
— Расскажите пожалуйста, как оценивает итоги опроса НИФИ? Что удалось узнать о взгляде россиян на финансовые темы через призму кино и телевидения?
— Мы опросили более 10 тысяч человек и выяснили, что кино играет важную роль в формировании финансового поведения человека — примерно две трети опрошенных подтвердили, что просмотр фильмов и сериалов мотивировал их на серьезные изменения в жизни с финансовой точки зрения. 65% россиян признались, что обращают внимание на финансовое поведение киногероев, считают, что фильмы и сериалы могут влиять на развитие финансовой культуры в стране. Больше половины респондентов готовы смотреть фильмы и сериалы, которые формировали бы правильные ценности и поведенческие установки в управлении личными деньгами. Т.е. эта тема востребованна у зрителей. Пожалуй, это самый важный вывод нашего совместного исследования.
— Каким вообще может быть кино о финансах? Как вы это видите?
— Главное, как видит это киноиндустрия, как творческие люди воспринимают эту тему. Если запрашивать в поисковиках «Топ-10 фильмов о финансах», то мы получим очень похожие друг на друга рейтинги, где постоянно будут встречаться условные «Волк с Уолл-стрит» и «Основатель» или какие-то другие фильмы, которые показывают путь становления трансатлантических компаний, феноменальные схемы обогащения или мошенничества, какие-то криминальные истории.
А вот интересных историй, в которой деньги двигают сюжет, выступают важной составной частью отношений в семье, между друзьями, в личном бизнеса, не важно какого он масштаба, их не так уж и много. И было бы здорово, чтобы таких историй становилось больше. Как например, недавняя премьера — российский фильм «Лотерея» или известная голливудская кинокартина «В погоне за счастьем».
— Зритель сегодня достаточно искушенный. Сразу замечает любой продактплейсмент, нативную рекламу. Не вызовут ли отторжения какие-то продвигаемые нарративы, связанные с финансовой грамотностью?
— Мне кажется, что снимать кино стоит не про финансовую грамотность (такое кино вряд ли будут смотреть миллионы), нужно кино про нашу с вами жизнь и то, какую роль в ней играют деньги. Они могут выступать триггером отношений, драм, успехов, неудач. Заставлять плакать и смеяться.
Ну и потом совсем не обязательно, чтобы эта линия занимала центральное место в сюжете. Уверен, какие-то посылы могут идти просто фоном, в эпизодах — вот героя (не обязательно главного) пытаются обмануть мошенники, вот кто-то взял кредит, чтобы инвестировать «с плечом» и прогорел, а кто-то, наоборот по копеечке откладывает на свою мечту и в итоге его план сработал.
Наш опрос показал, что российский зритель замечает такие моменты. Будь то Ланнистеры, которые всегда отдают долги, или поле чудес в стране дураков из Буратино. В целом даже не так важно, положительный это пример или отрицательный. Оба могут быть одинаково поучительны — все зависит от сценария, игры актеров, режиссерской работы. И это не мое мнение, так ответили люди.
— Мне показалось интересным и даже удивительным слегка, что люди говорили о своем желании видеть в кино примеры разговора с детьми, создания подушки безопасности, планирования будущего. Людям хочется смотреть кино с примерами историй, которые их волнуют.
— Не просто волнуют, а вдохновляют меняться. В этом смысле формирование финансовой культуры — это тоже во многом про мотивацию и человеческие истории. В рамках опроса про кино нам было интересно понаблюдать за приоритетами россиян. Четверть (26%) интересует тема финансового воспитания детей, чтобы в будущем они грамотно распоряжались своими деньгами. Еще 25% волнует, как сформировать финансовую подушку безопасности и не жить от зарплаты до зарплаты. 13% хотят знать больше о финансовой безопасности и способах защиты от мошенников. Вот топ-3, который мы определили.
— Получается, на первом месте воспитание детей, а не то, как заработать. Как вы думаете почему?
— Ничего удивительного, действительно сейчас есть такой запрос. Наши исследования показывают, что почти половина россиян, воспитывающих детей, обсуждает с ними финансовые вопросы. В основном говорят о семейных тратах, дают советы по обращению с деньгами, а также вовлекают в процесс покупок. Любопытно, что родители-инвесторы значимо чаще обсуждают с детьми финансы (79% против 46%). Еще интересно, что трансляторами финансовой культуры в семье являются женщины — они заметно чаще мужчин обсуждают с детьми финансовые вопросы (53% против 40%).
В целом наблюдаем тенденцию, чем финансово грамотнее родители, чем выше их уровень финансового благополучия, тем чаще они передают эти знания своим детям. Поэтому на нашей сессии очень верно подметили, что в первую очередь не хватает семейного кино. Нужен контент, который будут обсуждать в кругу близких, делиться опытом. Сегодня, кстати и дети могут многому научить родителей, особенно в части цифровой грамотности. К тому же семейное кино может поднимать самый широкий круг вопросов.
— Я ожидала, что люди будут говорить о «хайповых» темах. Как из тысячи сделать миллион за неделю, как рисковать, но при этом не терять. А оказалось, что нет. Россияне понимают, что нельзя три монетки закапывать на «Поле чудес».
— Да. Людей волнует не тема быстрого заработка, не какой-то внезапный успех, они хотят осмысленности, стабильности и безопасности, уверенности в завтрашнем дне.
В этом году я побывал на многих сессиях в рамках Петербургского международного экономического форума, так или иначе связанных с тематикой финансовой грамотности. И буквально в воздухе висит запрос на необходимость планирования жизни, в том числе, и прежде всего — на то, как люди управляют своими деньгами.
В современных условиях не очень умно жить сегодняшним днем и надеяться исключительно на государство. Да, оно выполняет свои обязательства, поддерживает базовый уровень финансовых запросов граждан. Это неизменно в рамках социальной политики. Но также необходимо выстраивать собственный план финансового благополучия. Причем желательно долгосрочный, а не только на ближайшую перспективу. Инструменты для этого уже созданы. Осталось научить людей ими пользоваться и ввести это в привычку.