Аналитики составили портрет молодого ипотечника

Ко Дню молодежи, 28 июня, Аналитический центр Домклик изучил поведение молодых заемщиков на рынке Семейной ипотеки, отдельно рассмотрев поколение зумеров. В рамках исследования также был составлен портрет типичного представителя этой группы, оформившего ипотеку в 2025 году, сообщила пресс-служба Сбенбанка.

Маргарита Полянская
Автор Финансы Mail
Источник: РИА "Новости"

В России к молодежи официально относят граждан от 14 до 35 лет. Однако поскольку ипотека доступна только с 18 лет, в исследовании аналитики сосредоточились на заемщиках 18 — 35 лет. Эта возрастная группа остается основным драйвером спроса на семейную ипотеку: в 2025 году на неё приходится более 55% всех выданных кредитов по программе. Это на 6 процентных пунктов (п.п.) выше, чем в 2024 году.

Особое внимание привлекают зумеры (рожденные с середины 1990-х до начала 2010-х). Сегодня самым старшим из них около 30 лет, и многие уже успели взять первую ипотеку.
Доля зумеров-заёмщиков по Семейной ипотеке возвращается к максимальным показателям за последние три года.

Если рассматривать зумеров как отдельную категорию заёмщиков, их доля в оформлении «Семейной ипотеки» за 2024−2025 годы выросла на 4,2 п.п., почти вернувшись к максимуму 2022 года (21,5%).
Чаще всего Семейную ипотеку берут зумеры из регионов с относительно доступным жильём или высокими зарплатами (ХМАО, ЯНАО).

Лидером в этом отношении стал Ханты-Мансийский автономный округ — доля зумеров составила 29%. Второе место поделили Орловская и Рязанская области, в которых доля зумеров с Семейной ипотекой составила 28%. В Тверской и Липецкой областях на зумеров пришлось по 27% оформленных семейных ипотек. Родившиеся в середине 1990-х также значительно присутствуют в выдачах Семейной ипотеки в ЯНАО, Курганской и Ульяновской областях — по 26%. Наконец, в число регионов с относительно высокой долей зумеров с Семейной ипотекой вошли Республика Карелия и Тамбовская область — по 25%.

Как и ожидалось, меньше всего Семейную ипотеку оформляют молодые жители Москвы и Санкт-Петербурга. В российской столице на зумеров приходится лишь 11% выданных кредитов, а в Северной столице — 13%. С другой стороны, жители Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе и молодые, в 2025 году лидируют по покупке жилья без ипотеки. В Северной столице по итогам первого полугодия доля неипотечных сделок составила 67%, а в Москве — 66%.

Большинство оформивших Семейную ипотеку — женщины (58%). У 66% заёмщиков один ребёнок, у трети — двое. Около 30% использовали материнский капитал для первоначального взноса — на 10% больше, чем в 2024 году.

  • Первоначальный взнос: 1,4 млн руб.
  • Сумма кредита: 5,1 млн руб. (+4%)
  • Срок: 30 лет (как и в предыдущем году)
  • Медианная площадь жилья: 54 кв. м

43% выбирают двухкомнатные квартиры, 34% — однокомнатные или студии, 23% предпочли три и более комнат. Наиболее распространенный сегмент — комфорт-класс (50%) и эконом (46%). 38% зумеров-заемщиков находятся на зарплатном проекте от Сбера.

Наиболее заметный рост наблюдается в уровне дохода: медианная зарплата зумеров-заемщиков увеличилась с 87 тыс. в 2024 году до 100 тыс. руб. в 2025 году (+15%).

Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Узнать больше по теме
Спрос: как определить и от чего зависит
Перед выпуском новой продукции важно проанализировать спрос, так как именно он определяет объем производства и цену товара. С помощью эксперта расскажем, как рассчитать востребованность изделия на рынке.
Читать дальше