ЦБ планирует выйти к 2026 году на 1,5−2,5% роста ВВП, а ключевую ставку вернуть в долгосрочный нейтральный диапазон в 5,5−6,5%.
ТАСС собрал ключевые тезисы доклада.
Базовый сценарий
В этом случае ВВП России сможет выйти на сбалансированные 1,5−2,5% роста. Однако на значении показателя скажется процесс деглобализации — в результате цена барреля нефти марки Urals составит к 2025 году $45.
Ключевую ставку ЦБ рассчитывает вывести к 2026 году в долгосрочный нейтральный диапазон 5,5−6,5% (сейчас — 8,5%), но решение будет принимать с учетом ситуации. При этом льготное кредитование не рассматривается как эффективный механизм долгосрочной поддержки экономики: «Сужается пространство для рыночного кредита экономике, совместимого с ценовой стабильностью, растет нагрузка на бюджет».
Инфляцию планируется стабилизировать на уровне 4%, дальнейшее значение таргета будет оцениваться позже. Потребление домохозяйств, которое в 2023 году растет на 6−8%, снизится «на фоне ослабления импульса восстановления, а также вследствие более жесткой денежно-кредитной политики, требуемой для возвращения инфляции к цели».
Рисковый сценарий
При рисковом сценарии цена барреля нефти может упасть до $30, полагают в ЦБ. Может увеличиться и санкционное давление — однако в этом случае проблема может стать мировой: «Разделение на региональные блоки будет негативно влиять на мировую торговлю, сдерживать рост мировой экономики».
В результате темпы роста российской экономики будут ниже, чем в базовом сценарии, полагают эксперты ЦБ. В то же время ВВП России и в этом случае ниже значений 2020 года не опустится.
Инструменты влияния
Ограничения, уже введенные ЦБ, «компенсируют эффект введенных внешних санкций, направленных на стимулирование вывода капитала зарубежных инвесторов». Их можно смягчить — но только на двусторонней основе.
Курс рубля в любом случае остается плавающим. Однако его значение определяется «балансом спроса импортеров на иностранную валюту и предложением иностранной валюты со стороны экспортеров и в меньшей — потоками капитала».
Для поддержания финансовой стабильности Банк России может проводить валютные интервенции. Однако использовать для этого ЦБ будет юани, «учитывая блокировку валютных счетов».