Зарубежные фонды сократили свои вложения в облигации Китая в сентябре. Неблагоприятный спред процентных ставок США и Китая усиливает отток капитала из Поднебесной. В понедельник, 23 октября, в число негативных факторов добавилось и падение китайского индекса STAR 50, аналога американского высокотехнологичного индекса NASDAQ: он упал до минимума за всю историю.
«Оттоку капитала из Китая способствует прежде всего расширившийся дифференциал процентных ставок в США и КНР — в то время как ФРС повысила процентную ставку до 5,25−5,5%, максимума за 22 года, Народный Банк Китая в прошлом и в этом году умеренно снижал базовые процентные ставки для стимулирования экономического роста», — пояснила Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».
Это привело к тому, что инвесторы, пытаясь получить большие проценты прибыли, начали переводить свои деньги из Китая туда, где ставки стали выше.
По мнению аналитика, дополнительным негативным фактором для западных портфельных инвесторов является обострение геополитических противоречий США и Китая, которые приводят к нарастающему ухудшению условий торговли и инвестиций между двумя странами.
Отток капитала является одним из факторов давления на курс юаня к доллару. Тем не менее юань остается валютой, курс которого определяется Народным Банком Китая — при необходимости он поддерживается и продажами валюты со стороны госбанков. Поэтому процесс ослабления юаня пока носит умеренный характер — с начала года юань к доллару потерял 6%, сообщила экономист.
В связи с вынужденным переходом на юань как на основную валюту для международных резервов, для России это означает отрицательную курсовую переоценку вложений по отношению к доллару. Тем не менее юань остается более стабильной валютой, чем рубль.
«Несмотря на рекордный за последние 7 лет отток капитала, юань достаточно стабилен. За сентябрь курсы оффшорного и оншорного юаней показали незначительное снижение к доллару — на 0,22−0,24%», — пояснил основатель телеграм-канала bitkogan и инвестбанкир Евгений Коган.
Власти КНР поддерживают валюту страны через высокий фиксинг и интервенции госбанков на валютном рынке в Гонконге. Снижение юаня в условиях оттока капитала из КНР на фоне роста ставок в США вполне вероятно. Но чтобы оно было резким, власти должны снизить объемы поддержки национальной валюты. Пока этого не происходит.
На рубле и российском бюджете это никак не скажется, считает инвестбанкир. По его мнению, на российскую экономику оказывает влияние спрос и предложение на рубль, а ослабление юаня приведет только к росту цен в юанях. В итоге для российских компаний ничего не изменится.
«Единственная уязвимость России — это золотовалютные резервы ЦБ. Единственная валюта, в которой ЦБ может сейчас формировать резервы, — это юань. Обесценение юаня приведет к обесценению валютных резервов России», — уточнил Евгений Коган.
Впрочем, альтернативы у России нет. Все стабильные свободно-конвертируемые валюты находятся в юрисдикции развитых стран, которые ввели санкции. Остальные валюты еще более рискованные. «Но обесценение резервов никак не скажется на бюджете и торговле», — подчеркнул экономист.
Самое плохое с юанем, что могло повлиять на доверие иностранцев в отношении китайского рынка, уже произошло. С конца 2021 г. юань потерял порядка 15% и сейчас находится на минимуме с 2007 г. Основная часть цикла повышения ставки в США, судя по всему, пройдена. Дальнейшее обесценивание китайской валюты, при условии прежней поддержки властей, ограничено.
«Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».