Как переводится и что значит MVP: расшифровка аббревиатуры
В переводе с английского MVP (Minimum viable product) — это минимально жизнеспособный продукт. Этот термин впервые использовал в 2001 году предприниматель в сфере консалтинга Фрэнк Робинсон. Он определял MVP как результат синхронной разработки нового продукта и исследования клиентской базы. Основная задача здесь — при минимальных затратах получить максимальную информацию об отношении покупателей к предлагаемому товару. Правовой базой MVP считается соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства.
Функционал MVP: версии продукта
Минимально жизнеспособный продукт выполняет следующие функции:
- проверяет эффективность новой бизнес-идеи при минимальных затратах;
- сокращает стоимость разработки продукта путем устранения ненужных характеристик;
- снижает материальные издержки в случае выпуска неудачного продукта;
- ускоряет поиск ошибок за счет оптимизированного тестирования товара;
- определяет неучтенные потребности клиентов;
- улучшает возможности выхода на рынок с новым продуктом;
- собирает и сохраняет базы клиентов еще до полномасштабного выпуска товаров;
- привлекает инвесторов за счет поступательного развития производства.
«В настоящее время, — объясняет Николай Перепелкин, к. э. н., доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова, — большинство относят термин MVP к области разработок цифровых продуктов (приложений, платформ, программного обеспечения и пр.). Но на самом деле это крайне ограниченный взгляд. MVP, по сути, считается урезанной версией любого вашего продукта, содержащей только основные или необходимые для удовлетворения фундаментальных потребностей вашей целевой аудитории функции. Это как пилотный эпизод сериала, на котором проверяют заинтересованность зрителей в сюжете, или пробное меню в ресторане, на котором изучают спрос на диковинное сочетание ингредиентов».
Иными словами, отмечает эксперт, MVP — это технически упакованная в единое предложение идея вашего продукта с ее основными характеристиками. Она позволяет через пробные продажи или тесты понять готовность целевой аудитории воспринять новый продукт, а также проверить его жизнеспособность в реальном мире, прежде чем вкладывать значительное время и ресурсы в детальную проработку и рекламную компанию.
Виды MVP
Существуют различные виды минимально жизненного продукта. Однако на практике используются только несколько, наиболее популярные.
Вид | Описание | Пример |
Продукт с одним параметром | Использование для продвижения готового продукта, как правило, с одной ярко выраженной функцией, что позволяет сузить клиентскую аудиторию и получить обратную связь | Компания Spotify в 2006 году запустила сервис с единственной функцией — потоковой передачей музыки. Сейчас ее капитализация составляет 21 млрд долларов |
Разрозненный MVP | Первоначально создается не единый новый проект, а отдельные инструменты, объединенные в систему, которая тестируется | Сервис совместных покупок Groupon изначально действовал с использованием электронной почты, а затем было создано мобильное приложение |
MVP Флинстоуна | Создается имитация современного сервиса, хотя на практике используется более дешевый функционал, позволяющий протестировать клиентскую базу | При возникновении крупного интернет-магазина Zappos на его сайте публиковались фото различной обуви. При ее заказе клиентами создатель Zappos шел в обычный магазин и покупал обувь там |
MVP Консьерж | Создание автоматизированных онлайн-сервисов начинается с оказания услуг вручную | В конце 90-х годов основатель сервиса по онлайн-бронированию Чак Темплтон бронировал для заказчиков столики в ресторанах вручную, а после знакомства с целевой аудиторией разработал известный онлайн-сервис |
Разработка MVP: пошаговая инструкция
Создание минимально жизнеспособного продукта зависит не только от правильно выбранной стратегии, но и от других факторов (ситуации на рынке, вида продукции, уровня конкуренции
1. Определить главные принципы создания MVP
Прежде чем создавать минимально жизнеспособный продукт, необходимо уяснить те принципы, которых нужно придерживаться, чтобы оптимизировать продажи. К ним относятся:
- минимизация затрат: основная задача MVP — максимальная экономия имеющихся ресурсов;
- оптимальное взаимодействие с клиентской базой: определение востребованности продукта путем тестирования MVP;
- оценка первых продаж: именно они, чаще всего, свидетельствуют об эффективности бизнеса;
- инновационное продвижение продукта: использование новых рекламных ходов, способов экономии средств и др.
2. Определить главную задачу
Рекомендуется описать будущий MVP в нескольких предложениях, чтобы уяснить его ценность и уникальность. Правильная постановка проблемы значительно облегчает ее решение. Например, сервис по заказу такси ведет к экономии денежных средств клиентов, уменьшает время заказа и ожидания, ускоряет процесс доставки.
3. Поиск целевой аудитории
В процессе запуска нового продукта нельзя ориентироваться на слишком широкую аудиторию. Чем ýже она будет изначально, тем лучше. Главное — создать идеальный тип будущего клиента. Для этого потребуется провести исследования возраста, уровня дохода, образования, интересов и привычек целевой аудитории. Это поможет в проведении рекламной компании.
4. Изучение потенциальных конкурентов
Создать уникальный продукт крайне сложно. Обычно приходится выходить на рынок, уже освоенный конкурентами. Их деятельность необходимо досконально исследовать. Для этого потребуется:
- собрать максимальную информацию, особенно, о ведущих конкурентах;
- определить рыночные доли главных конкурентов;
- изучить первичные источники информации: официальные сайты, рекламные материалы, годовые отчеты и др.;
- исследовать вторичные источники информации: интервью, оценки, новости, видеоматериалы
и т. п.
5. Проведение SWOT-анализа
Эта методика позволяет осуществлять стратегическое планирование. При проведении такого анализа выделяют две группы факторов: внутренние (здесь нужно определить сильные и слабые стороны продукта) и внешние (к ним относятся возможности и угрозы). Задачей SWOT-анализа минимально жизнеспособного продукта считается выявление преимуществ и недостатков будущего товара или услуги, а также предотвращение угроз и использование имеющихся возможностей для развития.
6. Создание карты пути пользователя
Чтобы MVP достиг своей цели, важно максимально облегчить клиентам доступ к нему. Чем понятнее будет принцип работы минимально жизнеспособного продукта, тем большего эффекта он достигнет. Следует не просто разработать прототип, но и доходчиво объяснить потребителям логику его действия. Карту пути пользователя нужно постоянно корректировать, используя обратную связь.
7. Отбор главных функций продукта
При разработке MVP важно сконцентрироваться на главном. Если задействовать большое количество функций сервиса, это приведет к распылению ресурсов и запутает клиента. Поэтому рекомендуется выбрать 1−3 наиболее важные функции и сделать их основой MVP. Когда продукт будет запущен, можно присоединять дополнительные функции по желанию пользователей.
8. Выбор метода управления и разработки MVP
Можно использовать несколько методов управления и разработки минимально жизнеспособного продукта в зависимости от поставленных задач.
1. Lean: при таком методе происходит постоянная обработка отзывов. Запускается первоначальная версия MVP, затем собираются отзывы клиентов, вносятся изменения в проект, создается новая версия продукта, и весь процесс повторяется снова. Этот метод используется, когда MVP требуется запустить в кратчайшие сроки.
2. Scrum: здесь также применяется принцип обратной связи, но в отличие от первого метода, устанавливаются периоды в 2−4 недели, в течение которых собираются и обрабатываются отзывы. Доработки могут вноситься ежемесячно, поэтому MVP развивается постепенно.
3. Канбан: при таком подходе отсутствует цикличность. Отзывы пользователей обрабатываются, но задачи решаются по мере их возникновения. Тем самым снижается объем работы.
4. Экстремальное программирование (ХР): этот метод используется при создании программного обеспечения. Время создания первоначального варианта MVP — не более одной недели. После его запуска начинается последующая доработка.
Как провести тестирование MVP
Минимально жизнеспособный продукт нуждается в проверке. Тестирование обычно носит циклический характер с использованием альфа- и бета-тестов.
1. Альфа-тест
Когда готов первоначальный вариант MVP, его необходимо опробовать внутри команды. Для этого могут быть использованы опросы, интервью, собеседования сотрудников, друзей, родственников. Главное — определить качество минимально жизнеспособного продукта. Если имеются замечания, недостатки, следует оперативно их устранить. В случае положительных отзывов можно переходить к следующему этапу — бета-тестированию.
2. Бета-тест
Это тестирование считается уже внешним этапом, когда доступ к проекту получают первые клиенты. Длительность опросов составляет обычно 1−2 недели. После первого бета-тестирования полученные данные собираются и анализируются. Принимается решение об изменениях в MVP, если это необходимо. Затем цикл альфа- и бета-тестирования повторяется.
Обратная связь с пользователями может осуществляться по следующим каналам:
- размещение информации о своем продукте на специализированных форумах;
- создание собственного сайта и чата;
- живое общение с покупателем;
- интервью с несколькими клиентами;
- электронная почта;
- обратный звонок.
3. Оценка и анализ
После проведения тестирований MVP следует обработать полученные результаты. Здесь используется уже количественный анализ. Основные параметры оценки следующие:
- общее количество пользователей;
- количество сессий на сайте;
- длительность одной сессии;
- процент активных клиентов;
- процент платящих пользователей;
- средний чек за покупку;
- процент посетителей, ставших повторными клиентами;
- стоимость привлечения клиента;
- средний доход с одного клиента.
Частые ошибки при создании MVP
Как и при создании любого продукта, MVP не застрахован от ошибок. Рассмотрим подробнее, с какими проблемами могут столкнуться разработчики.
1. Попытка создать идеальный продукт
Задача минимально жизнеспособного продукта — создание у клиента базового представления о товаре. Стремление разработать в этом случае идеальный образец может сыграть злую шутку. Производитель будет постоянно совершенствовать свое творение, откладывая его апробацию. Потеря времени, как известно, ведет к потере прибыли.
2. Нет обратной связи с клиентами
Обратная связь представляет собой важнейшее условие эффективного бизнеса, особенно — в условиях информационного общества. Начинающие предприниматели нередко игнорируют критику или жалобы клиентов. Именно поэтому половина новых предприятий банкротятся в первый же год.
3. Игнорирование аналитики
Без анализа тестирования невозможно создать минимально жизнеспособный продукт. Производители и пользователи MVP могут по-разному воспринимать один и тот же товар. Однако клиенты голосуют за его качество собственным рублем. В любом случае придется прислушиваться к их пожеланиям. Если аналитическая деятельность проводится регулярно, это позволяет получать объективную информацию о продажах.
4. Низкое качество MVP
Простота первичного образца не должна вести к снижению его качества. Минимально жизнеспособный продукт обязан изначально отвечать всем необходимым требованиям. Тестированию подвергается качественное изделие. Если пользователи заметят недобросовестность, дальнейшая работа над MVP потеряет всякий смысл.
5. Несдержанные обещания
Уже на этапе минимально жизнеспособного продукта следует внимательно относиться к своим обещаниям. Для этого нужно объективно оценивать собственные возможности. Если обещания не выполняются, это сильно бьет по имиджу компании и подрывает доверие клиентов. Лучше проводить более сдержанную рекламную компанию, чтобы не обманывать ожиданий пользователей.
Советы эксперта об MVP
Эксперт Николай Перепелкин рассказал о преимуществах MVP.
«Вы проверяете жизнеспособность вашей идеи и напрямую контактируете с целевой аудиторией и ее реакциями, работая над повышением удовлетворенности клиентов и потребителей в будущем. Сосредоточив внимание на основных функциях, вы можете ускорить процесс разработки и запуска», — подчеркнул эксперт.
Также Николай Перепелкин отметил, что MVP экономит ресурсы и снижает затраты на разработку конечного продукта, позволяя избегать ненужных «наворотов», а также выпуска неудачных полноценных версий. Используя базовую модель MVP, бизнес можете резко снизить затраты на разработку, делая свой продукт более доступным и финансово жизнеспособным. Это освобождает ресурсы компании и повышает ее устойчивость и маневренность в разработке своих предложений.
«У вас возникает бесценная прямая обратная связь с пользователем. Истинное значение MVP заключается в его способности аккумулировать реальную обратную связь от вашей целевой аудитории. С точки зрения маркетинга она выступает мощнейшим драйвером успешности конечного продукта, поскольку позволяет определить, что работает, что нет и где необходимы улучшения», — добавил эксперт.
Помимо этого, с помощью MVP компания может оценить объемы и тренды спроса на рынке. Запуск продукта позволяет протестировать потенциал рынка. Наблюдая за ответами пользователей или тестировщиков продукта, организация может проверить свои первоначальные предположения о рыночном спросе и соответствующим образом скорректировать свой продукт, избегая дорогостоящих просчетов, пояснил специалист.
«Основываясь на отзывах пользователей, вы можете постоянно совершенствовать и улучшать свой продукт, гарантируя, что он остается актуальным и конкурентоспособным в долгосрочной перспективе. Часто разработка продукта — это долгосрочный проект. Конкуренты также могут разрабатывать похожие продукты, поэтому использование MVP позволяет компании закрепиться на выбранном рынке и упрочить ее положение», — подытожил Николай Перепелкин.
Что нужно запомнить об MVP
Выделим ключевые моменты, которые необходимо знать о разработке минимально жизнеспособного продукта.
1. MVP — это пробный, сравнительно недорогой вариант продукции для определения его востребованности у клиентов.
2. Основная задача — при минимальных затратах получить максимум информации об отношении пользователей к продукту.
3. Существуют следующие виды MVP:
- продукт с одним параметром;
- разрозненный MVP;
- MVP Флинстоуна;
- MVP Консьерж.
4. Разработка MVP включает в себя следующие этапы:
- определение главных принципов и основной задачи;
- нахождение целевой аудитории;
- изучение возможных конкурентов;
- проведение SWOT-анализа;
- создание карты пути пользователя;
- отбор главных функций товара;
- выбор метода управления и разработки MVP.
5. При тестировании MVP используется: альфа-тест, бета-тест и аналитическая оценка.
6. Распространенные ошибки при создании MVP:
- стремление создать сразу идеальный продукт;
- отсутствие обратной связи с пользователями;
- игнорирование анализа тестирования;
- низкое качество продукта;
- обещания не выполняются.
Список источников
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Автор: Игорь Геращенко
Эксперт: Николай Перепелкин, к. э. н., доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова