Как открыть салон красоты с нуля в 2025 году: пошаговая инструкция

В статье разберемся вместе с экспертом и владелицей двух бьюти-проектов, как открыть собственный салон красоты с нуля в 2025 году, с чего начать строить свой бьюти-бизнес, какие документы понадобятся, какого масштаба трат ожидать.

Источник: Freepik

Салон красоты — это не только место, где люди могут получить качественные услуги и преобразиться. В 2025 году это еще и бизнес, требующий серьезных материальных, физических и психологических вложений. Регистрация, получение лицензии, разработка планов, стратегий, наем персонала и закупка необходимого оборудования — еще не все трудности, которые поджидают предпринимателя, желающего начать бьюти-бизнес. В этом материале разберемся, как открыть салон красоты с нуля в 2025 году, расскажем о всех нюансах, а также выслушаем мнение эксперта.

Что нужно знать для открытия собственного салона красоты

Нюансов у такого бизнеса много, как и у любого другого собственного дела. Но давайте разбираться последовательно. Рассмотрим для начала юридически важную информацию: разберемся с кодами ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), системой налогообложения и необходимым стартовым капиталом.

Код в ОКВЭД
96.02 — «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты». Включает следующие виды деятельности: мытье, стрижка, укладка, окрашивание, мелирование, завивка и выпрямление волос; бритье и уход за бородой; маникюр, педикюр, макияж, массаж лица, СПА и другое
Система налогообложения
По умолчанию при открытии салона установится общая система налогообложения (ОСНО). Ее можно сменить на ПСН (патентная система налогообложения), УСН (упрощенная система налогообложения) или АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения)
Минимальный стартовый капитал
1,03 млн рублей

Важное про код ОКВЭД. Код ОКВЭД 96.02 делится на две группы.

1. 96.02.01 — предоставление парикмахерских услуг мужчинам, женщинам и детям, а также постижерные услуги (изготовление париков), чистка, мытье, расчесывание, стрижка, подгонка и другие виды работ с париками, накладками и шиньонами.

2. 96.02.02 — предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты. Если точнее, сюда входят услуги по гриму лица, макияжу, окраске и коррекции бровей и ресниц, наращиванию и завивке ресниц. Также этот код включает услуги, связанные с косметическими масками и массажами для лица и шеи, косметический комплексный уход, маникюр, педикюр, СПА по телу и прочие.

Если владелец салона указывает при регистрации только ОКВЭД 96.02, он имеет право оказывать все виды вышеперечисленных услуг.

Важное про систему налогообложения. Чтобы выбрать оптимальную систему среди ОСНО, ПСН, УСН или АУСН, нужно учесть:

  • организационно-правовую форму (ИП или ООО);
  • количество сотрудников;
  • прогнозы по расходам и доходам за год;
  • количество выбранных видов деятельности для вашего бизнеса;
  • налоговый режим ключевых партнеров (не все контрагенты с общей системой налогообложения станут работать с партнерами на упрощенке);
  • возможность или невозможность открывать филиалы при различных системах налогообложения.

Виды салонов красоты

Разбираясь в видах и типах салонов красоты, можно руководствоваться разными критериями, например, класс бьюти-точки. Обычно выделяют три.

1. Эконом: зачастую такие салоны открывают на первых этажах жилых домов, в спальных районах. Рассчитаны на местных жителей. В таких заведениях оказывают самые популярные базовые услуги — стрижка, окрашивание, укладка, маникюр, педикюр. Ценник небольшой (иногда даже ниже среднего), но из-за этого может страдать и качество услуг, и профессионализм мастеров.

2. Бизнес: обычно такие точки открываются около крупных ТЦ, на оживленных улицах. Они рассчитаны на гостей среднего класса, отсюда и ценник на оказание услуг. В то же время в таких заведениях клиенту уделяют больше времени и внимания, чем в экономе, интерьер лучше, оборудование современнее, а мастера более квалифицированные. Список услуг шире, чем у салона эконом-класса.

3. Престиж или премиум (VIP): это салон в отдельном здании с хорошим экстерьером и интерьером, дорогим оборудованием и продуктами класса люкс. Мастера в таком заведении дипломированные, могут предложить новейшие техники и методики проведения процедур. Подход к клиенту строго индивидуальный. Спектр услуг обычно широкий, а цены высокие.

Также салоны красоты можно рассматривать со стороны масштаба бизнеса.

1. Отдельный кабинет с небольшим числом мастеров (часто услуги предоставляет один человек), оборудования, ограниченным спектром услуг. Зачастую специализация на одной нише. К примеру, коррекция, окрашивание и ламинирование бровей.

2. Салон — более масштабный бизнес, чем кабинет. Здесь и разновидностей одной и той же услуги должно быть больше (маникюр классический, аппаратный, комбинированный и др.), и уровень подготовки мастеров разнится (новичок, обычный мастер или топ), от чего зависят цены на одну и ту же услугу. Зачастую тут же продают косметику или уход для волос, ногтей.

3. Центр красоты и здоровья: заведение с широким спектром услуг — от маникюра и стрижки челки до пластической хирургии. Мастера такого заведения должны иметь не просто дипломы и сертификаты о прохождении курсов, но и медобразование. Требования к открытию таких центров более строгие.

4. Сеть: масштабный бизнес, который зачастую имеет головную точку и несколько филиалов поменьше. Это может быть сеть салонов или кабинетов. Такой бизнес может быть в руках одного владельца или открываться по франшизе. У сетевых заведений одинаковые правила, тематика, направление, а порой даже дизайн.

Шаг 1. Создать бизнес-план для салона красоты

Бизнес-план — ключевой элемент для успешного старта любого бизнеса. Перед открытием салон красоты необходимо тщательно проанализировать рынок, конкурентов, определиться с нишей и понять, чем ваш бизнес может выделиться на фоне подобных заведений. К тому же бизнес-план поможет увидеть приближенную к реальности картину прибыли и не утонуть в розовых мечтах о больших деньгах с первых дней и месяцев работы салона.

Исследуйте рынок и проанализируйте конкурентов

Под исследованием рынка подразумевается анализ спроса на услуги салона красоты в конкретном городе и районе, определение ценовой политики конкурентов, изучение их маркетинговых стратегий и т. д. Эта информация поможет разработать уникальное предложение для вашего салона и привлечь больше клиентов.

Определите нишу

Ниша — это узкоспециализированное направление, в котором будет работать ваш салон красоты. Например, это может быть салон для беременных, детский салон или бьюти-локация для пожилых. Определение ниши поможет сделать ваш бизнес уникальным и более привлекательным для целевой аудитории.

В то же время нужно понимать, что мало просто выбрать направление, соответствующее название и дизайн. Важно обзавестись узконаправленными специалистами, уникальными кадрами. Например, не любой мастер по волосам сможет подстричь маленького ребенка, как и не любой хороший визажист сможет сделать правильный макияж возрастному клиенту.

Изучите целевую аудиторию

Необходимо определить, кто они — ваши потенциальные клиенты, исследовать их потребности и предпочтения. Это поможет предложить им наиболее подходящие услуги и продукты. Лучше всего расписать портретно целевую аудиторию. К примеру:

  • девушка 28 лет, живет на окраине Москвы, зарабатывает 80 тысяч рублей в месяц, работает в офисе. Такому клиенту можно предложить маникюр, педикюр, услуги мастера-бровиста и стильное окрашивание;
  • парень 19 лет, атлетически сложен, учится, подрабатывает моделью, живет в провинции, получает 35 тысяч рублей в месяц. Можно предложить комплексный уход для лица и чистку, солярий, стрижку;
  • женщина 55 лет, из маленького города или ПГТ, работает на рынке, зарабатывает 40 тысяч рублей в месяц. Можно предлагать стрижку и окрашивание, услуги бровиста и маникюр, массаж спины.

Чем лучше вы будете понимать, кто конкретно ваш клиент, тем точнее ваши услуги будут попадать в цель — потребности людей. Соответственно, тем вероятнее вы обретете постоянных клиентов и стабильный заработок.

Разработайте финансовый план

Определите все расходы, связанные с открытием и ведением бизнеса, и разработайте стратегию по привлечению инвестиций или кредитования. Также важно определить ожидаемую прибыльность салона и разработать план по ее достижению.

Что учесть:

  • средний чек и число клиентов в месяц на каждую предоставляемую услугу. Так вы сможете примерно представить выручку;
  • себестоимость услуг;
  • затраты на оплату услуг (например, терминал и его обслуживание);
  • маржинальность: доля прибыли по отношению к общей выручке от продажи услуг (и товаров, если есть);
  • зарплата персонала;
  • валовая прибыль: чтобы посчитать, из суммы выручки от продаж вычтите себестоимость товаров и услуг;
  • операционная прибыль;
  • чистая прибыль.

Разработайте маркетинговую стратегию

Важно сразу, на первых этапах понимать, какие инструменты помогут вам рассказать о салоне красоты, привлечь новых клиентов и инвесторов. Например, будут это соцсети, реклама на досках объявлений, мерч или продвижение с использование карточек организации на онлайн-картах. От этого может измениться не только узнаваемость и прибыль, но и графа трат.

Шаг 2. Поиск и подготовка помещения для салона красоты

Источник: Freepik

Расположение салона и помещение — одни из самых важных пунктов. От того, будет ваш салон в спальном районе или на главной улице города, в отдельном здании или в торговом центре, в собственном или арендованном помещении, зависит многое.

С одной стороны, не каждый будет готов добираться час или два в одну сторону ради неизвестного салона, а с другой — многие готовы тратить время и деньги ради узкоформатных заведений со своими особенностями, необычным спектром услуг или, к примеру, если в новый салон перешел работать любимый мастер. Но где бы вы не открывали свой бизнес, к помещению будут одни и те же требования, которые важно знать и соблюдать.

Требования к помещению

Помещение, в котором планируется открытие салона красоты, должно соответствовать требованиям, которые прописаны в пункте II СанПиН 2.1.3678-20. Выделим основное:

  • в помещении должны быть системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. Нет централизованной — оборудуйте нецентрализованной (автономной) системой. Если нет горячей воды, установите водонагревающее устройство;
  • вода должна соответствовать гигиеническим нормативам, как и параметры микроклимата и воздухообмена;
  • гигиеническим нормативам должны соответствовать уровни естественного и искусственного освещения, инсоляции (поток солнечного света), шума, вибрации, электромагнитных полей;
  • если есть оборудование, выделяющее пыль, химические вещества, избытки тепла и влаги, нужно установить вытяжки;
  • покрытие пола и стен должно быть без дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков грибка, устойчивым к влажной уборке;
  • нельзя, чтобы скапливался мусор, а контейнеры для него должны быть обязательно с крышками;
  • инвентарь для уборки различных помещений должен быть промаркирован и храниться отдельно от инвентаря для уборки туалетов;
  • не должно быть насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности.

Шаг 3. Оформление документов и регистрация бизнеса

При открытии собственного дела работы с документами не избежать. Прежде чем приступить к их сбору, лучше составить чек-лист и двигаться четко по нему.

Он может выглядеть так — обратимся к таблице.

Медицинская лицензия
Если собираетесь делать пирсинг, косметологические процедуры (инъекции, чистки и др.), татуаж, массаж, эпиляцию. Для оформления лицензии обращаться нужно в службу по надзору в сфере здравоохранения в регионе, где планируете открывать бизнес
Для оформления нужны: копии документов на аренду или владение помещением, если права не зарегистрированы в Росреестре; копии трудовых договоров, документов о высшем или среднем медобразовании специалистов; копии документов, подтверждающие наличие у руководителя салона стажа работы по специальности; копии документов, подтверждающие наличие профобразования для техобслуживания медицинского оборудования у сотрудников или наличие договора с соответствующей организацией
Уведомление о начале предпринимательской деятельности
Подают в Роспотребнадзор лично, через доверенное лицо или по почте, через портал «Госуслуги», лично через МФЦ
Понадобятся: название и адрес будущего салона; наименование вида деятельности; название работы или услуги; дата начала работы; контрольный орган; коды ОКВЭД
Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ)
Выдает Роспотребнадзор, опираясь на заключения «Центра гигиены и эпидемиологии» после проведения всех обследований помещения для салона
Потребуются (помимо экспертного заключения): заявление; документы организации — ИНН, ОГРН/ОГРНИП, выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП; документы на помещение; документы по квалификации и медкнижки работников салона
Договоры с подрядчиками и журналы
Всеми договорами и журналами необходимо обзавестись до первой проверки, так как их обязательно потребуют предъявить
С подрядчиками нужно заключить договоры на: санобработку вентиляции; дератизацию и дезинсекцию; дезинфекцию систем вентиляции и кондиционирования; вывоз специфического мусора (волосы, ногти) и бытового; медосмотр персонала.
Завести журналы учета: еженедельных генуборок, работ по очистке и дезинфекции вентиляций и кондиционеров, контроля качества растворов,
качества предстерилизационной очистки, контроля работы стерилизатора и т. д.
 Документы на персонал
Оформить трудовые договоры, трудовые книжки и отправить сведения в Социальном фонде России. Если нанимаете иностранца, нужно учитывать особенности и регулярно проверять документы
При найме иностранного гражданина рекомендуем регулярно проверять: срок действия патента или разрешения на работу; оплату патента; соответствие должности, указанной в разрешении на работу; срок действия миграционной карты (обязательное указание цели визита в РФ — работа).
Также следите за изменениями в законодательстве, которое касается найма иностранных сотрудников. Это убережет вас от штрафов и сохранит ценные кадры
Документы по охране труда

Понадобятся: приказ по охране труда, должностные инструкции, журналы охраны труда и вводного инструктажа по охране труда и т. д.
Договор об оказании услуг и согласия на процедуры
Заключается с каждым клиентом в двух экземплярах — один останется в салоне (хранить не менее трех лет), один заберет клиент.
Получать согласие необходимо каждый раз перед медпроцедурой
В согласии указать: информацию о состоянии клиента, информацию о косметологической процедуре (продолжительность эффекта, возможные осложнения, противопоказания), рекомендации после проведения процедуры. В документе лучше прописать все осложнения, которые могут возникнуть после процедуры, чтобы избежать претензий от клиента и судебных тяжб

Но прежде чем собирать документы, необходимо определиться с формой ведения бизнеса — будет это статус индивидуального предпринимателя (ИП) или общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Регистрация ИП или ООО

Если вы впервые запускаете собственный бизнес, скорее всего встанут вопросы: какую организационно-правовую форму регистрировать — ИП, ООО или хватит статуса самозанятого? В чем разница и какие документы для этого нужны, давайте разбираться.

Можно ли открыть салон красоты самозанятому

Чтобы ответить на этот вопрос, важно решить, какие услуги будут предоставлять в салоне: если медицинские, для которых нужна специальная лицензия, то самозанятость не для вас. Если же в планах только косметические услуги, для которых не требуется персонал с медобразованием, лицензии и прочие сложности, то для открытия бьюти-бизнеса хватит самозанятости.

Также следует проанализировать, какие доходы вы планируете получать от своего салона. Если они превышают лимит в 2,4 млн рублей в год, то самозанятость вам также не подойдет.

Выбор системы налогообложения

При открытии салона красоты установится общая система налогообложения (ОСНО). Ее можно сменить на ПСН (патентная система налогообложения), УСН (упрощенная система налогообложения) или АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения). Однако переходить на упрощенку нужно сразу, так как потом сделать это можно будет лишь через год.

Но учтите, какую бы систему вы ни выбрали, все равно придется платить:

  • 13% НДФЛ (налог на доход физлиц);
  • до 30% страховых взносов за сотрудников;
  • взносы за себя в случае ИП.

ИП
ООО
Система налогообложения
УСН двух видов — «Доходы» и «Доходы минус расходы», АУСН и ПСН
УСН двух видов — «Доходы» и «Доходы минус расходы», а также АУСН
Бухгалтерский учет
Может не вести бухучет при любой системе налогообложения, кроме общей
При УСН может вести упрощенный бухучет
Возможность открывать филиалы
Нет
Есть, но только на ОСНО

При общей системе налогообложения предприниматель обязан оплачивать налог на прибыль для компаний, который составляет 20%, или НДФЛ для индивидуальных предпринимателей в размере 13%. Кроме того:

  • налог на добавленную стоимость (НДС), который составляет 10% для косметологии или 20% для всех остальных;
  • налог на имущество предприятия (до 2,2%) или физлиц (до 2%);
  • транспортный налог (в разных регионах разные ставки);
  • земельный налог в случае, если вы — собственник земельного участка (ставку определяет город федерального или муниципального значения, если нет — ставка останется на уровне от 0,3% до 1,5% для разных участков).

При патентной системе налогообложения сумма налога будет зависеть не только от вида бизнеса, но и от региона, в котором он находится. Причем неважно, получаете вы доходы или нет, все равно нужно будет платить. А если в салоне на ПСН изменится число сотрудников, придется покупать новый патент. Имеется и ряд ограничений:

  • работников салона не должно быть более 15 человек;
  • годовой доход не должен составлять более 60 млн рублей;
  • площадь салона не должна превышать 150 м².

При упрощенной системе налогообложения можно нанимать до 130 сотрудников. Ставки налога могут быть как обычные, так и повышенные или пониженные.

Отметим, что УСН бывает двух видов — «Доходы» и «Доходы минус расходы». Последний вариант больше подойдет тем, у кого доля расходов высока. Также при варианте «Доходы минус расходы» зачастую ниже налоговая ставка, это можно проверить на сайте налоговой (не забудьте сменить актуальный регион в левом верхнем углу). Но прежде чем окончательно определиться, подробно изучите виды упрощенки, потому что в случае неверного выбора перейти на другой вид можно будет лишь через год.

При автоматизированной упрощенной системе налогообложения необходимо, чтобы бизнес располагался в Москве, Московской и Калужской областях или в Татарстане. Причина кроется в том, что пока АУСН считается экспериментальной. Дополнительное условие: салон красоты должен быть зарегистрирован после 30 июня 2022 года.

Прочие условия — в таблице.

Ставки
8% — при системе «Доходы»,
20% — при системе «Доходы минус расходы»
Налоговый период
1 месяц
Предприниматели на АУСН освобождаются от
Подсчета налога, оплаты взносов, сдачи деклараций и отчетов по сотрудникам, уплаты взносов на медицинское, пенсионное и социальное страхование сотрудников, налоговых выездных проверок, оплаты НДС, налогов на прибыль и имущество предприятия
Средняя численность сотрудников в месяц
Не более 5
Статус сотрудников
Граждане или резиденты РФ

 

Получение необходимых лицензий и разрешений

Мы уже писали выше, что, если сотрудники салона собираются назначать препараты (к примеру, для похудения), проводить эпиляции, массажи и как-то воздействовать на подкожные ткани, понадобится медицинская лицензия. Получить ее можно в Росздравнадзоре, но только при соблюдении трех условий:

  • помещение салона соответствует требованиям (подтверждается документом от Роспотребнадзора);
  • мастера работают на сертифицированном оборудовании (есть регистрационное удостоверение Минздрава, копию которого можно потребовать у поставщика);
  • ваши сотрудники — медики с дипломами, а не просто сертификатами о прохождении курсов.

Если по трем вышеописанным пунктам у вас все в порядке, подготовьте:

  • 7500 рублей на оплату госпошлины;
  • документы, свидетельствующие о владении помещением или аренде;
  • документы на медоборудование;
  • трудовые договоры и документы об образовании сотрудников;
  • документы о соответствующем образовании руководителя организации;
  • договор на техобслуживание медицинской техники или документы, свидетельствующие о том, что работники салона имеют право сами проводить техобслуживание.

Как только все будет готово заполните заявление на «Госуслугах» или отнесите лично в ведомство. Обычно его рассматривают в течение 45 календарных дней.

Ответственность за работу без медицинской лицензии

За предоставление медицинских услуг без лицензии предусмотрены штрафы (и не только). ИП могут оштрафовать на 4–5 тысяч рублей, а ООО — на 40–50 тысяч рублей. Кроме того, если доход превысит 9 млн рублей, предпринимателя могут оштрафовать на сумму до 300 тысяч рублей. В отдельных случаях могут потребовать штраф в размере дохода за 2 года, назначить принудительные работы или вовсе посадить на срок до полугода.

Что нужно для регистрации ИП и ООО

Если вы определились с организационно-правовой формой, рассмотрим необходимые документы и шаги для ее регистрации.

Чтобы зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, понадобится:

  • заявление о госрегистрации в качестве ИП;
  • госпошлина 800 рублей: сохраните и распечатайте квитанцию;
  • определиться с налоговым органом, в котором будете регистрировать ИП. Обычно это делается по месту жительства (регистрации);
  • подать документы лично или удаленно.

Заявление о регистрации можно посмотреть на сайте ФНС.

Если все необходимые документы поданы и в них нет ошибок, неточностей, получить лист записи ЕГРИП вы сможете через три рабочих дня.

Чтобы зарегистрироваться как юрлицо (ООО) нужно:

  • собрать документы: заявление о регистрации юрлица, решение о создании, оформленное решением учредителя или протоколом общего собрания учредителей, устав (если ООО будет работать по типовому уставу, представлять его не нужно), оплатить госпошлину 4000 рублей, сохранить и распечатать квитанцию;
  • определиться с налоговым органом, в котором будете регистрировать ООО. Адресом регистрации юрлица считается адрес, по которому находится его руководитель (директор, гендиректор и т. п.);
  • подать документы лично или удаленно.

Если все документы поданы и в них нет ошибок, неточностей, через три рабочих дня на вашу электронную почту придет лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и устав с отметкой регистрирующего органа (если у вас не типовой устав).

Шаг 4. Закупка оборудования и расходных материалов

Источник: Freepik

Представьте, что вы потратили время на сбор документов для открытия салона, вложили деньги в помещение и квалифицированные кадры, но при клиенте у нейл-мастера закончилась база и топ, а в уборной не хватает мыла и бумаги. Это мелочи, но они могут сильно подпортить репутацию заведения. Чтобы этого не случилось, важно уметь выбирать поставщиков и оформлять с ними рабочие отношения.

Поиск поставщиков и заключение договоров

Прежде чем искать поставщиков, пропишите, что именно вам необходимо: оборудование, косметика, расходники, техника, мебель, хозтовары. Отталкиваясь от этих пунктов, можно искать поставщиков.

Чтобы поиск прошел быстрее и легче, следуйте правилам.

1. Лучше закупаться у официального дистрибьютора. Ценник у них обычно ниже и нет риска подделки.

2. У поставщика медоборудования должны быть:

  • декларации ГОСТ;
  • удостоверение о регистрации оборудования. Лучше запросите копию, чтобы обезопасить клиентов и себя. Проверить актуальность документа можно на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения

3. Поинтересуйтесь о гарантии, сервисном обслуживании, ремонте, наличии техподдержки.

4. При выборе поставщика парфюмерно-косметической продукции, всегда запрашивайте декларацию о соответствии.

4. Если выбор пал не на производителя продукции, обратите внимание на цену и размеры скидок. Если цена поставщика ниже, чем у официальных сетей, высок риск нарваться на подделку, а при больших скидках — на продукцию с истекающим сроком годности.

5. При закупке расходников и хозтоваров не ориентируйтесь на эстетику: сайт таких поставщиков может быть с устаревшим дизайном и не слишком удобным. Обычно такие продавцы не тратят средства на такую «мишуру». Главное — отзывы, качественная работа менеджеров, ассортимент, возможность работы напрямую с производителем и заказывать товары в необходимых вам объемах.

Отметим, что при закупке оборудования, мебели и техники можно воспользоваться услугами иногороднего или даже иностранного поставщика (если качество его продукции выше). В этом случае можно пожертвовать сроками доставки. Это то, что будет служить вам не один год.

В то же время при закупке косметических и уходовых средств, расходников лучше присмотреться к поставщикам из вашего города, чтобы исключить проблемы со сроками поставок и обеспечить своему бизнесу максимальную бесперебойность.

Где искать надежных поставщиков, единого ответа нет. Придется потратить время, проявить смекалку или даже хитрость. Но есть совет, чего делать точно не нужно: никогда не покупайте готовые базы поставщиков. Никому не нужно упрощать вам жизнь просто по доброте душевной. Скорее всего, «продавец баз» получит от вас деньги, а вы — лишь устаревшие контакты или недобросовестных поставщиков. Проверять их все равно придется лично.

Где искать поставщиков:

  • через запросы в поисковике;
  • спрашивать у знакомых или друзей бизнесменов из индустрии;
  • поинтересоваться в любимых салонах, к примеру, какой уход вам выбрать, а затем уже лично посмотреть на флаконах производителя и поставщика;
  • сходить на форум предпринимателей из вашей сферы (обычно на такие мероприятия съезжаются в том числе поставщики);
  • посетить выставку или форум производителей и поставщиков (можно не только увидеть товар вживую и познакомиться с нужными людьми, но и бесплатно получить пробники или мини-версии продуктов);
  • подписаться на бизнес-сообщества в социальных сетях и мессенджерах. Попробовать найти информацию о них по поиску или просто уточнить у других подписчиков.

Договор с поставщиками: что учесть и как не наткнуться на мошенников

Перед тем как что-то подписывать и перечислять деньги, убедитесь, что компания реальна. Ее можно проверить на сайте Федеральной налоговой службы, указав любые из имеющихся данных: ИНН, ОГРН (ОГРНИП), наименование юрлица или ФИО ИП. На Федресурсе можно пробить поставщика на предмет банкротства, а через реестр недобросовестных поставщиков ФАС посмотреть, не является ли компания ответчиком по судебным искам.

Если ваши поиски и проверки увенчались успехом, переходите к договору, но помните, что зачастую поставщики предлагают типовой договор, который вы можете договориться скорректировать под вашу компанию. На что смотреть и что менять:

  • обратите внимание на все прописанные сроки: гарантийные, сроки возврата товара, сроки действия договора и др. Не стесняйтесь просить скорректировать их;
  • форс-мажорные обстоятельства: учтите, что они могут отличаться в различных регионах. Стоит подробно изучить этот пункт и прописать недостающие (если имеются);
  • штрафы: за невыполнение условий договора, за срыв сроков поставок и др. Лучше сразу их прописать или скорректировать, потому что поставщик может указать мизерные суммы штрафов для себя и огромные — для вас;
  • если в договоре видите упоминание какой-то доверенности, запрашивайте данные о ней, чтобы убедиться, что такой документ существует, или для корректировки этого пункта.

Как бы вам ни казалось, что вы разбираетесь в юридических вопросах, всегда лучше показывать договоры юристу. Он с высоты опыта может указать на моменты, о которых вы не знали, или которые пропустили.

Шаг 5. Наем и обучение персонала

Какими бы дорогими ни были кресла и фены в салоне, самое дорогое в нем — сотрудники. Они влияют на все: атмосферу в заведении, репутацию салона, уровень доверия клиентов и качество оказанных услуг. Поэтому важно правильно выстроить не только дружеские, но и рабочие отношения с сотрудниками, а чтобы оставаться в топе, необходимо постоянно развиваться, обучать персонал, повышать их квалификацию.

Наем персонала

Как правильно принять на работу сотрудников салона красоты? Рассмотрим в формате девяти шагов.

Шаг 1. Составить штатное расписание, в котором будет прописано все — от должности до оклада и надбавок.

Шаг 2. Составить договор — трудовой (для постоянной работы сотрудника в штате) или ГПХ (для разовых услуг).

Шаг 3. Зарегистрируйтесь в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных (так как вам придется собирать персональные данные будущих сотрудников).

Шаг 4. Составьте перечень данных, которые вы отнесете к коммерческой тайне, и создайте договор о неразглашении.

Шаг 5. Индивидуальному предпринимателю в течение 30 дней после оформления первого человека в команду нужно зарегистрироваться в Социальном фонде России. ООО это не нужно (происходит при регистрации ООО).

Шаг 6. Проверить медкнижки будущих работников.

Шаг 7. Подписать с будущим персоналом договоры о материальной ответственности.

Шаг 8. Сформировать и подписать приказ о приеме на работу.

Шаг 9. Оформить бумажную или электронную трудовую книжку (выбор за сотрудником).

Обучение персонала

Как повышать уровень знаний ваших сотрудников, решать вам совместно с командой. Вариантов и возможностей огромное множество.

1. Можно предложить сотруднику онлайн-курсы. Платформ с широким выбором направлений, удобным расписанием и формой занятий много.

2. Можно отправить работника салона на офлайн-курсы. Обычно этот формат актуален для персонала, предоставляющего медицинские услуги.

3. Можно предложить сотрудникам посетить конференции или форумы. Для того чтобы время не было потеряно зря, тщательно изучите список спикеров, актуальность тем.

4. Можно создать необходимые обучающие материалы самостоятельно. Например, по продукции, которую реализует салон. Чтобы мастера подробно изучили ее происхождение, свойства, состав, область применения, и могли советовать клиентам актуальные средства.

5. Можно нанять консультанта, коуча или тренера, собрать весь персонал и устроить день/дни обучения.

Шаг 6. Маркетинг и продвижение салона красоты

Источник: Freepik

Чтобы продать свои услуги не за бесценок, сформировать спрос на них и выгодно подать предложение, необходима маркетинговая стратегия. Для того чтобы ее сформулировать, сначала определитесь:

  • кто ваша аудитория;
  • как вы позиционируете себя, свой бизнес и услуги;
  • через какие каналы вы планируете продвигать свои услуги.

Мало просто купить рекламу у популярного блогера или запустить таргет. Важно понять: а смотрит ли вообще ваша аудитория этого блогера, пользуется ли активно соцсетями? Действия по типу «пальцем в небо» или «буду делать, как все» без четкого анализа аудитории, ее потребностей и интересов только опустошат ваш кошелек.

Стилист-парикмахер, владелица бьюти-проектов «Иначе» в Воронеже и «Color bar» в Белгороде Ангелина Куница советует не спешить с продвижением. До этого еще необходимо сделать немало важных шагов. Как минимум, определиться с концепцией и оформить салон, опираясь на нее: «Например, в “Иначе” концепция — “Париж, мода, эстетика, винтаж, уют, забота о себе”. На этом основан визуал. Также он основан на болях клиентов. Их можно выявить путем анализа и личного опыта в салонах. Поспрашивать у предполагаемой целевой аудитории, что их беспокоит в теме красоты, чего не хватает. Выявили боли? Придумайте решение. В этом польза проекта и, соответственно, маркетинг будет строиться на этом».

После анализа аудитории подумайте о конкурентах: кто они, чем привлекают, чем вы схожи, чем отличаетесь и что они могли бы улучшить (учитесь на чужих ошибках). Для этого можно отправить кого-то знакомого, но не связанного с вашим бизнесом, на «разведку». После ваш «агент» сможет поделиться честными впечатлениями, рассказать, чем цепляет чужой сервис и услуги, и что можно было бы добавить/исправить.

Какие варианты продвижения выбрать

Скорее всего сразу попасть четко в цель не получится. Все ваши теории, планы и гипотезы придется тестировать. Обычно на тест уходит около двух недель. Этого будет достаточно, чтобы понять, работает ваш эксперимент или нет.

Как, где, через какие сервисы и каналы, каким образом продвигать свой продукт и привлекать новых клиентов? Вариантов много, но вот самые популярные:

  • побуждать клиентов оставлять отзывы, чтобы потом использовать их для убеждения сомневающейся аудитории в качестве вашего продукта или услуг;
  • качественно оформить карточку салона на онлайн-картах;
  • вести соцсети;
  • купить контекстную рекламу;
  • купить таргетированную рекламу;
  • создать собственный сайт и оптимизировать его для продвижения в поисковиках;
  • продвигать салон через организацию собственных мероприятий или в коллаборации;
  • воспользоваться услугами инфлюэнсеров (блогеров);
  • рассказывать о продуктах и услугах с помощью амбассадоров бренда;
  • продвижение за счет участия в общественных мероприятиях: выставках, форумах и др.;
  • реклама в СМИ.

Владелица салонов красоты Ангелина Куница дала несколько советов по продвижению будущим предпринимателям, основываясь на личном опыте.

1. Карты Яндекса. Они действительно работают. Конечно, важно их максимально полно оформить: основная информация, прайс, фотографии зон салона и работ, локации, телефон, сайт, возможность онлайн записи.

2. QR-код: распечатайте код, ведущий на отзывы на картах, и мотивируйте гостей оставлять отзывы, чтобы улучшать рейтинг.

3. Телеграм-канал: лучше, если он будет с лайфом, где будет видна внутренняя жизнь салона, больше информации о процессах и продуктах. Так можно раскрыть личный бренд, познакомиться ближе с аудиторией. Создать свою историю, за которой интересно наблюдать. Опять же, люди любят живые видео-кружочки.

4. Рассылки: можно запускать тематические рассылки по базе гостей в мессенджерах. Но важно спросить разрешение на это у гостя. Мотивируйте это тем, что с помощью рассылок он сможет узнавать про новости и скидки персонально и быстро.

5. Клиентские дни: пусть они будет с особым предложением только в этот день. Советую избегать скидок, но в клиентский день можно создать выгоду на предложение. Например, скидка на уход при записи на маникюр.

На чем бы вы не остановились, для того чтобы маркетинг работал, желательно обзавестись профильным специалистом. Часто в качестве маркетолога выступают администраторы салонов красоты. Но также часто это не работает. Время и деньги тратятся зря. Поэтому лучше нанять квалифицированного маркетолога на аутсорсинг или в штат.

Шаг 7. Управление бухгалтерией и налоговой отчетностью

Правильно оформленный учет — половина успеха вашего бизнеса. Разберемся, что для этого нужно.

Для начала определимся с понятиями:

  • бухгалтерский учет — это документация финансовой деятельности компании. С ее помощью владелец видит прибыль и расходы, может корректировать стратегии развития бизнеса, чтобы не прогореть;
  • налоговый учет — это документация о всех налогах, актуальных для выбранной формы налогового режима. С ее помощью владелец салона сможет подтвердить, что работает официально, легально.

Вести эти два вида учета обязательно, если не ищите проблем с законом. Конечно, предприниматель может самостоятельно вести бухгалтерию, но это трудно. Могут пострадать другие сферы — маркетинг, управление персоналом и т. д. Чтобы облегчить себе жизнь, есть четыре варианта:

  • онлайн-бухгалтерия: специальные сервисы типа СБИС, 1-С:Бухгалтерия или «СберРешения»;
  • бухгалтер на аутсорсе (если бизнес небольшой);
  • штатный бухгалтер (если бизнес масштабный).

Шаг 8. Планирование расширения и франшизы

Рано или поздно об этом задумываются все предприниматели, чей бизнес идет в гору. Но если есть сомнения, готовы ли вы к масштабированию, ответьте себе на несколько вопросов:

  • ваш нынешний бизнес уже приносит прибыль? Если да (причем стабильно не менее полугода), можно задумываться об открытии новых точек;
  • оцените собственные силы. Вы готовы уделить время новой точке без ущерба для первого салона? Если да, то действуйте. Если нет, делегируйте часть обязанностей, настройте работу в салоне так, чтобы во время вашего отсутствия по любым причинам он не понес убытки. Ведь в новом салоне придется проделать все те же действия, что и в старом: нанимать сотрудников, продумывать маркетинговые планы, привлекать новую аудиторию и т. д.;
  • оцените свои финансовые возможности. Осилите еще одну точку, которая требует немалых вложений, чтобы это не ухудшило ситуацию в первом салоне? Тогда вперед.

По мнению эксперта Ангелины Куницы, будет лучше, если проект сам сможет спонсировать расширение. Так бывает не всегда, зачастую масштабирование проекта происходит за счет инвесторов, партнеров. Но если вы в силах профинансировать этот процесс самостоятельно, лучше остановиться на этом варианте. Так вы не будете зависеть от чужих людей, никто не станет указывать вам, как строить бизнес, маркетинг и др. Финансовая самостоятельность избавляет от многих проблем и конфликтов.

 Готовы ли вы к провалу? Если да, то определите четкие сроки, за которые новый салон должен будет достигнуть определенных целей. Например, выйти на определенный доход. И только после этого открывайте салон. Удача не всегда будет сопутствовать вам, стратегии не всегда работают, как задумалось. К этому нужно быть морально готовым.

Масштабировать бизнес самому или продать по франшизе

Франшиза — это разрешение вести бизнес под именем чужого бренда, использовать его бизнес-модель, маркетинговые стратегии и прочее.

По сути, вы делитесь с другим предпринимателем или компанией своими наработками и разрешаете их использовать, а бизнесмен (или компания) платит вам за это деньги и обязуется выполнять определенные требования. К примеру, придерживаться единого интерьера.

При открытии франшизы, есть две стороны:

  • франчайзи — это тот, кто покупает готовый бизнес по франшизе;
  • франчайзер — это владелец бизнеса, который продает бренд и его бизнес-модель по франшизе.

Тот, кто покупает готовый бизнес, обычно руководствуется желанием ускорить процесс и не делать все с нуля. Но франчайзеру при этом нужно понимать риски. К примеру, ошибки франчайзи будут влиять на весь бизнес. И если одна из ваших точек, открытая по франшизе, будет предоставлять услуги менее качественные, чем ваша точка, это повлияет на весь бизнес в целом.

Сколько стоит открыть салон красоты

Имея в планах идею открыть салон красоты, просчитайте, потянете ли вы такой бизнес. Для этого можно выписать основные нужды и траты на них в отдельную таблицу для наглядности. Выглядеть она может примерно так.

РасходыЗатраты, руб.
Регистрация бизнеса25 000
Уставный капитал10 000
Регистрация товарного знака35 000
Ремонт помещения150 000
Аренда помещения
100 000
Мебель для комфорта (шкафы, витрины, ресепшен)
100 000
Мебель для работы мастеров (кресла, кушетка)
100 000
Техника (кофемашина, кулер)
40 000
Расходники
50 000
Терминал для безналичной оплаты
1000
Онлайн-касса
20 000
Маркетинг
80 000
Зарплата
250 000
Бухгалтерия
10 000
Юридическая поддержка
10 000
Коммуналка и вывоз мусора
12 000
Вывеска
40 000
Итог:
1,03 млн рублей

Цены примерные и будут отличаться от региона, поставщиков услуг, места закупки оборудования и крупной техники, ваших потребностей (может вы будете вести бухгалтерию сами первое время) и запросов (заказать вывеску можно за 30 тысяч рублей, а можно и за 100 тысяч рублей).

Стоит ли открывать салон красоты

Источник: Freepik

Если желание запустить собственный бьюти-бизнес все еще велико, но его гасят внутренние опасения и страхи, предлагаем составить список плюсов и минусов открытия салона красоты. Перечислим некоторые из них.

Плюсы

Если про стремительное развитие бизнеса в сфере красоты и растущий спрос вам не нужно рассказывать, то вот еще несколько пунктов, которые могут склонить в сторону тех, кто за открытие собственного салона.

1. Наличие на рынке труда большого выбора квалифицированных кадров (курсы стали доступнее, желающих больше, как и направлений обучения) и больших возможностей взрастить собственных специалистов.

2. Разнообразие высококлассных косметических и косметологических продуктов, за которыми люди стали идти к профессионалам. Понимание разницы между салонным и домашним уходом.

3. Если маркетинговая стратегия выстроена верно, а услуги оказываются качественно, ваш салон быстро сформирует базу постоянных клиентов.

4. По сравнению с другим бизнесом, потребуются относительно небольшие вложения.

5. Разнообразие форматов салонов красоты. Аудитория влюбилась в узкоспециализированные локации. Поэтому возможностей выделиться и запомниться достаточно.

Минусы

Чтобы здраво оценить свои силы и возможности, необходимо осознавать все риски и возможные негативные стороны этого бизнеса. Среди минусов открытия салона красоты выделяют следующие.

1. Быстрорастущий пул конкурентов.

2. Удорожание качественной продукции (косметика, уходовые средства, инструменты и др.).

3. Необходимость постоянного обучения сотрудников, повышения квалификации, изучения новых техник и форм работы. Чтобы оставаться на плаву, необходимо уметь в кратчайшие сроки подстраиваться под тренды и потребности аудитории.

4. Неэффективность рекламы. Пока нащупаете рабочий для вашего бизнеса канал и способ продвижения, придется потратить немало средств.

5. Низкая платежеспособность населения.

6. Текучка кадров.

Отзыв эксперта

Ангелина Куница дала советы начинающим предпринимателям в сфере бьюти.

«Бьюти-проект начинается с большой любви к людям, подкрепляется системой и единомышленниками, которые готовы быть полезными. Без мишуры и раздутого эго. Как есть. Успешность проекта зависит от мотивации и целей», — отметила эксперт.

Варианты мотивации от Ангелины Куницы, чтобы выбрать цель:

  • деньги = инвестирование;
  • мастерство = масштабирование таланта;
  • открыть для себя новое = личностное развитие;
  • найти единомышленников = признание.

Предприниматель развеивает миф о том, что салонов красоты в России достаточно. Эксперт уверена, что открываться стоит, но есть важные нюансы: «Сейчас все говорят, что рынок переполнен. А я отвечу, что он переполнен одинаковым подходом. Он переполнен множеством предложений, которые не соответствуют спросу. Он переполнен бесполезными услугами и покупками. Переполнен ошибками, непониманием, что важно клиенту.

Стать полезным лидером — значит понимать рынок, своего клиента, услуги и системы работы салона. Просто так нанять мастеров и сделать красивый ремонт точно не получится. Это уже не работает. Люди покупают у людей. Когда ты знаешь свой бизнес и себя самого до мелочей, тогда ты — лучший продавец своего продукта».

Свой первый салон красоты эксперт советует открывать на собственные деньги, желательно до 1 млн рублей вложений. Так меньше риск и срок окупаемости. Также идеально, по мнению владелицы бьюти-проектов, если предприниматель будет мастером с готовой клиентской базой.

«Качественные продукты в бьюти чаще всего основаны мастерами своего дела. В любом случае учитесьс у тех, кто служит примером. Обратитесь за помощью в создании бренда. Придумайте уникальный смысл. Начните с партнерства, чтобы был старт и сильное плечо. Спрашивайте, но делайте все сам. Первый проект с самого начала нельзя делегировать, вникайте во все процессы и выстраивайте их.

Развивайтесь с небольшого салона, со временем добавляйте людей и персонал. Постройте бизнес-план. Просчитайте загрузку, потенциал, изучите прайс по городу. В первый год в среднем салон делает 15-20% от своего 100% потенциала. Заложите подушку, учтите финансовые риски. Украшайте маркетингом. Продвигать придется, отличаться — тоже. Сначала будет трудно. Эта сфера требует откликаться во всех гранях многозадачности. Если откликается, действуйте», — подытожила специалист.

Советы начинающему предпринимателю: стоит ли вам открывать салон красоты

Особенностей в открытии салона красоты немало. У кого-то после прочтения этой статьи рухнут воздушные замки о том, что бьюти-бизнес — это просто, хватит 300 000 рублей и подруги-бровиста для начала. Но если не бросаться из крайности в крайность и оценивать здраво все сложности и преимущества, справиться с предпринимательством будет проще.

Перечислим основное, что нужно знать и как действовать, если собираетесь открывать салон красоты.

1. Решите, какого масштаба салон красоты вы собираетесь открывать (эконом, бизнес, премиум). Оцените все плюсы и минусы.

2. Выберите коды ОКВЭД.

3. Определитесь с концепцией и напишите бизнес-план.

4. Изучите целевую аудиторию и конкурентов.

5. Распишите финансовый план и маркетинговую стратегию.

6. Арендуйте или купите помещение, которое подойдет для вашего вида деятельности (будет соответствовать нормам СанПиН).

7. Выберите форму налогообложения и организационно-правовую форму (ИП, ООО или самозанятый). Зарегистрируйте бизнес.

8. Получите лицензии и разрешения.

9. Найдите поставщиков, закупите оборудование и материалы.

10. Наймите сотрудников.

11. Запустите продвижение.

Список источников:

1. «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст), «96 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг».

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 года № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678 - 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"»

3. Сервис «Бизнес-старт», материал «Документы для открытия салона красоты», сайт «Сбера».

4. Раздел «Регистрация индивидуальных предпринимателей», сайт ФНС.

Автор: Татьяна Зеленина

Эксперт: Ангелина Куница, топовый стилист-парикмахер, владелица бьюти-проектов «Иначе» в Воронеже и «Color bar» в Белгороде

Обновлено: 27.12.2024 13:17