  • мошенничество в электронной коммерции: кардеры совершают покупки, используя украденные данные карты, и перепродают товары с целью получения прибыли;
  • транзакции с криптовалютой: мошенники конвертируют украденные средства в криптовалюту для анонимности и простоты обналичивания;
  • вишинг — метод телефонного мошенничества с использованием социальной инженерии: злоумышленники по-прежнему используют сценарии звонков якобы от специалистов службы безопасности банка, правоохранительных органов, Центробанка, а также от операторов сотовой связи.

Признаки потенциально мошеннических операций

Большинство мошеннических операций имеют схожие признаки, знание которых помогает бдительным гражданам вовремя распознать подвох и оставить при себе персональные данные, банковские реквизиты и накопленные сбережения. Перечислим самые распространенные симптомы работы преступников, которые должны насторожить:

  • необычные схемы транзакций, когда деньги переводят на счета, ранее отмеченные как мошеннические, либо операция выполняется с устройств, включенных в черный список Центробанка;
  • запрос конфиденциальной информации, когда поступают звонки или сообщения с требованием предоставить данные банковской карты или личные сведения;
  • когда мошенники пользуются VPN-сервисом для маскировки своего местоположения, проявляются так называемые «географические аномалии»: транзакции осуществляются из мест, не совместимых с обычным поведением владельца карты;
  • нетипичная для клиента сумма операции, время ее выполнения и частота транзакций.

«Часто в мошеннических схемах наблюдаются быстрые изменения в расходах и внезапное увеличение сумм или частоты транзакций», — дополнила Валерия Иванова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения», заместитель директора института экономики и финансов Государственного университета управления.

Можно ли вернуть деньги, перечисленные мошенникам

В 2023 году банки смогли вернуть своим клиентам 1,4 млрд рублей, украденных кибермошенниками, что составляет лишь 8,7% от общего объема похищенных  средств. Но есть и плюс — этот показатель в два раза больше, чем в 2022 году.

Часть финансовых преступлений раскрывают правоохранители, в ряде случаев закон обязывает банки возвращать клиентам похищенные средства. У обманутой жертвы есть шанс на счастливый исход дела, но многое зависит от деталей, бдительности гражданина и скорости его реакции: чем быстрее он заблокирует свои карты и счета и напишет заявление в полицию, тем больше вероятность найти преступника и вернуть украденные накопления.

Когда банк обязан возвратить деньги

С 25 июля 2024 года в России банки обязаны возвращать клиентам деньги, украденные мошенниками. Сделать это нужно в течение 30 дней после того, как обманутый гражданин напишет заявление о краже. Такие требования прописаны в Федеральном законе от 24 июля 2023 года № 369-ФЗ (2).

Действие документа распространяется на ситуации, когда банк не уведомил клиента о подозрительной операции и не сделал ничего, чтобы предотвратить перевод на мошеннический счет. В таких случаях финансово-кредитные организации должны приостанавливать операции на два дня для проведения проверки. Но если клиент сам перевел деньги под психологическим воздействием мошенников, процедура возврата средств значительно усложняется.

«Банки обязаны возвращать деньги только в тех случаях, когда они допустили перевод на счета из черного списка Центрального банка России, не оповестили клиента о подозрительной операции и не заблокировали карту после заявления о ее потере. Тогда жертве мошенников должны компенсировать полную сумму денежного перевода в течение 30 дней», — рассказала Валерия Иванова.

Многие учреждения для подстраховки самостоятельно выявляют признаки того, что клиент был введен в заблуждение третьими лицами.

Новый закон уже принес свои плоды — по итогам второго квартала 2024 года банки отразили 16,3 млн попыток похитить деньги клиентов на общую сумму 2,3 трлн рублей. Этот показатель в 1,5 раза больше средних значений предыдущих периодов, сообщил Центробанк. 

Пошаговая инструкция, как вернуть деньги

Приведем алгоритм действий, которые нужно обязательно выполнить в случае, если вы стали жертвой кибермошенников.

1. Обратитесь в банк

Нужно как можно скорее позвонить в банк, со счета которого был совершен перевод, и сообщить специалистам о мошенничестве. Сделать это можно в чате поддержки, по телефону горячей линии, в приложении, на официальном сайте, а также при офлайн-визите: сходите в ближайший офис с паспортом, попросите выписку по счету и напишите заявление с требованием вернуть деньги.

Заблокируйте карту или учетную запись в онлайн-банке и постарайтесь отменить операцию. Банк-отправитель при этом должен срочно связаться с банком-получателем и потребовать заблокировать счет злоумышленника.

Если удалось среагировать быстро — в течение суток, есть высокая вероятность вернуть деньги. Банк проведет служебное расследование, которое может длиться вплоть до месяца, если преступники действовали на территории России, и до двух месяцев, если правонарушение совершено в другой стране.

2. Сообщите о происшествии в Центробанк

Банк России собирает обращения обо всех преступлениях в финансовой сфере. Он может помочь в расследовании дела, особенно если в качестве злоумышленника фигурирует юридическое лицо. Регулятор проведет проверку и отправит результаты следователям.

Сбором информации о финансовом мошенничестве в Центробанке занимается специальное подразделение «ФинЦЕРТ». Он ведет базу данных о дропперах. Телефон дежурной службы: +7 (495) 772-70-90.

3. Напишите заявление в полицию

Заявление можно написать как офлайн при личном визите в отделение полиции, так и онлайн на официальном сайте МВД. К нему нужно приложить банковскую выписку о движении средств на счете и описать как можно больше подробностей произошедшего — это повысит шансы на то, что правоохранители отыщут злоумышленника.

4. Наймите юриста

Если вы понимаете, что стали участником сложного дела, и речь идет о значительной сумме ущерба, нужно обратиться за помощью к опытному специалисту. Это значительно увеличит вероятность успешного завершения следствия или судебного разбирательства.

5. Подайте иск в суд

Если мошенники украли у вас до 50 тысяч рублей, иск о неосновательном обогащении подается в мировой суд, при большей сумме — в районный суд. Если речь идет о значительном ущербе, обратитесь в прокуратуру лично или отправьте заявление заказным письмом. Но не рассчитывайте на быстрый результат — разбирательство может затянуться на несколько лет. 

6. Найдите других пострадавших

Коллективный иск привлекает больше внимания, помогает снизить расходы на юридическую помощь и повышает шансы на успешное раскрытие дела. Найти товарищей по несчастью можно в социальных сетях по хештегам или на тематических форумах.

Меры предосторожности: как не стать жертвой мошенничества

Источник: Shutterstock

Лучшее лечение — это профилактика. Это правило верно и в отношении защиты от кибермошенничества. Расскажем, какие меры помогут вам избежать кражи ваших накоплений.

1. Используйте безопасные способы оплаты

Чтобы избежать мошенничества с банковскими картами, выбирайте платежные системы с надежной защитой, такие как мобильная верификация или двухфакторная аутентификация.

2. Проверяйте банковские выписки

Необходимо регулярно проводить мониторинг транзакций на предмет подозрительных операций и немедленно сообщать о них в банк.

3. Пользуйтесь проверенными сайтами

Будьте осторожны в интернете и избегайте обмена личной информацией на незащищенных сайтах, а также тщательно проверяйте подлинность ресурса, на котором хотите совершить покупку. Помните о фишинге — мошеннической имитации официальных порталов магазинов.

4. Придумайте надежные пароли

Они должны быть достаточно длинными и содержать буквы, цифры и спецсимволы. Никогда не используйте один пароль для всех сайтов и устройств, а также старайтесь придумать сложную комбинацию. Ни в коем случае не стоит защищать доступ к своим деньгам паролем, которые мошенники могут с легкостью подобрать. Например, дату рождения или ряд цифр по возрастанию и убыванию.

5. Никому не сообщайте конфиденциальную информацию

Сотрудники банка даже в случае угрозы хищения средств никогда не требуют сообщить им персональную информацию клиента по телефону. Не говорите незнакомым людям данные своего паспорта, номера карт, PIN-коды и пароли для доступа в личные кабинеты банков, а также коды подтверждения транзакции из СМС-сообщений. Если вам звонят и представляются службой безопасности, положите трубку и позвоните в банк самостоятельно по номеру горячей линии.

«Следует регулярно обновлять настройки безопасности онлайн-банкинга, включая надежные пароли и контрольные вопросы. И, конечно же, необходимо всегда быть в курсе новых тактик мошенников и новейших защитных мер, предлагаемых финансово-кредитными организациями», — добавила Валерия Иванова.

6. Не переходите по непонятным ссылкам

Если вы получили письмо или сообщение от неизвестного отправителя, ни в коем случае не кликайте на ссылки, которые содержатся в письме. Они могут привести вас на фишинговый сайт, где злоумышленники украдут ваши данные.

7. Оформите виртуальную карту

Оплачивайте покупки в интернете только с нее и установите суточный лимит, больше которого потратить с карты будет невозможно. Это поможет сохранить сбережения на основной карте.

Мнение эксперта

Валерия Иванова перечислила ситуации, когда по закону банк не обязан возвращать клиенту похищенные мошенниками средства. 

«С 2024 года банки в России обязаны возмещать ущерб клиентам при мошеннических переводах, если соблюдены определенные условия. Если клиент сам перевел деньги под давлением преступников, применяющих методы социальной инженерии, банк не должен возвращать средства, так как это считается добровольным действием человека. Также финансовая организация не несет никакой ответственности за кражу, если человек не уведомил ее о потере карты или подтвердил подозрительный перевод. Закон вступил в силу 25 июля 2024 года и требует от банков более тщательной проверки переводов», — разъяснила эксперт.

Чек-лист: что делать, если отправил деньги мошенникам

Источник: Freepik

Подведем итоги материала и перечислим алгоритм действий, которые следует выполнить в случае, если личные сбережения перетекли в карман злоумышленника.

1. Обратитесь в банк, заблокируйте карты и счета и напишите заявление с требованием вернуть деньги. Сделать это нужно как можно скорее: если удалось среагировать в течение суток, вероятность успешного исхода дела повышается.

2. Сообщите о происшествии в Центробанк. Сбором информации о финансовом мошенничестве занимается «ФинЦЕРТ», он может помочь в расследовании дела.

3. Напишите заявление в полицию. Сделать это можно при личном визите в ближайшее отделение, а также онлайн на официальном сайте МВД.

4. Наймите юриста, если столкнулись с крупной кражей и стали участников сложного судебного разбирательства. 

5. Подайте иск в мировой или районный суд. Если речь идет о значительной сумме ущерба, обратитесь в прокуратуру лично или отправьте заявление заказным письмом.

6. Найдите других пострадавших. Коллективный иск повышает шансы на успешное раскрытие дела.

Список источников:

1. Аналитика «Обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций» на официальном сайте Банка России. 2024.

2. Федеральный закон от 24.07.2023 года№ 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"».

3. Федеральный закон от 27.06.2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». 

4. Федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

5. Новость «Как вернуть свои денежные средства, если они уже переведены на карту мошенникам» на официальном сайте отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красногвардейскому району. 2020.

Автор: Оксана Артемова

Эксперт: Валерия Иванова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения», заместитель директора института экономики и финансов Государственного университета управления

Обновлено: 29.11.2024 13:16