Что такое бизнес-план простыми словами
Это пошаговая программа действий, оформленная в виде документа. Она создается с целью получения бизнесменом или компанией максимальной прибыли. Свое определение этому понятию дал Дмитрий Завьялов, к. э. н., заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ имени Г. В. Плеханова: «Бизнес-план компании или проекта — это финансовая или имитационная модель, отражающая действия организации за конкретный период времени».
Зачем нужен бизнес-план: основные цели
Основная задача БП — спроектировать модель работы бизнеса и спрогнозировать ее «поведение» в действующих рыночных условиях.
«Бизнес-план создают не в тот момент, когда блестящая предпринимательская идея вас только посетила, а когда период метаний, проверки гипотез и тестирования более-менее закончен и нужно концентрироваться на конкретных действиях», — добавил Дмитрий Завьялов.
Основные цели бизнес-планирования:
- создание программы по реализации задач;
- доказательство экономической выгодности и целесообразности проекта;
- определение перспектив развития бизнеса;
- привлечение инвесторов и партнеров;
- оценка финансового состояния.
Эксперт пояснил, что БП позволяет держать руку на пульсе: он содержит необходимые для достижения показатели и включает перечень действий, которые для этого следует выполнить. Документ помогает сфокусироваться на общей стратегии бизнеса благодаря четко прописанным целям, расстановке приоритетов, регулярному отслеживанию результатов работы, подведению промежуточных итогов.
Виды бизнес-планов
Рассмотрим детальнее основные виды бизнес-планирования.
Внутренний бизнес-план
Обеспечивает рациональное использование внутренних ресурсов, возможностей предприятия, расширение и укрепление его конкурентоспособности. Также он помогает планировать работу компании в соответствии с потребностями рынка.
Внешний бизнес-план для инвесторов
Направлен на привлечение инвестиций, заемных средств, развитие предприятия, расширение деловых контактов, международных связей, а также всесторонне оценивает выгоду внешнего инвестора.
Бизнес-план для получения кредита в банке
Разрабатывается для получения кредита на развитие организации и достижение желаемых результатов.
Бизнес-план для получения господдержки
Формируется для привлечения средств государственного бюджета или благотворительных фондов для решения проблем и исполнения инвестиционного проекта.
Антикризисный бизнес-план
Когда положение дел на предприятии угрожает его существованию, антикризисный бизнес-план помогает повысить эффективность работы и дает толчок дальнейшему развитию.
Какие разделы содержит бизнес-план
Содержание и объем документа задают цели создания БП. Также на его параметры и степень детализации влияют следующие факторы:
- сфера деятельности компании;
- техническая оснащенность организации;
- структура бизнеса;
- квалификация кадров;
- конкурентные ориентиры;
- требования и пожелания инвесторов, заказчиков, партнеров по бизнесу и сотрудников.
Бизнес-план должен соответствовать списку требований:
- упорядоченное структурирование разделов;
- очередность этапов;
- убедительность расчетов базовых параметров;
- доступность широкому кругу читателей;
- подлинность приводимой статистики и выводов;
- визуализация благодаря иллюстрациям, схемам, графикам.
Существуют разнообразные подходы к созданию БП. Изучим строение бизнес-плана, рекомендуемое стандартами методики UNIDO.
1. Титульная страница
Это первая страница бизнес-плана. Она содержит:
- название проекта;
- наименование организации;
- адрес компании;
- сведения о руководителе;
- дату создания бизнес-плана.
2. Резюме
Раскрывает смысл проекта и значения важнейших показателей. Эта часть — «визитная карточка» бизнеса. Именно по резюме инвесторы и партнеры судят о рациональности проекта.
3. Описание предприятия и отрасли
Включает сведения о предприятии, реализующем бизнес-план, содержании и специфике этого вида коммерческой деятельности. Ключевые элементы раздела:
- история компании;
- форма собственности;
- цели;
- тип бизнеса.
4. Описание продукции (услуг)
Указывает назначение и преимущества услуги или товара.
5. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
Здесь продумывается и объясняется:
- ценообразование;
- схема распространения товаров;
- виды рекламы;
- методы стимулирования продаж;
- организация послепродажного сопровождения;
- формирование имиджа.
6. Производственный план
В этом разделе прорабатываются вопросы, связанные с изготовлением продукции и выполнением работ, а также доказывается инвесторам, что организация способна обеспечить объем товаров или услуг, предусмотренный планом маркетинга.
7. Организационный план
Описывает концепции, формы и структуры управления инвестиционным проектом.
8. Финансовый план
Прогнозирует будущее финансовое состояние предприятия и позволяет решить, разумно ли создавать и реализовывать проект.
9. Направленность и эффективность проекта
Учитывает изменение цен и инфляцию со временем. Включает расчет следующих показателей:
- чистый дисконтированный доход;
- дисконтированный срок окупаемости;
- внутренняя норма доходности;
- индекс прибыльности.
10. Риски и гарантии
В этом разделе определяются опасные факторы, оценивается вероятность их наступления, потенциальный вред и предлагаются мероприятия по недопущению рисков.
11. Приложения
Иллюстрации, схемы, графики, диаграммы, фотографии, таблицы и другие наглядные материалы, которые подробно объясняют и подтверждают сведения, представленные в БП.
Как составить бизнес-план проекта: пример оформления
Дмитрий Завьялов считает, что подготовка бизнес-плана — один из наиболее простых инструментов планирования и самоконтроля. Чем солиднее предприятие, тем сложнее, полнее и обоснованнее будет документ. Рассмотрим, какой перечень действий необходим для создания БП.
1. Проанализируйте рынок
Изучите рынок сбыта продукции или услуг с помощью маркетинговых исследований, определите целевую аудиторию. На основе анализа сделайте вывод, на какую долю рынка сможете претендовать, а также оцените шансы предприятия добиться успеха. Укажите затраты, необходимые для выхода на рынок, и возможные риски. Если увидите потребность в заемных средствах, убедите инвесторов и кредиторов в конкурентоспособности проекта.
«Важно показать, что предприниматель действительно знает свой рынок, потенциального покупателя, проблемы и способы их решения. Необходимо сконцентрировать внимание на двух основных параметрах рынка: размер и охват целевой аудитории», — рассказал эксперт.
2. Проанализируйте конкурентов
Изучите крупнейших производителей аналогов и их предложения, чтобы выработать тактику конкурентной борьбы. Знание соперников — ключ к успеху в бизнесе. Дмитрий Завьялов дополнил, что даже если представляемый в бизнес-плане проект уникален, это не означает, что можно забыть о конкуренции. Отсутствие оценки соперников вызывает недоверие к продукту или к степени проработки проекта.
3. Охарактеризуйте продукцию (услуги)
Приведите подробную характеристику продукции, сравните ее с конкурентами, проанализируйте план развития и оцените потенциал товара или услуги.
4. Опишите предприятие
Охарактеризуйте предприятие с акцентом на его уникальности и отличии от других компаний на рынке.
5. Сформируйте производственный план
Подробно опишите себестоимость товара или услуги, последовательность этапов производства и способы доставки потребителю. Рассмотрите вопросы, связанные с помещениями, необходимым оборудованием, персоналом, материальными ресурсами.
6. Проработайте организационный план (план менеджмента)
Обрисуйте структуру компании, установите четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями, распределите между ними права и ответственность. Проанализируйте кадровый потенциал и покажите возможным инвесторам вашу способность обеспечить труд команды.
7. Разработайте план маркетинга
Продумайте тактику создания приятного впечатления о компании на первом этапе, а впоследствии — положительной и устойчивой репутации в сознании покупателей. Покажите стратегию продаж в разные временные периоды. Продемонстрируйте сильные стороны фирмы на целевых рынках.
8. Сформируйте финансовый план
Покажите источники финансирования и доходы, а также разовые, регулярные и периодические расходы с учетом маркетингового, производственного и организационного планов. Подробно опишите потребность в финансовых ресурсах, схемы их получения, ответственность заемщиков и систему гарантий. Также оцените вероятность выплаты долга или дивидендов в случае инвестиций.
9. Проанализируйте риски
Рассмотрите критические угрозы и потенциальные проблемы. Главные риски возможны со стороны потребителей (снижение спроса), конкурентов и персонала, который занимается маркетингом, производством или менеджментом.
10. Оформительский этап
Соберите целостную картину будущего проекта, оформив приложения, титульный лист, содержание, и создайте привлекательное резюме. Для создания бизнес-плана можно использовать специальные программы, простейшие сервисы (Microsoft Excel), онлайн-конструкторы и платформы. Также работают организации, которые помогут решить этот вопрос за деньги.
Какие ошибки чаще всего совершают при составлении бизнес-плана
Часто создатели бизнес-плана совершают ряд распространенных ошибок, перечислим их.
1. Переоценка объема продаж и потенциала продукции (услуг).
2. Ошибки в финансовых расчетах:
- занижение затратной части и издержек, связанных с реализацией проекта;
- завышение цены товара или услуги.
3. Некачественные маркетинговые исследования.
4. Перегруженность терминами, информацией, «водой».
5. Неправильный формат, неприглядный внешний вид документа.
Дмитрий Завьялов дополнил список примерами, с которыми неоднократно сталкивался в работе:
- языковые ошибки;
- недостаток данных или скудная информация;
- безосновательные выводы, сделанные на основе интуиции;
- отсутствие оценки рисков.
