Как создать стартап с нуля в 2024 году: пошаговая инструкция

Если есть идея, которую вы хотите реализовать, надо действовать. Как создать стартап с нуля в 2024 году и найти работающую бизнес-модель, узнаете в нашем материале.

Источник: Shutterstock

Современные стартапы в России активно применяют в своей работе высокие технологии и искусственный интеллект, но по-прежнему большинство из них связаны с высоким риском и испытывают нехватку финансирования. Как и прежде, для успешной реализации проекта начинающим предпринимателям необходимо найти цепляющую идею и максимально доступно изложить ее инвестору. С помощью экспертов расскажем, как создать эффективный стартап с нуля в 2024 году, юридически оформить его, найти команду, инвесторов и как избежать некоторых ошибок. 

Что такое стартап

Стартап — это начало пути предпринимателя, у которого пока что есть только идея. Это организация, которая занимается поиском прибыльной бизнес-модели с целью дальнейшего масштабирования в кратчайшие сроки. Обычно стартапы отличаются ограниченностью ресурсов, в связи с чем вынуждены искать инвесторов. В условиях неопределенности это бывает не так просто, поэтому позднее мы расскажем, как стартаперам привлечь финансирование.

Доктор ветеринарных наук, профессор, один из создателей ООО «‌‎АгроВи» — инновационной компании ГК «‌‎ВладМиВа» Светлана Концевая определила стартап как практик: «Это структура или организация с определенными целями, стратегией, бизнес-моделью. Стартап зависит от очень многих факторов. Например, от реакции рынка на продукт, удержания пользователей, успешности выбранной модели монетизации. Порой при завершении работ над проектом обнаруживается, что проблемы, от которой он был призван избавить общество, нет, или пользователи не готовы платить за ее решение. При этом есть альтернативные предложения, которые полностью устраивают потребителей». 

Чем стартап отличается от бизнеса

Чтобы не путаться в понятиях бизнеса и стартапа, опишем их различия в таблице. 

Стартап
Бизнес
Поиск необычного бизнес-проекта (БП). Организатор стартапа выступает в роли исследователя, ищет новое направление бизнеса или альтернативный взгляд на устоявшуюся нишу
Бизнес использует рабочие схемы для организации деятельности — не ставит перед собой задачу изобретать что-то новое
Предпринимателю нужно быть проактивным, брать на себя несколько ролей: руководителя, исследователя, идейного вдохновителя
В условиях сформировавшегося бизнеса предприниматель может практически полностью автоматизировать процесс и заниматься развитием своего дела
Необходимость поиска финансирования — для реализации идеи нужны деньги
Бизнес не так остро нуждается в дополнительном капитале и может справиться самостоятельно или с помощью кредитов

Плюсы и минусы стартапа

У такого проекта есть свои преимущества и недостатки — как для создателя, так и для сотрудников. Поговорим о плюсах и минусах для предпринимателя, который решился воплотить свою идею.

Плюсы

1. Свобода действий. Здесь важен результат, а пути к нему пока не известны. Это дает возможность быть гибким и проявить весь свой креатив, не опираясь на какие-либо рамки, потому что их нет.

2. Быстрый рост. Если стартап окажется успешным, в большинстве случаев это гарантирует стремительное развитие в короткие сроки.

3. Партнерство. В стартапе есть возможность создать хорошие партнерские отношения с другими компаниями. Это может быть полезно.

4. Привлечение инвестиций. Если правильно презентовать бизнес-проект инвесторам и они сочтут его перспективным, вы получите финансирование для дальнейшего развития.

Минусы

1. Ограниченность ресурсов. Это одна из особенностей стартапа. Можно злиться из-за дискомфорта, а можно — искать инвесторов.

2. Ответственность. Высокий уровень ответственности за свой бизнес-проект. Он будет присутствовать с вами на протяжении всего цикла реализации стартапа, это нужно принять.

3. Возможные конфликты. На пути к цели случаются горячие споры. Основателю нужно быть готовым к этому и уметь выводить команду из конфликтных ситуаций.

4. Эмоциональное выгорание. От него в команде не застрахован никто, особенно основатель, на котором лежит ответственность за проект. 

Что нужно сделать в первую очередь, чтобы запустить успешный стартап

Источник: Shutterstock

Хотя все истории создания стартапов разные, как и условия, но есть некоторый алгоритм действий, который поможет запустить успешный проект.

1. Придумать идею для стартапа

Для начала необходимо определиться с точным направлением деятельности. Чем вы будете заниматься? После этого подумайте над тем, в чем нуждаются ваши потенциальные клиенты, — их проблемы могут стать вашими возможностями. Если нет боли, от которой ваш проект может избавить, значит, у людей не будет причины к вам обращаться.

«‎‎Главным обоснованием стартапа должно быть видение будущего. А для этого мало понимать, где взять финансы и как организовать процесс. Чтобы идея принесла результат, стоит провести оценку собственных навыков и понять, подходят ли они для конкретного проекта. Подумайте, какой продукт или услуга помогут реализовать ваши способности», — советует Светлана Концевая.

2. Провести анализ рынка

Ответьте себе на вопрос: на какой рынок вы выходите? Почитайте статьи в медиа о нем, изучите его примерный объем. Ваш стартап должен быть востребован, а для этого должно быть достаточное количество потребителей, проблему которых вы можете решить. Не забудьте проанализировать конкурентов. Рынок — один из самых важных факторов, от которых зависит удача стартапа.

3. Проверить, работает ли идея

Ваш бизнес-проект должен быть жизнеспособен и решать проблему. Чтобы разработать и протестировать, работает ли идея, нужны люди. Найдите группу потенциальных клиентов, дайте им пробную версию вашего продукта, проведите среди них опрос и оцените результаты.

4. Решить, как оформить стартап

Предпринимательская деятельность даже на этапе стартапа нуждается в регистрации, чтобы вести дело без нарушений и платить налоги. Оформляйте свой бизнес, если тщательно проанализировали рынок, протестировали продукт и изучили спрос на него. Есть несколько вариантов, как это сделать.

Как ИП

Если основатель один, можно начинать деятельность с ИП, в таком статусе вы сможете нанимать сотрудников. Но если вы планируете в ближайшее время оформлять контракт с крупным заказчиком, лучше сразу открывать юрлицо — не все контрагенты сотрудничают с ИП. Стать индивидуальным предпринимателем проще, чем юрлицом, но это сильно ограничит вас в работе с инвесторами и поиске партнеров.

Как ООО

Такой вариант юридического оформления подойдет, если основателей стартапа несколько, а инвестиции будут привлекаться через личные взносы от ограниченного числа инвесторов. Учредители вносят уставной капитал, равноценный их доле в бизнесе. Ответственность по обязательствам при этом ограничивается размером вклада. Можно получить статус субъекта МСП (малого и среднего предпринимательства) для льгот и поддержки. 

Как АО

Акционерное общество больше подходит крупному бизнесу, которому нужна сложная организационная структура. АО раз в год требуется проводить обязательную аудиторскую проверку — это платная услуга. Отчетность акционерных обществ сложнее, а требования к ним — строже, чем к ООО. Но есть и преимущество — возможность привлекать инвестиции в проект от многих акционеров: они выкупают доли в бизнесе через ценные бумаги (акции).

5. Разработать бизнес-план

Источник: Shutterstock

Он важен как для команды, так и для спонсоров. Такой план состоит из: 

  • модели бизнеса;
  • прогнозов развития стартапа;
  • расходов и доходов;
  • информации о рынке и его анализа;
  • перечня конкурентов и преимуществ компании. 

Проведите полноценный анализ ниши. Перед тем как презентовать бизнес-план инвестору, укажите в нем объем запрашиваемых средств, период окупаемости и рентабельность.

Как найти инвестора и привлечь инвестиций для финансирования стартапа

Особенность стартапа — в необходимости финансирования. С интересным проектом, который проверен на жизнеспособность и может занять свое место на рынке, найти хороших инвесторов не так сложно. Нужно подготовить документы, учесть некоторые моменты и хорошо презентовать идею. Расскажем подробнее обо всех этапах. 

1. Подготовка документов

Для привлечения инвестиций необходимо заранее подготовить документы. Прежде всего нужны бизнес-план и презентация для инвесторов — это минимальный набор. Опционально подготовьте оценку стоимости, систему KPI, матрицу RACI (распределения ответственности) и все, что считаете нужным. Опытных спонсоров привлекает тщательность проработки документов — это увеличивает шансы на получение поддержки и хорошие отношения. Заранее продумайте и запишите роли в стартапе, условия инвестиций, принципиальные требования.

2. Упаковка проекта

Этот этап также можно назвать предподготовкой презентации для спонсоров, когда вы собираете всю информацию о своем стартапе и сжимаете ее. Соберите вашу систему бизнеса, покажите, как выстроены рабочие процессы или как вы планируете это сделать.

Обратите внимание на формулировку преимуществ вашего стартапа для вложений — какие у него есть выигрышные стороны? Это может быть сильная команда, положительные отзывы пользователей о продукте при тестировании и прочее. Также проведите анализ возможных рисков и найдите способы их снизить. Они могут быть рыночные, финансовые, командные, продуктовые или операционные. Подумайте, какие гарантии вы можете дать инвестору.

3. Подготовка презентации для инвесторов

Первая презентация проекта не должна быть объемной — ее цель в том, чтобы заинтересовать. Для этого порой достаточно пяти слайдов с ключевой информацией. Однако если инвестор действительно «загорится» идеей, ему захочется лучше погрузиться в проект. Для этого вы можете подготовить отдельную презентацию или продолжить первую, добавив нужные слайды после первичной выжимки. 

В расширенной версии раскройте следующие темы:

  • информация о вашем проекте и продукте;
  • задача, которую решает продукт;
  • анализ рынка и конкурентов;
  • целевая аудитория;
  • команда проекта и ее достижения;
  • какие технологии используются;
  • разработанная бизнес-модель и как она проверялась;
  • финансовый план;
  • предложение для инвестора.

Просите не только финансирование, но и обратную связь о своей деятельности. Так вы постепенно научитесь быть предпринимателем и поймете, в правильном ли направлении движетесь. В таком случае даже при отказе инвестора вы узнаете, как исправить недочеты и сделать предложение более интересным.

4. Проведение переговоров

Обычно все не ограничивается одной встречей, готовьтесь сразу к нескольким — с инвесторами, финансистами, юристами и не только. Чем больше средств спонсор готов вложить в ваш стартап, тем сложнее будут переговоры. В таком обсуждении важно определить выгоду и для инвестора, и для проекта. Уже исходя их этого должен состояться диалог.

Будьте готовы к согласованию юридических документов, а также к комплексной проверке стартапа со стороны инвестора. Она может заключаться в изучении отчетности, активов компании, прав на интеллектуальную собственность и так далее.

«‎‎Презентовать свой проект, новую концепцию развития или выступить на конференции — это очень важная часть бизнеса для поиска инвестора, партнера или клиента. В презентации нужно показать, какую реальную проблему бизнеса или аудитории мы хотим решить, каким способом и какую выгоду от этого решения получит инвестор. Но важно не просто раскрыть суть идеи, но и замотивировать команду участвовать в ее реализации», — объяснила эксперт. 

5. Заключение договора

Этот этап наступает после проведения успешных переговоров и согласования документов. Осталось составить и подписать договор.

Некоторые частные инвесторы пытаются обмануть предпринимателя на финальной стадии: приносят в день заключения сделки новую редакцию договора и просят ее подписать под давлением. Если вам поставят такие условия, не соглашайтесь на них — в будущем это может привести к сокращению прибыли основателя или вовсе потере бизнеса. Будьте готовы к столкновению с недобросовестными людьми.

6. Как и где искать инвесторов

В таблице опишем самые распространенные пути поиска потенциального инвестора для вашего стартапа. 

Источник
Описание 
Гранты и конкурсы
Такой вариант подходит для проектов, которые решают важные проблемы региона или мира. Преимущество такого финансирования в том, что не нужно отдавать долю в компании. Деньги выделяют на определенный проект, описанный в гранте или победивший в конкурсе
Среди единомышленников
Можно найти инвестора с опытом в отрасли вашего стартапа. Если ему понравится ваш проект, возможно, он захочет помочь в его масштабировании. Так вы получите не только деньги, но и экспертизу с поддержкой
Акселераторы
Бизнес-акселераторы выбирают интересные им проекты на ранней стадии и помогают им развиваться, наставляют и при необходимости ищут финансирование 
Бизнес-ангелы
Так называют частных венчурных инвесторов, которые спонсируют стартапы в обмен на акционерный капитал. К ним также при необходимости можно обратиться за помощью — дать совет или познакомить с нужным человеком

Как найти партнера для стартапа

Партнерство — важный элемент в предпринимательстве, особенно в начале пути. Запуск проекта подразумевает большое число задач, обязанностей и такое же количество компетенций. Чтобы разгрузить себя для тех областей, в которых вы разбираетесь, нужны не только сотрудники, но и партнер. 

Найти такого человека можно на бизнес-мероприятиях и в бизнес-сообществах. Также можно задействовать старые связи, воспользоваться услугами посредников или пройти тематическое обучение.

Важность наличия партнера и команды единомышленников подчеркнула Светлана Концевая: «‎‎Команда стартапа — один из важнейших факторов его оценки. Чтобы он работал, как часы, важно собрать компетентный и мотивированный коллектив. Почему так часто успешные стартапы создаются в парах и у истоков крупных компаний? Потому что мы находим энтузиастов, одержимых общей идеей. Если же предприниматель решается строить бизнес без партнера, то в любом случае на выполнение части работы ему стоит найти людей, которые справятся с ней лучше, чем он. Не стоит брать все на себя, иначе можно ожидать кризиса».

Правила формирования команды для стартапа

Сплоченная команда, которая заинтересована в выходе на рынок и продвижении проекта, — один из важных аспектов успешного стартапа. Нужны люди, с которыми можно достичь общих целей и добиться высоких результатов. Расскажем, как и где таких найти.

Где найти команду

Источники поиска
Описание
Telegram-каналы
Сейчас в этом мессенджере есть много каналов для поиска работы и сотрудников, в том числе универсальные каналы, где ищут и разнорабочих, и медиков, но лучше выбрать профильные варианты. Найти каналы можно как по ключевым словам, так и поискать в интернете варианты, связанные с вашей сферой
Связи
Наверняка среди ваших знакомых есть хорошие специалисты в нужной сфере — нужно лишь сообщить о поиске. Напишите об этом на своей странице, скажите коллегам. Останется заинтересовать человека проектом и предложением
Профильные чаты и группы
Найдите в соцсетях обсуждения и группы, связанные с вашей сферой. Расскажите о своем проекте и о том, что ищете команду — какие специалисты нужны и на каких условиях
Сайты для подбора персонала
Одни из самых популярных в России — это HeadHanter, Avito, SuperJob

Что важно учесть при формировании команды

На что обратить внимание при выборе кандидатов и как с ними сработаться, рассказала Светлана Концевая. Она поделилась советами, которые использует в своей практике.

1. Определите «‎‎костяк команды» — сотрудников, которые достаточно квалифицированы и мотивированы, чтобы закрыть все компетенции стартапа.

2. Ищите вдохновленных людей, которые верят в успех проекта и проявляют инициативу — расскажите кандидату о своих планах, и, если он начинает строить гипотезы и предлагать идеи, — это тот, кто вам нужен.

3. Используйте для сотрудников индивидуальную мотивацию — кому-то важно видеть перспективы финансового благополучия, другим нужны похвала и признание, а кто-то ратует за высокотехнологичность.

4. Давайте возможность каждому реализоваться — так команда свернет горы.

5. В хорошей команде стартапа специалисты должны быть компетентны, ответственны и мотивированы трудиться на развитие компании.

Продвижение стартапа

Источник: Shutterstock

Есть разные способы продвижения стартапа, и чем больше каналов вы задействуете, тем лучше будет результат.

1. Нетворкинг. Такой метод можно назвать также «сарафанным радио», обычно его используют начинающие специалисты. Но стартап тоже ведь характеризует начало нового. Расскажите о проекте своим друзьям и знакомым, они, возможно, поделятся информацией со своим окружением. Напишите новость в своих соцсетях, оставляйте комментарии в тематических группах, участвуйте в мероприятиях и знакомьтесь с единомышленниками.

2. Ведение сайта и соцсетей. В век технологий и продолжающейся популяризации онлайна без сайта и ведения соцсетей не обойтись. Сайт отвечает за солидность и репутацию проекта, на нем должны быть: 

  • сжатая информация о стартапе;
  • описание ваших преимуществ;
  • информация об основателях и ключевых сотрудниках;
  • контакты;
  • юридическая информация. 

Также можно добавить раздел с новостями и историю создания. Социальные сети же служат хорошим источником трафика. Изучите базовые основы ведения блога в интернете или обратитесь к SMM-специалисту.

3. Участие в мероприятиях. Если вам предлагают стать гостем подкаста, дать интервью или провести вебинар, чтобы рассказать о своем опыте, соглашайтесь. Публичные выступления повысят узнаваемость вас и вашего проекта, а также могут привести потенциальных клиентов, партнеров или инвесторов.

4. Публикация в СМИ. Этот вариант пересекается с предыдущим. Выступите в роли эксперта для профильного материала или дайте полноценное интервью, работает также рассылка пресс-релизов. Помимо этого, продвигаться можно через инфоповоды — комментировать тематические события.

5. Партнерский маркетинг. Партнерские программы хороши гарантированным результатом за небольшую сумму. Добавьте на ваш сайт раздел для партнеров с нужной информацией, предложите действующим клиентам скидку или бонус за приглашенных друзей, подключитесь к партнерской сети.

6. Реклама. Для такого формата продвижения нужны деньги, обычно довольно большие, поэтому в условиях ограниченного бюджета лучше сделать упор на другие варианты. Но реклама тоже работает, нужно тестировать разные способы — их много. Закупите рекламу у профильных блогеров с теплой аудиторией и в тематических пабликах, настройте таргет в соцсетях, запустите поиск по ключевым словам. 

Частые ошибки при создании своего стартапа

Источник: Shutterstock

Перечислим ошибки, которые регулярно допускают при реализации стартапов. Возможно, их перечень поможет вам избежать собственных «шишек».

1. Нежизнеспособность идеи

Даже у самой банальной идеи должны быть рыночный спрос и ориентир на реального потребителя. Если решать несуществующие проблемы клиентов, которых тоже нет, из этого ничего не выйдет. Проверяйте жизнеспособность идеи.

2. Превышение расходов

Сразу обозначьте возможно допустимые лимиты трат — на месяц, год, запуск проекта. Распишите все, включая возможные непредвиденные расходы. Даже наличие спонсоров не спасет от краха, если использовать несуществующие ресурсы, то есть исчерпать их и загнать себя в долговую яму

3. Плохая команда

Эта проблема может возникнуть при разных сценариях: либо изначально подобраны слабые специалисты в целях экономии, либо в процессе работы их не мотивировали и ждали высоких результатов. Проблемы могут быть также из-за плохих взаимоотношений внутри коллектива, нерешенных конфликтов. Команда должна быть сильной, сплоченной и мотивированной.

Отзыв эксперта

Наш эксперт Светлана Концевая преуспела не только в медицине, но и в бизнесе. Она считает, что первостепенна проблема человека, которую вы сможете решить своим продуктом, — она должна быть. Однако успешный стартап складывается из ряда факторов.

«‎‎Часто идея для стартапа связана с увлечением, на которое человек готов тратить время, деньги и силы. Увлеченность делом поможет погрузиться в тему и найти проблемы, требующие решения. Однако мало быть экспертом в отдельной отрасли, нужно иметь представление о смежных направлениях деятельности. Для этого необходимы подготовка, опыт и стремление изучать новое. Оглянитесь! Ведь повседневная жизнь наполнена трудностями, и стартапы способны уменьшить их количество. Возьмите проблему и найдите решение для нее — это и станет идеей для стартапа. Важно, чтобы ваша разработка приносила практическую пользу», — рассказала Светлана Концевая. 

Советы начинающему стартаперу: что важно учесть при запуске стартапа

Подведем итоги материала и расскажем о ключевых моментах, которые нужно помнить при создании и запуске своего проекта.

1. В основе стартапа лежит уникальная идея, которая может решить проблему потенциального клиента. При правильном подходе проект окупит вложения и позволит получить прибыль. 

2. Найдите хорошую команду единомышленников, которым интересен проект и его рост. Не экономьте на кадрах — берите квалифицированных сотрудников. 

3. Не стесняйтесь искать инвесторов для своего проекта. Удачная бизнес-идея может принести прибыль всем — создателям стартапа, инвесторам и сотрудникам.

4. Примите, что может не получиться. Для стартапов это нормально — риск провала есть. Но постарайтесь его избежать. 

Список источников: 

1. Статья 2 «Отношения, регулируемые гражданским законодательством» Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Статья «Меры поддержки ИТ-отрасли» на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

3. Программа по предоставлению субсидий «‎‎Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.

4. Часть вторая Налогового кодекса РФ.

Автор: Ася Дугнист

Эксперт: Светлана Концевая, доктор ветеринарных наук, профессор, один из создателей ООО «‎‎АгроВи» — инновационной компании группы компаний «‎‎ВладМиВа» 

Обновлено: 09.07.2024 16:34