Бухгалтерский учет: основы, принципы и задачи

Как бы вы ни относились к числам и документам, бухгалтерский учет — неотъемлемая часть любого бизнеса. Ведь именно он помогает держать руку на пульсе финансового здоровья вашей компании. Разбираемся, что скрывается за этим термином.

15 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Что такое бухгалтерский учет: суть
  2. 2.
    Виды учета в организации
  3. 3.
    Зачем вести бухгалтерский учет в организации
  4. 4.
    Какими законами регулируется бухгалтерский учет
  5. 5.
    Цель и задачи бухгалтерского учета
  1. 6.
    Какие объекты отражаются при бухгалтерском учете
  2. 7.
    Виды бухгалтерского учета
  3. 8.
    Основные принципы бухгалтерского учета
  4. 9.
    Где брать данные: первичные документы бухучета
  5. 10.
    Как вести учет бухгалтерских счетов
  6. 11.
    Какие есть формы бухгалтерской отчетности
  7. 12.
    Как организовать бухгалтерский учет в компании
  8. 13.
    Мнение эксперта о бухгалтерском учете
  9. 14.
    Главное о бухгалтерском учете
  10. 15.
    Список источников
Развернуть
Николай Силкин
Автор Финансы Mail
1

Что такое бухгалтерский учет: суть

Это процесс систематического сбора, регистрации и обработки информации о хозяйственной деятельности предприятия. Его суть — создание точной картины финансового состояния компании, контроль над денежными потоками и поддержка принятия управленческих решений.

Основные аспекты бухгалтерского учета:

  • сбор и регистрация данных: вся финансово-хозяйственная деятельность компании фиксируется в документах, называемых первичными. Первичные документы считаются основанием для дальнейших записей в бухгалтерских регистрах;
  • классификация и обработка информации: данные систематизируются и представляют их в удобном для анализа формате;
  • составление отчетности: финансовая отчетность необходима как для внутреннего пользования, так и для предоставления внешним получателям, таким как налоговые органы, банки, инвесторы и партнеры;
  • контроль и анализ: помогает выявлять проблемы, находить возможности для оптимизации затрат и повышения эффективности работы;
  • поддержка управленческих решений: руководители используют информацию бухучета для планирования, прогнозирования и оценки результатов деятельности компании.

Как видим, бухгалтерский учет обеспечивает прозрачность и точность финансовых операций, способствует соблюдению законодательства и поддерживает принятие эффективных управленческих решений.

Прежде чем продолжить обзор основ бухгалтерского учета, рассмотрим, какое место он занимает в общей системе учета компании.

2

Виды учета в организации

Главная цель учета на предприятии — формирование полного и достоверного свода информации о его деятельности. Для этого необходимо каждую хозяйственную операцию правильно и своевременно отразить в учетной системе. А три существующих вида учета — бухгалтерский, налоговый и управленческий выдают разные формы итоговой отчетности, которые получаются из одних и тех же первичных данных.

1. Бухгалтерский учет

Результаты в конечном итоге оформляются в виде финансовой отчетности — баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и т. д.

2. Налоговый учет

По его результатам составляется налоговая отчетность, которую компания обязана подавать в налоговые органы и в соответствии с ней уплачивать налоги.

3. Управленческий учет

Формирует отчетные формы с информацией, необходимой для принятия управленческих решений. В отличие от бухгалтерского и налогового учета не ограничен строгими правилами и стандартами.

Итак, любая первичная информация в момент занесения в информационную учетную систему по умолчанию пригодна для трех потребностей: для расчета налогов, для формирования бухгалтерской отчетности и для управленческих отчетов.

3

Зачем вести бухгалтерский учет в организации

Ведение бухгалтерского учета — не просто требование законодательства. Рассмотрим основные причины, почему бухгалтерский учет необходим в любой организации.

1. Контроль над денежными потоками. Вы точно будете знать, сколько денег поступает в компанию, на что они расходуются и где находятся ваши активы. Это поможет оптимизировать затраты, предотвращать убытки и планировать будущие инвестиции.

2. Соответствие законодательству. Ведение бухгалтерского учета обязательно для всех юридических лиц в большинстве стран мира, включая Россию. Несоблюдение требований нормативных документов может привести к штрафам, санкциям и даже приостановке деятельности компании.

3. Принятие управленческих решений. Руководству компании нужны точные цифры, чтобы понимать, какие направления бизнеса наиболее прибыльны, где можно сократить расходы и какие стратегии будут наиболее эффективны.

4. Оценка финансового состояния. Регулярный анализ финансовой отчетности помогает определить, насколько устойчиво ваше предприятие, есть ли у него резервы для развития или, наоборот, требуется оптимизация затрат и стороннее финансирование. Это особенно важно в условиях нестабильной экономики.

5. Привлечение инвестиций и кредитов. Инвесторы и кредитные учреждения требуют наличия прозрачной и достоверной финансовой отчетности. Им важно видеть, что компания способна эффективно управлять своими средствами и генерировать прибыль.

6. Предупреждение мошенничества и злоупотреблений. Система двойных записей и регулярные проверки делают любые попытки скрыть или исказить информацию практически невозможными.

7. Оптимизация налогообложения. Профессиональные бухгалтеры знают, как использовать налоговые льготы и вычеты, чтобы снизить налоговую нагрузку на бизнес.

8. Развитие бизнеса. Бухгалтерский учет предоставляет информацию, необходимую для разработки стратегий роста и расширения бизнеса.

9. Удовлетворение потребностей заинтересованных сторон. Это не только владельцы и менеджеры, но и сотрудники, клиенты, поставщики, государственные органы и общественность. Все эти группы нуждаются в надежной и точной информации о финансовом состоянии компании.

Бухгалтерский учет нужно рассматривать не только как обязанность — это действенный инструмент управления и развития бизнеса.

4

Какими законами регулируется бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет в России регламентирован действующим законодательством. Вот основные нормативные акты:

  • Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: устанавливает общие требования к ведению учета и составлению отчетности. Определяет документы, регулирующие бухгалтерский учет и процедуры ведения учета для различных типов организаций;
  • федеральные стандарты (ФСБУ): определяют допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Обязательны для всех;
  • отраслевые стандарты (ОСБУ): устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных отраслях экономики. Обязательны для применения организациями соответствующих отраслей;
  • нормативные акты Центрального банка РФ (для кредитных и финансовых организаций). Продолжение ОСБУ для финансового сектора экономики;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета: интерпретируют федеральные и отраслевые стандарты в понятные для бухгалтера инструкции. В отличие от ФСБУ и ОСБУ не обязательны к применению;
  • стандарты экономического субъекта: разрабатываются, утверждаются и действуют внутри организации (учетная политика и другие внутренние документы);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации: регулирует гражданско-правовые отношения, в том числе касающиеся договоров и сделок, которые влияют на бухгалтерский учет;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации: определяет порядок исчисления и уплаты налогов, а также требования к налоговой отчетности.

Эти законы и подзаконные акты обеспечивают единообразие и точность ведения учета, а также защищают интересы всех участников экономических отношений.

5

Цель и задачи бухгалтерского учета

Главная цель бухгалтерского учета — предоставление полной и достоверной информации о финансовом положении и хозяйственной деятельности организации. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  • контроль движения денежных средств и материальных ценностей. Учет позволяет отслеживать, куда уходят деньги и имущество и откуда они приходят;
  • составление финансовой отчетности. Баланс и отчеты дают возможность руководству и внешним пользователям оценить результаты деятельности компании;
  • подготовка информации для принятия управленческих решений.

6

Какие объекты отражаются при бухгалтерском учете

Объекты бухгалтерского учета определены статьей 5 ФЗ «О бухгалтерском учете». Немного упростив, рассмотрим их в таблице.

Активы
Все имущество и ресурсы компании, которые могут приносить доход
Обязательства
Заемные средства, долги и обязательства перед кредиторами
Доходы
Поступления от основной и дополнительной деятельности компании
Расходы
Затраты на производство товаров и услуг, а также административные расходы
Капитал
Собственный капитал владельцев компании
Хозяйственные операции
Любые сделки и события, влияющие на финансовое положение компании

Такая классификация помогает структурировать информацию и упрощает учет.

7

Виды бухгалтерского учета

Разнообразие видов бухгалтерского учета обусловлено различными потребностями бизнеса. В зависимости от его масштабов одни компании склонны к простоте и минимализму, другим требуются сложные и детальные автоматизированные системы. Рассмотрим основные виды бухгалтерского учета, применяемые в современной практике.

Простой

Двойная запись не применяется.

Мемориально-ордерный

Данные о каждой проведенной операции или группе однотипных операций фиксируются в отдельном документе — мемориальном ордере.

Журнально-ордерный

Первичные документы регистрируются в специальных журналах-ордерах.

Упрощенный

Такой способ ведения бухучета могут вести только те экономические субъекты, которые поименованы в законе от 06.12.2011 года № 402-ФЗ. За 2024 год такую отчетность сдают: малые и средние предприятия (не все), некоммерческие организации, организации со статусом участника проекта «Сколково».

Автоматизированный (электронный)

Данные вносятся из первичных документов, а система сама разносит информацию по счетам, регистрам и заполняет все необходимые формы бухгалтерской отчетности. В настоящее время — наиболее распространенный вид.

8

Основные принципы бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет основывается на ряде принципов, которые обеспечивают его корректность и надежность. Основные из них.

1. Принцип автономности

Организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. На балансовых счетах фиксируется то имущество, которое принадлежит непосредственно ей.

2. Принцип непрерывности

Предполагается, что компания будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем.

3. Принцип двойной записи

Все хозяйственные операции одновременно отображаются по дебету одного счета и кредиту другого на аналогичную сумму.

4. Принцип начисления

Доходы и расходы признаются в том периоде, когда они были фактически получены или понесены, независимо от момента поступления или выплаты денег.

5. Принцип осмотрительности

Предпочтение отдается консервативной оценке активов и обязательств, чтобы избежать завышения прибыли.

6. Принцип существенности

Информация должна быть представлена таким образом, чтобы она была значимой для пользователей отчетности.

Этими принципами обеспечивается точность и объективность ведения учета.

9

Где брать данные: первичные документы бухучета

Для ведения учета используются первичные документы, которые подтверждают факт совершения той или иной хозяйственной операции. Примеры таких документов:

  • договоры;
  • накладные;
  • счета-фактуры;
  • акты выполненных работ;
  • платежные поручения;
  • банковские выписки.

Первичные документы считаются основой для последующих записей в бухгалтерских регистрах и составления отчетности.

После обработки первичных документов вся информация систематизируется и отражается на бухгалтерских счетах.

10

Как вести учет бухгалтерских счетов

Учет бухгалтерских счетов подразумевает использование методов и инструментов, которые позволяют точно отражать каждую хозяйственную операцию и фиксировать баланс между активами и пассивами после ее завершения. Остановимся на двух важных аспектах ведения счетов.

Двойная запись

Это метод, при котором каждая операция отражается одновременно по двум счетам, например по дебету одного счета и кредиту другого.

Анна Тетерлева, к. э. н., аудитор, директор ООО «Финансовые технологии — Аудит», рассказала: «Двойная запись означает, что абсолютно любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах бухгалтерского учета. Это связано с тем, что любая хозяйственная операция имеет, скажем так, два направления по своей сути».

Эксперт привела простой пример: предприятие закупило у поставщика материалы на сумму 100 000 рублей. Эта операция будет отражена следующим образом:

  • дебет счета «Запасы» (увеличение запасов) — 100 000 рублей;
  • кредит счета «Расчеты с поставщиками» (увеличение задолженности) — 100 000 рублей.

Отметим, что здесь меняется структура и итог (валюта) баланса: запасы увеличиваются, а задолженность перед поставщиком возрастает. Равенство активов и пассивов баланса сохраняется. Активы и пассивы баланса кратко рассмотрим далее.

Бухгалтерские проводки

Каждая хозяйственная операция оформляется в виде бухгалтерской проводки, которая показывает, каким образом изменяются соответствующие счета при совершении хозяйственной операции.

Пример: Продажа товара покупателю на сумму 150 000 рублей с НДС 20%:

  • дебет счета «Расчеты с покупателями» (увеличение дебиторской задолженности покупателя) — 150 000 рублей;
  • кредит счета «Выручка» (увеличение выручки) — 125 000 рублей;
  • кредит счета «НДС» (увеличение задолженности по НДС) — 25 000 рублей.

Каждая проводка отражает конкретную хозяйственную операцию и позволяет точно зафиксировать изменения в структуре баланса компании.

Использование двойной записи и проводок обеспечивает сбалансированность учета и отсутствие счетных ошибок.

11

Какие есть формы бухгалтерской отчетности

Формы бухгалтерской отчетности — это документы со сводной информацией о финансовом состоянии компании за определенный период (обычно за год). Основные формы отчетности коммерческих организаций:

  • бухгалтерский баланс: отражает активы и пассивы организации;
  • отчет о финансовых результатах: показывает, каких результатов организация добилась за отчетный период и что на них повлияло;
  • отчет об изменениях капитала: содержит данные о чистых активах, движении капитала и различных корректировках;
  • отчет о движении денежных средств: показывает, сколько денег организация получила или потратила в рамках инвестиционной, финансовой и текущей деятельности;
  • пояснения к отчетности: разъясняют отдельные показатели перечисленных отчетов.

Эти формы предоставляют внешним пользователям — налоговым органам, банкам, инвесторам и партнерам.

12

Как организовать бухгалтерский учет в компании

Вопрос об организации бухгалтерского учета в компании рассматривается при создании новой организации или при старте нового направления в бизнесе, которое потребует существенных изменений в организации бухгалтерии. Также по решению руководителей и собственников бизнеса имеющаяся система бухгалтерского учета в компании может быть реорганизована.

Для организации учета руководителю нужно принять несколько решений.

1. Кто будет вести учет: руководитель может оставить ведение бухучета за собой, передать бухгалтерию на аутсорсинг или поручить ее штатному бухгалтеру.

2. Стоит ли предприятию применять спецрежимы, например, упрощенную систему налогообложения.

3. Какое будет использоваться программное обеспечение — одна из распространенных универсальных программ или несколько специализированных взаимосвязанных приложений. Сделать выбор вам поможет бухгалтер или аутсорсинговая компания.

Бухучет в организации начинается раньше, чем происходит первая сделка. Как только будут получены правоустанавливающие документы на организацию, нужно оформить локальные нормативные акты, его регулирующие.

В первую очередь необходимо:

  • разработать и утвердить учетную политику;
  • подготовить формы первичных документов;
  • утвердить план счетов.

А дальше начинается непосредственно бухгалтерский учет.

13

Мнение эксперта о бухгалтерском учете

Возвращаясь к вопросу о формах бухгалтерской отчетности, Анна Тетерлева рассказала следующее: «В бухгалтерском учете основными отчетами принято считать бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах».

Бухгалтерский баланс показывает все, что есть у предприятия на отчетную дату:

  • активы предприятия — это все, чем оно располагает. Активы бывают долгосрочные (внеоборотные), например, основные средства, и краткосрочные (оборотные), например, запасы, денежные средства;
  • пассивы — это источники формирования активов. Пассивы могут быть заемными (например, предприятие получило кредит) и собственными (например, собственники предприятия внесли денежные средства в счет формирования уставного капитала или за несколько лет успешной прибыльной работы бизнеса накоплены остатки нераспределенной прибыли).

Отчет о финансовых результатах — его суть понятна из названия. Он показывает:

  • выручку;
  • себестоимость продукции;
  • прочие доходы и расходы;
  • прибыль до и после уплаты налогов.

Его итог — конечный финансовый результат предприятия за отчетный период (например, за год), это может быть чистая прибыль либо чистый убыток.

14

Главное о бухгалтерском учете

Перечислим основные моменты, которые следует помнить.

1. Бухгалтерский учет — это один из трех видов учета в компании.

2. Он представляет собой систему сбора, регистрации, обобщения и анализа финансовой информации о хозяйственной деятельности организации.

3. Учет может вести руководитель организации, бухгалтер или аутсорсинговая компания.

4. В бухгалтерском учете должны своевременно отражаться все операции и события хозяйственной жизни организации.

5. Бухучет ведется с использованием двойных записей и бухгалтерских проводок, к учету принимаются первичные бухгалтерские документы.

6. Предусмотрены пять форм бухгалтерской отчетности. Основные из них — баланс и отчет о финансовых результатах.

Правильная организация бухгалтерского учета будет способствовать стабильности и успеху вашего бизнеса.

15

Список источников

1. Федеральный закон от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации.

Эксперт: Анна Тетерлева, к. э. н., аудитор, директор ООО «Финансовые технологии — Аудит»