
Новые положения о наставничестве
Со следующего месяца в главе 55 Трудового кодекса появится статья 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда» (Федеральный закон от 09.11.2024 № 381-ФЗ). В ней будут закреплены понятие и принципы организации наставничества.
Согласно положениям данной нормы, наставничество представляет собой оказание одним сотрудником другому помощи в овладении навыками работы на производстве, на рабочем месте. Такая деятельность будет считаться дополнительной работой, за которую наставнику полагается оплата.
Поручение наставнической функции сотруднику будет возможно только с его письменного согласия. При этом работодатель обязан прописать в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему содержание, сроки и форму выполнения обязанностей наставника. Оплата за такую дополнительную нагрузку может быть как фиксированной, так и в виде процента от зарплаты.
Работник будет вправе досрочно отказаться от наставнической функции, а работодатели смогут по своей инициативе досрочно снимать наставнические обязанности со своих сотрудников. При этом работодатель должен будет уведомить наставника о снятии с него данной функции в письменном виде за три рабочих дня.
Борьба с формированием просроченной задолженности по зарплате
С 1 марта в главе 21 Трудового кодекса появится статья 158.1 «Основные направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате в Российской Федерации» (Федеральный закон от 08.08.2024 № 268-ФЗ).
Она содержит меры по борьбе с просрочками по зарплате. В основные направления противодействия входят:
- принятие профилактических мер, направленных на недопущение формирования просроченной задолженности по зарплате, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее формированию, мониторинг просроченной задолженности по зарплате;
- привлечение работодателей к ответственности за нарушение сроков выплаты зарплаты в порядке, установленном законодательством;
- содействие реализации мероприятий по погашению просроченной задолженности по зарплате;
- проведение разъяснительной работы с участием сторон социального партнерства по вопросам обеспечения трудовых прав работников.
Противодействием будут заниматься в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с участием государственных внебюджетных фондов, а также профсоюзов (их объединений) и работодателей (их объединений).
С целью координации деятельности в данной сфере в России создадут межведомственные комиссии.
Изменятся правила предоставления отдыха работникам
В главе 21 Трудового кодекса с 1 марта также появятся изменения в части правил предоставления другого дня отдыха за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день (статья 153 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.09.2024 № 339-ФЗ).
Они предполагают, что дни отдыха за работу в указанные дни могут быть использованы в течение года либо присоединены к отпуску, который работодатель предоставляет в указанный период. Если же при увольнении дни такого отдыха не были предоставлены работнику, то в день увольнения ему доплатят разницу между повышенной оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Эта разница положена работнику за все дни отдыха за работу в выходные и (или) нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у конкретного работодателя.
И еще одно важное изменение
Со следующего месяца вступят в силу новые требования к аптечке для оказания первой помощи работникам (приказ Минтруда России от 09.08.2024 № 398н).
Документ содержит порядок размещения, хранения и использования таких аптечек. Сейчас действуют только требования к их комплектации.
Также в документе есть положение о том, что количество аптечек и мест для их размещения и хранения работодатель определяет в том числе основываясь на данных среднесписочной численности организации, специфике ее деятельности, результатах оценки профессиональных рисков. При этом он должен будет учитывать мнение первичной профсоюзной организации либо иного представительного органа работников.
Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.