Инструменты для составления бизнес-плана
После исследования внутренней и внешней среды бизнеса сведите результаты воедино. Задача состоит в том, чтобы применить для этого подходящие методы и инструменты. Ознакомимся с некоторыми из них.
SWOT-анализ
Образцовая SWOT-методика демонстрирует цельную картину реальности и расшифровывается так:
- S — сильные стороны;
- W — слабые стороны;
- О — возможности;
- T — угрозы.
SWOT-анализ помогает найти новые ресурсы и аспекты бизнеса, которые нуждаются в улучшении. Также он определяет факторы или угрозы, которые могут негативно повлиять на работу компании.
Выбирая стратегию, не забывайте, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Например, неиспользованный потенциал становится опасным, если его применит конкурент.
Анализ пяти сил Портера
Демонстрирует экономические силы, влияющие на изучаемую отрасль, и подсвечивает выигрышные позиции бизнеса.
Пять сил Портера представляют собой:
- конкуренцию в отрасли;
- вероятность появления новых игроков;
- рыночную власть поставщиков;
- рыночную власть клиентов;
- угрозу появления продуктов-заменителей.
PESTLE-анализ
Определяет факторы макросреды, которые наверняка повлияют на рассматриваемый бизнес:
- P — политические;
- E — экономические;
- S — социальные;
- T — технологические;
- L — правовые;
- E — экологические.
В результате прорабатывается выигрышная стратегия развития.
Видение
Описание эталонного состояния компании и ее целей. Поразмыслив над развитием бизнеса, стоит обозначить действия, ведущие к желаемым результатам, и спроектировать стратегический план.
VRIO-анализ
Определяет конкурентные преимущества изучаемого продукта или услуги. Методика включает четыре элемента:
- V — ценность: польза для клиента;
- R — редкость: контроль над ресурсом или технологией;
- I — неподражаемость: риск легкого копирования конкурентами;
- О — организация: отлаженность систем и процессов компании, извлекающих пользу из доступных ресурсов.
Советы эксперта о бизнес-плане
Дмитрий Завьялов дал рекомендации по созданию БП, перечислим их.
1. Помнить, что информация должна быть точной и актуальной, без лишних подробностей и деталей.
2. Бизнес-план должен представлять собой алгоритм конкретных действий, а не рекламную презентацию продукта. План — это не краткосрочные и долгосрочные цели, а описание того, каким образом бизнесмен планирует этих целей достичь.
3. Какой бы инновационной и гениальной ни была идея, она ничего не стоит, если нет конкретной проблемы, которую она позволяет решить. Поэтому лучше всего описывать продукт с точки зрения потенциального потребителя.
4. Следует уделить внимание идеологам и создателям компании, а также команде, работающей в проекте. Инвесторы должны иметь представление о тех людях, которым они доверят свои финансы и время.
5. Сохраняйте фокусировку на главном, оставив второстепенное в приложениях. При необходимости инвестор запросит у вас дополнительную информацию.
«Помните: ни один бизнес-план не выдерживает столкновения с реальностью. Нужно быть готовым своевременно вносить корректировки в плановые показатели и отслеживать действия конкурентов», — резюмировал эксперт.
Что нужно запомнить о составлении бизнес-плана проекта
Выделим основные идеи и ключевые моменты, которых необходимо придерживаться при создании результативного БП.
1. Бизнес-план должен быть основан на достоверном анализе и реальных данных экономических исследований, заключениях компетентных экспертов. Гипотезы и прогнозы должны быть тщательно изучены.
2. Бизнес-план нужно представить в привлекательной форме, написать простым и понятным языком, следуя четкому алгоритму.
3. Цель БП — с успехом вывести товар на рынок и занять свободную нишу.
4. Акцентировать внимание на уникальности и преимуществах продукции, ее пользе для потенциальных покупателей.
5. Выбор маркетинговой стратегии зависит от текущей обстановки, поэтому ее необходимо адаптировать к возможностям, открывающимся в актуальных условиях.
6. Главный капитал компании — это люди. Суперрезультат принесет только суперколлектив, поэтому важно сформировать хорошую команду и грамотно распределить работу в ней.
Список источников
1. Бгашев М. В. «Бизнес-планирование». Учебное пособие, 2018 год.
2. Новосад М. В. «Бизнес-планирование на предприятии». Учебное пособие, 2021 год.
3. Углинская В. В. «Бизнес-планирование: учебное пособие для студентов экономических направлений подготовки», 2023 год.
4. Грачев С. А., Гундорова М. А. «Бизнес-планирование». Учебное пособие, 2023 год.
Автор: Алена Бузуверова
Эксперт: Дмитрий Завьялов, к. э. н., заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ имени Г. В. Плеханова