Спрос: как определить и от чего зависит

Проанализировать спрос — первоочередная задача экономистов и маркетологов перед выпуском новой продукции. Именно от этих данных будет зависеть решение об объемах производства и цене товара. С помощью эксперта расскажем о факторах, влияющих на спрос, его эластичности и способах определить востребованность конкретного изделия или услуги на рынке.

10 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Что такое спрос простыми словами
  2. 2.
    Виды спроса
  3. 3.
    Закон спроса и предложения: в чем суть
  4. 4.
    Факторы, влияющие на величину спроса
  5. 5.
    Эластичность спроса
  1. 6.
    Кривая спроса
  2. 7.
    Как определить спрос потребителя на конкретный товар или услугу
  3. 8.
    Отзыв эксперта о спросе
  4. 9.
    Что нужно запомнить о спросе
  5. 10.
    Список источников
Развернуть
1

Что такое спрос простыми словами

Спрос — основополагающее понятие рыночной экономики, на котором строится вся ее многогранная система. Это определенный объем товаров или услуг, который потребители хотят и могут купить по установленной цене в конкретный промежуток времени.

От спроса напрямую зависит предложение — возможность продавцов и производителей обеспечить потребителей той самой услугой или товаром по цене, которую они готовы заплатить. Ключевой момент — стоимость изделия должна быть выше затрат на его изготовление и реализацию.

2

Виды спроса

В зависимости от различных факторов и условий рынка экономисты выделяют несколько видов спроса. Перечислим основные из них в таблице.

Вид 
Описание 
Потребительский
Товар или услугу приобретают конечные покупатели
Промежуточный
Товар продается посреднику для перепродажи конечному потребителю
Производственный
Продукт или сырье покупают производители для использования при выпуске других товаров либо переработки
Повседневный 
Распространяется на базовые продукты и услуги первой необходимости, такие как ЖКУ или общественный транспорт
Потенциальный
Сколько товаров и услуг могут купить потребители в ближайшем будущем
Скрытый 
Возникает из-за неудовлетворенных потребностей. Определить его можно с помощью анализа рынка и поведения покупателей
Реальный
Объем купленных товаров или услуг за определенный промежуток времени
Удовлетворенный
Потребителей полностью обеспечены необходимыми товарами и услугами
Неудовлетворенный
Часть потенциального спроса, не реализованная из-за отсутствия на рынке нужных покупателям товаров или услуг
Рыночный 
Отражает общую потребность рынка в конкретном товаре или услуге
Индивидуальный
Характеризует потребности отдельного потенциального покупателя
Чрезмерный
Продавец не может в полной мере удовлетворить потребности покупателей. Такая ситуация часто возникает с сезонными товарами в период резкого повышения спроса
Отсутствующий
У потребителей нет желания или возможности покупать конкретный товар
Падающий 
Чаще всего связан с выходом на рынок более дешевых или усовершенствованных аналогов. Например, спрос на кнопочные телефоны упал при появлении смартфонов
Нерегулярный
Связан с сезонными товарами, такими как купальники, зонты или кондиционеры
Нерациональный
Потребители приобретают товары, которые вредят здоровью или окружающей среде: например, алкоголь, табак или полиэтиленовые пакеты
3

Закон спроса и предложения: в чем суть

Это главный закон рыночной экономики, он звучит достаточно просто: чем выше цена товара или услуги, тем ниже спрос. И наоборот: чем ниже стоимость продукта, тем больше потребителей захотят его купить. Предложение напрямую зависит от спроса: наличие второго определяет желание и готовность производителей выпускать товар или предлагать услугу.

Спрос и предложение стремятся к равновесию, то есть к той оптимальной или равновесной стоимости, при которой они равны. Когда удается достичь такого состояния, на рынке нет дефицита или избытка, а значит, исключены резкие колебания цен.

Закон спроса и предложения включает три основных параметра:

  • уровень дохода — по мере роста стоимости продукции покупательская способность снижается, поэтому спрос падает;
  • эффект замещения — потребители пытаются найти более дешевый аналог подорожавшего продукта, и спрос на него уменьшается;
  • закон убывающей предельной полезности — когда человек долго пользуется одним и тем же продуктом, он ему надоедает, и потребитель теряет к этому товару интерес. Повысить спрос в этом случае может только снижение цены.

4

Факторы, влияющие на величину спроса

На спрос влияет большое количество факторов, которые специалисты разделили на две основные группы: ценовые и неценовые. Перечислим, что входит в каждую из этих категорий.

Ценовые факторы

Название группы определяет главный компонент, который в нее включен, — это цена, установленная продавцом на товар или услугу. В эту категорию входят три основных фактора:

  • цена конкретного товара или услуги;
  • стоимость аналогичных товаров или услуг;
  • цены на сопутствующие или дополнительные товары, расходные материалы: например, бензин для автомобиля или чернила для принтера.

Неценовые факторы

Речь идет об условиях, которые влияют на величину спроса, помимо цены. Таких факторов пять:

  • сезонность;
  • мода и тренды — на них влияют рекламные кампании, мнения популярных блогеров, маркетинговые инструменты;
  • доход потребителя — чем он выше, тем больше спрос;
  • неценовая дифференциация товара: объем спроса зависит от сервиса и рекламы. Например, когда два товара стоят одинаково, именно реклама и сервис определяют выбор потребителя;
  • численность и миграция населения — чем больше людей живет на определенной территории, тем выше объемы потребления.

Также к этой группе можно отнести экономическую ситуацию в стране, наличие налоговых льгот и субсидий, качество товара, его экологичность и состав.

5

Эластичность спроса

Этот термин характеризует изменение спроса на конкретный товар при уменьшении или увеличении его цены. Чем эластичнее спрос, тем сильнее реагируют покупатели на повышение или понижение стоимости. Опишем в таблице разные виды спроса в зависимости от этого показателя.

Эластичный спрос
В этом случае работает закон спроса: чем выше цена, тем меньше интерес потребителя к товару, и наоборот
Неэластичный спрос
Колебания цен практически не сказываются на объеме спроса
Абсолютно эластичный
Люди покупают продукт по определенной цене. Любое ее изменение приводит к отсутствию клиентов либо длинной очереди потребителей
Абсолютно неэластичный
Объем спроса на товар остается неизменным независимо от цены, которую устанавливает продавец

При высокой эластичности продавцу выгодно уменьшить цену и заработать на увеличении товарооборота. При низкой эластичности такие манипуляции бессмысленны, поэтому стоит учитывать этот фактор при выпуске продукции.

«Эластичный спрос всегда на товары повышенной маржинальности — это драгоценные камни, ювелирные украшения, изделия из меха, а наименее эластичный — на товары первой необходимости. Речь идет о молоке, хлебе, картофеле, то есть продуктах, которые входят в потребительскую корзину. Когда цены на эти товары растут, люди думают, что в будущем они будут еще выше и приобретают их в бóльших объемах. В экономике это называется “Эффект Гиффена”. Мы всегда будем пить молоко, есть яйца и другие базовые продукты независимо от того, как меняется цена. А вот спрос на товары повышенной маржинальности, то есть изделия класса люкс не первой необходимости, сильно меняется при малейшем изменении цены», — разъяснил Олег Абелев, кандидат экономических наук, начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст».

6

Кривая спроса

Отображает зависимость спроса от объема товара или услуг, который потребители готовы купить за названную продавцом цену. При снижении показателя уменьшается количество приобретаемой на рынке продукции, а при его увеличении, наоборот, люди покупают больше изделий.

7

Как определить спрос потребителя на конкретный товар или услугу

Перед тем как выпускать на рынок новый товар, производитель должен определить потенциальный спрос на него. Это необходимо для планирования доходов, понимания объемов производства и размера цены, которую можно установить на продукцию. Перечислим действия, которые помогут определить величину спроса.

1. Анализ поисковых запросов

Это удобно делать с помощью сервиса Яндекс Вордстат. Если люди часто ищут конкретный товар или услугу, спрос на него будет высоким. Если добавить к поисковому запросу слова «купить» или «продать», анализ будет более точным, так как покажет реальную потребность, а не просто интерес к предмету.

2. Аналитика маркетплейсов

Самый простой способ — ввести запрос в поисковой строке и посмотреть на ранжирование карточек. Самые популярные изделия будут занимать верхние строчки. Можно ориентироваться и на отзывы покупателей к тем или иным товарам. Также маркетплейсы предоставляют бесплатную аналитику в личном кабинете продавца.

3. Анализ запросов на сайтах объявлений

Для этого можно воспользоваться аналитикой сайта «Авито». Она позволит выяснить, когда и на какие товары спрос самый высокий, в каких регионах, а также поможет подобрать удачные формулировки для продажи.

4. Итоги маркетинговых исследований и опросов

Найти их можно на официальных сайтах маркетинговых компаний либо специализированных порталах, например ВЦИОМ.

5. Анализ конкурентов

Сделать это можно с помощью специальный платных сервисов, таких как SellerStats или MPSTATS. Такая информация позволит объективно оценить уровень конкуренции в конкретной рыночной нише и свои шансы на успешное ее освоение.

6. Самостоятельные маркетинговые исследования

Этот метод подойдет для сложных, редких или уникальных товаров, которые не продаются на маркетплейсах. Это может быть недвижимость, эксклюзивная косметика или авторский обучающий курс.

7. Сделать тестовый лендинг

Он поможет определить реальную величину спроса на конкретный товар. Но для этого нужно четко определить свою целевую аудиторию и грамотно оптимизировать лендинг с помощью ключевых слов и формулировок. Запустить посадочную страницу можно в социальных сетях или через Яндекс Директ, а проанализировать результаты — через Яндекс Метрику.

8

Отзыв эксперта о спросе

О факторах, которые влияют на спрос в настоящее время, рассказал наш эксперт Олег Абелев. Также кандидат экономических наук поделился своим видением развития мирового рынка в ближайшем будущем.

«В настоящее время на спрос в основном влияет доход потребителя. Но это всегда второй фактор после цены — именно она определяет востребованность товаров и услуг. В условиях растущих инфляционных ожиданий по всему миру за последние 5−7 лет доходы потребителей выходят на первый план из неценовых факторов. А ранее, в 80−90 годах, сезонность и мода шли сразу после цены», — рассказал эксперт.

По словам Олега Абелева, сейчас ситуация меняется в силу общих инфляционных изменений в мировой экономике. После того как бывшие страны социалистического блока встроились в капиталистическую систему, им удалось увеличить объем производства и задействовать больше рабочей силы без сильного повышения цен.

«Этот резерв уже исчерпан, и сейчас мировая экономика заходит на новый виток увеличения объемов производства, который сопровождается ростом стоимости. Следующим после цены важнейшим неценовым фактором будет доход потребителя», — считает специалист.

По его мнению, чтобы сохранять высокий спрос, нужно выпускать продукцию, которая будет отличаться в глазах потребителя от аналогичной. Если говорить о предоставлении услуги в локальной нише, это должно быть уникальное предложение, не похожее ни на что другое, чтобы покупатель мог ее различить.

«Это позволит повысить маржинальность услуг, обеспечит рост спроса и поможет найти свою собственную аудиторию», — заключил Олег Абелев.

9

Что нужно запомнить о спросе

Подведем итоги материала и перечислим ключевые моменты, которые нужно знать о спросе.

1. Спрос — это определенный объем товаров или услуг, который потребители хотят и могут купить по установленной цене в конкретный промежуток времени.

2. Определяющие спрос факторы — стоимость товаров и услуг и доходы потребителей. Также на него сильно влияют мода, сезонность, экономическая ситуация в стране, численность и миграция населения.

3. Чем выше цена товара или услуги, тем ниже спрос. И наоборот: чем ниже стоимость продукта, тем больше потребителей захотят его купить.

4. Спрос бывает эластичным и неэластичным. В первом случае снижение цены приведет к резкому росту объемов продаж и наоборот. Во втором случае ценовые колебания никак не сказываются на спросе. Наименее эластичный спрос — на товары первой необходимости: продукты питания, воду и ЖКУ.

5. Сейчас мировая экономика заходит на новый виток увеличения объемов производства, который сопровождается ростом стоимости. Следующим после цены важнейшим неценовым фактором станет доход потребителя.

10

Список источников

1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. «Экономикс: принципы, проблемы и политика». Издательство «Инфра-М», 2022.

2. Румянцева Е. Е. «Емкость рынка». Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

3. Сорокин А. В. Статья «Общая экономика: новый подход к анализу спроса и предложения». Журнал «Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика».

4. Кривонос Ю. Е. Конспект лекций «Экономическая теория», ТТИ ЮФУ, 2009.

Автор: Оксана Артемова

Эксперт: Олег Абелев, к. э. н, начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст»