Эксперт Дайнеко перечислила основные мошеннические схемы «раздолжнителей»

В интернете каждый день появляются сотни новых рекламных объявлений, где обещают избавить граждан от долгов, — их уже около 3 млн. Например, как сообщили в Сбербанке, каждый квартал появляется по 600 тыс. новых объявлений от «раздолжнителей», а за весь прошлый год их количество увеличилось на треть. На рассмотрении Госдумы сейчас находится законопроект, который в будущем ограничит такую рекламу — хотя бы в части обещаний полного освобождения от уплаты долга.

Источник: Freepik

«Зачастую организации, предлагая услуги по банкротству, сознательно вводят граждан в заблуждение, обещают быстрое списание всех долгов, а про негативные последствия таких процедур умалчивают. В результате люди вынуждены нести дополнительные расходы и бремя ограничений в правах, о которых и не предполагали», — подчеркивал председатель Госдумы Вячеслав Володин.

В лучшем случае предложения, «гарантирующие списание всех долгов», — это маркетинговая уловка для привлечения клиентов. В худшем — мошенничество. Однако юридические компании, дорожащие своей деловой репутацией, не прибегают к таким сомнительным способам продвижения своих услуг. Кроме того, использование формулировок о якобы существующих госпрограммах, позволяющих списать все долги, — это повод для назначения административного наказания от Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Мошенники стараются сделать в рекламе вид, что их услуга каким-то образом одобрена государством

«Немало мошеннических схем, при реализации которых используется недостоверная информация, вводящая в заблуждение должников. Усилия аферистов направлены не на избавление от долгов, а на хищение средств, имущества и персональных данных своих потенциальных жертв», — рассказывает эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Ольга Дайнеко.

Упоминание «нового указа президента», «госпрограммы» позволяет создать ощущение, что оказываемая услуга одобряется государством. Это отражается на снижении бдительности, повышении порога доверия к «специалистам»-раздолжнителям, подчеркивает она. При этом нередко мошенники ссылаются на федеральное законодательство. Закон о банкротстве действительно существует, но в данном случае это использование классического мошеннического приема, когда ложь смешивается с правдой. В процессе одурачивания отчаявшийся должник может потерять не только деньги, но и свое имущество.

«Поскольку открытая (наружная) реклама таких услуг чревата административной ответственностью, мошенники-раздолжнители в большинстве случаев ищут своих жертв в Сети (через рассылку в соцсетях, мессенджерах, создают сайты), но классические телефонные обзвоны до сих пор в арсенале аферистов. Отчаявшиеся должники нередко сами ищут способы избавиться от тяжкой ноши — “госпрограмма” сулит желаемое легко и быстро. При телефонных звонках и рассылках применяются агрессивные методы социальной инженерии, которые позволяют уговорить жертву прекратить платежи своему кредитору и списать долги без последствий. При убеждении обещания подстраиваются под потенциальную жертву (списание долгов для пенсионеров, для молодых родителей, для потерявших работу)», — говорит Дайнеко.

По ее словам, основные мошеннические схемы реализуются по таким сценариям:

1. С жертвой заключается договор (как правило, на консультационные услуги), гарантируется списание всех долгов. За услуги требуется заплатить. При этом способы оплаты могут быть разнообразны: в виде ежемесячной оплаты, разового платежа. В том числе с привлечением заемных средств (должник сам оформляет микрозаймы или подписывает договор займа с физлицом). Если сумма к оплате кажется высокой, «специалист» готов на скидку именно для данного клиента. Все происходит в декорациях «серьезной фирмы» с дипломами и сертификатами на стенах и прочими атрибутами благонадежности. В итоге клиент платит, «специалист» создает имитацию бурной деятельности («пишет» претензии и ходатайства, «ходит» в суд/банк/МФЦ/к приставам). По факту — должник расстается с деньгами, упуская драгоценное время, наращивая долг и усугубляя негативные последствия неплатежей. При этом допускает утечку своих персональных данных, повышает риск новых мошеннических действий в отношении себя. Клиенту могут предлагать «на время» избавиться от своего имущества, чтобы его не изъяли за долги (обманным путем понуждая его к переоформлению прав собственности, переводу денег со счетов). Цель при этом все равно одна — обманным путем завладеть имуществом своей жертвы.

Не упасть под грузом долгов поможет только проверенный юрист, но уж никак не «раздолжнитель»

2. Раздолжнители действуют в удаленном формате под видом «федеральной сети оказания помощи должникам»: присылают «клиенту» ссылку для оформления анкеты и договора. Человек вносит необходимые данные и для «подписания договора» пересылает код из СМС-сообщения (якобы для подтверждения своей личности). Таким образом предоставляет доступ к своим данным, к порталу «Госуслуги», микрокредитованию. Если жертва обмана не сразу опомнилась, выманивают оплату за свои услуги.

3. Раздолжнители-псевдоинвесторы: предлагают способы вложения денег в «надежные» инвестиции, заработать серьезный доход и погасить долг. «Доход» от «инвестиций» (виртуальных, разумеется) обрастает комиссиями и налогами/пошлинами по выводу средств. Когда «инвестор» наконец-то устает платить, его блокируют.

4. Раздолжнители — покупатели долгов: обещают выкупить проблемные долги за треть суммы обязательств и гарантируют свою способность договориться с любым кредитором. Клиент платит выкупную цену, но прощение долгов все не наступает. После обнаружения обмана связаться со «специалистами» уже не удастся. Также решение проблемы может подаваться под видом рефинансирования, но под залог недвижимости и автомобиля. В этом случае должник практически гарантированно остается без имущества (из-за условий займа или подмены предмета договора).

Конкретно

Главные признаки недобросовестных компаний

Нельзя отрицать, что квалифицированная помощь может быть полезна для должника: опытный юрист может помочь в выборе оптимального решения по урегулированию ситуации и снижению негативных последствий, связанных с просроченной задолженностью, указывает Дайнеко. Но в ряде случаев в помощи нет необходимости (например, при организации внесудебного банкротства через МФЦ, рефинансировании/реструктуризации долга). Оценить квалификацию специалиста бывает нелегко, но есть признаки, которые свидетельствуют о недобросовестности:

«С порога», без изучения документов и оценки обстоятельств, настаивают на заключении договора и внесении аванса. Гарантируют стопроцентный результат быстро и без последствий. «Раздолжнение» по фиксированному прайсу (часто равными ежемесячными платежами) в установленный временной период — повод внимательнее читать договор. Нет детализации этапов работы, практическая значимость действий не объясняется. Если нет понимания, за что именно уплачиваются деньги (обещание списать все долги- не в счет), — это повод отказаться от такой услуги. Поступают нестандартные способы решения своей закредитованности (оформить заем, переоформить имущество).