Заявление о приеме на работу: инструкция по оформлению

При трудоустройстве отдел кадров обычно требует большой список документов, которые должен предоставить работник. Он может различаться в зависимости от специфики той или иной компании. Но чаще всего без заявления о приеме на работу не обойтись. Расскажем, когда его нужно писать и как правильно заполнить.

Источник: Freepik

Человеку, у которого за плечами большой трудовой опыт, составить такой документ несложно, но новичку могут потребоваться разъяснения. Вместе с экспертом мы подготовили образец заявления о приеме на работу. Также в материале мы расскажем, в каких случаях оно пишется и обязательно ли оформлять его при трудоустройстве.

Когда нужно писать заявление о приеме на работу

Четкого срока по закону нет. Можно написать заявление в день, когда новый сотрудник приступает к служебным обязанностям, а можно — за месяц до этого события. Тем самым человек заявляет о своих намерениях трудиться в конкретной компании и показывает, что готов приступить к работе, когда будет готов. Например, оформит увольнение с предыдущего места работы, отгуляет положенный по закону оплачиваемый отпуск или завершит лечение. Никаких обязательств само по себе такое заявление не несет. Ведь основной документ, подтверждающий оформление человека на работе, — это составленный с ним трудовой договор. Заявление о приеме на работу во многих организациях необязательно, однако продолжает применяться в ряде компаний. В документе указывается дата начала трудовой деятельности.

«Такое заявление не считается официальным документом. О нем ничего не сказано в Трудовом кодексе РФ. Во многих частных компаниях для оформления сотрудника достаточно подписать с ним договор. Но в некоторых государственных службах написанное сотрудником заявление входит в обязательную часть оформления на новом месте службы», — рассказала Ирина Рогалева, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова.

При переводе сотрудника на работу по совместительству ему полагается написать заявление с указанием дополнительной ставки, которую он будет получать. Как правило, она не может быть больше 0,5 от ставки специалиста. При переводе сотрудника на другую должность внутри компании тоже может потребоваться его согласие. Исключением считаются чрезвычайные обстоятельства, например ликвидация последствий аварии или природных катаклизмов.

«Работник пишет заявление о переводе на другую работу. Кроме того, необходимо дополнительное соглашение к имеющемуся трудовому договору. Оформляется перевод соответствующим приказом руководства», — уточнила Ирина Рогалева.

Несмотря на то, что по большей части заявление о приеме на работу — это формальный документ, существуют обстоятельства, при которых его составление необходимо. Например, когда речь идет об изменении статуса сотрудника внутри компании — его переводят на другую должность. Еще один пример — женщина вернулась на работу после отпуска по уходу за ребенком и должна подтвердить свое желание продолжать трудиться на предприятии.

«Исключение из правил составляют россияне, поступающие на муниципальную и государственную гражданскую службы. На них распространяются федеральные законы № 25-ФЗ “О муниципальной службе в РФ” и № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". Они подразумевают обязательное написание заявления при поступлении на работу», — рассказала эксперт.

Как правильно составить и оформить заявление о приеме на работу

Заявление можно написать шариковой ручкой на обычном листе бумаги А4 или распечатать на принтере после компьютерного набора. Главное — не упустить основные моменты, обязательные для такого документа.

1. В правом верхнем углу указывается ФИО руководителя компании, на чье имя пишется заявление.

2. Под ним нужно указать свои данные — ФИО, адрес проживания. Предлог «от» не пишется.

3. Под «шапкой» в центре листа с маленькой буквы надо написать слово «заявление». После него ставится точка.

4. Далее сотрудник просит принять его на работу на определенную должность с конкретного числа.

5. Документ удостоверяют подпись и дата.

Образец заявление о приеме на работу

Приведем примерный образец заявления о приеме на работу.

Директору ООО «Братья и сестры»

Мармеладовой С. П.

Свидригайлова А. И.,
проживающего по адресу:

г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д.7. кв. 154

заявление.

Прошу принять меня на должность делопроизводителя с 10.10.2024 г.

10.10.2024 г.

Свидригайлов А. И.

Ответы на частые вопросы

Источник: Freepik

На самые популярные вопросы мы попросили ответить нашего эксперта Ирину Рогалеву.

Можно ли подать заявление в свободной форме?

Поскольку по законодательству заявление не относится к обязательным документам, необходимым при приеме на работу, то написать его можно любым удобным для соискателя образом. Главное, чтобы в нем присутствовали основные данные — информация о заявителе, его подпись и дата. В некоторых компаниях разработали собственные шаблоны для заполнения такого заявления, но это сделано скорее для удобства сотрудников.

Как подать заявление: от руки или в печатном виде?

Любой вариант будет правильным. Иногда заявление заполняют на основе разработанного организацией шаблона — так сотруднику проще избежать ошибок и ненужных повторений. Важно, чтобы подпись и число были сделаны собственноручно соискателем работы.

Можно ли подать заявление о трудоустройстве без даты начала работы?

Да, это возможно. Необязательно написание заявления должно совпадать с началом рабочих будней сотрудника. Он может оформить его заблаговременно, чтобы обезопасить себя от возможных проблем с поиском работы.

Нужно ли писать заявление при переводе?

Это необязательно. Достаточно оформить перевод дополнительным соглашением к трудовому договору. Отсутствие письменного заявления от сотрудника о переводе не накладывает никакой ответственности на работодателя.

Нужно ли оформлять заявление при приеме на подработку или временную работу?

Все зависит от традиции, сложившейся в организации. Хотя по закону писать такое заявление не нужно, в некоторых компаниях это обязательно.

Как можно уволиться при работе дистанционно?

«Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя письменно не позднее чем за 14 дней до увольнения. Заявление подается в произвольной форме. Если сотрудник работает на дистанте, то вправе направить заявление заказным письмом по почте либо по интернету, подписав квалифицированной электронной подписью. Дата в документе указывается на момент его составления», — рассказала Ирина Рогалева.

Что должны сделать вначале — оформить договор или приказ о принятии на работу?

Согласно Трудовому кодексу РФ, сперва с работником подписывают трудовой договор, в котором он видит свои права и обязанности, условия труда и заработную плату. И только после этого издается приказ о его зачислении в штат.

Список источников:

1. Статья 67 «Форма трудового договора» Трудового кодекса РФ.

2. Статья 72.1 «Перевод на другую работу. Перемещение» Трудового кодекса РФ.

3. Симбирских Е. С., Мягкова Е. А., Арькова Ж. А., Титова Е. Г. Методическое пособие «Трудоустройство: правила оформления документов при приеме на работу». Мичуринск-наукоград РФ. 2017.

4. Вопрос от 20.04.2017 года № 85445 «Перевод на другую должность» на портале Онлайнинспекция.рф.

5. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Автор: Виктория Передерий

Эксперт: Ирина Рогалева, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова

Обновлено: 21.04.2025 17:52