Что такое оферта простыми словами
Термин происходит от латинского offero, которое переводится как «предлагаю», и это слово предельно точно передает суть процесса. Оферта — предложение в адрес одного человека или нескольких лиц о заключении договора, условия которого определены заранее. Такой подход позволяет не тратить время на составление индивидуальных договоров с каждым покупателем. Происходит либо согласие на предложенных условиях, либо стороны расходятся, и каждая остается при своих интересах.
Оферта — настоящая находка для любой коммерческой сферы. Благодаря ей удается реализовать свой продукт огромному числу лиц без заключения индивидуальных договоров. Такая сделка может заключаться как в письменной, так и в устной форме. Тот, кто предлагает совершить сделку, считается оферентом, а лицо, дающее согласие на это действие, — акцептантом.
«Процедура принятия предложения может быть реализована разными способами, необязательно — заключением договора в привычном понимании. Если в оферте имеются все необходимые условия, можно обойтись без “бумажного” документа. Выполнение действий, направленных на акцепт, считается достаточным для заключения договора», — пояснил Марат Самитов, руководитель бухгалтерской и юридической компании «Самитов Консалтинг».
Виды оферты
Оферту составляют для одного клиента или неограниченного круга лиц. В зависимости от числа адресатов, различают несколько видов предложений о сделке. Рассмотрим их подробнее.
Публичная оферта
Эта версия не имеет конкретных адресатов, она распространяется на каждого, кто захочет воспользоваться услугами ее составителя. Примеров подобной оферты великое множество, начиная от меню в ресторане и заканчивая условиями пользования банковской картой. Когда вы молча принимаете предложения, выдвинутые оферентом, вы негласно соглашаетесь с конкретной офертой.
Особенность публичного варианта оферты — она распространяется абсолютно на всех. Отказать кому-либо, ссылаясь на возраст, пол или состояние здоровья, нельзя — это проявление дискриминации, наказуемой административно.
Непубличная оферта
У этого варианта всегда имеется конкретный адресат — человек или целая компания. Оферта приглашает к сотрудничеству — заключению договора. Непубличное предложение направляется лично, по почте или любым другим способом. Например, такой считается оферта в виде обращения к компании с предложением услуг консалтинга, проведения маркетингового анализа или доставки обедов.
Счет-оферта
Сопровождает сделки на небольшие суммы. Она представляет собой собственно счет на оплату, прилагаемый к непубличной оферте. В счете указывается товар, выполненная работа или оказанная услуга, например:
- количество или объем (товаров/услуг);
- стоимость;
- реквизиты;
- сроки поставки и другие условия.
После подписания и оплаты счет-оферта может считаться договором.
Чем оферта отличается от договора
В отличие от договоров оферты не требуют подписания, они только приглашают к сотрудничеству. Предложение можно либо принять, либо отказаться от него. Как только условие оферента принимается, оно превращается в обязательный контракт без всяких дополнительных оговорок. Пока оферта не принята, у клиента отсутствуют какие-либо обязательства.
Договор же — заключенное соглашение, требующее от обеих сторон соблюдения оговоренных в нем условий. Нельзя не только путать понятия договор и оферта, но и употреблять их вместе.
«Фраза “договор оферты” юридически неверная. Сегодня употребление этой фразы встречается довольно часто, но это грубая ошибка, искажающая суть понятий», — подчеркивает Марат Самитов.
Что значит акцепт при заключении оферты
Под акцептом понимается согласие покупателя на предложение. Акцептованная оферта тем и хороша для бизнеса и его клиентов, что не требует заключения бумажных договоров с подписями и печатями. Весь процесс от момента поступления предложения до покупки товара/услуги можно описать простой формулой:
Оферта + Акцепт = Договор.
Акцептованная оферта — идеальное решение для компаний, реализующих однотипные товары или оказывающих услуги для широкой целевой аудитории.
Как составить оферту в 2024 году: обязательные условия
Наряду с устной офертой полезно иметь ее письменную интерпретацию. Это позволит минимизировать риски. Чтобы не попасть впросак, оферент должен четко прописать критерии своего предложения. Оферту можно принять, если в ней указаны существенные условия. Рассмотрим подробно пункты, которые содержатся в типовом виде документа.
1. Заголовок
Название документа выбирается предельно простое, доступное пониманию рядового потребителя. Важно отметить, что условия, предлагаемые компанией, — это оферта.
2. Сведения о продавце
Чтобы оферта имела юридическую силу, она должна содержать следующие сведения об организации:
- название компании;
- данные представителя организации;
- банковские реквизиты;
- данные для контактов.
3. Сведения о клиентах
Важно указать всех, для кого актуальна оферта. При наличии ограничений, их необходимо также отметить. К примеру, предложение может касаться только клиентов из того или иного региона. Основанием для отказа в услуге не может служить:
- пол;
- социальный статус;
- национальность;
- вероисповедание и другие признаки, касающиеся личности.
Введения вышеуказанных ограничений противоречит Конституции РФ.
4. Суть предложения
Это основной раздел оферты, в нем описывается суть предложения и его условия. У клиента не должно быть сомнений в отношении услуги, полученной после его согласия (принятия оферты).
5. Срок действия оферты
Оферент указывает время действия выдвинутого предложения. За этот срок клиент должен согласиться или отказаться. Отозвать оферту на протяжении установленного срока нельзя, кроме случаев, когда отдельно прописан вариант отказа и его условия.
6. Предмет сделки
Здесь описывают услугу/товар, представляя только основную информацию и не вдаваясь в подробности. Чтобы клиент получил более полное представление о продукте, оферент обычно дает ссылку на сайт.
7. Стоимость и оплата
Здесь прописывают способ оценивания продукта (услуги) — за единицу, часы
8. Варианты оплаты
Товар может оплачиваться наличными, через терминал, курьера, картой и другими способами. Оферент указывает все способы, которые может использовать клиент. Если оплата поэтапная, расписывается последовательность и временные рамки приема платежей.
9. Особенности акцепта
Необходимо указать, какое конкретно действие можно считать акцептом. Самый простой и распространенный вариант — внесение денег за товар/услугу.
10. Особенности поставки
При необходимости указывают варианты получения товара или услуги. Продукт может быть доставлен продавцом или самовывозом, почтой. Услуги оказывают в офисе, салоне, онлайн
11. Изменение оферты
Такой пункт обязателен, если существует возможность изменения оферты. Указывают, в частности, обстоятельства, при которых это может произойти, а также способы оповещения клиентов о свершившемся факте. Внесенные изменения автоматически затрагивают новых клиентов, для распространения нововведений на «старожилов» требуется повторный акцепт.
12. Разрешение спорных моментов
Оферта должна содержать алгоритм решения любых возможных споров между акцептантом и оферентом. Здесь расписывают, как правильно составляются претензии, как заменяется товар, отдельно указываются условия решения проблем и ссылки на законы, регулирующие спорные моменты.
13. Персональные данные
При запросе персональных данных со стороны продавца наступает ответственность в отношении их использования. Оферент обязан указать, зачем конкретно ему нужны персональные данные, а также сообщить, как они будут храниться.
В теле оферты также рекомендуется дать разъяснения понятиям «продавец», «клиент», «оферта», «акцепт»
Образцы оферты
Нет строгого и единого образца для оферты, каждая компания составляет ее сообразно своему пониманию. Главное, чтобы при этом соблюдались общие требования к определенным вариантам сделок, а текст содержал существенные условия. Оферты отличаются друг от друга структурой, размерами, количеством пунктов
1. Образец публичной оферты
Ниже приведен пример публичной оферты. Это универсальный вариант, подходящий на все случаи жизни. В документе прописаны все условия и указаны действия, считающиеся акцептом.
2. Образец непубличной оферты
Здесь приведен шаблон для непубличной оферты. Подобное предложение направляется компании или физическому лицу. В нем кратко излагаются условия и обстоятельства сделки.
3. Образец счет-оферты
Еще один пример — счет-оферта. Он может использоваться для совершения самых разных сделок.
Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой
При всей своей универсальности и других достоинствах оферта не всегда может заменить собой традиционный договор с подписями и печатями.
Назовем ситуации, когда потребуется договор, а не оферта.
1. Если компания имеет дело с клиентами, которые ведут документальный учет своих расходов. Договор нужен им обычно для отчета. Кроме того, им может понадобиться акт о выполненной работе, если речь идет о предоставлении каких-то услуг.
2. Если клиент не удовлетворен общими условиями и требует внесения корректив. При заинтересованности оферента (компании) в клиенте проводятся переговоры и заключается индивидуальное соглашение — договор.
3. У каждого клиента есть предельная сумма, после которой ему недостаточно принятия оферты и ее условий. При заключении сделок на большие суммы клиент может запросить договор с подписями. Это связано с желанием заручиться более надежными гарантиями.
Как изменить или расторгнуть оферту
Отмена оферты возможна в любой момент, но обратного хода она не имеет.
