Как отменить перевод: инструкция по возврату денег

Ошибка при переводе средств может случиться с каждым, поэтому важно знать, как правильно действовать в такой ситуации. В этой статье вы найдете подробные рекомендации о том, как отменить перевод и вернуть деньги.

Источник: Freepik

После того как вы подтвердили транзакцию, отменить перевод не так-то просто. После завершения некоторых видов операций вернуть деньги через банк уже невозможно. С помощью экспертов мы подготовили пошаговую инструкцию, что делать в таких ситуациях и куда обращаться.

Можно ли вернуть деньги, отправленные на другой номер телефона

Если вы случайно отправили деньги не тому человеку через номер телефона, первое, что нужно сделать, — как можно быстрее обратиться в банк. В случае если ошибка была обнаружена моментально, финансовая организация может остановить транзакцию или провести возврат. Но если деньги уже поступили на счет получателя, вернуть их можно только с его согласия.

В Сбербанке, например, в случае перевода через систему быстрых платежей (СБП) операции не отменяются после подтверждения, а вот через классические переводы по номеру телефона можно попытаться инициировать возврат, если средства еще не зачислены на счет получателя. Важно обратиться в службу поддержки как можно быстрее. В некоторых случаях банк может связаться с получателем, чтобы тот дал согласие на возврат денег.

Как отменить ошибочный онлайн-перевод денег на банковскую карту

При ошибочном переводе на чужую банковскую карту могут возникнуть сложности с возвратом средств. Важно помнить, что возможность отмены транзакции зависит от того, была ли она завершена.

«Если деньги были переведены по номеру карты или по номеру телефона, вернуть их будет сложно, практически невозможно. Эти виды операций моментальны. Как только деньги поступили на счет другого человека или компании, ваш банк не сможет их оттуда забрать. Можно попытаться связаться с получателем и убедить его вернуть вам средства. Однако сделать это возможно, если вам известен номер телефона, так как банк не имеет права предоставить вам контакты. Исключение — запрос от правоохранительных органов», — объяснила Оксана Коханюк, начальник отдела пластиковых карт ПАО «РосДорБанк».

Что же делать, если реквизиты были указаны ошибочные, но реально существующие?

1. Обратиться в свой банк

Если ошибка обнаружена сразу, первым шагом должно быть обращение в ваш банк. В некоторых случаях, особенно если деньги не были зачислены на счет получателя, он может отменить транзакцию или начать процесс возврата средств. Если при переводе были указаны несуществующие реквизиты, то деньги поступят вам автоматически. Сумма на некоторое время «зависнет», пока банк не разберется в ситуации, после чего вернет средства отправителю.

2. Обратиться в банк получателя

Если средства уже поступили на карту другому лицу, следующий шаг — обратиться в банк получателя, если он вам известен. В некоторых случаях финансовая организация может инициировать возврат средств, если получатель не успел воспользоваться ими. Важно понимать, что банк запросит согласие клиента в любом случае, без этого вернуть деньги будет невозможно.

3. Обратиться в суд

Если ни первый, ни второй шаги не дают результатов, и получатель отказывается вернуть деньги, можно обратиться в суд. Это достаточно сложный и длительный процесс, но в случае подтверждения ошибки суд может обязать получателя отдать ошибочно переведенные средства.

4. Запросить чарджбэк

Иногда есть шанс воспользоваться механизмом «чарджбэк». Это сервис возврата средств через платежные системы (например, Visa или MasterCard). Такой запрос можно подать, если деньги были переведены с карты через международную платежную систему и есть следующие основания для возврата, подтвержденные документально:

  • мошенничество или несанкционированная транзакция;
  • не оказана услуга или не отправлен оплаченный товар;
  • ошибки в сумме списания;
  • нарушены условия сделки.

Иногда этот процесс может быть длительным и не всегда успешным, если продавец представляет убедительные доказательства выполнения сделки.

Что делать при ошибочном переводе на счет юридического лица

Источник: Freepik

При взаимодействии с юрлицами возврат средств будет зависеть от решения компании и ее бухгалтерии. Существуют несколько способов, которые помогут вернуть деньги.

1. Связаться с бухгалтерией компании

Если перевод был сделан на счет юридического лица по ошибке, первым делом стоит обратиться в бухгалтерию компании, получившей средства. Объясните ситуацию и попросите вернуть деньги. Большинство организаций без проблем идут навстречу, если ошибка была обнаружена быстро и средства еще не использованы.

2. Запросить чарджбэк

Когда компания отказывается вернуть деньги, можно обратиться к своему банку с запросом на чарджбэк, если транзакция была проведена через систему Visa или MasterCard. Этот процесс может занять время, и успех во многом зависит от условий соглашения между банком и платежной системой.

3. Обратиться в суд

В случае отказа юридического лица вернуть средства и отсутствия возможности инициировать чарджбэк, остается обращение в суд. Компания обязана вернуть деньги, если транзакция была совершена по ошибке. В суде потребуется представить все документы и доказательства, подтверждающие неверность перевода.

