

В статье ответим на вопросы о том, зачем компаниям корпоративные нормы, как они формируются, в чем их ценность для каждого сотрудника и организации в целом. Кроме того, перечислим признаки эффективности корпоративных норм и санкции, которые вводятся за их нарушение, а также приведем примеры успешного внедрения правил поведения в различных корпорациях.
Что такое корпоративные нормы
Корпоративные нормы складывается из писаных и неписаных правил поведения как рядовых сотрудников, так и руководства компании. Они не только устанавливают стандарты взаимодействия на рабочем месте, но и формируют корпоративную культуру.
Формальные и неформальные требования определяют поведение сотрудников в той или иной ситуации, упрощая коммуникацию и рабочие процессы внутри трудового коллектива. Благодаря корпоративным нормам в компании складывается единая система ценностей, что обеспечивает стабильность и успех бизнеса (1).
Виды корпоративных норм в современном обществе
Корпоративные нормы — это набор правил, которые определяют, какое поведение в коллективе считается приемлемым, а какое — недопустимым. Они регулируют ежедневные рабочие операции, стиль общения и процедуры принятия решений. В зависимости от направленности корпоративных норм их можно разделить на две основные категории.
Социальные корпоративные нормы
Сфокусированы на поведении сотрудников, отношениях между ними в компании и вне ее. Социальные нормы задают этические рамки и дают людям понимание того, что от них ожидается. Такие правила уменьшают неопределенность на рабочем месте. Кроме того, они действуют как мощный мотиватор.
Социальные корпоративные нормы включают в себя:
- взаимное уважение и поддержку среди сотрудников;
- культуру поведения;
- предупреждение конфликтов на рабочем месте и умение их разрешать;
- профессионализм в общении;
- участие в корпоративных мероприятиях и программах социальной ответственности.
Примером социальных корпоративных норм может служить «Кодекс корпоративной этики ООО “Газпром добыча Уренгой”». Он закрепляет корпоративные ценности компании и наиболее значимые правила делового поведения. Также этот документ требует соблюдать положения кодекса как неотъемлемой части корпоративной культуры (2).
Несоциальные корпоративные нормы
Регулируют вопросы использования технологий и рабочие процессы. Они определяют требования к сотрудникам и их действия в случаях, например, когда требуется:
- использовать оборудование и технологии;
- соблюдать технику безопасности;
- придерживаться графика работ и сроков их выполнения;
- проходить медицинское освидетельствование.
Признаки эффективных корпоративных норм
Корпоративные нормы могут работать неявно, когда человек воспринимает поведение других людей в коллективе и перенимает его. Однако они могут быть явными и прямыми. Например, работодатель может установить требование одеваться в деловом стиле. Эффективные корпоративные нормы должны соответствовать определенным критериям.
Последовательность в принятии и выполнении решений
Если корпоративные нормы не соблюдаются, сотрудники теряются в выборе правильного поведения. Они не знают, следовать ли предписанным нормам или поведению большинства, которое эти нормы игнорирует. Такая ситуация нарушает стабильность работы компании и создает напряженность в трудовом коллективе.
Прозрачность и понимание
Корпоративные нормы необходимо сформулировать так, чтобы исключить непонимание и двусмысленность. Установленные в компании правила поведения должны быть обоснованы и понятны каждому сотруднику. Это обеспечивает их соблюдение и создает ощущение безопасности в коллективе.
Согласованность
Корпоративные нормы не могут расходиться с ценностями и миссией компании. В противном случае сотрудники будут недовольны корпоративной культурой.
Гибкость
Корпоративные нормы не могут быть установлены раз и навсегда. В быстро меняющемся мире они должны соответствовать новым вызовам. Такой подход позволит компании оперативно реагировать на внутренние и внешние изменения.
Этичное ведение бизнеса
Такой бизнес-подход может иметь разные формы: установление более высокой минимальной оплаты труда, справедливое отношение ко всем заинтересованным сторонам — от сотрудников до инвесторов и клиентов.
Экологическая ответственность
Многие компании убеждены в том, что необходимо вести деятельность максимально экологично. Выражаться это может в уменьшении вредных выбросов, которые образуются в результате производства, а также в различных пожертвованиях.
Что помогает соблюдать корпоративные нормы в компаниях

Выполнение неписаных правил поведения целиком зависит от ответственности сотрудников. Они могут нарушать их, а последствием может служить только осуждение коллег.
Корпоративные нормы, зафиксированные письменно, носят правовой характер. Они тесно связаны с общими принципами права, поскольку их действие направлено на регулирование трудовых отношений. Такие правила рассчитаны на многоразовое использование в отношении всех членов коллектива, их выполнение можно обеспечить мерами принуждения. Кроме того, меры взыскания за нарушение корпоративных правил могут быть оспорены в суде.
Примером правового оформления корпоративных норм может служить «Кодекс деловой этики ОАО “Российские железные дороги”» (3).
В арсенале компаний имеются инструменты, которые создают условия для соблюдения корпоративных требований:
- ознакомление всех членов коллектива с установленными корпоративными нормами;
- обучение и тренинги по корпоративным направлениям;
- контроль со стороны руководства и обратная связь со стороны сотрудников;
- система поощрения за соблюдение норм;
- возможность взыскания за нарушение установленных требований.
Какие бывают санкции за нарушение корпоративных норм
Санкции за нарушение норм могут различаться в зависимости от характера и тяжести проступка. Применять наказание к сотрудникам за то, что они не соблюдают корпоративные нормы, можно только в случаях, когда одновременно выполняются несколько условий:
- нормы поведения для работников оформлены в письменном виде;
- сотрудник ознакомлен под роспись с корпоративными требованиями;
- дисциплинарное нарушение установлено с учетом требований, которые предъявляет Трудовой кодекс РФ.
Меры материального воздействия
Нарушители правил корпоративной этики могут не получить премию. Распространено заблуждение, что лишение премии — это дисциплинарное наказание. На самом деле это не так. Перечень дисциплинарных взысканий перечислен в Трудовом кодексе РФ. И он — исчерпывающий, то есть не может быть дополнен по своему усмотрению кем бы то ни было.
Если сотрудник нарушает обязательные корпоративные нормы, нет оснований выплачивать ему премию. Однако это не лишение премии, поскольку невозможно лишить того, что не заслужено и не носит обязательного характера. Если работник не соблюдает корпоративные нормы, нет оснований для выплаты финансового бонуса.
Так, рассматривая иск уволенного работника к ООО «Газпром добыча Уренгой» с требованием восстановить его на работе и взыскать часть невыплаченной ему премии, Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа подчеркнул, что Единые корпоративные нормы по оплате труда направлены на усиление заинтересованности сотрудников в результатах работы. При этом премия не является обязательной выплатой, а ее размер конкретному работнику устанавливается с учетом его отношения к труду, выполнения показателей и отсутствия нарушений трудовой дисциплины. Также суд отметил, что лишение работника премии не свидетельствует о наложении на него дисциплинарного взыскания (4).
Дисциплинарные меры
Трудовая дисциплина работников включает обязанность соблюдать корпоративные нормы. Если правила поведения закреплены письменно, за их несоблюдение возможно применение дисциплинарных мер, установленных статьей 192 ТК РФ.
Перечень дисциплинарных взысканий невелик, а выбор конкретного наказания обусловлен тяжестью проступка и обстоятельствами его совершения.
1. Замечание. За незначительное нарушение, особенно совершенное впервые, руководитель может объявить замечание. Например, за небольшое опоздание на работу.
Несмотря на кажущуюся легкость такого взыскания, оно может иметь неприятные последствия для дальнейшей работы. Так, небольшой проступок, за который объявлено замечание, может стать основанием для уменьшения или неначисления премии. А за повторный проступок в течение года работник может быть уволен за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей.
2. Выговор. Это более строгое, по сравнению с замечанием, взыскание.
В зависимости от тяжести проступка, особенно если раньше работник уже получал взыскание, выговор может привести к увольнению за неоднократные нарушения трудового распорядка. А однократное, но грубое нарушение дисциплинарных требований — уже основание для увольнения.
Министерство труда и социальной защиты РФ письмом от 16 сентября 2016 года № 14-2/В-888 при ответе на вопрос, может ли работодатель объявить работнику выговор за грубое обращение с клиентами, выразило мнение, что если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, которые предусматривают недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, в случае их нарушения работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия.
Работник должен быть ознакомлен под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью (5).
3. Увольнение. Самое строгое взыскание — увольнение по инициативе работодателя. При этом процедура должна соответствовать правилам трудового законодательства.
Например, по иску работника о признании дисциплинарного увольнения незаконным и восстановлении на работе суд установил, что истец допускал нарушения Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения. В документе закреплено, что работник медицинской организации должен соблюдать нормы профессиональной этики и правила служебного поведения, воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету медицинской организации. Также в рамках служебного поведения он должен воздерживаться от грубости, проявления пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний. В восстановлении на работе истцу было отказано, поскольку суд не усмотрел нарушений в процедуре привлечения истца к дисциплинарной ответственности (6).
Примеры успешного внедрения корпоративных норм

Практика показала, что многие крупные компании придерживаются корпоративной культуры, которая определяет их стиль, взаимодействие между сотрудниками и с внешним миром. Сотни российских и зарубежных корпораций становятся успешными благодаря выверенной корпоративной политике. Приведем несколько примеров.
1. VK. Кодекс корпоративного поведения компании нацелен на то, чтобы сохранить доверие миллионов людей, которые используют сервисы VK, и включает 10 основных правил для решения повседневных задач.
2. РЖД. Важнейшие корпоративные ценности — передача мастерства молодым сотрудникам, точность, безопасность и надежность работы.
3. Intel. У ведущего технологического гиганта в приоритете доверие потребителей. Именно этим определяются корпоративные нормы компании.
4. Google. Известна своей инновационной культурой и гибкими корпоративными нормами, что позволяет компании обеспечивать креативность в работе и высокую продуктивность сотрудников.
5. Amazon. Высокие стандарты качества обслуживания клиентов и эффективная логистика позволяют компании занимать лидирующие позиции в своей области.
6. Microsoft. Уделяет большое внимание поддержке сотрудников, их участию в социально значимых проектах, чтобы увеличивать мотивацию и лояльность команды.
Главное о корпоративных нормах
Корпоративные нормы обеспечивают позитивную рабочую среду и рост производительности. Они включают не только способы взаимодействия между сотрудниками, корпоративный стиль, но и основные ценности компании, ее философию и миссию. Перечислим важные моменты, которые касаются таких правил.
1. Корпоративные нормы — это стандарты поведения, которые могут быть устными или закреплены в письменном виде.
2. Для эффективных правил корпоративного поведения характерны прозрачность и понятность для всех сотрудников, исключение возможности двоякого толкования.
3. В арсенале компаний имеются различные средства, чтобы корпоративные нормы выполнялись: доведение их до сведения всех сотрудников, тренинги, контроль за соблюдением, система мер поощрения и взыскания.
4. Нарушение корпоративных мер может повлечь материальные ограничения либо дисциплинарные взыскания — от замечания до увольнения.
5. Все эффективные компании, получившие международную известность, применяют корпоративные стандарты для достижения успеха.
Список источников:
1. Козырева А. Б. Научная статья «Корпоративные нормы: правовой характер, признаки, санкции и соотношение с законодательными нормами». Журнал «Актуальные проблемы российского права». 2017.
2. Раздел «Комиссия по корпоративной этике» на официальном сайте ООО «Газпром добыча Уренгой».
3. Кодекс деловой этики ОАО «Российские железные дороги» на официальном сайте РЖД. 2023.
4. Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2023 года № 2-3699/2023 2-3699/2023~М-3283/2023 М-3283/2023 по делу № 2-3699/2023.
5. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.09.2016 года № 14-2/В-888 «О применении работодателем дисциплинарных взысканий при неисполнении или ненадлежащем исполнении работником своих обязанностей».
6. Решение Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край) от 10.06.2019 года № 2-808/2019 2-808/2019~М-537/2019 М-537/2019 по делу № 2-808/2019.
Автор: Татьяна Гусева