Как открыть ИП в 2024 году: пошаговая инструкция

Процесс регистрации ИП достаточно прост и может занять всего один день. В 2024 году предприниматели могут выбрать из нескольких вариантов как открыть ИП: через интернет на сайте ФНС России, личным посещением налоговой инспекции, в многофункциональном центре или через нотариуса. Расскажем по шагам как открыть ИП в 2024 году и разъясним важные моменты, которые следует учитывать в процессе оформления этого правового статуса.

В 2024 году предприниматели могут выбрать из нескольких вариантов как открыть ИП: через интернет на сайте ФНС России, личным посещением налоговой инспекции, в многофункциональном центре или через нотариуса.

Кто может зарегистрировать ИП и какие есть ограничения

Чтобы узнать как открыть ИП с нуля, сперва разберемся, каким требованиям должен соответствовать будущий предприниматель. Вести предпринимательскую деятельность могут:

  • Совершеннолетние граждане, не страдающие психическими и иными заболеваниями, которые могут повлиять на их дееспособность.

  • Граждане, не имеющие судимости (для некоторых видов деятельности).

Как открыть ИП гражданину России, если он несовершеннолетний. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют право на регистрацию ИП при выполнении одного из условий:

  • Получение согласия законных представителей;

  • С 16 лет — приобретение эмансипации, что подразумевает признание их дееспособности органами опеки или судом.

Право на открытие ИП также предоставляется следующим категориям лиц:

  • Иностранным гражданам с временной регистрацией или пропиской на территории РФ.

  • Лицам без гражданства (апатридам).

  • Женщинам в декретном отпуске.

  • Пенсионерам.

  • Учредителям ООО.

  • Официально трудоустроенным гражданам, которые не работают на государственной службе.

  • Самозанятым.

Уточните, как открыть ИП самозанятому, чтобы при регистрации не изменился статус плательщика налога на профессиональный доход.

Ограничения на регистрацию ИП:

  • Лица с судимостью, если они хотят работать в сферах образования, воспитания, медицины или организации досуга для детей.

  • Банкроты, которые ранее были предпринимателями. Им запрещено снова регистрироваться в качестве ИП в течение пяти  лет после процедуры банкротства. Обычные граждане, признанные банкротами, таких ограничений не имеют.

  • Госслужащие или муниципальные служащие.

  • Работники органов внутренних дел.

  • Военнослужащие.

  • Представители прокуратуры.

  • Руководящие должностные лица государственных корпораций, госкомпаний или публично-правовых компаний, таких как “Росатом”, “Роскосмос”, Внешэкономбанк.

Если вы не входите в этот список и хотите зарегистрироваться, готовьте заявление на открытие предпринимательского статуса. Как открыть ИП самостоятельно с нуля, собрать и подать нужный пакет документов, подробно описано ниже.

Первым шагом при регистрации ИП является выбор кодов видов деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Эти коды определяют, какими именно видами бизнеса вы планируете заниматься. | Источник: Freepik

Пошаговая инструкция, как открыть ИП самостоятельно

Если не знаете как открыть ИП, пошаговая инструкция от редакции Финансов Mail.ru ответит на популярные вопросы.

1. Выберите коды видов деятельности по ОКВЭД

Первым шагом при регистрации ИП является выбор кодов видов деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Эти коды определяют, какими именно видами бизнеса вы планируете заниматься. Расскажем, как открыть ИП, ОКВЭД для которого необходимо выбрать по основному и дополнительному видам деятельности:

Рекомендации:

  1. Проанализируйте запланированные виды деятельности.

  2. Выберите коды, которые наиболее точно описывают род деятельности.

  3. Учтите, что неправильный выбор может привести к проблемам с налоговыми проверками.

2. Выберите систему налогообложения

Перед тем как открыть ИП, следующим шагом является выбор системы налогообложения. В России существуют несколько систем, каждая из которых имеет свои особенности и налоговые ставки:

  1. ОСН — с уплатой НДС, НДФЛ и налога на имущество. Требует сложной отчетности и подходит крупным компаниям с бухгалтерией.

  2. УСН — самая популярная система среди ИП. Существует два варианта: “Доходы” (с уплатой налога в размере 6% от доходов) и “Доходы минус расходы” (1-5% от прибыли). Если расходов много, лучше выбрать второй вариант.

  3. АУСН — автоматизированная упрощенная система налогообложения, применяемая на экспериментальной основе с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года включительно. Подходит только для ИП из Москвы, Московской и Калужской областей, а также Татарстана. Налоговая сама считает сумму к уплате. Предприниматели на АУСН не платят страховые взносы за себя на время проведения эксперимента и большую часть взносов за работников (исключение – взнос за травматизм). Также они не сдают декларацию и часть отчетов за сотрудников.

  4. Патент — фиксированная сумма в год в зависимости от места регистрации и вида деятельности. Его выгоднее выбрать, если весь год можно зарабатывать в пределах 60 миллионов рублей.

  5. НПД — налог на профессиональный доход. Подходит только для продажи товаров собственного производства, выполнения работ или оказания услуг.

  6. ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. Подходит для предпринимателей, связанных с сельским хозяйством.

3. Заполните заявление по форме Р21001

Заявление о регистрации ИП — это один из ключевых документов, который заполняют по форме Р21001. Важно корректно указать все данные, так как ошибки могут привести к отказу в регистрации.

Основные поля для заполнения:

  • ФИО.

  • Дата и место рождения.

  • Адрес места жительства.

  • ИНН (если уже имеется).

  • Предполагаемые виды деятельности (ОКВЭД).

4. Оплатите госпошлину

Перед подачей заявления необходимо оплатить государственную пошлину. В 2024 году размер госпошлины составляет 800 рублей. Оплату можно произвести несколькими способами:

  • Онлайн через портал “Госуслуги”.

  • В любом банке по квитанции.

  • Через терминал в налоговой инспекции.

5. Соберите и подайте документы

Для регистрации ИП необходимо собрать и подать определенный пакет документов, куда входят:

  • Заполненное заявление по форме Р21001.

  • Копия паспорта.

  • Квитанция об уплате госпошлины.

  • Заявление о переходе на УСН (при необходимости).

Регистрация ИП онлайн

“Госуслуги” — удобный портал, предоставляющий возможность подать документы на регистрацию ИП онлайн. | Источник: РИА "Новости"

Есть несколько сервисов, с помощью которых можно подать документы для регистрации, не выходя из дома. Подходит тем, кто задумывается как открыть ИП быстро и не тратить время на походы по инстанциям.

  1. “Госуслуги”. Удобный портал, предоставляющий возможность подать документы на регистрацию ИП онлайн. Как открыть ИП через “Госуслуги”, рассказано на сайте налоговой

  2. ФНС. Официальный сайт, где также доступна процедура электронной подачи документов. Чтобы узнать, как открыть ИП в налоговой, прочитайте справку на сайте службы.

  3. РБИДОС (Российская база данных общих сведений) — специализированная платформа для регистрации бизнеса. Инструкция как открыть ИП через личный кабинет сервиса есть на сайте Сбера.

  4. Приложения банков. Многие кредитные организации предоставляют услугу регистрации ИП через свои мобильные приложения и сайты. Как открыть ИП онлайн, банк расскажет при обращении на горячую линию или в чат поддержки клиентов. Как открыть ИП в “Сбербанке”, описано на сайте кредитной организации.

Личная подача бумажных документов

Услуги по очному приему документов на регистрацию ИП предоставляют:

  • МФЦ.

  • Отделения налоговой инспекции.

  • Нотариусы.

  • Почтовые отделения.

6. Получите документы

После сдачи всех необходимых документов остается только дождаться уведомления о регистрации. Процесс обычно занимает три рабочих дня. После этого нужно получить следующие документы:

  • Свидетельство о регистрации ИП (ОГРНИП).

  • Выписка из ЕГРИП.

  • Уведомление о постановке на учет в налоговой.

После выдачи документов о регистрации предпринимателя, узнайте, как открыть ИП расчетный счет и нужен ли он для вашего рода деятельности.

Многие финансовые организации помогают предпринимателям регистрировать бизнес. Они готовы проконсультировать клиента, полностью провести его по процессу регистрации, а затем открыть счет. | Источник: Freepik

Мнение эксперта

Тему комментирует эксперт, лидер интернет-продвижения в банке Точка Татьяна Корнаущенко:

“Существует несколько способов зарегистрировать бизнес:

1. Самостоятельно через ФНС или “Госуслуги”

В этом случае предпринимателю нужно самому выбрать коды ОКВЭД и систему налогообложения. Регистрация здесь занимает до пяти рабочих дней с момента создания заявления. После — нужно самому получить патент или написать заявление на “упрощенку”. Этот способ подходит тем, кто готов сам во всем разобраться и нести ответственность. 

2. Через банки

Многие финансовые организации помогают предпринимателям регистрировать бизнес. Они готовы проконсультировать клиента, полностью провести его по процессу регистрации, а затем открыть счет. Еще одно преимущество банков в том, что они помогают составить заявления на патент или “упрощенку”. Регистрация занимает пять рабочих дней после подачи документов в налоговую. Этот способ подходит тем, кто не хочет сам разбираться во всех тонкостях и хотел бы доверится профессионалам. 

3. Через бухгалтера или юридическую фирму

Такой способ чаще всего выбирают сложно организованные юрлица с двумя и более учредителями, или с учредителями-нерезидентами. Опытный бухгалтер или юрист помогут оформить все документы правильно. При этом собственники не будут тратить на это время”, — отметила эксперт.

Чек-лист по быстрому открытию ИП

  1. Выберите коды видов деятельности по ОКВЭД.

  2. Определитесь с системой налогообложения.

  3. Заполните заявление по форме Р21001.

  4. Оплатите государственную пошлину.

  5. Соберите все необходимые документы — заявление по форме Р21001, копию паспорта, квитанцию об уплате госпошлины, заявление о переходе на УСН (при необходимости).

  6. Подайте документы онлайн через Госуслуги, ФНС, РБИДОС или лично в МФЦ, налоговой инспекции или через нотариуса/почту.

  7. Дождитесь уведомления и получите регистрационные документы.

Процесс регистрации ИП в 2024 году несложный, главное — четко следовать инструкциям и внимательно заполнять все документы.

Виктория Воропаева

Обновлено: 31.07.2024 14:30