Как избежать ошибочных переводов

Предотвратить ошибку проще, чем вернуть деньги. Чтобы снизить вероятность возникновения подобных ситуаций, следуйте этим рекомендациям:

  • внимательно проверяйте реквизиты получателя перед подтверждением перевода;
  • создавайте шаблоны для регулярных переводов, чтобы избежать ошибок при вводе данных;
  • используйте двухфакторную аутентификацию для обеспечения дополнительной безопасности;
  • подтверждайте переводы через SMS или в приложении банка;
  • ограничьте сумму переводов в мобильных приложениях, чтобы снизить риски при ошибках.

Следуя этим простым советам, вы сможете повысить безопасность ваших транзакций.

Отзыв эксперта об отмене ошибочного перевода

Источник: Freepik

Если вернуть средства не удалось, и вы все-таки решили обратиться в суд, помните, что любые заявления и запросы в банки необходимо фиксировать в письменном виде. Это пригодится для судебного процесса.

«Важно сразу обратиться в службу поддержки своего банка способом, позволяющим зафиксировать обращение, чтобы потом можно было на этот факт ссылаться. Если банк получателя известен и это другой банк, таким же способом обратитесь и туда. Следом готовьте письма в обе финансовые организации с подробным описанием ситуации и просьбой вернуть средства. Там же можете запросить сведения о наименовании и контактных данных получателя перевода. Однако не удивляйтесь, если вам откажут, ведь эта информация считается банковской тайной», — рассказал адвокат Олег Матюнин.

Какие еще письменные запросы нужно будет представить в суд:

  • исковое заявление;
  • письменное требование к получателю о возврате суммы неосновательного обогащения, если вам удалось узнать контакты;
  • письменное обращение в полицию, в котором желательно указать все подробности и данные о получателе.

Вы имеете право обратиться в суд как по месту жительства получателя, так и по месту нахождения банка. Помните, что в возбуждении уголовного дела вам могут отказать.

«Для взыскания в суде ошибочно переведенных сумм плательщик должен доказать факт их перевода на счет не того получателя. Достаточно представить суду банковскую выписку. В свою очередь, от получателя средств, если он не желает их возвращать, потребуются доказательства того, что деньги получены на законных основаниях, а не просто так. На этом и будет строиться ваше состязание в процессе», — добавил Олег Матюнин.

Также важно знать, что с июля 2024 года в силу вступил Федеральный закон от 24 июля 2023 года № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О национальной платежной системе”». Согласно документу, все банки страны обязаны проверять любые переводы по номеру карты или по реквизитам, чтобы избежать мошенничества. При подозрительных операциях банк должен заморозить транзакции на два дня, пока проверка получателя не завершится, и прислать предупреждение отправителю. Если же перевод на мошеннический счет все же случится, финансовая организация будет обязана вернуть всю сумму своему клиенту. Реквизиты и контакты мошенников должны быть зафиксированы в специальном черном списке Центробанка.

Что делать, если вам перевели деньги по ошибке

Как действовать, если вы оказались по другую сторону и вам поступил неизвестный платеж по ошибке? Согласно ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, это может считаться неосновательным обогащением, поэтому будьте бдительны.

Не торопитесь переводить деньги обратно. С вами могут связаться отправители и попросить вернуть средства по другим реквизитам, но не стоит этого делать — это может быть частью обманной схемы злоумышленников. Если вы твердо уверены, что деньги не должны были поступить на ваш счет, поставьте в известность службу поддержки банка. С вашего согласия она может вернуть средства отправителю.

«Если служба поддержки банка не смогла оперативно помочь вам, и деньги сразу вернуть не получилось, составьте письменное обращение в финансовую организацию. Если известен банк плательщика, то и туда тоже. Цель такого письма — показать вашу добросовестность и закрепить факт принятия вами мер по возврату неосновательно полученных средств. Если вернуть деньги не удается, то ни в коем случае не расходуйте их. Обсудите способ сбережения чужих средств с банком. Ваше общение по этому вопросу должно быть зафиксировано, чтобы в дальнейшем можно было доказать вашу добросовестность и законность совершенных действий», — рекомендует Олег Матюнин.

Список источников:

1. Статья «Как вернуть ошибочно перечисленные деньги на чужую карту» на официальном сайте «Райффайзен Банка». 2023.

2. Статья «Как вернуть деньги на банковскую карту» на официальном сайте ВТБ. 2024.

3. Новость «Верховный суд объяснил, как вернуть отправленные по ошибке деньги» на сайте «Российской газеты». 2021.

4. Федеральный закон от 24.07.2023 года № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"».

5. Статья «Что такое чарджбэк и как им воспользоваться» на официальном сайте Альфа-Банка.

6. Статья «Списали деньги, но не прислали заказ. Чем поможет чарджбэк?» на официальном сайте Т-Банка. 2023.

Автор: Мария Шимко

Эксперты:

Олег Матюнин, адвокат

Оксана Коханюк, начальник отдела пластиковых карт ПАО «РосДорБанк»

Обновлено: 09.12.2024 10:13