
Перед выходом на пенсию человек начинает задаваться вопросами ее оформления. Выясним, как и где получить пенсионное удостоверение в 2025 году, для чего оно нужно, какие документы понадобятся для его получения, а также возможно ли оформление удостоверения через “Госуслуги”, надо ли его оформлять работающим пенсионерам, обязательно ли обменивать документ старого образца на новый и что делать в случае его порчи или утери.
Что такое пенсионное удостоверение
На вопрос, что представляет собой пенсионное удостоверение Финансам Mail.ru ответила кандидат юридических наук, член экспертного совета Комитета Государственной думы, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева.
По ее словам, пенсионное удостоверение представляет собой документ, подтверждающий право гражданина на получение пенсии, содержащий информацию о ее виде и размере. “В России такое удостоверение выдавалось гражданам, оформившим право на пенсию, в качестве подтверждения факта назначения пенсии”, – уточнила она.
Как выглядит пенсионное удостоверение
В настоящее время у пенсионеров на руках могут находиться документы разного образца, подтверждающие их право на получение пенсии. Вид документа зависит от даты выдачи.

Удостоверение старого образца
Пенсионное удостоверение старого образца выдавалось до 2015 года, до момента вступления в силу Правил, утвержденных приказом Министерства труда и соцзащиты населения РФ от 17.11.2014 № 884н. В указанных Правилах определен порядок назначения, установления различного вида пенсий, а также перерасчета и корректировки их размера.
В документе отсутствует информация о необходимости получения пенсионного удостоверения для подтверждения права гражданина на получение пенсии. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, с 2015 года прекратили его выдачу.
Старый образец пенсионного удостоверения выдавался в бумажном виде, имел форму небольшой книжечки красного цвета. В ней содержались персональные данные пенсионера: ФИО полностью, дата рождения, а также размер пенсии, номер документа и дата его выдачи.
Справка (сведения) о назначенной пенсии
С момента прекращения выдачи пенсионного удостоверения старого образца в 2015 году и до 2022 года пенсионерам территориальные органы Пенсионного фонда России (далее – ПФР) выдавали бумажную справку (сведения) о назначенной пенсии.

В ней указывали:
ФИО пенсионера полностью;
дату его рождения;
страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
размер причитающейся пенсии;
наименование территориального органа ПФР, выдавшего справку;
дату выдачи документа.
Справка являлась официальным документом, обладающим таким же юридическим значением, что и выдаваемое ранее пенсионное удостоверение.
Удостоверение нового образца
Приказом Минтруда России от 18.06.2020 № 356н (далее – Приказ № 356н) были внесены изменения в Правила, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 № 884н (далее – Правила от 17.11.2014), согласно которым с 1 января 2021 года у граждан появилась возможность получать пенсионное удостоверение нового образца, именуемое свидетельством пенсионера. В соответствии с пунктом 46.1. указанных Правил от 17.11.2014, по желанию гражданина факт назначения ему пенсии можно подтвердить данным свидетельством, оформляемым на материальном носителе или в электронном формате.

Приказ № 356н и Правила от 17.11.2014 утратили силу. В настоящее время возможность подтверждения факта назначения пенсии (по желанию гражданина) свидетельством пенсионера содержится в пункте 45 Правил, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.08.2021 № 546н (далее – Правила от 05.08.2021). С 2021 года выдается пластиковое пенсионное удостоверение (свидетельство пенсионера) в виде карты, внешне напоминающей банковскую. Ширина карты – 8,5 см, высота – 5,4 см.
На ее лицевой стороне размещаются:
личные данные гражданина (ФИО, СНИЛС);
вид назначенной пенсии, ее срок;
уникальный номер свидетельства;
черно-белая или цветная (по желанию) фотография владельца документа.
С целью защиты свидетельства от подделки, на него с помощью лазера нанесена специальная гильоширная сетка, присутствуют водяные знаки.
Чтобы узнать размер назначенной пенсии, необходимо заказать соответствующую справку. Сделать это можно непосредственно в Социальном фонде России (далее – СФР), а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг “Мои документы” (далее – МФЦ) или через портал “Госуслуги”.
Справка: получить свидетельство пенсионера в электронном виде можно будет, начиная с 1 июля 2025 года. Помимо сведений, имеющихся на пластиковой карте, электронная версия будет содержать QR-код. Храниться электронное свидетельство будет в личном кабинете на портале “Госуслуги”. Такое предложение было выдвинуто Министерством труда и социальной защиты РФ, инициировавшим проведение общественного обсуждения проекта соответствующего приказа.
Основные функции пенсионного удостоверения
Оксана Васильева рассказала, что к основным функциям пенсионного удостоверения (свидетельства пенсионера) относятся:
подтверждение статуса пенсионера и права на получение пенсионных выплат в соответствии с российским законодательством;
удостоверение личности при обращении за социальными услугами и льготами, предоставляемыми пенсионерам;
подтверждение права на получение дополнительных социальных гарантий, таких как льготы по оплате коммунальных услуг, проездных билетов и других мер социальной поддержки;
использование в качестве документа, удостоверяющего личность, в случаях, предусмотренных законодательством;
предоставление права на получение медицинской помощи и лекарственных средств в рамках программ обязательного медицинского страхования, дополнительных мер социальной поддержки и другое.
Помимо этого, нередко пенсионерам при предъявлении ими документа, подтверждающего данный статус, предоставляют различные бонусы и скидки при совершении покупок в магазинах, приобретении путевок в санатории, билетов в кинотеатры, музеи, на концерты и так далее.
Кто может получить пенсионное удостоверение в России
Оксана Васильева разъяснила, что пенсионное удостоверение (свидетельство пенсионера) в России могут получить граждане, официально оформленные в качестве пенсионеров, которым назначена пенсия различных видов:
в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, это лица, получающие страховую пенсию (по старости, по инвалидности, по потере кормильца);
в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ, это лица, получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет, назначаемую военнослужащим, космонавтам, работникам летно-испытательного состава, медикам и другим, а также по старости, по инвалидности, по потере кормильца, социальную).
Важно! Пенсионное удостоверение (свидетельство пенсионера) выдается только после назначения гражданину пенсии.
Как и где можно получить пенсионное удостоверение после назначения пенсии в 2025 году
Выясним, как получить пенсионное удостоверение после назначение пенсии. Любой пенсионер, вне зависимости от даты выхода на пенсию, имеет право получить свидетельство пенсионера (новый образец пенсионного удостоверения), выясним, где его можно получить.
1. В СФР
Эксперт рассказала, что свидетельство пенсионера можно оформить сразу при назначении пенсии или в любое время после, обратившись в СФР. Для этого нужно:
записаться на прием;
подготовить документы (заявление, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, одно черно-белое или цветное фото размером 21х30 мм без светлого угла, доверенность и паспорт представителя — при необходимости);
подать подготовленный пакет документов в СФР в назначенную дату.
На официальном сайте СФР отмечено, что свидетельство будет выдано в день обращения. Но, как показывает практика, иногда документ выдают через несколько дней, в зависимости от загруженности сотрудников фонда.
Помимо личного посещения СФР, предусмотрена подача заявления через его официальный сайт. В данном случае при выборе услуги “Пенсионное обеспечение” – “Назначить пенсию”, гражданин перенаправляется на сайт “Госуслуги”.
2. Через МФЦ
Исходя из смысла пункта четвертого Правил от 05.08.2021, свидетельство пенсионера можно получить, обратившись в МФЦ по месту жительства, если между ним и территориальным органом СФР подписано соглашение о взаимодействии, в котором предусмотрена услуга подачи соответствующего заявления. Для этого можно на сайте обособленного подразделения МФЦ записаться на прием и в назначенное время посетить его, подав те же документы, что и при подаче в СФР.
Сотрудник МФЦ поможет составить заявление, проверит наличие всех необходимых документов и далее передаст их в Социальный фонд России (в соответствии с пунктом 17 Правил от 05.08.2021, МФЦ может передать СФР заявление и документы гражданина об установлении пенсии в электронной форме). Когда свидетельство пенсионера будет готово, гражданин будет об этом уведомлен.
3. Через портал “Госуслуги”
Выясним, как получить пенсионное удостоверение (свидетельство пенсионера) через “Госуслуги”, и можно ли это сделать. Оксана Васильева разъяснила, что через портал “Госуслуги” можно назначить дату и время, чтобы посетить отделение СФР, а также отправить заявление на оформление пенсионного удостоверения (свидетельства пенсионера).
“Для этого необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале”, – уточнила эксперт.
Для подачи заявления необходимо выполнить следующие действия:
зайти на портал “Госуслуги”;
последовательно выбрать разделы “Услуги” – “Пенсия и пособия” – “Назначение пенсии СФР”;
заполнить заявление.
Внимание! Заполнять заявление на портале “Госуслуги” на назначение пенсии нужно не раньше, чем за месяц до наступления права на ее получение.
Через несколько дней в личный кабинет на “Госуслугах” и на электронную почту придет уведомление о том, что пенсия назначена, с указанием полагающейся суммы. После этого, при желании, можно лично посетить СФР и получить свидетельство пенсионера.
Можно ли оформить пенсионное удостоверение через “Госуслуги”
Как было сказано выше, через портал “Госуслуги” возможно назначение даты и времени для посещения отделения СФР, а также отправка заявления на оформление пенсионного удостоверения (свидетельства пенсионера). Для этого необходимо иметь на портале подтвержденную учетную запись. Но для получения свидетельства пенсионера все равно придется посетить офис СФР.
Отметим, что получение свидетельства пенсионера является правом, а не обязанностью гражданина. Его отсутствие не влияет на выплату пенсии, но может потребоваться к предъявлению при получении каких-либо льгот (при покупке в магазине товаров со скидкой для пенсионеров, для льготного проезда в общественном транспорте и так далее).
Нужно ли оформлять удостоверение работающим пенсионерам
Эксперт пояснила, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, оформление свидетельства пенсионера не является обязательным для работающих пенсионеров (как и для неработающих). “Пенсионное удостоверение (свидетельство пенсионера) – это документ, подтверждающий право на социальные льготы и услуги, положенные пенсионерам. Однако его отсутствие не лишает работающего пенсионера права на получение пенсии и других социальных гарантий, предусмотренных законодательством”, – уточнила она.
Мнение эксперта
Оксана Васильева считает, что несмотря на отсутствие в российском законодательстве требований по обязательному получению свидетельства пенсионера, лучше его все-таки получить. Особенно это касается тех пенсионеров, кто пользуется различными льготами. “Свидетельство пенсионера действительно весь период, на который назначается пенсия, и, как показывает практика, рано или поздно оно все-же понадобится к предъявлению для решения какого-нибудь вопроса”, – полагает эксперт.
Вопросы и ответы
Ответим на самые часто встречающиеся вопросы, касающиеся получения пенсионного удостоверения (свидетельства пенсионера).
Нужно ли менять старое пенсионное удостоверение на новый образец?
Согласно информации, размещенной на официальном сайте СФР, обменивать имеющиеся на руках пенсионные удостоверения и справки (сведения) о назначенной пенсии на новое свидетельство пенсионера нет необходимости, так как страховой номер у пенсионера не меняется. Все документы, выданные ранее, действительны.
Что делать, если документ утерян или испорчен?
По словам Оксаны Васильевой, в случае утери либо порчи пенсионного удостоверения, справки (сведений) о назначенной пенсии или свидетельства пенсионера, необходимо обратиться в территориальный орган (обособленное подразделение) СФР с заявлением о выдаче свидетельства нового образца или его дубликата (если ранее свидетельство пенсионера уже получалось). При этом никакие штрафные санкции за утерю или порчу документа не предусмотрены. Госпошлина за выдачу нового свидетельства также не взимается.
Можно ли получить пенсионное удостоверение по доверенности?
Исходя из смысла пункта третьего Правил от 05.08.2021, гражданин может обратиться за получением свидетельства пенсионера лично либо через своего представителя, обращающегося в СФР от его имени. “Для этого в предоставляемой им доверенности должны быть прописаны соответствующие полномочия”, – подчеркнула эксперт.
Автор: Оксана Лукьянова
Эксперт: кандидат юридических наук, член экспертного совета Комитета Государственной думы, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева