Аутсорсинг: плюсы и риски для современного бизнеса

Слово «аутсорсинг» вошло в обиход в конце 90-х годов прошлого века. Термин происходит от английского out — «вне» и source — «источник» и означает, что часть функций какой-либо организации исполняют не штатные сотрудники, а приглашенные со стороны специалисты. В нашем материале вы узнаете, как с помощью аутсорсинга сэкономить на оплате труда персонала и вывести свой бизнес на новый уровень.

10 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Что такое аутсорсинг простыми словами
  2. 2.
    Отличия аутсорсинга от аутстаффинга
  3. 3.
    Какие компании пользуются аутсорсингом
  4. 4.
    Какие функции компания может передать на аутсорсинг: виды аутсорсинга
  5. 5.
    Как работает аутсорсинг
  1. 6.
    Плюсы и минусы аутсорсинга
  2. 7.
    Какие процессы нельзя отдавать на аутсорс
  3. 8.
    Отзывы эксперта об аутсорсинге
  4. 9.
    Что нужно запомнить о передаче функций компании на аутсорсинг
  5. 10.
    Список источников
Развернуть
1

Что такое аутсорсинг простыми словами

Аутсорсинг работает предельно просто: компании, предоставляющие такие услуги, на основании договора могут передать своих сотрудников для выполнения определенных функций в любую стороннюю организацию. Например, предприятию невыгодно содержать собственных уборщиц, поэтому оно время от времени прибегает к клининговым услугам. Или при отсутствии квалифицированной охраны обращается за помощью в частное охранное агентство, которое за определенное вознаграждение занимается защитой объекта от незаконных вторжений. Порой на аутсорсинге работают кадровики, решая многочисленные задачи организации, не являясь при этом ее штатными сотрудниками.

Такой подход позволяет не только нанять на ключевые позиции настоящих профессионалов и тем самым повысить производительность труда, но и сэкономить на оплате их работы. Надо отметить, что договор аутсорсинга заключается минимум на год — это долговременное сотрудничество. По закону меньше чем на 12 месяцев нельзя привлечь сотрудников на свое предприятие для выполнения определенных функций.

2

Отличия аутсорсинга от аутстаффинга

Общая черта аутсорсинга и аутстаффинга — предоставление персонала для выполнения определенных функций на предприятии. На этом схожесть этих понятий заканчивается и начинаются отличия.

«Чтобы понять суть термина, нужно посмотреть его перевод с английского языка. Аутсорсинг можно перевести как “внешний поиск решений”, а аутстаффинг — “привлечение внешних сотрудников для решения внутренних задач”. То есть при аутсорсинге мы обращаемся, например, к компании, оказывающей бухгалтерские услуги. Сотрудники трудоустроены в бухгалтерской компании, а документы ведут у заказчика. При аутстаффинге мы обращаемся в компанию, которая специализируется на воспитании и присмотре за детьми, и запрашиваем конкретного сотрудника с навыками и знаниями, например, для проведения праздника в детском саду. Во втором случае конкретный сотрудник трудоустроен в компании, а услугу оказывает в дошкольном учреждении. При этом не требуется его оформление в штат детсада», — рассказала старший преподаватель кафедры международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Марина Пронина.

Раньше не было четкого законодательного разграничения между видами наемного труда. Но в 2016 году вступили в силу изменения Федерального закона от 05 мая 2014 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ними в России запретили заемный труд. Теперь предоставлять работников могут только частные агентства, имеющие аккредитацию Федеральной службы по труду и занятости. Также было выведено из обращения такое понятие, как «аренда персонала». Специалисты, которые выполняют определенные функции на другом предприятии, должны иметь официальное оформление в своей аутсорсинговой компании.

Как показывает практика, аутсорсинг более популярен среди предприятий, которые реализуют новые направления бизнеса. Аутстаффинг чаще используют при сезонных нагрузках на маркетплейсах во время распродаж, при проведении праздничных акций или на период замены сотрудника, ушедшего в отпуск.

Параметр
Аутсорсинг
Аутстаффинг
Правовые отношения с компанией-заказчиком
Вступают 
Не вступают. Их можно считать прикомандированными к организации
Наличие рабочего места
Выполняют рабочие обязательства на своей территории
Работают в офисе заказчика.
Оплата
При аутсорсе оплата производится за объем, качество, особенности и содержание работы
Предполагает фиксированную плату специалисту
Время сотрудничества
Долгосрочное сотрудничество с возможностью продления
Краткосрочное взаимодействие до девяти месяцев
Необходимые документы
Трудовой договор между работником и агентством занятости, дополнительное соглашение к трудовому договору
Договор на оказание услуг
Управление
Работников контролирует фирма-аутсорсер
Работников контролирует фирма-заказчик
3

Какие компании пользуются аутсорсингом

Многие современные компании независимо от вида бизнеса прибегают к аутсорсингу. При правильном подходе это отличный инструмент, который помогает предприятию решать основные задачи, не зацикливаясь на мелких проблемах. Главное — найти профессиональную организацию, которая возьмет на себя функцию подрядчика, освободит ресурсы и кадры для дальнейшего развития.

Чаще всего аутсорсингом пользуются IT-компании, фирмы, занимающиеся строительством, логистикой, маркетингом, бухучетом.

4

Какие функции компания может передать на аутсорсинг: виды аутсорсинга

На аутсорс можно передать любые функции, если они не ключевые для бизнеса. Переадресовав компании-посреднику какие-то обязанности, фирма акцентирует внимание на развитии своего дела. Как правило, организации, предоставляющие услуги аутсорсинга, имеют узкую специализацию, что помогает найти настоящих профессионалов и поручить им решение конкретных задач. Разберем основные виды аутсорсинга.

Бухгалтерский

Это хороший способ доверить специалистам налоги и налоговую отчетность, чтобы полностью сосредоточиться на ведении бизнеса. Привлеченный со стороны бухгалтер рассчитает зарплату, сделает отчет, проведет кассовые документы и оформит операции, связанные с экспортом или импортом.

Юридический

Абонентское юридическое обслуживание — удобная форма по оказанию юридических услуг за фиксированную плату. К услугам юриста компания может прибегать время от времени, не тратя деньги на зарплату штатного сотрудника.

Аутсорсинг персонала

Позволяет уменьшить затраты на содержание штатных сотрудников. При этом руководство оплачивает выполненную работу, а не время, проведенное в офисе. Это удобно, когда требуется помощь профессионала в сложные для организации периоды.

Аутсорсинг охраны труда

Он хорош тем, что организация может быть уверена в опыте специалистов, которые прошли специальную подготовку в системе сохранения жизни и здоровья работников.

Аутсорсинг продаж

Удобен для поиска клиентов, ведения переговоров и решения других задач, которые делегируются посреднику. Как правило, у таких организаций-провайдеров хорошая клиентская база и большой опыт в подобном бизнесе.

IT-аутсорсинг

Стал популярен после ухода с отечественного рынка западных компаний. Заказчик нанимает профессионалов для создания конкретного продукта для фирмы или оказания услуг по поддержке, обслуживанию и модернизации программного обеспечения (ПО). Весь процесс от планирования до тестирования в таком случае ложится на плечи подрядчика.

Производственный аутсорсинг

Организация-заказчик передает часть своей производственной цепочки или всего производственного цикла сторонней организации. Этим видом аутсорса часто пользуются крупные компании, которые работают в тяжелой промышленности и производят автомобили, станки, самолеты, другую технику.

Логистический аутсорсинг

Позволяет привлекать компании для перевозки грузов, хранения, складирования со всеми связанными с этими операциями производственными процессами.

5

Как работает аутсорсинг

Для начала руководитель компании должен решить, какие процессы он готов передать на аутсорсинг, а также рассчитать результат, который он планирует получить, и необходимые для этого сроки.

1. Первое, с чего стоит начать заказчику, — составление технического задания для понимания общих целей, которые стоят перед обеими сторонами соглашения.

2. Дальше нужно выбрать конкретную фирму. Она назначит менеджера, который будет курировать работу проекта. Он же будет посредником между своими сотрудниками и руководством фирмы-заказчика.

3. На менеджера ложится ответственность за качество выполняемых работ, реагирование на возникающие проблемы, повышение эффективности бизнес-процессов, отчеты о реализации бизнес-плана.

4. Представитель аутсорсинговой компании обеспечивает сотрудников ресурсами для работы, следит за соблюдением безопасных условий труда, имеет право отстранить специалистов, нарушивших трудовой договор.

6

Плюсы и минусы аутсорсинга

Аутсорсинг имеет свои сильные и слабые стороны. Основная привлекательность такой формы взаимодействия для компании — возможность освободить часть ресурсов для решения более важных задач.

К положительным моментам относятся:

  • экономический эффект;
  • быстрое выполнение заказа;
  • ответственность за задание ложится на аутсорсинговую фирму;
  • снижается эмоциональное выгорание коллектива;
  • заказчик акцентирует внимание на решении ключевых задач.

Тем не менее аутсорсинг несет и определенные риски:

  • можно столкнуться с недобросовестными исполнителями;
  • конфиденциальность заказчика может оказаться под вопросом;
  • компания-посредник не всегда хорошо разбирается в конкретном бизнесе;
  • в коллективе могут возникнуть проблемы с коммуникацией с новыми сотрудниками;
  • бывают ситуации, когда возникает сложность с контролем качества.

7

Какие процессы нельзя отдавать на аутсорс

Из-за утечек конфиденциальной информации фирма может потерять свои лидирующие позиции на рынке и лишиться преимуществ перед конкурентами. В связи с этим перечислим процессы и направления, которые точно не стоит отдавать на аутсорсинг.

1. Разработанные уникальные технологии или ноу-хау.

2. Ключевые направления бизнеса.

3. Дизайн продукта.

Чаще всего со стороны привлекают специалистов в области охраны труда, кадрового делопроизводства, рекламы, маркетинга, а также компании, оказывающие клининговые и транспортные услуги.

8

Отзывы эксперта об аутсорсинге

По словам Марины Прониной, аутсорсинг и аутстаффинг — очень удобные инструменты для выполнения разовых задач. Например, компания решает заняться командообразованием и обращается в специализированную аутстаффинговую фирму.

Бывает спектр юридических задач, для решения которых невыгодно содержать в штате целый отдел специалистов, так как работа возникает время от времени. Поэтому удобнее обратиться в аутсорсинговую компанию, где каждый сотрудник — профессионал в своем деле.

«За такой формой взаимодействия — будущее, это очень перспективное направление, которое еще предстоит оценить российскому бизнесу. Аутсорсинг — отличная штука, позволяющая экономить на отчислениях и налогах. Но пока к этой мысли предприниматели относятся скептически и воспринимают, к сожалению, как “уход от налогов”, а это далеко не так», — отметила Марина Пронина.

9

Что нужно запомнить о передаче функций компании на аутсорсинг

Сегодня аутсорсинг — это реалии современного бизнеса. Он удобен для компаний, которым нужно решить какие-то разовые задачи. При такой форме сотрудничества предприятие может переложить часть функций на стороннюю организацию, а основные ресурсы направить на решение ключевых задач. Перечислим основные моменты, которые стоит знать об аутсорсинге.

1. Руководитель выбирает, какие процессы может переложить в своей компании на аутсорсинг.

2. Очень важно выбрать провайдера с хорошей репутацией, который не допустит утечки конфиденциальной информации.

3. После подписания договора перед исполнителем ставится техническое задание, за выполнение которого отвечает фирма-посредник.

4. Обычно на аутсорсинг отдаются клининговые, бухгалтерские, логистические, охранные услуги.

5. Нельзя отдавать на аутсорсинг ноу-хау, разработанные фирмой-заказчиком, или ключевые направления деятельности. Так можно потерять свой бизнес.

10

Список источников

1. Федеральный закон от 05.05.2014 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Закон РФ от 19.04.1991 года № 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Налоговый кодекс Российской Федерации.

Автор: Виктория Передерий

Эксперт: Марина Пронина, старший преподаватель кафедры международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации