

Расчеты и декларации, подаваемые налогоплательщиками в ФНС по месту своего учета, периодически проверяются. Инспекторы выясняют, правильно ли уплачены налоги, не допущены ли в отчетности ошибки или неточности. Рассказываем, когда начинается камеральная налоговая проверка, сколько она длится, можно ли обжаловать ее результаты и какие именно документы проверяют специалисты.
Что такое камеральная проверка
Камеральная налоговая проверка (КНП) представляет собой форму контроля за отчетностью налогоплательщика. Она направлена на обеспечение законности при уплате налогов и сборов. КНП регламентируется статьей 88 Налогового кодекса РФ (1), а проводят ее после подачи налогоплательщиком (компанией или ИП) в ФНС налоговой декларации или расчета. Чтобы началась проверка, налоговой службе не требуется какое-то специальное разрешение со стороны руководства или налогоплательщика. От выездной проверки камеральная отличается тем, что проводится в самом налоговом органе, а не по месту нахождения плательщика.
На основании каких документов проводится камеральная проверка
КНП проводится на основе налоговой декларации и иных отчетов, переданных налогоплательщиком в ФНС. В процессе налоговый орган может запросить дополнительные документы.
«Никаких решений о начале “камералки” налоговый орган выносить не обязан, проверка начинается просто по факту получения декларации. Однако, как показывает практика, далеко не все документы проверяют. Наибольший интерес традиционно вызывают налоговые декларации по НДС и НДФЛ, а “триггером” становится указанная налогоплательщиком сумма налогового вычета, подлежащая возмещению из бюджета», — рассказала Екатерина Болдинова, налоговый адвокат, партнер и руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting.
Приведем перечень документов, которые могут потребовать налоговики при проведении КНП.
1. Документы, которые подтверждают обоснованность налоговых вычетов: имущественных, социальных, стандартных. Это могут быть акты приема-передачи, договоры купли-продажи, квитанции об оплате и многое другое. Их требуют, если налогоплательщик подал декларацию по НДС с суммой налога к возмещению.
2. Первичные и прочие документы, имеющие отношение к операциям по НДС. Например, счета-фактуры, журнал их учета, книгу покупок и т. п. Они могут понадобиться, если в декларациях по НДС обнаружены нестыковки, и инспекторы подозревают занижение налоговой базы или завышение налогового вычета.
3. Документы, на основании которых проводилось начисление и уплата налогов. Они могут потребоваться, если компания предоставила налоговый отчет, связанный с использованием природных ресурсов. Это может быть земельный и водный налог, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
4. Первичные и иные документы, на основании которых в отчете изменены показатели и аналитические регистры налогового учета. Они могут потребоваться при подаче декларации, в которой увеличены убытки или уменьшена сумма уплачиваемого налога.
5. Документально подтвержденные сведения, касающиеся участия в инвестиционных проектах и прибыли, получаемой от них. Они могут понадобиться, если проверяемый налогоплательщик подает заявление на предоставление льгот как участник регионального инвестпроекта.
6. Документы о возврате — товарные накладные и счета-фактуры. Их могут потребовать, если в декларации заявлены вычеты из-за возврата подакцизных товаров (исключение составляет спиртосодержащая и алкогольная продукция).
7. Документы, которыми подтверждается обоснованность тех или иных льгот, если налогоплательщик применяет при расчете налоговые льготы.
8. Документы, подтверждающие право на освобождение от страховых взносов, если работодатель выплачивает работникам суммы, не облагаемые страховыми взносами.
При КНП инспекторы налоговой службы имеют право запрашивать дополнительные документы, требовать пояснений и уточнений по поводу сданной отчетности, посылать запросы контрагентам, допрашивать свидетелей, проводить экспертизу и осматривать помещения. При этом налогоплательщик, согласно статье 21 НК РФ, не обязан выполнять незаконные запросы ИФНС (2).
Сроки камеральной налоговой проверки
КНП, согласно статье 88 НК РФ, длится три месяца, а по НДС-декларации — два месяца со дня подачи документов. Причем дата их предоставления определяется в зависимости от способа подачи в налоговые органы. Если отчетность подана лично, отсчет идет от дня сдачи, если почтой или по телекоммуникационным каналам связи — со дня отправки. Налоговая служба не обязана начинать проверку точно в день подачи декларации, а вот завершение КНП должно состояться в оговоренные законом сроки.
«Стандартная длительность камеральной налоговой проверки (три месяца) одинакова для любого налогоплательщика: и для организации, и для предпринимателя, и для обычного гражданина — физического лица. Сокращенный срок, два месяца, предусмотрен только для проверки налоговых деклараций по НДС, и как раз этот срок может быть продлен еще на месяц (то есть до трех месяцев), если будут выявлены признаки нарушения налогового законодательства. Продлить проверку на срок более трех месяцев закон не позволяет. Но поскольку санкций за нарушение сроков нет, к сожалению, налоговые инспекторы далеко не всегда следуют правилу трехмесячного срока камеральной налоговой проверки», — отметила Екатерина Болдинова.
Порядок и этапы проведения камеральной проверки
В ходе КНП налоговая служба анализирует представленную информацию и проверяет расчеты налогоплательщика, сверяет полученные данные с информацией, имеющейся у нее (данные из банков и отчетность партнеров), ищет ошибки, несоответствия и подозрительные сведения с последующим запросом пояснений со стороны проверяемого. Порядок КНП, шаги и их последовательность регламентируются статьей 88 НК РФ. Этапы проверки строго следуют друг за другом. Начало и окончание КНП не предусматривает уведомления проверяемого.
1. Автоматизированная проверка. Отчетность загружают в информсистему налоговой службы, после чего программа самостоятельно находит грубые ошибки и опечатки. В частности, проверяются сроки сдачи отчетности, сравниваются показатели с аналогичными декларациями, сдаваемыми ранее налогоплательщиком. Также на этом этапе производится автоматическая сверка данных с другими декларациями, анализируется правомерность налоговых вычетов. Если система не найдет ошибок, КНП на этом этапе прекращается.
2. Углубленная проверка. Она проводится при обнаружении в ходе автоматизированного контроля ошибок — это становится причиной более подробного анализа документов.
«В ходе углубленной проверки более тщательно анализируются данные, привлекаются дополнительные ресурсы. Налоговый орган активно взаимодействует с налогоплательщиком для выяснения деталей вплоть до вызова на допросы», — пояснила Екатерина Болдинова.
При этом второй этап может быть инициирован налоговым органом и без наличия ошибок. В ходе углубленного анализа инспекторы налоговой службы имеют право не только допрашивать свидетелей, но и осматривать объекты налогоплательщика, требовать у него и его контрагентов дополнительные документы, назначать экспертизу, при необходимости вызывать экспертов и переводчиков.
Обнаружив ошибки и неточности, инспектор направляет налогоплательщику требование — дать соответствующие пояснения или уточнить определенные моменты в декларации. Чтобы направить пояснения, у налогоплательщика есть пять дней. Сделать это можно письменно, лично или через телекоммуникационные каналы связи с использованием электронной подписи.
3. Завершение КНП. Порядок этого этапа зависит от хода проверки. Если во время ее проведения не были обнаружены нарушения, КНП завершают, не уведомляя проверяемого. Исключение — контроль декларации по НДС с суммой к возмещению. В этом случае плательщику налогов направят соответствующее решение. Если же в ходе КНП были выявлены нарушения, завершение проверки происходит поэтапно — составляется акт, после чего налогоплательщик может оспаривать претензии налоговой службы.
Оформление результатов камеральной проверки

Результаты КНП оформляются отдельным документом — актом. Но составляется он только при обнаружении нарушений. В противном случае никакой документ по итогам проверки не предусмотрен.
Акт камеральной налоговой проверки
В соответствии со статьей 100 НК РФ, акт составляется в течение 10 рабочих дней после завершения КНП (3). Его вручают плательщику налогов в течение пяти рабочих дней после составления. В документе подробно излагают все обнаруженные нарушения и указывают их документальное подтверждение. Также здесь приводятся причины и обстоятельства допущенных нарушений: они могут быть как отягчающими, так и смягчающими. Акт составляют в двух экземплярах — один остается в налоговой инспекции, второй передается в организацию или ИП, подвергнутую камеральной проверке.
Сам по себе акт не обязывает налогоплательщика уплачивать штрафы или исправлять отчетность. Для наступления ответственности требуется решение начальника инспекции, которое выносится по итогам КНП.
Что делать, если выявлены нарушения
Если в ходе КНП были найдены нарушения, можно оспорить результаты проверки. До принятия решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщик может направлять в налоговую службу, составившую акт, свои пояснения и возражения. На это у него, согласно статье 100 НК РФ, имеется 30 дней.
Возражения составляются в свободной форме. Главное — указать реквизиты оспариваемого акта и изложить аргументы, опровергающие претензии налоговых инспекторов. Также важно приложить к своим пояснениям соответствующие документы, подтверждающие приведенные факты. Возражения через банк или в бумажном виде отдают непосредственно в приемную налоговой службы или отправляют почтой. Если налогоплательщик использует электронный документооборот (ЭДО), он может направить возражения в электронной форме.
Как обжаловать решение налоговой
Если решение о налоговой ответственности принято, есть возможность оспорить его в региональном управлении ФНС. Для этого надо подать апелляционную жалобу в налоговую инспекцию, принявшую решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Оттуда апелляция должна быть направлена в вышестоящий орган в течение трех рабочих дней.
Если обжаловать решение не удалось, компания или ИП имеют право обращаться напрямую в арбитражный суд по месту нахождения налоговой службы, вынесшей решение. В обращении нужно указать пункты акта, с которыми налогоплательщик не согласен, и привести аргументы в свою пользу, подкрепляя их ссылками на соответствующие статьи законов.
К заявлению в арбитражный суд прилагают копию оспариваемого решения, копию решения вышестоящего налогового органа на жалобу налогоплательщика, ходатайство о приостановлении оспариваемого решения и другие документы, перечисленные в статье 126 АПК РФ (4). На судебное обжалование отводится три месяца со дня, когда налогоплательщик получил (должен был получить) решение вышестоящего налогового органа.
Часто задаваемые вопросы о камеральной проверке

Налоговая проверка без выезда вызывает у налогоплательщиков много вопросов, некоторые из них мы задали Екатерине Болдиновой.
Можно ли ускорить процесс?
«Законом инструментов для “ускорения” камеральной налоговой проверки не предусмотрено. Единственное, что может здесь сделать налогоплательщик, — это оперативно исполнять требования налогового органа, но и это может не повлиять на скорость проверки», — считает эксперт.
Как узнать статус проверки?
«Такая опция законом не предусмотрена. Но если через 3,5 месяца после подачи декларации налогоплательщик не получил никакого акта налоговой проверки, он может считать, что налоговый орган все мероприятия завершил. Если по итогам проверки не выявлено никаких нарушений, ФНС уведомлять об этом налогоплательщика не обязана. Так что акт он получит только в случае отказа в вычетах или выявлении каких-то неточностей», — объяснила Екатерина Болдинова.
Какие требования налоговых инспекторов в ходе камеральной проверки считаются незаконными?
«В ходе КНП налоговые инспекторы традиционно выставляют большое количество требований о предоставлении документов, и все они должны иметь отношение к исчислению и уплате проверяемого налога. Но это не означает, что если инспектор вышел за рамки проверяемого периода, то требование о предоставлении документов становится незаконным», — рассказала Екатерина Болдинова.
По словам эксперта, часто получение документов за более ранний период обосновано необходимостью оценить всю совокупность обстоятельств хозяйственной деятельности налогоплательщика и правомерность его заявления о предоставлении налогового вычета.
«В любом случае, законность или незаконность каждого конкретного требования о предоставлении документов должен оценивать специалист», — заключила эксперт.
Список источников:
1. Статья 88 «Камеральная налоговая проверка» Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Статья 21 «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)» Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Статья 100 «Оформление результатов налоговой проверки» Налогового кодекса Российской Федерации.
4. Статья 126 «Документы, прилагаемые к исковому заявлению» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Автор: Марина Саламаха
Эксперт: Екатерина Болдинова, налоговый адвокат, партнер и руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting