Бизнес-план: стратегия реализации цели

По данным Росстата, почти 90% стартапов закрываются в первый год работы, поэтому важно избежать ошибок в начале пути по запуску и развитию бизнеса. Получить ожидаемый результат поможет классический бизнес-план (БП) — программа действий начинающего предпринимателя. Вместе с экспертом мы расскажем о том, какие данные должен содержать этот документ, и дадим действенные советы по его созданию.

10 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Что такое бизнес-план простыми словами
  2. 2.
    Зачем нужен бизнес-план: основные цели
  3. 3.
    Виды бизнес-планов
  4. 4.
    Какие разделы содержит бизнес-план
  5. 5.
    Как составить бизнес-план проекта: пример оформления
  1. 6.
    Какие ошибки чаще всего совершают при составлении бизнес-плана
  2. 7.
    Инструменты для составления бизнес-плана
  3. 8.
    Советы эксперта о бизнес-плане
  4. 9.
    Что нужно запомнить о составлении бизнес-плана проекта
  5. 10.
    Список источников
Развернуть
1

Что такое бизнес-план простыми словами

Это пошаговая программа действий, оформленная в виде документа. Она создается с целью получения бизнесменом или компанией максимальной прибыли. Свое определение этому понятию дал Дмитрий Завьялов, к. э. н., заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ имени Г. В. Плеханова: «Бизнес-план компании или проекта — это финансовая или имитационная модель, отражающая действия организации за конкретный период времени».

2

Зачем нужен бизнес-план: основные цели

Основная задача БП — спроектировать модель работы бизнеса и спрогнозировать ее «поведение» в действующих рыночных условиях.

«Бизнес-план создают не в тот момент, когда блестящая предпринимательская идея вас только посетила, а когда период метаний, проверки гипотез и тестирования более-менее закончен и нужно концентрироваться на конкретных действиях», — добавил Дмитрий Завьялов.

Основные цели бизнес-планирования:

  • создание программы по реализации задач;
  • доказательство экономической выгодности и целесообразности проекта;
  • определение перспектив развития бизнеса;
  • привлечение инвесторов и партнеров;
  • оценка финансового состояния.

Эксперт пояснил, что БП позволяет держать руку на пульсе: он содержит необходимые для достижения показатели и включает перечень действий, которые для этого следует выполнить. Документ помогает сфокусироваться на общей стратегии бизнеса благодаря четко прописанным целям, расстановке приоритетов, регулярному отслеживанию результатов работы, подведению промежуточных итогов.

3

Виды бизнес-планов

Рассмотрим детальнее основные виды бизнес-планирования.

Внутренний бизнес-план

Обеспечивает рациональное использование внутренних ресурсов, возможностей предприятия, расширение и укрепление его конкурентоспособности. Также он помогает планировать работу компании в соответствии с потребностями рынка.

Внешний бизнес-план для инвесторов

Направлен на привлечение инвестиций, заемных средств, развитие предприятия, расширение деловых контактов, международных связей, а также всесторонне оценивает выгоду внешнего инвестора.

Бизнес-план для получения кредита в банке

Разрабатывается для получения кредита на развитие организации и достижение желаемых результатов.

Бизнес-план для получения господдержки

Формируется для привлечения средств государственного бюджета или благотворительных фондов для решения проблем и исполнения инвестиционного проекта.

Антикризисный бизнес-план

Когда положение дел на предприятии угрожает его существованию, антикризисный бизнес-план помогает повысить эффективность работы и дает толчок дальнейшему развитию.

4

Какие разделы содержит бизнес-план

Содержание и объем документа задают цели создания БП. Также на его параметры и степень детализации влияют следующие факторы:

  • сфера деятельности компании;
  • техническая оснащенность организации;
  • структура бизнеса;
  • квалификация кадров;
  • конкурентные ориентиры;
  • требования и пожелания инвесторов, заказчиков, партнеров по бизнесу и сотрудников.

Бизнес-план должен соответствовать списку требований:

  • упорядоченное структурирование разделов;
  • очередность этапов;
  • убедительность расчетов базовых параметров;
  • доступность широкому кругу читателей;
  • подлинность приводимой статистики и выводов;
  • визуализация благодаря иллюстрациям, схемам, графикам.

Существуют разнообразные подходы к созданию БП. Изучим строение бизнес-плана, рекомендуемое стандартами методики UNIDO.

1. Титульная страница

Это первая страница бизнес-плана. Она содержит:

  • название проекта;
  • наименование организации;
  • адрес компании;
  • сведения о руководителе;
  • дату создания бизнес-плана.

2. Резюме

Раскрывает смысл проекта и значения важнейших показателей. Эта часть — «визитная карточка» бизнеса. Именно по резюме инвесторы и партнеры судят о рациональности проекта.

3. Описание предприятия и отрасли

Включает сведения о предприятии, реализующем бизнес-план, содержании и специфике этого вида коммерческой деятельности. Ключевые элементы раздела:

  • история компании;
  • форма собственности;
  • цели;
  • тип бизнеса.

4. Описание продукции (услуг)

Указывает назначение и преимущества услуги или товара.

5. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

Здесь продумывается и объясняется:

  • ценообразование;
  • схема распространения товаров;
  • виды рекламы;
  • методы стимулирования продаж;
  • организация послепродажного сопровождения;
  • формирование имиджа.

6. Производственный план

В этом разделе прорабатываются вопросы, связанные с изготовлением продукции и выполнением работ, а также доказывается инвесторам, что организация способна обеспечить объем товаров или услуг, предусмотренный планом маркетинга.

7. Организационный план

Описывает концепции, формы и структуры управления инвестиционным проектом.

8. Финансовый план

Прогнозирует будущее финансовое состояние предприятия и позволяет решить, разумно ли создавать и реализовывать проект.

9. Направленность и эффективность проекта

Учитывает изменение цен и инфляцию со временем. Включает расчет следующих показателей:

  • чистый дисконтированный доход;
  • дисконтированный срок окупаемости;
  • внутренняя норма доходности;
  • индекс прибыльности.

10. Риски и гарантии

В этом разделе определяются опасные факторы, оценивается вероятность их наступления, потенциальный вред и предлагаются мероприятия по недопущению рисков.

11. Приложения

Иллюстрации, схемы, графики, диаграммы, фотографии, таблицы и другие наглядные материалы, которые подробно объясняют и подтверждают сведения, представленные в БП.

5

Как составить бизнес-план проекта: пример оформления

Дмитрий Завьялов считает, что подготовка бизнес-плана — один из наиболее простых инструментов планирования и самоконтроля. Чем солиднее предприятие, тем сложнее, полнее и обоснованнее будет документ. Рассмотрим, какой перечень действий необходим для создания БП.

1. Проанализируйте рынок

Изучите рынок сбыта продукции или услуг с помощью маркетинговых исследований, определите целевую аудиторию. На основе анализа сделайте вывод, на какую долю рынка сможете претендовать, а также оцените шансы предприятия добиться успеха. Укажите затраты, необходимые для выхода на рынок, и возможные риски. Если увидите потребность в заемных средствах, убедите инвесторов и кредиторов в конкурентоспособности проекта.

«Важно показать, что предприниматель действительно знает свой рынок, потенциального покупателя, проблемы и способы их решения. Необходимо сконцентрировать внимание на двух основных параметрах рынка: размер и охват целевой аудитории», — рассказал эксперт.

2. Проанализируйте конкурентов

Изучите крупнейших производителей аналогов и их предложения, чтобы выработать тактику конкурентной борьбы. Знание соперников — ключ к успеху в бизнесе. Дмитрий Завьялов дополнил, что даже если представляемый в бизнес-плане проект уникален, это не означает, что можно забыть о конкуренции. Отсутствие оценки соперников вызывает недоверие к продукту или к степени проработки проекта.

3. Охарактеризуйте продукцию (услуги)

Приведите подробную характеристику продукции, сравните ее с конкурентами, проанализируйте план развития и оцените потенциал товара или услуги.

4. Опишите предприятие

Охарактеризуйте предприятие с акцентом на его уникальности и отличии от других компаний на рынке.

5. Сформируйте производственный план

Подробно опишите себестоимость товара или услуги, последовательность этапов производства и способы доставки потребителю. Рассмотрите вопросы, связанные с помещениями, необходимым оборудованием, персоналом, материальными ресурсами.

6. Проработайте организационный план (план менеджмента)

Обрисуйте структуру компании, установите четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями, распределите между ними права и ответственность. Проанализируйте кадровый потенциал и покажите возможным инвесторам вашу способность обеспечить труд команды.

7. Разработайте план маркетинга

Продумайте тактику создания приятного впечатления о компании на первом этапе, а впоследствии — положительной и устойчивой репутации в сознании покупателей. Покажите стратегию продаж в разные временные периоды. Продемонстрируйте сильные стороны фирмы на целевых рынках.

8. Сформируйте финансовый план

Покажите источники финансирования и доходы, а также разовые, регулярные и периодические расходы с учетом маркетингового, производственного и организационного планов. Подробно опишите потребность в финансовых ресурсах, схемы их получения, ответственность заемщиков и систему гарантий. Также оцените вероятность выплаты долга или дивидендов в случае инвестиций.

9. Проанализируйте риски

Рассмотрите критические угрозы и потенциальные проблемы. Главные риски возможны со стороны потребителей (снижение спроса), конкурентов и персонала, который занимается маркетингом, производством или менеджментом.

10. Оформительский этап

Соберите целостную картину будущего проекта, оформив приложения, титульный лист, содержание, и создайте привлекательное резюме. Для создания бизнес-плана можно использовать специальные программы, простейшие сервисы (Microsoft Excel), онлайн-конструкторы и платформы. Также работают организации, которые помогут решить этот вопрос за деньги.

6

Какие ошибки чаще всего совершают при составлении бизнес-плана

Часто создатели бизнес-плана совершают ряд распространенных ошибок, перечислим их.

1. Переоценка объема продаж и потенциала продукции (услуг).

2. Ошибки в финансовых расчетах:

  • занижение затратной части и издержек, связанных с реализацией проекта;
  • завышение цены товара или услуги.

3. Некачественные маркетинговые исследования.

4. Перегруженность терминами, информацией, «водой».

5. Неправильный формат, неприглядный внешний вид документа.

Дмитрий Завьялов дополнил список примерами, с которыми неоднократно сталкивался в работе:

  • языковые ошибки;
  • недостаток данных или скудная информация;
  • безосновательные выводы, сделанные на основе интуиции;
  • отсутствие оценки рисков.

7

Инструменты для составления бизнес-плана

После исследования внутренней и внешней среды бизнеса сведите результаты воедино. Задача состоит в том, чтобы применить для этого подходящие методы и инструменты. Ознакомимся с некоторыми из них.

SWOT-анализ

Образцовая SWOT-методика демонстрирует цельную картину реальности и расшифровывается так:

  • S — сильные стороны;
  • W — слабые стороны;
  • О — возможности;
  • T — угрозы.

SWOT-анализ помогает найти новые ресурсы и аспекты бизнеса, которые нуждаются в улучшении. Также он определяет факторы или угрозы, которые могут негативно повлиять на работу компании.

Выбирая стратегию, не забывайте, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Например, неиспользованный потенциал становится опасным, если его применит конкурент.

Анализ пяти сил Портера

Демонстрирует экономические силы, влияющие на изучаемую отрасль, и подсвечивает выигрышные позиции бизнеса.

Пять сил Портера представляют собой:

  • конкуренцию в отрасли;
  • вероятность появления новых игроков;
  • рыночную власть поставщиков;
  • рыночную власть клиентов;
  • угрозу появления продуктов-заменителей.

PESTLE-анализ

Определяет факторы макросреды, которые наверняка повлияют на рассматриваемый бизнес:

  • P — политические;
  • E — экономические;
  • S — социальные;
  • T — технологические;
  • L — правовые;
  • E — экологические.

В результате прорабатывается выигрышная стратегия развития.

Видение

Описание эталонного состояния компании и ее целей. Поразмыслив над развитием бизнеса, стоит обозначить действия, ведущие к желаемым результатам, и спроектировать стратегический план.

VRIO-анализ

Определяет конкурентные преимущества изучаемого продукта или услуги. Методика включает четыре элемента:

  • V — ценность: польза для клиента;
  • R — редкость: контроль над ресурсом или технологией;
  • I — неподражаемость: риск легкого копирования конкурентами;
  • О — организация: отлаженность систем и процессов компании, извлекающих пользу из доступных ресурсов.

8

Советы эксперта о бизнес-плане

Дмитрий Завьялов дал рекомендации по созданию БП, перечислим их.

1. Помнить, что информация должна быть точной и актуальной, без лишних подробностей и деталей.

2. Бизнес-план должен представлять собой алгоритм конкретных действий, а не рекламную презентацию продукта. План — это не краткосрочные и долгосрочные цели, а описание того, каким образом бизнесмен планирует этих целей достичь.

3. Какой бы инновационной и гениальной ни была идея, она ничего не стоит, если нет конкретной проблемы, которую она позволяет решить. Поэтому лучше всего описывать продукт с точки зрения потенциального потребителя.

4. Следует уделить внимание идеологам и создателям компании, а также команде, работающей в проекте. Инвесторы должны иметь представление о тех людях, которым они доверят свои финансы и время.

5. Сохраняйте фокусировку на главном, оставив второстепенное в приложениях. При необходимости инвестор запросит у вас дополнительную информацию.

«Помните: ни один бизнес-план не выдерживает столкновения с реальностью. Нужно быть готовым своевременно вносить корректировки в плановые показатели и отслеживать действия конкурентов», — резюмировал эксперт.

9

Что нужно запомнить о составлении бизнес-плана проекта

Выделим основные идеи и ключевые моменты, которых необходимо придерживаться при создании результативного БП.

1. Бизнес-план должен быть основан на достоверном анализе и реальных данных экономических исследований, заключениях компетентных экспертов. Гипотезы и прогнозы должны быть тщательно изучены.

2. Бизнес-план нужно представить в привлекательной форме, написать простым и понятным языком, следуя четкому алгоритму.

3. Цель БП — с успехом вывести товар на рынок и занять свободную нишу.

4. Акцентировать внимание на уникальности и преимуществах продукции, ее пользе для потенциальных покупателей.

5. Выбор маркетинговой стратегии зависит от текущей обстановки, поэтому ее необходимо адаптировать к возможностям, открывающимся в актуальных условиях.

6. Главный капитал компании — это люди. Суперрезультат принесет только суперколлектив, поэтому важно сформировать хорошую команду и грамотно распределить работу в ней.

10

Список источников

1. Бгашев М. В. «Бизнес-планирование». Учебное пособие, 2018 год.

2. Новосад М. В. «Бизнес-планирование на предприятии». Учебное пособие, 2021 год.

3. Углинская В. В. «Бизнес-планирование: учебное пособие для студентов экономических направлений подготовки», 2023 год.

4. Грачев С. А., Гундорова М. А. «Бизнес-планирование». Учебное пособие, 2023 год.

Автор: Алена Бузуверова

Эксперт: Дмитрий Завьялов, к. э. н., заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ имени Г. В. Плеханова