
— Недавно в СМИ вы затронули тему увеличения возраста молодёжи до 40 лет. По вашим словам, это приумножит число гарантий для данной категории граждан. Какие это могут быть гарантии? И не несёт ли это увеличение рисков, в том числе инфляционных?
— Я уверена, что увеличение возраста молодежи никаким образом не спровоцирует инфляцию. Что касается самого предложения, то оно исходило от министерства здравоохранения и было прописано в соответствии с концепцией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Действительно, у нас сегодня наблюдается глобальное старение населения. Особенно это остро ощущается в развитых странах. Да, мы понимаем, к сожалению, что это почти не касается стран «Глобального юга». Дело в том, что люди там живут ещё по — прежнему очень сложно. Однако в развитых странах, то есть тех, у кого есть качественные медицинские технологии и инструменты сбережения населения, мы наблюдаем существенное старение населения. К таким странам относится и Россия.
Я с радостью отмечаю для себя, что каждый из глав регионов регулярно поздравляет ветеранов с достижением столетия. Раньше, если человек доживал до столетнего юбилея, то это было довольно масштабным событием.
На мой взгляд, предложение ВОЗ объективно и не несёт в себе никаких угроз для экономики страны. Напротив, у нас есть ряд законов, которые защищают молодых людей. Например, они дают возможность квотирования рабочих мест для молодёжи, имеется ипотека для молодой семьи. Мы должны согласиться, что зачастую человек только в 30 лет получает своё первое рабочее место. Поясню, так уж складывается жизнь, что во многих отраслях, таких как здравоохранение, нужно учиться не менее 8 лет. Нередко человек достигает уже почти тридцатилетнего возраста, когда вступает уже в самостоятельную профессиональную жизнь.
Тема продления возраста молодости пока затормозилась. Во многом из — за инсинуаций, которые появились благодаря, в том числе, моим коллегам, считающим, что инициатива связана каким-то образом с увеличением пенсионного возраста. Думаю поэтому Минздрав отозвал своё предложение. Однако, ведь он может возобновить его. Правда для этого нужно спокойное состояние общества. Я уверена, что это принесёт только дополнительные социальные гарантии тем, кто будет отнесён к молодёжи. Просто получателей льгот и социальных гарантий станет больше. Возраст молодежи уже увеличивали на пять лет не так давно. Опыт есть, и никаких отрицательных явлений в жизни общества это не принесло.
— В последнее время все чаще стали раздаваться голоса в поддержку введения налога на бездетность. На ваш взгляд, насколько это целесообразно и к чему приведет введение такого налога?
— Изначально тема налога на бездетность имеет антиправовой и антигуманный характер. Напротив, государство должно поощрять к деторождению. Что сегодня Россия и делает — даёт налоговые вычеты, выплачивает детские пособия, материнский капитал.
Сегодня с самого раннего срока беременности мамочку ставят на учёт. Соответствующие выплаты, например, по рождению ребенка она получает независимо от критериев нуждаемости семьи. Дальше идет пособие по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет. Если есть необходимость, то это единое пособие. У нас детский бюджет на ближайшую трехлетку составляет почти 10 триллионов рублей — это серьёзные деньги. Поэтому, на мой взгляд, государство должно поощрять к деторождению, а не наказывать за бездетность.
Еще в Советское время имелся достаточно негативный опыт с налогом на бездетность. Совершенно несправедливо, когда фактически на ни в чем невиновных людей накладывается какая-то ответственность сродни административной. Обычно бездетность связана с большим числом обстоятельств. Неприемлемо, чтобы конкретный человек доказывал почему он не может родить. Потом не очень понятно, до скольки лет этот налог надо платить.
— Сегодня в России имеется целый спектр мер поддержки семей с детьми. Стоит ли их расширять или как-то видоизменять?
— Да, у нас имеется широкий диапазон мер поддержки. Это — материнский капитал, налоговые вычеты на каждого ребёнка, (они, кстати, удвоились с этого года). Дополнительная налоговая выплата планируется для тех родителей, кто воспитывает двоих или более несовершеннолетних детей. Льгота распространяется на родителей, которые подпадают под критерии нуждаемости (с доходом не более чем 1,5 прожиточных минимума на каждого члена семьи). Главное, чтобы дети в семье были несовершеннолетние либо продолжали обучение по очной форме в образовательной организации. В этом случае ребенок учитывается до 23 лет. Оба родителя, и мама, и папа имеют право получить налоговый вычет из 13%. Так, фактически 7% будет возвращено семье, при условии, что родители работают. Вариантов выплат достаточно много по деторождению. С этого года заработает нововведение по тем регионам, где есть проблемы по рождаемости и соответствующий коэффициент ниже, чем общероссийский. Так вот, регион получает софинансирование на развитие рождаемости, на поддержку семей с детками. Это может быть помощь студенческим семьям в виде оплаты за аренду жилья. У нас сегодня идёт строительство кампусов с семейными студенческими общежитиями, предусматривающие наличие детских комнат. В результате мама может получать образование и параллельно рожать, и воспитывать ребёнка. Это очень важно. Весь спектр забот во внимании государства. И, безусловно, будут дополнения.
— Уже в нескольких регионах несовершеннолетние беременные девушки получили единовременные выплаты по 100 тыс. рублей. Как вы относитесь к этому решению? Нужно ли как-то контролировать расходы этих молодых матерей?
— Когда подросток попадает в такую ситуацию, то помогать ей, безусловно, нужно, поскольку если девочка является несовершеннолетней мамой, то все равно она ещё девочка. Когда имеются показания к деторождению и ребёнок здоров то, конечно, нужно сохранять беременность. Однако я бы не стала поощрять раннюю беременность и ранние роды. Организм девочки — подростка ещё не сформирован, он, по сути, ещё детский. Прежде всего ранняя беременность несёт опасность для здоровья как самой молодой матери, так и её ребёнка. Объективно в массовом порядке предоставлять такую льготу смысла нет. Я думаю, что нужно решать ситуацию в индивидуальном порядке. Я вообще не понимаю, зачем указывать возраст матери для получения соц. гарантии? Какая разница, сколько ей лет? Она родила, нужно ей помочь.
— Стоит ли пересматривать подход к начислению пенсий? В некоторых странах размер пенсии зависит от количества детей, наличия имущества, других факторов. Нужно ли нам обратить внимание на подобные изменения?
— Если исходить из принципов пенсионного страхового обеспечения, то пенсия начисляется, прежде всего, за периоды трудовой деятельности. Необходимо заработать 15 лет страхового стажа, но в страховой стаж также входят периоды временной нетрудоспособности, отпуска по уходу за ребёнком, службы в армии. И для того, чтобы заработать индивидуальные пенсионные коэффициенты, возможно находиться в отпуске по уходу за ребёнком. То есть в период отпуска по уходу за ребёнком до полутора лет в пенсионном фонде начисляются индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК). В течение трудовой деятельности необходимо заработать 30 баллов ИПК. 1,8 баллов можно заработать за каждый год ухода за первым ребёнком. За второго — 3,6 баллов, а за третьего — 5,4 балла. Таким образом, государство показывает, как оно ценит материнство. Ну, кроме того, мама, родившая и воспитавшая 3 детей до восьмилетнего возраста, выйдет на пенсию на 3 года раньше. Та, которая родит и воспитает 4 детей, уйдёт на 4 года раньше на пенсию, а вот родившая и воспитавшая пятерых и более детей, уйдёт в 50 лет на пенсию и получит страховую пенсию за счет государства. На мой взгляд, это хорошая и объективная преференция.
— В Госдуме предложили выплачивать до 1,8 миллиона рублей на погашение ипотеки семьям, в которых после 1 января 2024 года родились дети. За 1 ребенка — 500 тысяч рублей, за 2, 600 тысяч рублей и за 3 — 700 тысяч рублей. Как вы оцениваете эту меру? Поможет ли она семьям чувствовать себя более уверенно и финансово защищено?
— Я экономист по образованию и для меня понятно, если что-то предлагается, то сразу предлагается формула для решения этой инициативы. Данная инициатива, на мой взгляд, носит такой несколько хаотичный характер. Не скажу, что популистский, скорее всего, из самых лучших побуждений было предложение сформировано. Однако, то, что оно непродуманно — факт.
Сегодня программа семейной ипотеки для многодетных семей продлена до 2030 года. Также семьи получают 690 тыс. за первого ребенка и 912 тыс. за второго средств материнского семейного капитала. На ближайшую трехлетку планируется, что 4 млн семей получат соответствующий сертификат на распоряжение материнским семейным капиталом. У нас все цифры заложены в бюджете, и он сбалансирован.
Несмотря на то, что бюджет дефицитный на ближайшую трехлетку, он сбалансирован. То есть, мы понимаем, сколько мы дадим на здравоохранение, сколько на образование, а сколько у нас затрат уйдет на социальную политику. Если сегодня предлагается все программы поменять, мы должны понимать, откуда нам взять средства на эти цели. К сожалению, авторы инициативы не прописывают источники финансирования. Хотя, в соответствии со статьей 83 бюджетного кодекса, они обязаны это делать. Вместе с тем, у нас ежегодно происходит индексация материнского семейного капитала.
В этом году он тоже был проиндексирован на 9,5% и в следующем году он тоже будет проиндексирован. И я уверена, что поддержка в виде материнского семейного капитала за второго ребёнка уже превысит 1 миллион в следующем году.