Минтруд начнет оценивать число россиян, занятых в теневом секторе

Минтруд разработал проект методики для оценки непрямым способом потенциальной численности граждан, занятых в теневом секторе экономики, а также определения значений целевых показателей по ее выявлению (как для регионов, так и для России в целом). Документ, подписанный директором департамента занятости и трудовой миграции Минтруда Михаилом Кирсановым, есть у РБК, его подлинность подтвердил источник, знакомый с текстом.

Источник: Reuters

Ведомство предложило формулу расчета потенциальной величины теневой занятости. На ее основе региональным властям установят KPI по «легализации» таких граждан. Предполагается, что за три года регионы должны будут обелить 30% теневого сектора. РБК направил запрос в Минтруд.

Ранее эксперты говорили РБК, что власти озаботились этой проблемой в том числе в контексте обеспечения стабильной доходной базы региональных бюджетов, где большая доля поступлений приходится на НДФЛ (налог на доходы физических лиц).

Как будут считать

Расчет показателя потенциальной численности граждан в теневой занятости будет осуществляться в два этапа, следует из проекта методики. Первый этап — это определение количества неработающих лиц в трудоспособном возрасте. Для этого из численности застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) неработающих лиц (их количество на начало 2022 года оценивалось Фондом ОМС в 80,9 млн) вычтут количество застрахованных по ОМС детей (до 15 лет включительно), а также пенсионеров, то есть тех, кто старше трудоспособного возраста.

Второй этап подразумевает определение потенциальной численности теневого сектора.

Для этого из полученного на предыдущем этапе количества неработающих лиц в трудоспособном возрасте вычтут суммарную численность россиян, имеющих основания не работать.

К последним Минтруд относит ряд категорий, которые получают доход в виде социальных выплат от государства, либо содержатся за счет третьих лиц. А именно — граждан в отпуске по уходу за ребенком или отпуске по беременности и родам, инвалидов I и II групп, школьников 10−11 классов и студентов колледжей в возрасте 16 лет и старше, студентов вузов, заключенных, зарегистрированных безработных и еще ряд категорий.

В результате указанного расчета Минтруд в идеале должен прийти к оценке численности граждан, чья деятельность имеет «признаки трудовых или гражданско-правовых отношений (предпринимательской деятельности), связана с удовлетворением личных и общественных потребностей, использованием личного труда и приносит им заработок, вознаграждение или иной доход», но осуществляется без оформления трудовых отношений, заключения договоров гражданско-правового характера, а также без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого.

Ведомство признает, что итоговый показатель может не отражать реальность в точности, поскольку используются данные из разных административных источников, в потенциальную численность теневых занятых могут попасть не зарегистрированные безработные и т. д. Если расчетный показатель получится отрицательным, то KPI для региона устанавливаться не будет.

Оценку числа граждан, занятых в теневом секторе, ранее давала вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, в России около 12 млн человек не имеют трудовых договоров, в том числе у них нет гражданско-правовых договоров, и они не являются самозанятыми.

Какие KPI получат регионы

Министерство труда с периодичностью не реже чем раз в три года, исходя из оценки потенциальной численности граждан в теневой занятости, будет готовить предложения по целевым показателям для регионов, говорится в проекте методики. Эти предложения будет утверждать профильный заместитель председателя правительства (в данный момент таким является Татьяна Голикова).

Базовый KPI по снижению серого сектора будет находиться на уровне «не более 30% от потенциальной численности граждан в теневой занятости на трехлетний период в равном размере для всех субъектов Российской Федерации». Намеренно заниженный показатель связан с тем, что в потенциальную численность теневого сектора, рассчитанную по методике, попадут в том числе лица, ищущие работу, но не зарегистрированные в службе занятости, граждане, зарегистрированные в службе занятости, но по разным причинам не признанные безработными, а также лица трудоспособного возраста, находящиеся на содержании у членов семьи, следует из материалов. Исходя из экономического смысла теневой занятости эти люди не должны в нее включаться.

Предполагается, что в первый год регионы должны будут выполнить 20% целевого показателя, во второй год довести степень выполнения до 50%, а в третий год — до 100%.

В Минтруде отмечают, что у методики есть потенциал для доработки. В дальнейшем она может быть дополнена с учетом различных категорий граждан, которые могут входить в теневую занятость, но в данный момент не охвачены формулой расчета. В частности, методика может быть усовершенствована путем учета россиян, «осуществляющих деятельность с оформлением трудовых отношений искаженным образом, приводящую к нарушениям трудового законодательства», а также мониторинга «неправомерного сокрытия в налоговой отчетности действительного размера оплаты труда на основании оценки доходов и расходов». В будущем Минтруд планирует обратить внимание и на иностранных граждан, пребывающих на территорию России и не осуществляющих официальную трудовую деятельность.

Что не учитывает методика Минтруда

Методика, предлагаемая Минтрудом, во многом условная, как раз в силу факторов, которые само ведомство обозначает как направления для улучшения, считает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Так, она не учитывает занятых, которым работодатели выплачивают часть зарплаты «в конверте» или переводят в самозанятость, подменяя трудовые отношения. Не подпадают под методику расчета и мигранты, которые работают без патента, приезжая в Россию в статусе туристов, перечисляет эксперт. Эти категории не входят в базу расчета, которой является неработающее застрахованное население.

Кроме того, недостатком методики является тот факт, что она не учитывает внутрироссийскую миграцию, считает эксперт. «Человек может работать и получать доход в одном регионе, но быть застрахованным в системе ОМС [как неработающий] в другом регионе. Особенно это актуально для московской агломерации [например, человек работает в Москве, а в области застрахован по ОМС как неработающий — РБК]. Это значит, что в своем регионе [по регистрации] такой человек, по методике Минтруда, может попасть в категорию теневых занятых», — предупреждает Сафонов.

По его мнению, лучший способ борьбы с теневой занятостью — это мониторинг доходов и расходов каждого конкретного человека.

Такая возможность есть у ФНС, которая заинтересована в увеличении сбора налогов. Впрочем, даже в развитых странах, где подобные практики имеют более широкое распространение, до 10% людей все равно работают «в серую», констатирует профессор.

Теневая занятость объективно не самая актуальная проблема сегодня, считает профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса ВШЭ Елена Варшавская. Численность неофициально занятых не очень высока, а кроме того, люди могут идти на такие отношения по взаимному согласию с работодателем, так как в краткосрочном периоде это выгодно обеим сторонам, поясняет она.

Основной вызов на рынке труда сегодня — дефицит кадров, и борьба с теневой занятостью эту проблему точно не решит, указывает эксперт. «Люди, которые работают в теневом секторе, имеют не те специальности, по которым сложился дефицит. Обелившись, они не перейдут работать, например, в промышленность», — полагает Варшавская.

Внутренние риски для экономики России связаны, прежде всего, с дефицитом кадров, заявил министр экономического развития Максим Решетников. По его оценке, к 2030 году экономике дополнительно потребуется 2,3 млн занятых.