Яндекс Маркет — один из ведущих маркетплейсов в России. Несмотря на быстрое развитие, он пока еще уступает таким площадкам, как Wildberries или Ozon. Однако это имеет свои преимущества для начинающих продавцов за счет не такой жесткой конкуренции. Любой предприниматель может разместить свои товары на платформе. Там действуют сходные с другими маркетплейсами тарифы и системы продаж, но имеются и свои особенности. Выясним, что лучше продавать на Яндекс Маркете в 2024 году, как найти нужные товары и выбрать оптимальную нишу.
Полезная информация о маркетплейсе Яндекс
Начнем с наиболее важной информации, которая позволит получить первоначальное впечатление о Яндекс Маркете, оценить его особенности, преимущества и недостатки.
Важный аспект | Описание |
Когда был создан | В 2000 году появился сервис Яндекс.Товары, а в 2013 году — онлайн-магазин Яндекс Маркет |
Преимущества | Выплаты каждый день |
Низкие комиссии за доставку | |
Слабая конкуренция | |
Акции для поставщиков | |
Быстрая поддержка на сайте | |
Недостатки | Меньше охват и обороты, чем у более крупных маркетплейсов |
Недостаточно оперативное управление ставками | |
Особенности | Минимизация расходов за счет подробной статистики на сервисе |
Предложение товаров показывается в целевых регионах в указанное время | |
На сайт продавца заходят заинтересованные покупатели, выбравшие товар на страницах сервиса | |
Кто может торговать | Юрлица, самозанятые, ИП |
Регистрация | Происходит на сайте Яндекс Маркета — заполняется анкета и подписывается договор |
График выплат | Один раз в день, в неделю, в две недели, в месяц |
Почему выгодно продавать на Яндекс Маркете: анализ рынка
Яндекс Маркет имеет ряд преимуществ, которые привлекают к нему как продавцов, так и покупателей.
1. Каждый год увеличивается поток клиентов, что свидетельствует о правильно выбранной стратегии маркетинга.
2. Происходит ежегодный рост товарооборота.
3. Заказ доставляют по всей России.
4. Большие рекламные возможности реализуются за счет привлечения Яндекс Директа.
5. Продавец экономит свои средства и ресурсы за счет перекладывания части работы на платформу: не нужно заниматься упаковкой и доставкой, держать продукцию на своем складе, иметь собственный сайт и т. д.).
6. При помощи специальных настроек предложения можно продвигать товары в определенных регионах страны.
7. Продавцу легче формировать свою репутацию за счет ресурсов платформы.
«Маркетплейсы уверенно набирают обороты и стремятся к лидирующим позициям в общем объеме совершенных сделок на российском рынке. Такая ситуация говорит не только о том, что наши потребители все чаще выбирают электронные площадки для своих покупок, но также позволяет сделать вывод, что эта ниша становится все более привлекательной для начинающих бизнесменов тем, что значительная часть вопросов, связанных с организацией продаж, падает на плечи торговой площадки. Но это на первый взгляд. Яндекс Маркет — это обширная платформа, предоставляющая возможности как для покупателей, так и для продавцов. Но для того чтобы этот инструмент принес свои плоды, требуется значительная доля подготовки и стратегии, которые могут настроить вас на успех», — отметил Николай Перепелкин, к.э.н., доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Что можно продавать на Яндекс Маркете
На маркетплейсе продается широкий ассортимент товаров. Не запрещены законом следующие:
- одежда и обувь;
- бытовая техника;
- товары для дома и дачи;
- электроника;
- спорттовары;
- косметика;
- продукты питания;
- детские товары;
- зоотовары и ряд других.
Чтобы не ошибиться в выборе товара, продавцу лучше свериться с законодательными документами. Перечислим основные.
1. Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» (1).
2. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности» (2).
3. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2021 года № 2402-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ» (3).
Топ-10 самых популярных ниш на Яндекс Маркете
При выходе на онлайн-рынок следует заранее определиться с категорией товаров, которую вы планируете выставлять на продажу. От этого в значительной степени будет зависеть успех торговли. Перечислим ниши, популярные на маркетплейсе в 2024 году.
1. Товары для детей
Это одна из самых востребованных ниш. Особенно это касается товаров для детей до трех лет. Объясняется все тем, что женщины, находящиеся в декрете, предпочитают покупать вещи для своего ребенка онлайн, а не в обычном магазине.
Чаще всего приобретают:
- развивающие игрушки;
- товары для новорожденных;
- детское питание;
- одежду и обувь;
- принадлежности для детского сада и школы.
2. Одежда и обувь
Эта категория привлекает покупателей по нескольким причинам:
- на маркетплейсе можно найти продукцию тех брендов, которых нет в обычных магазинах или в небольших городах;
- экономия времени сочетается с постоянными акциями и скидками;
- есть возможность примерить одежду перед покупкой.
В 2024 году наиболее популярные следующие товары:
- кроссовки мужские и женские;
- спортивные утепленные костюмы;
- женская одежда;
- фирменные футболки;
- одежда из экомеха и экокожи.
3. Товары повседневного спроса
В этой нише наблюдается резкий рост продаж. Продукция известных брендов часто выставляется со скидками. Плюсом для продавца становится, как правило, небольшой габарит изделий, что позволяет экономить на доставке и хранении. Реализация товаров ежедневного пользования будет популярна и в последующие годы.
Повышенным спросом пользуются:
- стиральные порошки и кондиционеры;
- средства для гигиены лица и тела;
- детская бытовая химия;
- моющие средства для кухонь и ванных;
- товары для бритья и эпиляции.
4. Посуда
Преимущество такой покупки заключается в том, что человек может спокойно выбрать товар из разнообразия предложений без похода в магазин. На Яндекс Маркете выставляется посуда не только известных брендов, но и уникальная, изготовленная из экологичных материалов.
В 2024 году чаще всего приобретают:
- сковороды и кастрюли высокого качества;
- авторские тарелки и бокалы;
- посуду из дерева или камня;
- столовые предметы;
- брендовую посуду.
Популярна также одноразовая посуда для выезда на природу.
5. Электроника и бытовая техника
Такие товары всегда пользуются спросом, в том числе и на маркетплейсах. Покупают не только мелкую, но и крупногабаритную технику. Многие зарубежные компании ушли с российского рынка, но это не повлекло снижения предложений. Отечественные производители расширили линейку электротоваров по доступным ценам.
Наиболее востребованы:
- ноутбуки и смартфоны;
- гаджеты для «умного» дома;
- техника для кухни;
- сушильные и стиральные машины;
- роботы-пылесосы.
6. Канцелярские и офисные товары
Эта ниша всегда популярна, особенно в период подготовки детей к школе. Родители могут заказать все необходимое принадлежности не выходя из дома. Аналогично поступают и студенты вузов. Для обустройства офиса также удобно все приобрести на торговой онлайн-платформе.
В 2024 году у покупателей повышенным спросом пользуются:
- ручки;
- фломастеры;
- карандаши;
- дневники и тетради;
- бумага разных форматов;
- скотч;
- файлы;
- папки для документов;
- светильники и настольные лампы.
7. Товары для рукоделия
Эти товары достаточно специфичны, в небольших населенных пунктах бывает сложно их достать. Оптимальным решением в этом случае становится заказ на маркетплейсе. На площадке представлен широкий ассортимент продукции для рукоделия и других хобби.
Наиболее востребованы:
- фурнитура;
- наборы для вязания;
- швейные машинки;
- алмазные вышивки;
- картины для вышивания по номерам.
8. Товары для строительства и ремонта
Ремонт и строительство сопряжены с большими материальными и временными тратами, увеличить их могут некачественные стройматериалы, купленные в магазине. Онлайн-платформа позволяет избежать этих неудобств. Ассортимент на Яндекс Маркете больше, чем в любом специализированном супермаркете, поэтому покупатель всегда найдет то, что ему нужно.
В 2024 году особой популярностью пользуются:
- наборы инструментов;
- обои и краска для стен;
- сантехника;
- крепежные изделия;
- электроинструменты.
9. Товары для автомобиля
Число автолюбителей постоянно растет, поэтому спрос на соответствующую продукцию имеет ту же тенденцию. Ассортимент на маркетплейсах регулярно увеличивается, что привлекает не только покупателей, но и продавцов. Поэтому эта категория товаров попала на одно из первых мест по популярности на Яндекс Маркете.
Часто приобретают:
- запасные детали;
- моторные масла;
- инструменты для ремонта машины;
- товары для тюнинга;
- автохимию.
10. Мебельные изделия
Эта ниша пока еще набирает популярность на онлайн-платформах, но уже сейчас продавцы качественной и оригинальной продукции получают неплохую прибыль. У покупателя есть возможность подобрать мебель в нужном стиле — офисный, модерн, винтаж и т. п.