«Акцепт оферты приравнивается к заключению договора, но до его наступления в любой момент отказ возможен как исполнителем, так и заказчиком. После акцепта все будет зависеть от условий договора, особенностей ситуации, типа нарушений. Оферта расторгается в судебном порядке после подачи искового заявления», — отмечает Марат Самитов.
Тот, кто принял оферту, акцептовал ее, но не получил услугу/товар, защищен от несанкционированных перемен. Например, в магазине переоценили товары, но у сливочного масла забыли сменить ценник. Покупатель взял его и идет на кассу, собираясь купить продукт по приятной для себя цене. При этом в прайсе товар уже стоит вдвое дороже. Кассир пробивает масло по новой, более дорогой цене. Это грубое нарушение оферты. Магазин обязан продать покупателю масло по старой цене, ведь ценник не поменяли по вине его сотрудников.
Отмена или изменение оферты производится в следующих случаях.
1. Если заранее прописан вариант ее отмены и указаны случаи, в которых это происходит.
2. Если клиент получает сообщение об отмене предложения заранее или одновременно с офертой.
Что значит фраза на сайте «не является публичной офертой»
Эту фразу часто можно увидеть в конце рекламного предложения, размещенного на том или ином сайте. Такое уточнение означает, что рекламодатель не ставит цели заключить договор с каждым, кто откликнется на предложение. Реклама не считается офертой, она не делает конкретное предложение, а только подводит потребителя к мысли о покупке, заключении сделки. Подобное обращение лишь «закидывает удочку», привлекает внимание, до акцепта в этом случае еще далеко.
Приведем пример. На сайте изображен новый смартфон неизвестной потребителю марки и указана надпись: «У нас вы можете купить телефон от 10 тысяч рублей». Это не что иное, как реклама. А вот когда потенциальный покупатель заглянет в магазин и обнаружит в нем аппараты ценой от 10 до 200 тысяч рублей — это будет оферта. Маленькая приписка «предложение не является публичной офертой» подразумевает, что отнюдь не все телефоны в магазине стоят 10 тысяч рублей, есть и дороже. Главное — не использовать в рекламе изображение какого-нибудь дорогого айфона. Тут уже потребитель может возмутиться, если ему не продадут его за 10 тысяч рублей, и предъявить претензии рекламодателю.
Советы эксперта об оферте
Марат Самитов отметил главные моменты, на которых важно акцентировать внимание сторон при заключении публичной и непубличной оферты.
1. Составляя оферту, нельзя допускать ошибки и неточности. Клиент должен четко понимать условия ее принятия и что он получает, заключая договор. Недопустимо использовать расплывчатые условия, указывать неточные характеристики продукции/услуг, а также упоминать товары, фактически отсутствующие в продаже. Непозволительно указывать цены, не соответствующие реальным — это может создать проблемы для продавца.
2. В действующем законодательстве отсутствуют ограничения, связанные с размещением оферты. Эксперт утверждает, что источник, на котором будет размещена оферта, не принципиален. Это могут быть бумажные носители, печатные СМИ, сайты, социальные сети, плакаты и вывески (наружная реклама), СМС-сообщения
«Главное, чтобы оферта соответствовала требованиям законодательства, была понятна, доступна, а ее текст и содержание не вызывали противоречий», — подытожил Марат Самитов.
3. Нарушения условий оферты влечет такие же последствия, как и при несоблюдении обычного договора. Клиент, посчитавший себя обманутым, может обратиться в суд для защиты своих прав. Проблемы могут появиться при отстаивании своей позиции, что в свою очередь зависит от текста договора, особенностей ситуации, сути нарушения.
Что нужно запомнить об оферте
Различая и понимая суть терминов «оферта» и «договор», продавец и потребитель имеют больше шансов избежать проблем при заключении сделок.
1. В оферте должны быть прописаны предмет договора, цена и условия, необходимые для заключения сделки и соответствующие законам, правовым актам.
2. Нет строгого перечня существенных условий, на основе которых составляется оферта, поэтому каждая компания должна при ее создании руководствоваться законами, характерными для совершения той или иной сделки.
3. Главное существенное условие любой оферты — наличие акцепта, после которого договор считается заключенным. Причем акцепт должен быть однозначным и безоговорочным, самый распространенный вариант на сегодня — факт оплаты.
Источники
1. Статья 14.8 «Нарушение иных прав потребителей» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Статья 432 «Основные положения о заключении договора» Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Конституция Российской Федерации.
Автор: Марина Саламаха
Эксперт: Марат Самитов, руководитель бухгалтерской и юридической компании «Самитов Консалтинг»