Точка безубыточности: что она показывает и как ее рассчитать

Занятие бизнесом сопряжено со многими рисками, основной из которых — потеря прибыли. Чтобы этого не допустить, необходимо постоянно наблюдать за соотношением затрат и доходов. Помогает в этом определение точки безубыточности. Разберемся с этим понятием более подробно.

10 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Что такое точка безубыточности простыми словами
  2. 2.
    Что показывает точка безубыточности: цели определения
  3. 3.
    Какие показатели необходимо знать для расчета точки безубыточности
  4. 4.
    Формула расчета точки безубыточности
  5. 5.
    График точки безубыточности
  1. 6.
    Как проанализировать точку безубыточности: эффективные методы
  2. 7.
    Плюсы и минусы точки безубыточности
  3. 8.
    Советы и рекомендации эксперта о точке безубыточности
  4. 9.
    Что нужно запомнить о точке безубыточности
  5. 10.
    Список источников
Развернуть
1

Что такое точка безубыточности простыми словами

ТБ отражает соотношение объема производства и реализации продукции, при котором бизнес выходит на самоокупаемость, то есть каждая последующая единица товара или услуги начинает приносить доход. Сама ТБ — это предел объема продаж, при котором предприятие имеет нулевую прибыль. Преодолевая эту точку, компания выходит в плюс.

«Точка безубыточности — это по сути цифра “ноль”. Наверняка многие слышали фразу “выйти в ноль” — это и есть ТБ. Иными словами, это сумма прихода денег, которая равна расходам. Все, что будет заработано сверх этого, и станет прибылью», — рассказала Ольга Рыкалина, к. э. н., доцент кафедры маркетинга, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Маркетинговые исследования транспортного комплекса» РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Существуют различные наименования этого понятия:

  • точка нулевой прибыли;
  • порог рентабельности;
  • цена безубыточности;
  • точка равновесия;
  • CVP Analysis;
  • BEP.

ТБ принято измерять в денежном или натуральном выражении. Эти показатели позволяют определить, сколько продукции нужно произвести, какое количество услуг оказать, чтобы прибыльность бизнеса была равна нулю.

2

Что показывает точка безубыточности: цели определения

Правильное определение уровня безубыточности важно не только для оптимальной организации работы фирмы (количество сотрудников, управленцев и т. п.), но и для внешних пользователей (кредиторы, инвесторы), которые по прохождению ТБ могут судить о платежеспособности и стабильности компании.

«Для чего же нам нужно знать, когда сумма доходов станет равна расходам? При открытии любого дела предпринимателю необходимо понимать, через какой срок оно начнет приносить прибыль. А точка безубыточности и есть тот переломный момент, когда по планам бизнес начнет выходить в плюс», — отметила Ольга Рыкалина.

Определение ТБ позволяет реализовать следующие цели:

  • проанализировать финансовое состояние предприятия;
  • рассчитать оптимальную цену реализации производимых товаров или услуг;
  • определить минимальный объем выпуска продукции, при котором компания не понесет убытков;
  • рассчитать сроки окупаемости новых бизнес-проектов при избранной ценовой политике;
  • выявить динамику показателя точки безубыточности для определения имеющихся проблем производства и реализации продукции;
  • установить минимально допустимую цену для участия фирмы в аукционах и тендерах.

3

Какие показатели необходимо знать для расчета точки безубыточности

Для определения ТБ нужно знать следующие показатели:

  • объем проданного товара;
  • цену единицы товара;
  • постоянные и переменные затраты.

Постоянные затраты

Эти издержки не зависят от уменьшения или увеличения реализации товаров и от объема выручки. К ним относятся:

  • оклад сотрудников;
  • плата за аренду производственных помещений;
  • оплата коммунальных услуг и связи.

Даже когда компания продает большее количество произведенной продукции, постоянные затраты остаются без изменения.

Переменные расходы

На эти затраты влияет объем реализации товаров. В зависимости от сферы бизнеса к переменным относятся различные типы затрат. При этом обязательно учитываются:

  • логистические издержки;
  • бонусы работникам (премии, сдельная оплата труда);
  • себестоимость единицы товара.

Если фирма начинает выпускать больше продукции, это часто приводит к увеличению рабочего времени, количества перевозок и др. Результатом становится рост расходов.

Выручка (объем проданного товара)

Объем продаж — важнейший показатель эффективности бизнеса. Товарооборот можно считать в различных единицах (килограммы, литры, штуки, партии, часы и т. п.). Если для этого используются деньги, то объем продаж превращается в выручку.

Цена единицы товара

Она дает возможность пересчитать цену на единицу веса или объема товара. Кроме того, стоимость позволяет покупателю сопоставить цены на аналогичные изделия. А для компании эта величина — одно из условий определения ТБ.

4

Формула расчета точки безубыточности

Величину ТБ можно рассчитывать или в натуральном выражении (килограммы, литры, штуки), или в денежном. В первом случае чаще всего ведут расчеты предприятия, выпускающие один вид товара или услуги. Приведем формулы для определения точки безубыточности.

1. ТБ (в натуральном выражении) = ПЗ: (ЦЕТ — ПерЗет), где.

  • ТБ — точка безубыточности;
  • ПЗ — постоянные затраты;
  • ЦЕТ — цена единицы товара;
  • ПерЗет — переменные затраты на единицу товара.

2. ТБ (в денежном выражении) = ПЗ: (В — ПерЗ) х В, где.

  • ТБ — точка безубыточности;
  • ПЗ — постоянные затраты;
  • В — выручка;
  • ПерЗ — переменные затраты.

Примеры расчета точки безубыточности

Приведем два примера расчетов точки безубыточности.

1. Предприятие занимается пошивом костюмов:

  • цена одного костюма — 10 тысяч рублей;
  • стоимость материалов для одного костюма — 4000 рублей;
  • стоимость доставки единицы товара — 500 рублей;
  • оплата коммунальных услуг и связи за месяц — 5000 рублей;
  • затраты на рекламу в месяц — 3000 рублей;
  • постоянные затраты включают оплату коммунальных услуг, связи и рекламы, они составляют 8000 рублей;
  • переменные затраты состоят из стоимости материалов и доставки — 4500 рублей.

ТБ = 8000: (10 000 — 4500) = 1,45.

Следовательно, предприятию необходимо продавать больше двух костюмов в месяц, чтобы начать получать прибыль.

2. Компания изготавливает не только костюмы, но и платья:

  • цена одного костюма и одного платья — 10 тысяч рублей и 12 тысяч рублей соответственно;
  • стоимость материалов — 4000 рублей и 5000 рублей;
  • прогнозируемый объем продаж — 10 костюмов и 15 платьев;
  • стоимость доставки, коммунальных услуг, связи и рекламы те же, что и в первом случае;
  • переменные затраты включают стоимость материалов и доставки, умноженные на прогнозный объем продаж.

ПерЗ = (4000 + 500) х 10 + (5000 + 500) х 15 = 45 000 + 82 500 = 127 000 рублей.

В = 10 000×10 + 12 000×15 = 280 000 рублей.

ТБ = 8000: (280 000 — 127 000) х 280 000 = 146 405 рублей.

Таким образом, предприятию необходимо ежемесячно продавать продукции на 146 405 рублей, чтобы покрыть все издержки. Все, что будет сверх этого, считается прибылью.

5

График точки безубыточности

Для наглядности представим точку безубыточности в виде инфографики, где:

  • горизонтальная ось координат — объем продаж в единицах;
  • вертикальная ось — денежный эквивалент в рублях;
  • красная линия (постоянные расходы): в этом случае они не меняются при росте объема производства;
  • оранжевая линия — переменные расходы на единицу товара;
  • сиреневая линия — общие расходы;
  • зеленая линия — выручка.

Точка безубыточности находится на пересечении линий выручки и общих расходов. Область до нее отражает убытки предприятия, а после — прибыль.

6

Как проанализировать точку безубыточности: эффективные методы

После определения ТБ предпринимателю следует проанализировать эффективность собственного бизнеса.

«Когда начинается расчет прибыльности бизнеса, рассматриваются три варианта: оптимистический, пессимистический и нечто среднее — наиболее вероятный. Если затраты можно посчитать с определенной степенью вероятности (например, расходы на оборудование, сырье, фонд оплаты труда, налоги, маркетинг и пр.), то как посчитать доходы? Расчет доходов — это объем продаж вашего продукта в деньгах и времени. Для этого надо понимать востребованность: рыночный спрос, конкуренцию и многое другое. Именно потому что доходы зависят от множества внешних факторов, и используются три сценария развития», — отметила Ольга Рыкалина.

Существуют следующие методы анализа ТБ.

1. Изучение ценовой политики

Распространенная ошибка бизнеса — неправильное установление стоимости товара. Как слишком высокие, так и заниженные цены могут препятствовать оптимальному ведению торговли. Чтобы этого избежать, следует проводить продуманную ценовую политику, маркетинговые исследования, следить за ценниками у конкурентов.

2. Анализ издержек

Большие постоянные затраты придают неустойчивость бизнесу, поэтому их желательно снижать. Переменные издержки в этом смысле более предпочтительны, поскольку они непосредственно связаны с производством продукции, и их легче варьировать. Если специфика бизнеса не позволяет избежать постоянных затрат, нужно стремиться автоматизировать производство и увеличивать количество продаж.

3. Определение времени достижения точки безубыточности

Предпринимателю необходимо установить, в какой день месяца достигается ТБ. Оптимально, если это происходит до середины месяца, тогда бизнес обладает хорошей устойчивостью. Негативным показателем станет достижение этой точки во второй половине месяца, что повышает риски работы в убыток.

7

Плюсы и минусы точки безубыточности

Как и всякий экономический параметр, ТБ обладает рядом преимуществ и некоторыми недостатками.

Плюсы
Минусы
Простота — точку безубыточности можно рассчитать с помощью простых формул
Ограниченность — параметр используется в условиях стабильной ситуации на рынке
Наглядность — можно легко наблюдать взаимосвязь между такими параметрами бизнеса, как прибыль, объемы продаж, постоянные и переменные издержки

8

Советы и рекомендации эксперта о точке безубыточности

Дать практические советы об использовании ТБ в бизнесе мы попросили Ольгу Рыкалину.

«Самое простое — это посчитать все свои предполагаемые расходы, не забыв налоги, и внести их в таблицу по месяцам. Сделать таблицу из трех колонок — трех сценариев — и аналогично по месяцам посчитать вероятные доходы. В тот момент, когда ваши расходы будут равны доходам, вы достигнете точки безубыточности. Следует отметить, что настоящие рекомендации достаточно просты, однако практика показывает, что большое количество бизнесов закрывается в первый год, и причина состоит в том, что при расчете именно доходов не совсем верным было представление о рынке (затратах на маркетинг, конкуренции и пр.)», — рассказала эксперт.

9

Что нужно запомнить о точке безубыточности

Выделим наиболее важные моменты нашего материала.

1. ТБ — экономическое понятие, показывающее необходимую величину дохода для перекрытия понесенных затрат.

2. ТБ демонстрирует соотношение объемов производства и реализации продукции, когда предприятие выходит на самоокупаемость. Преодолевая эту точку, компания начинает получать доход.

3. На основании определения ТБ возможно:

  • выяснить финансовое положение компании;
  • установить оптимальную цену товаров и услуг;
  • рассчитать сроки окупаемости предприятия и др.

4. Для расчета ТБ необходимо знать постоянные и переменные затраты, выручку и цену единицы товара.

5. Расчеты можно проводить в натуральном или денежном выражении, для чего имеются соответствующие формулы.

6. На основании анализа ТБ определяется ценовая политика, регулируются издержки, устанавливается время достижения ТБ.

7. Плюсами в использовании ТБ считаются простота и наглядность, минусом — ограниченность стабильными условиями на рынке.

10

Список источников

1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов от 21.06.1999 года № ВК477, утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госкомитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике.

2. Федеральный закон от 25.02.1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

3. Постановление Правительства РФ «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 05.08.1992 года № 552.

Автор: Игорь Геращенко

Эксперт: Ольга Рыкалина, к. э. н., доцент кафедры маркетинга, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Маркетинговые исследования транспортного комплекса» РЭУ им. Г. В. Плеханова