Хорошо продаются в 2024 году:
- компьютерные столы и кресла;
- мебель для дачи;
- туалетные столики;
- детская мебель;
- маникюрные столы.
Какие товары нельзя продавать на Яндекс Маркете
Существуют категории товаров, запрещенные к продаже на маркетплейсе. К ним относятся:
- все виды оружия;
- алкоголь и табак;
- опасные грузы;
- наркотические, ядовитые и психотропные вещества;
- продукты питания с небольшим сроком годности;
- взрывчатые материалы;
- ритуальные изделия и др.
Как выбрать нишу для продажи на Яндекс Маркете: советы самозанятым
Это важный этап для успешного развития бизнеса на маркетплейсах. Ниша представляет собой вид товаров или услуг, на которых сосредотачивает свою работу продавец. Проанализируем основные этапы, которые должен пройти новичок при выборе категории продукции для торговли на Яндекс Маркете.
1. Анализ рынка и конкуренции
Чтобы добиться роста продаж, следует внимательно изучить предпочтения целевой аудитории и уровень конкуренции. Для этого применяют различные методы:
- анализ статистических данных;
- наблюдение за поведением потенциальных покупателей;
- опросы, интервью и др.
Это поможет определить, какой товар закупать, стратегию его продвижения.
2. Определение объема ниши и спроса на товар
Объем включает в себя количество товаров, продавцов и общую выручку. Эти показатели помогут проанализировать спрос. Анализ востребованности предполагает изучение:
- аналитического отчета по товарам;
- ценовой сегментации;
- динамики тренда;
- географии заказов;
- отчета по запросам;
- сезонных эффектов.
3. Определение выгоды от торговли
Необходимо выявить наиболее прибыльный диапазон стоимости товара. Это предполагает изучение прошлых продаж и данных по ценовой сегментации. Нужно также проанализировать структуру затрат, каковы будут издержки по закупке, хранению, продвижению и продаже продукции. Исходя из этого можно выявить возможные способы снижения расходов и увеличения доходов.
4. Создание уникального преимущества
Если ничем не выделяться среди других продавцов, это вряд ли будет способствовать успеху. Нужно создать собственное «лицо», чтобы привлечь покупателей. Необходимо выбрать узкую специализацию, в которой легче разобраться, досконально изучив все нюансы. Шансы на успех возрастут, если внимательно присмотреться к поведению других продавцов и найти их слабые места в торговле. На основании этого можно создать уникальное предложение.
5. Тестирование спроса и закупка пробной партии
Прежде всего необходимо выбрать надежного поставщика, удовлетворяющего по цене, качеству, логистике и способам оплаты. После этого нужно провести переговоры и ознакомиться с лицензией и сертификатами компании. Начинать закупки лучше с небольших партий, чтобы удостовериться в качестве работы подрядчика.
Далее следует внимательно подойти к созданию карточек для маркетплейса. В них должны быть качественные фотографии, грамотное описание характеристик товара с использованием оптимального количества ключевых слов.
Продвижение товара предполагает не только использование разнообразной рекламы, но и другие способы мотивирования покупателей:
- наличие положительных отзывов;
- красивая упаковка;
- вложенный в посылку подарок;
- бонус на покупку следующего изделия;
- рекомендации по уходу и т. п.
После следует провести анализ первых продаж:
- установить обратную связь с клиентами;
- изучить количество проданного товара и спрос на него.
Важнейший показатель — соотношение затрат и доходов. Исходя из этого необходимо корректировать дальнейшую стратегию.
Как найти выгодный для продажи товар
Абсолютно прибыльной продукции на маркетплейсах не существует, поскольку ситуация здесь постоянно меняется. Тем не менее разработаны подходы, позволяющие выбрать наиболее выгодные для продажи товары среди огромного числа предложений.
Прежде всего нужно обратить внимание на категорию с равномерным распределением заказов по всему ассортименту — это будет менее рискованная группа для торговли. Например, обувь, одежда и белье можно отнести к категории низкого риска. Продукты, аксессуары, товары для животных — среднего, а мебель — высокого.
Затем нужно выбрать конкретный товар. Для этого рекомендуют проанализировать следующие статистические данные:
- среднюю выручку продавца этого изделия на маркетплейсе;
- процент вещей, которые ни разу не были куплены;
- оборачиваемость: среднее время, которое груз находится на складе до заказа;
- количество товара в продаже;
- упущенную выручку, которую не получил продавец, так как карточка товара была не активна;
- средний доход за один продукт.
Как начать продавать на Яндекс Маркете с нуля
Для успешного старта на онлайн-платформе следует предпринять ряд действий. Предлагаем алгоритм для начинающих.
Шаг 1. Регистрация. Для этого нужно зайти на сайт Яндекс Маркета и нажать «Начать продавать». В открывшейся форме указываете свое имя, телефон, вид бизнеса, ОКВЭД, название магазина, город, в котором хранятся товары, и их количество.
Шаг 2. Выбор схемы сотрудничества. На маркетплейсе существует четыре модели взаимодействия:
- DBS — продавец сам занимается хранением, упаковкой и доставкой товаров;
- FBS — заказ привозят в место отгрузки, а маркетплейс отправляет его покупателю;
- FBY — изделия привозят на склад, хранением, упаковкой и доставкой занимается онлайн-платформа;
- «Экспресс» — продавец собирает заказ на своем складе, после чего курьеры маркетплейса привозят его покупателю.
«В большинстве случаев магазинам для старта подходит модель DBS, поскольку в этом случае снижаются логистические риски и затраты», — отметил Николай Перепелкин.
Шаг 3. Добавление товаров на витрину. Для этого можно воспользоваться следующими способами:
- через свой личный кабинет вручную;
- использовать каталог;
- с помощью модулей интеграции;
- по API;
- загрузив файл другого маркетплейса.
Шаг 4. Определение цены. Потребуется задать две цены для каждого товара. Первая — основная для всех магазинов онлайн-платформы. Вторая используется для отдельной торговой точки. При формировании стоимости продукта учитывается комиссия маркетплейса, затраты на логистику и рекламу, предполагаемые скидки и акции.
Шаг 5. Активирование магазина. После всех вышеперечисленных действий нажимаем кнопку «Начать работу» и ожидаем первого заказа.
Николай Перепелкин выделяет следующие ключевые факторы успеха для начинающих.
1. Соответствие правилам: ознакомьтесь с политикой площадки и законами, регламентирующими эту деятельность.
2. Безопасность учетной записи: защитите информацию и транзакции вашей учетной записи, используя сильные пароли и обеспечивая двухфакторную аутентификацию.
3. Управляйте репутацией товара и вашего магазина: создайте позицию открытости, надежности, качества и отличного обслуживания клиентов, чтобы укрепить доверие покупателей.
4. Непрерывное совершенствование: постоянно адаптируйтесь к изменениям рынка, анализируйте свои показатели и изучайте обратную связь, чтобы улучшить свой бизнес и маркетинговую стратегию.
Помните: ключ к результату на любой электронной площадке заключается в понимании динамики платформы, оптимизации ассортимента товаров, эффективном маркетинге и предоставлении качественного обслуживания клиентам. Постоянно улучшая свои предложения, вы сможете установить прибыльное и устойчивое присутствие на онлайн-рынке.
Частые ошибки начинающих продавать на Яндекс Маркете
О распространенных просчетах новичков на маркетплейсе рассказал Николай Перепелкин.
1. Отсутствие понимания динамики рынка и предпочтений целевого сегмента
Иными словами, любая торговля начинается с маркетинговых основ. Для успешного начала изучите свою аудиторию:
- исследуйте интересы и особенности потребительского поведения;
- соответствуйте ожиданиям покупателей;
- изучайте спрос.
Проанализируйте конкуренцию:
- изучите цены других продавцов;
- предложения продуктов;
- отзывы клиентов;
- маркетинговые усилия;
- определите их сильные и слабые стороны, чтобы найти свою нишу.
Такой подход позволит сделать лучшее предложение и вызвать интерес у заказчиков.
2. Игнорирование исследований рынка
Доступными методами изучайте текущие рыночные тренды, сезонность и популярные продукты, их характеристики. Имейте собственный план продаж, завязанный на предстоящих мероприятиях и праздниках, чтобы оптимизировать ваши предложения согласно общим тенденциям.
3. Отсутствие собственной стратегии ценообразования
Цифровые площадки позволяют покупателям с легкостью анализировать цены у разных продавцов. Обязательно нужно учитывать такие факторы, как стоимость производства, ценообразование конкурентов, рыночный спрос и плата за доставку при определении вашей стоимости товара. Конкурентная, но прибыльная стратегия ценообразования имеет решающее значение.
