Как начать продавать на Яндекс Маркете с нуля в 2024 году: пошаговая инструкция

Маркетплейсы остаются главной движущей силой российской онлайн-торговли, выручка нишевых площадок по итогам 2023 года выросла на 27% до 591 млрд рублей, а число продавцов на них увеличилось на 35%.

Источник: Freepik

В этом материале мы расскажем, как бизнесменам начать продавать на Яндекс Маркете с нуля в 2024 году, с какой продукцией там запрещено работать и какие инструменты для продвижения товаров предлагаются.  

Яндекс Маркет — одна из пяти наиболее популярных онлайн-площадок в России. К концу третьего квартала 2023 года на нем было зарегистрировано 17,6 млн покупателей и 68,4 тысячи продавцов. Любой бизнесмен может разместить свою продукцию на платформе. Мы подробно описали, как начать продавать на Яндекс Маркете с нуля в 2024 году и получать прибыль. Стоит помнить, что правила маркетплейса часто меняются: обновляются требования к поставщикам и инструменты для продвижения. 

Чем отличается Яндекс Маркет от других маркетплейсов

Яндекс Маркет — онлайн-платформа для реализации различных категорий товаров. До 2013 года это был сервис, который позволял сравнивать цены. Сейчас Яндекс Маркет — полноценный маркетплейс. Перечислим, чем он отличается от других платформ.

1. Наличие программы лояльности — возможность получить баллы за покупки, которые можно потратить, например, на такси, оплату товаров и т. д.

2. Удобная работа в личном кабинете — быстрое обновление остатков, нет необходимости заполнять карточки с нуля.

3. Инструменты аналитики — есть возможность отслеживать, сколько человек посмотрели карточку товара, сколько — положили его в корзину, анализировать портрет покупателя и т. д.

4. Бонусы на продвижение — новые продавцы получают средства, которые можно направить на рекламу.

5. Логистика — заказы доставляются только по России.

Кто может торговать на Яндекс Маркете

Начать продавать товары на площадке может как крупная фирма, так и новичок, который хочет реализовать собственную продукцию (1). Перечислим категории продавцов.

1. Юридические лица

Система налогообложения может быть как общая, так и упрощенная. Для работы нужны коды ОКВЭД, соответствующие категориям товаров в каталоге, а также код 47.91.2, который позволяет продавать в интернете.

2. ИП

Система налогообложения может быть как общая, так и упрощенная. Для работы нужны коды ОКВЭД, соответствующие категориям товаров в каталоге, а также код 47.91.2, который позволяет продавать в интернете.

3. Самозанятые

Для регистрации достаточно статуса самозанятого, но есть ограничения (2). Продавцы этой категории могут реализовывать только изделия собственного производства. При этом нельзя выставлять продукты питания, товары, которые требуют сертификата или маркировки, а также уцененную продукцию.

4. Физические лица

Среди требований маркетплейса к клиентам — официальные продажи и разрешение на этот вид деятельности. Поэтому физлицам работать на торговой площадке запрещено.

Что можно и чего нельзя продавать на Яндекс Маркете

На площадке можно продавать практически все товары, но есть исключения. Также существует продукция, которая требует особых условий для работы с ней. 

Разрешенные товары:

  • электроника;
  • товары для дома и дачи;
  • детская продукция;
  • одежда и обувь;
  • продукты питания;
  • бытовая техника;
  • косметика;
  • спортивные товары;
  • товары для животных;
  • аптечные товары.

Запрещенные товары:

  • наркотики и психотропные вещества;
  • оружие;
  • порох и капсюль;
  • табачные и никотиносодержащие продукты;
  • аксессуары для потребления и хранения табака;
  • взрывчатые материалы, кроме пиротехники;
  • живые животные и насекомые;
  • алкоголь;
  • товары ритуального назначения;
  • любые услуги.

Товары, требующие определенных условий

Собственная доставкаПродукты питания с коротким сроком годности
Аксессуары определенных категорий
Автомобильные масла
Щелочные и кислотные автомобильные аккумуляторы
Свой складТовары для животных
Продукты питания с коротким сроком годности
Щелочные и кислотные автомобильные аккумуляторы
Строительные материалы
Напольные и стеновые покрытия
Столярная и скобяная продукция
Системы водостока и канализации
Изделия для систем вентиляции
Натяжные потолки
Ванные, душевые кабины
Все виды изоляционных материалов
Наличие сертификата соответствияТовары для детей
Товары для дома
Продовольственные товары
Парфюмерия и косметика
Пиротехника
Одежда и обувь
Текстильные товары
Кожгалантерея
Мебель
Производственное оборудование
Наличие маркировки «Честный знак»Медицинские препараты, кроме лекарств
Любые товары категории «Аптека»
Удобрения

Штрафы и последствия за продажу запрещенных товаров на Яндекс Маркете

Каждый магазин стремится обезопасить себя от претензий со стороны правоохранительных органов, для чего устанавливает конкретные правила работы (3). И в этом случае маркетплейсы — не исключение. Перечислим последствия за нарушения и продажу запрещенных товаров на Яндекс Маркете.

1. Штраф. Ответственность предусмотрена при отсутствии обязательной маркировки. Маркетплейс оштрафует продавца на стоимость заказа.

2. Блокировка. Грозит за торговлю без предоставления документов, подтверждающих право собственности.

Как начать продавать на Яндекс Маркете: пошаговая инструкция

Источник: Скриншот с сайта partner.market.yandex.ru

Для успешного старта продаж необходимо выполнить несколько простых действий. Алгоритм представлен ниже.

1. Зарегистрироваться

При регистрации нужно указать ОКВЭД и налоговый режим.

2. Заполнить анкету и принять оферту

В анкете указываются ФИО, почта и контактные данные. Там же следует написать название магазина, ассортимент и категорию товаров. После заполнения всех пунктов направляется заявление на заключение договора. Обычно проверка занимает сутки.

3. Выбрать схему сотрудничества

Всего маркетплейс предоставляет четыре модели взаимодействия. 

1. FBY — продавец отправляет товар на склад, а маркетплейс занимается хранением, упаковкой и доставкой.

2. FBS — продавец доставляет товар в пункт отгрузки, а маркетплейс отправляет его покупателю.

3. «Экспресс» — заказ собирает продавец на своем складе, а курьеры маркетплейса доставляют его покупателю.

4. DBS — продавец занимается хранением товара, упаковкой и доставкой.

4. Добавить товары

Для добавления товаров на витрину можно воспользоваться несколькими способами:

  • вручную поштучно через личный кабинет продавца;
  • каталогом;
  • по API;
  • через модули интеграции;
  • загрузить файл другого маркетплейса.

5. Рассчитать и установить цены на товары

Для каждого товара можно задать две цены. Первая — основная для всех магазинов бизнес-аккаунта. Вторая — специальная. Она используется для конкретного магазина. Чтобы рассчитать стоимость без калькулятора, нужно к закупочной цене добавить комиссии маркетплейса, стоимость логистики, затраты на рекламу, акции и скидки.

6. Активировать магазин

Нажать кнопку «Начать работу» и дождаться первого заказа.

Какую комиссию берет Яндекс Маркет за продажу товаров

Маркетплейс устанавливает две обязательные комиссии:

  • с продажи товара — бизнесмен заплатит от 3 до 22,5% от стоимости в зависимости от категории продукции и модели работы;
  • за перевод средств — чем чаще продавец выводит деньги, тем больше сумма комиссии. 

Основные правила продвижения товаров на Яндекс Маркете

Источник: Скриншот с сайта partner.market.yandex.ru

Несмотря на то что Яндекс Маркет меняет условия работы и инструменты, существуют основные правила продвижения. 

1. Правильно оформить карточку товара

Зачастую выделиться на маркетплейсе среди других продавцов сложно. Яндекс Маркет предлагает специальный инструмент — конструктор, он помогает необычно оформить страницу магазина. 

2. Работа с отзывами

Покупатели могут задавать вопросы в карточке, а продавец может рассказать об особенностях товара или помочь сделать выбор. Ответы и коммуникация повышают узнаваемость магазина и лояльность клиентов.

3. Скидки за счет Яндекс Маркета

Маркетплейс предоставляет покупателям скидки на некоторые товары. Они могут быть прямыми и по промокодам. Категории, на которые распространяется скидка, выбирает сам сервис.

4. Скидки магазина

Речь идет о скидках продавца в рамках какой-либо акции либо в зависимости от объема купленного товара. 

5. Промокоды

Акции с промокодами проводит сервис, а магазин может принять в ней участие и добавить продукцию, которую можно купить со скидкой по промокоду.

6. Имиджевое продвижение

Продавец может воспользоваться различными инструментами продвижения, что позволит сделать бренд более узнаваемым.

Какие товары на Яндекс Маркете выгоднее всего продавать 

Невозможно предсказать, какой товар точно принесет продавцу хорошую прибыль, однако существуют общие рекомендации.

1. Важно изучать статистику: в интернете часто публикуют список самых востребованных товаров за квартал или год. Не забывайте, что чем популярнее продукт, тем больше конкуренция, и чтобы с ней справиться, может потребоваться снижение цен, особенно для начинающих продавцов. Еще один важный момент — стратегия работы: высокий сезонный доход или стабильные продажи с меньшей прибылью.

2. В целом список наиболее востребованных товаров у покупателей на различных площадках аналогичен. Среди них — одежда и обувь, электроника, товары для дома и дачи, детские товары, косметика.

3. Стоит попробовать начать с небольших сезонных товаров, таких как открытки, пляжные принадлежности, новогодние украшения. Они имеют стабильный спрос, не требуют много места и специальных условий хранения.

4. Также хорошей идеей может стать продажа товаров повседневного спроса: бытовая химия, предметы личной гигиены, продукция для животных.

Частые ошибки новичков, начавших продавать на Яндекс Маркете

Работа площадки предусматривает жесткий контроль над действиями продавцов. Перечислим наиболее частые ошибки новичков.

1. Неподходящая модель размещения

Продавец должен четко осознавать свои возможности и потребности. К примеру, можно потратить ресурсы на хранение товаров, которые лучше было бы не отвозить на склад маркетплейса, поскольку они дорогостоящие или их редко заказывают.

2. Просрочка отгрузки 

Если у магазина нет собственных остатков, и он работает по схеме «выкуп под заказ со склада поставщика», вероятен риск, что не получится отгрузить товар в срок, который требует маркетплейс. Просрочка снижает индекс качества, поэтому этот момент нужно учитывать при выборе ассортимента.

3. Некорректный формат данных

Много ошибок можно допустить при подготовке прайс-листа. Есть определенные требования к заполнению некоторых ячеек или элементов. К примеру, срок годности нужно указать в определенном формате даты.

4. Несоблюдение требований к изображениям

Среди частых ошибок — водяные знаки на изображении, картинка только одного товара при реализации комплекта. Стоит учитывать, что на фото должно быть то количество единиц, которое входит в набор. А само изображение должно быть качественным.

5. Не поддерживаются актуальные остатки и цены

Делать это можно либо вручную, либо настройкой автоматизации. 

6. Игнорирование инструментов продвижения

Часто продавцы не берут во внимание рекламные инструменты, но они работают, если их правильно использовать. 

Как выйти с продажами на Яндекс Маркете: личный опыт

Источник: Freepik

О личном опыте взаимодействия с маркетплейсом рассказал руководитель проекта «Наша футболка» Вадим Демьянович. Через Яндекс Маркет он продает тематические футболки, в основном — с отечественной символикой.

Работать через Яндекс Маркет индивидуальный предприниматель начал чуть больше года назад, когда рядом открылся пункт выдачи заказов с возможностью приемки товара по схеме FBS.

«Почему выбрал? Считаю, что Яндекс Маркет — в тройке лидеров, а распыляться более не хочется. Кроме того, пункт приема рядом и схема вхождения более-менее приемлема», — отметил Вадим Демьянович.

При этом в рекламу бизнесмен не вкладывается.

«Сколько продается, столько и будет. Продажи идут параллельно с «Озоном», пункты приема рядом», — добавил предприниматель.

В числе минусов Яндекс Маркета бизнесмен назвал следующие:

  • сервис не генерируют штрих-код, но требует, чтобы он был;
  • подсчитать ориентировочную себестоимость продажи сразу невозможно, приходится делать это примерно за большой период времени;
  • документы на расходы и продвижение выставляются скопом, а оплаты могут производиться от разных юрлиц — доходило до трех за один отчетный период;
  • товары загружаются сложно, рекомендуемые шаблоны загрузки часто не работают.

Советы начинающему предпринимателю: что нужно для старта продаж на Яндекс Маркете

Источник: shutterstock.com

Яндекс Маркет — одна из самых перспективных площадок в России. Чтобы работать и зарабатывать на ней, стоит помнить основные правила.

1. Взаимодействовать с Яндекс Маркетом могут самозанятые, индивидуальные предприниматели или организации.

2. Продавать разрешается все, что не противоречит законодательству.

3. Существует несколько вариантов логистических моделей на платформе. Они различаются в зависимости от того, какую часть процесса продажи продавец делегирует Яндекс Маркету.

4. Помимо комиссии за продажу, нужно платить за каждую дополнительную услугу на платформе.

5. Продавцы могут создавать собственные промокоды, участвовать в акциях платформы. Также есть возможность продвижения карточки товара за отдельную плату.

6. В случае некорректной работы магазина, отсутствия документов на товар или постоянных отмен заказов селлера могут отключить от платформы.

Список источников:

1. Федеральный закон от 07.02.1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей». 

2. Федеральный закон от 27.11.2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"». 

3. Статья «ФАС в СМИ: ФАС усилит контроль за сделками агрегаторов и маркетплейсов» на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы.

Автор: Кристина Семенчук 

Эксперт: Вадим Демьянович, руководитель проекта «Наша футболка»

Обновлено: 25.06.2024 18:44