Soft skills: как «мягкие» навыки помогают в жизни и работе

Коммуникабельность, стрессоустойчивость и эмпатия не менее важны в работе, чем профессиональные компетенции. Они помогают двигаться по карьерной лестнице, взаимодействовать с людьми, успешно учиться. Все эти навыки входят в группу soft skills. В статье разбираемся, что это такое и как можно «прокачать» такие качества самостоятельно.

9 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Что такое soft skills простыми словами
  2. 2.
    Почему важно развивать «мягкие» навыки
  3. 3.
    Примеры soft skills: какие «гибкие» навыки стоит развивать
  4. 4.
    Способы развития soft skills для работы и учебы
  5. 5.
    Как HR оценивает soft skills кандидата
  1. 6.
    Можно ли самостоятельно оценить свои «гибкие» навыки
  2. 7.
    Советы и рекомендации эксперта о soft skills
  3. 8.
    Что нужно запомнить о soft skills
  4. 9.
    Список источников
Развернуть
1

Что такое soft skills простыми словами

В переводе с английского указанное словосочетание означает «гибкие или мягкие» навыки. Эти умения не связаны напрямую с конкретной работой, это надпрофессиональные черты, которые помогают решать жизненные задачи и контактировать с людьми.

Чтобы добиться успехов на трудовом пути, нужно не только быть профессионалом, но и ладить с коллективом, начальником, клиентами, уметь работать в команде, быть креативным и самоорганизованным. Эти умения будут полезны в любой сфере деятельности. Они считаются врожденными, однако это не совсем верно. Развить их можно в любом возрасте с помощью практики.

2

Почему важно развивать «мягкие» навыки

«Гибкими» навыками должен обладать любой человек. К примеру, во время собеседования при приеме на работу кандидата оценивают не только по набору hard skills (профессиональных качеств), рекрутеры также смотрят, как человек общается, определяют, сможет ли он работать в стрессовых ситуациях.

По словам Фариды Мирзабалаевой, к. э. н., доцента базовой кафедры ТПП РФ «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Г. В. Плеханова, «мягкие» навыки (коммуникабельность, эмпатия, критическое мышление, умение работать в команде, гибкость, позитивное мышление и т. д.) не менее важны и востребованы, чем «жесткие». Современный мир диктует необходимость быстро адаптироваться к новым задачам, ставить себя на место другого человека, сотрудничать и идти на компромиссы.

«Взять хотя бы удаленный или гибридный формат работы, который получил большое распространение в последнее время. Умение понимать друг друга, поддерживать, оценивать эмоциональное состояние важно, когда сотрудники на расстоянии. Сегодня во многих вакансиях существенное внимание уделяется не только профессиональным навыкам, но и “мягким”, которые помогают развиваться в коллективе, поддерживать благоприятный социально-психологический климат, а также повышают лояльность персонала», — подчеркнула специалист.

Отметим, что такие умения нужны не только для построения успешной карьеры, они также помогают:

  • добиваться успехов в учебе;
  • взаимодействовать с близкими;
  • управлять эмоциями;
  • оперативно определять проблему;
  • повышать продуктивность;
  • улучшать успеваемость детей в школе;
  • просто говорить о сложном и т. д.

3

Примеры soft skills: какие «гибкие» навыки стоит развивать

«Гибкие» навыки делятся на несколько групп. Мы рассмотрим подробнее основные soft skills, которые востребованы на рынке труда.

1. Коммуникация

Этим термином называют процесс передачи информации от одного человека к другому. Навык помогает налаживать контакты, аргументировать свою позицию, общаться с коллегами. Умение вести деловое общение способствует успешным переговорам, а ораторское мастерство позволяет понятно доносить свои мысли окружающим людям.

2. Лидерские качества

Они включают умение брать на себя ответственность. Лидер добивается выполнения задач, способен вести за собой людей, уверен в себе.

3. Гибкость мышления

Это способность адаптироваться к изменениям — быстро реагировать на перемену задач, принимать решения, достигать цели в короткие сроки.

4. Эмоциональный интеллект

Это способность понимать намерения и эмоции — как свои, так и других людей. Такое умение поможет в общении и принятии различных решений.

5. Способность учиться новому

Стремление получать новую информацию и применять ее в работе.

6. Самоорганизация

Это способность грамотно организовывать свою работу и управлять временем.

7. Креативность

Навык мыслить нестандартно, чтобы решать нешаблонные задачи. Это качество востребовано не только в творческих профессиях, но и в бизнесе.

8. Стрессоустойчивость

Умение справляться со стрессом и сохранять способность работать в трудные периоды жизни.

4

Способы развития soft skills для работы и учебы

Владение «мягкими» навыками поможет в карьере, в жизни и учебе. Развить эти качества можно с помощью практики. Перечислим несколько эффективных способов.

1. Пройти курсы

Существует множество онлайн-курсов, на которых «прокачивают» не только профессиональные, но и «гибкие» навыки. На просторах интернета есть масса образовательных программ, обучающих лидерству, коммуникации, ораторскому мастерству и т. д. При выборе уроков стоит обращать внимание на их качество — есть риск потратить деньги и не получить желаемый навык.

2. Работа с психологом

Нередко бывают случаи, когда у человека возникают проблемы с общением и самопрезентацией из-за страхов. Избавиться от них поможет специалист.

3. Самостоятельное обучение

Читайте экспертные статьи, книги, смотрите или слушайте лекции. Определитесь, какие именно навыки вам необходимо развить, найдите самостоятельно подходящие материалы. Почти в любой сфере есть специалисты, которые написали множество трудов по таким темам.

5

Как HR оценивает soft skills кандидата

Оценка навыков важна при найме сотрудника на работу. Этот процесс происходит во время собеседований. Рекрутер при общении с кандидатом обращает внимание на следующие моменты:

  • самопрезентация: как будущий работник отвечает на вопросы и рассказывает о себе;
  • коммуникация: как человек разговаривает и формулирует мысли;
  • знания: что кандидат знает о компании, как хорошо он разбирается в деле.

Существуют также другие способы, по которым HR оценивает soft skills соискателя. Перечислим некоторые из них.

1. Интервью: рекрутер задает заранее подготовленные вопросы, которые помогут выявить компетенции кандидата. К примеру: «Как вы адаптируетесь к изменениям в работе? Вы клиентоориентированы?»

2. Тесты: помогают определить психологические характеристики кандидата.

6

Можно ли самостоятельно оценить свои «гибкие» навыки

Определить, каких навыков вам не хватает, можно самостоятельно. Задайте себе следующие вопросы:

  • с какими задачами в работе вам тяжело справляться?
  • какие дела вы делаете в первую очередь, а какие оттягиваете?
  • за что вас хвалят на работе?
  • какие умения вам нравятся в коллегах?

Определите для себя:

  • как вам легче общаться, — в письменной форме или устной;
  • вам нравится работать, — в коллективе или одному;
  • как вы поступите в непредвиденной ситуации на работе?

Подобные вопросы помогут выявить уровень ваших навыков.

«Самооценка “мягких” качеств очень важна. Уровень публичных выступлений, навык управления аудиторией, лидерские качества оценивать чуть проще, чем наличие проектного мышления и умения принимать правильные решения в короткие сроки», — отметила Фарида Мирзабалаева.

Специалист также подчеркнула, что корректировка самооценки может происходить под руководством наставника.

«Ситуацию с организацией и управлением временем может улучшить сам сотрудник, используя методику учета и анализа. Работник в течение недели должен записывать, какую работу он выполнил, а также то, сколько времени на нее потратил. Показатели индексируются и группируются. Далее определяются следующие сроки: опоздания, разговоры на отвлеченные темы и т. д. Сегодня есть много интересных и эффективных способов, которые помогают оценивать уровень владения “мягкими” навыками», — отметила эксперт.

7

Советы и рекомендации эксперта о soft skills

По словам Фариды Мирзабалаевой, «мягкие» навыки чаще всего оцениваются с помощью тестов и опросников. Также в последнее время развиваются оценочные ассессмент-центры, в которых используются специальные моделирующие упражнения и ситуации, близкие по содержанию к реальной жизни. Они помогают выявлять как «гибкие», так и «жесткие» умения человека.

«Функционирование оценочных центров — достаточно трудоемкое и затратное мероприятие, требующее профессиональных работников, соответствующих методик и времени. Однако выявление навыков, которые не поддаются количественному измерению (уравновешенность, пунктуальность, креативность, ответственность), важно во всех сферах деятельности. Результат выливается в повышение эффективности работы организации. Кроме того, современные компании активно составляют профили компетенций (набор навыков, которыми должен обладать человек). На их основе формируют идеальный и текущий профили сотрудников. Зазор между ними определяет недостаток этих качеств у персонала», — подчеркнула эксперт.

Специалист пояснила, что в любой организации должна быть работающая модель компетенций, в которой наличие тех или иных навыков прошкалировано, — от элементарного понимания и владения до продвинутого (уровня мастерства).

«Все это имеет большое практическое значение, чтобы не формировать избыточных умений и оценивать недостаточные по той или иной профессии и специальности. Сегодняшний дефицит кадров в основном связан с дисбалансом, конечно, “жестких” навыков, но и “мягкие” тоже испытывают проблемы с равновесием», — подытожила эксперт.

8

Что нужно запомнить о soft skills

Перечислим основные моменты, которые необходимо запомнить о «мягких» навыках.

1. Soft skills — набор качеств, который помогает контактировать с людьми, успешно строить карьеру и учиться.

2. В систему «гибких» компетенций входит:

  • коммуникация;
  • лидерские качества;
  • стрессоустойчивость;
  • эмоциональный интеллект и т. д.

3. Развить soft skills можно самостоятельно с помощью:

  • курсов;
  • тренингов,
  • психологов.

4. Рекрутер оценивает «мягкие» навыки сотрудника во время собеседования. HR может определять уровень компетенции соискателя через:

  • интервью;
  • опросы;
  • тесты;
  • общение.

9

Список источников

1. Н. В. Уварина, Н. Ю. Корнеева, Ю. В. Микрюков, «Soft skills: актуальность, история, перспективы развития», 2021 год.

2. Е. А. Арбатская, Е. Г. Тарханова, «Исследование содержания понятия soft-skills», журнал «Креативная экономика», 2020 год.

3. А. С. Красникова, А. Г. Подольский, Е. О. Береговская, «Высшее образование: проблемы кадрового обеспечения и направления их решения», журнал «Экономика, предприниматель и право», 2023 год.

Автор: Алина Пацека

Эксперт: Фарида Мирзабалаева, к. э. н., доцент базовой кафедры ТПП РФ «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Г. В. Плеханова