4. Отсутствие внимания к отзывам покупателей
Разочарованный покупатель расскажет о своем неудачном опыте минимум девяти людям из своего окружения и с большой долей вероятности напишет негативный отзыв. Следите за своими обещаниями и описаниями продукта, как и за его качеством. Убедитесь, что ваши вещи соответствуют стандартам и представляют отличное соотношение цены и качества. Удовлетворенные клиенты — ваш лучший рекламный инструмент.
5. Некачественное оформление карточек товара
Создайте привлекательные и информативные описания продуктов, которые выделяют их основные функции, преимущества и уникальные свойства. Используйте простой и понятный язык и включите соответствующие ключевые слова для лучшей видимости в поисковой системе. Используйте фотографии и видео профессионального качества для эффективной демонстрации ваших продуктов. Изображения должны быть хорошо освещенными, четкими, привлекательными с художественной точки зрения и точно представлять продукт. Предоставьте подробные описания, включая все размеры, информацию о материале, гарантии и любые другие детали, важные для принятия решения о покупке.
6. Отсутствие обратной связи с покупателем
Следите за рейтингом ваших товаров и обязательно поддерживайте коммуникацию с потребителем. Оперативно отвечайте на позитивные и особенно на негативные отзывы, сохраняя вежливый подход, дружелюбность и нормы морали. Поощряйте клиентов оставлять отзывы. Быстро реагируйте и решайте любые проблемы.
7. Плохое управление заказами.
Половина успеха — своевременная обработка заказа, упаковка и безопасная доставка, а также поддержка и отличное обслуживание покупателей. Отвечайте на запросы клиентов быстро и профессионально, оперативно и эффективно решайте возникающие проблемы, помните — репутация в сети стоит усилий.
Установите четкую политику возврата и обмена, чтобы обеспечить удовлетворенность клиента. Для бесперебойных поставок товара поддерживайте достаточный уровень запасов продукции на складе — это позволит избежать задержек и отмены заказов.
Для этого стоит уделить внимание анализу данных:
- отслеживайте свои продажи;
- поведение клиентов;
- маркетинговые показатели, чтобы определить области для улучшения качества обслуживания.
8. Отсутствие продвижения своего магазина.
Используйте встроенные маркетинговые инструменты платформы, такие как баннеры, акции и целевая реклама. Внедряйте контент-маркетинг: поддерживайте информационное поле о вашем магазине и товарах, напишите полезные и интересные посты в блоге, телеграм-канале, статьи в социальных сетях.
Уделите внимание маркетингу в соцсетях: создайте сильное присутствие в интернете на соответствующих платформах и взаимодействуйте со своими заказчиками. Кроме того, изучите возможности для сотрудничества с другими брендами и инфлюэнсерами, чтобы охватить более широкую аудиторию.
Что нужно запомнить о продажах на Яндекс Маркете
Выделим наиболее важные моменты для начинающих торговать на маркетплейсе.
1. Яндекс Маркет был создан в 2013 году и стал одним из ведущих маркетплейсов в России.
2. К преимуществам торговли на этой онлайн-платформе относятся:
- ежегодно увеличивающийся товарооборот и поток клиентов;
- большие рекламные возможности;
- доставка по всей территории России;
- выплаты каждый день;
- оперативная поддержка на сайте и др.
3. Торговать на маркетплейсе могут юридические лица, самозанятые, ИП.
4. Следует обратить внимание на то, что можно и чего нельзя продавать на Яндекс Маркете.
5. Наиболее востребованными нишами в 2024 году считаются:
- товары для детей и повседневного спроса,
- одежда и обувь,
- посуда,
- электроника и бытовая техника,
- канцелярская и офисная продукция,
- товары для автомобилей,
- наборы для рукоделия и др.
6. При выборе ниши следует придерживаться такого алгоритма:
- провести анализ рынка и конкуренции;
- установить объем ниши и спрос на товар;
- определить выгоду от торговли;
- создать уникальное преимущество;
- протестировать спрос;
- закупить пробную партию.
7. Чтобы начать продажи на маркетплейсе, нужно:
- зарегистрироваться на сайте;
- выбрать схему сотрудничества;
- добавить товары на витрину;
- установить оптимальные цены на товары;
- активировать магазин.
Список источников:
1. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 года № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».
2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 года № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности».
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 года № 2402-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 года № 792-р».
Автор: Игорь Геращенко
Эксперт: Николай Перепелкин, к.э.н., доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова