Что такое SWOT-анализ
Так называют инструмент стратегического планирования, основанный на выявлении внешних и внутренних факторов, которые влияют на развитие компании. SWOT-анализ разработал Альберт Хамфри, он проводил исследования в Стэнфордском университете. В 60−70-х годах прошлого века он изучал данные крупнейших компаний, чтобы выявить причины провалов корпоративного планирования.
При проведении SWOT-анализа процесс рассматривают с четырех сторон: учитывают сильные, слабые стороны, возможности и угрозы. На основании собранной информации разрабатывают стратегии и планы дальнейших действий.
SWOT-анализ придумали для компаний, но сегодня с его помощью можно решать бытовые задачи, изучать личность и выбирать профессию.
Как расшифровывается аббревиатура SWOT
Основные показатели, которые изучают в алгоритме, заложены в его названии. Каждая буква в SWOT-анализа имеет собственную расшифровку.
S | Strengths — сильные стороны: преимущества компании, которые выделяют ее на фоне конкурентов. Например, собственная технология производства, высококлассный сервис, быстрая доставка |
W | Weaknesses — слабые стороны: недостатки, которые ухудшают работу компании. Например, большое количество бракованных товаров, слабый маркетинг |
O | Opportunities — возможности: внешние силы, которые можно использовать для развития. Например, закупка современного оборудования, расширение географии продаж |
T | Threats — угрозы: внешние опасности, которые мешают предприятию развиваться. Например, конкуренты, экономический кризис, рост стоимости сырья |
Зачем предприятию нужен SWOT-анализ
Перечислим, зачем компаниям необходим SWOT-анализ.
1. Оценить свои сильные и слабые стороны
Алгоритм помогает понять, какие преимущества уже есть в компании и над чем еще нужно поработать. С помощью сильных сторон бизнес получают основную прибыль. Эти преимущества можно преподносить в качестве уникального торгового предложения, отстраиваться с их помощью от конкурентов и формировать стратегию продвижения. Слабые стороны подсвечивают, куда нужно расти компании, чтобы решить проблемы и увеличить прибыль.
2. Определить внешние угрозы
Многие опасности могут негативно повлиять на бизнес и лишить владельцев прибыли. SWOT-анализ помогает подготовиться к ним заранее и придумать план действий. Например, разработать стратегию работы на случай экономического кризиса.
3. Оценить новые вызовы
Компания может влиять на внутреннее развитие, но внешние факторы ей часто неподвластны. С помощью SWOT-анализа бизнес может вовремя отреагировать на изменения и подстроиться под них. Например, пересмотреть производственный план с учетом принятия новых законов или появления на рынке сильного конкурента.
4. Принять решение
SWOT-анализ можно применять, если компания планирует запускать новый продукт или расширять бизнес. Оценка процесса с разных сторон поможет предусмотреть риски и принять верное решение.
5. Решить проблемы
Смысл SWOT-анализа не просто в описании внутренних и внешних факторов, а в разработке стратегии, которая поможет усилить слабые стороны и нейтрализовать угрозы. Если в компании есть проблемы, алгоритм помогает их выявить и исправить. Например, у ресторана нет службы доставки, поэтому пользователи обращаются к конкурентам, если хотят заказать блюда на дом. Чтобы увеличить продажи, компания может нанять курьера или обратиться в сторонние сервисы, которые будут развозить заказы.
6. Освоить новые направления
С помощью SWOT-анализа можно определить векторы развития и области, в которых у бизнеса есть потенциал. Например, алгоритм позволяет выявить, какие ресурсы нужны для открытия нового направления или улучшения нынешнего производства.
Преимущества SWOT-анализа
У алгоритма есть несколько плюсов, которые делают его популярным среди маркетологов и владельцев бизнеса.
1. Простота
Для SWOT-анализа не нужны специальные технологии. Обычно его проводят в форме мозгового штурма среди руководителей и сотрудников, с минимальными трудовыми и финансовыми вложениями.
2. Универсальность
Алгоритм подходит для коммерческих компаний и госсектора, для благотворительных организаций и даже частных лиц. Можно использовать его, чтобы развивать бизнес или чтобы решить, стоит ли семье покупать новую квартиру.
3. Систематизация информации
В ходе SWOT-анализа компания обрабатывает и упорядочивает большой объем данных. В результате разрозненная информация превращается в готовую стратегию. Можно сохранить и использовать эту информационную базу для последующего стратегического и конкурентного анализа.
4. Комплексный подход
SWOT-анализ учитывает и субъективное мнение, и точные данные. А разные факторы помогают всесторонне рассмотреть бизнес и составить комплексную стратегию.
Недостатки SWOT-анализа
Несмотря на преимущества, многие критикуют этот метод и считают, что он не подходит для развернутого анализа ситуации. Выделяют несколько основных недостатков SWOT-анализа:
- субъективность: руководители и сотрудники могут по-разному оценивать одни и те же факторы, преувеличивать сильные стороны и слишком оптимистично смотреть на угрозы. Принимаемые решения также могут быть субъективны и неоднозначны;
- сложная интерпретация: SWOT-анализ описывает качественные характеристики и редко использует точные данные. У него нет четких критериев оценки, а факторы часто описывают кратко и схематично, без глубокого изучения;
- необходимость дополнительного анализа: алгоритм считают вспомогательным инструментом. Для более детального изучения ситуации нужно использовать другие техники, например, метод PEST и STEEP-анализ;
- регулярная перепроверка: SWOT-анализ показывает срез ситуации в состоянии «здесь и сейчас». Он не подходит для многолетнего планирования и составления прогнозов. Если внутренние и внешние факторы изменятся, данные SWOT-анализа станут неактуальными. Поэтому для разработки верной стратегии рекомендуется регулярно обновлять информацию и заново применять методику.
Виды SWOT-анализа
Есть две разновидности SWOT-анализа, которые отличаются по целям и времени проведения.
Экспресс | Быстрый анализ и краткое описание каждого фактора. Подходит, если нужно бегло оценить ситуацию и принять решение о дальнейших действиях |
Комплексный | Требует тщательной подготовки и сбора информации. Для анализа используют маркетинговые исследования, отзывы и аналитические отчеты. Каждый фактор подкрепляют данными и присваивают ему баллы в зависимости от важности для бизнеса |
Как провести SWOT-анализ организации
Методику может применять один человек, если он владеет всей информацией. Например, собственник небольшого бизнеса обычно в курсе всех процессов и в состоянии самостоятельно провести анализ. Но чаще к процессу привлекают сотрудников из отделов, которые отвечают за производство, продвижение и продажи.
SWOT-анализ проводят в форме обсуждения, которое состоит из трех этапов. Рассказываем по шагам, что нужно делать.
1. Создайте матрицу
Прежде чем проводить анализ, необходимо собрать информацию. Можно заранее провести аналитические исследования, посмотреть отзывы о работе компании или запросить данные у отдельных сотрудников.
Чтобы определять факторы было проще, можно заранее составить вопросы. Например:
- какие преимущества есть у вас, но нет у конкурентов?
- какие проблемы чаще всего возникают в бизнес-процессах?
- какие еще площадки можно использовать для привлечения клиентов?
- что будет, если на рынке появится конкурент с более низкими ценами на товары?
2. Соберите тезисы
Все утверждения, которые высказали в ходе обсуждения, нужно распределить по четырем категориям SWOT-анализа. Если тезисов слишком много или они не упорядочены, можно присвоить каждому из них баллы от одного до пяти — в зависимости от приоритета, значимости или вероятности фактора.
Например, компания выявила, что главными угрозами для производства стали ценовая конкуренция, сбои в работе оборудования, проблемы с поставщиками, изменения в законодательстве и форс-мажорные обстоятельства (пожар, потоп
3. Выберите стратегию
После того как матрица полностью заполнена, нужно соотнести между собой все категории и выбрать одну из стратегий дальнейших действий:
- S + O = стратегия прорыва: учитывает сильные стороны, которые помогут реализовать благоприятные возможности для бизнеса;
- S + T = стратегия переходного периода № 1: помогает предотвратить угрозы с помощью сильных сторон компании;
- W + O = стратегия переходного периода № 2: показывает, как можно использовать возможности для уничтожения слабых сторон бизнеса;
- W + T = стратегия выживания: показывает, как можно избавиться от угроз с помощью устранения недостатков и слабых сторон в бизнес-процессах.
Частые ошибки при SWOT-анализе
По мнению Александра Родина, к. э. н., доцента кафедры оценочной деятельности Университета «Синергия», типичными ошибками в рамках SWOT-анализа считаются краткость, шаблонность и предвзятость описания. Зачастую характеристика каждого раздела делается поверхностно или заведомо не отражает реальных проблем и рисков предприятия или проекта.
К другим ошибкам методики относятся:
- слишком общие формулировки: например, в качестве сильной стороны называют хорошую продукцию, но не уточняют, в чем именно ее преимущества;
- некомпетентные участники: бывает, что сотрудники не обладают нужными знаниями о бизнес-процессах и не могут их верно оценить;
- отсутствие цели: без фокуса на конкретном результате анализ превращается в обычное описание, которое никак не применяют на практике.
Пример SWOT-анализа компании
Определим сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы на примере матрицы SWOT-анализа Сбера.
К преимуществам компании можно отнести большой опыт работы с клиентами и обширную клиентскую базу. Кроме того, банк уделяет особое внимание профессиональному уровню работников, а среди других кредитных организаций у него высокий рейтинг и хорошая репутация.
К слабостям можно отнести громоздкую структуру и текучесть кадров на низких должностях. Перспективы для роста заложены в увеличении потребительского кредитования и финансирования юридических лиц, в инвестиционной активности и работе на рынке ценных бумаг. Среди угроз можно назвать развитие региональных банков и риск экономического кризиса.
Если соотнести друг с другом критерии SWOT-анализа, можно разработать несколько стратегий:
- SO: расширять масштабы работы с частными и корпоративными клиентами, разрабатывать новые инвестиционные проекты;
- WO: предоставлять возможности для карьерного роста сотрудников, которые занимают низкие должности, и разрешать им чаще принимать самостоятельные решения;
- ST: снижать риск финансовых операций с помощью опыта сотрудников и использования информационной базы по клиентам, а от конкурентов отстраиваться с помощью хорошей репутации;
- WT: совершенствовать систему управления, привлекать новые профессиональные кадры с помощью более высокой зарплаты и социальных гарантий.
Советы эксперта о SWOT-анализе
По словам Александра Родина, SWOT-анализ происходит в рамках бизнес-планирования, а также на любом этапе жизненного цикла предприятия. Преимущественно SWOT относится к разделам бизнес-планов и считается обязательным элементом технико-экономических обоснований.
Эксперт отмечает, что анализ предполагает четыре раздела, в ходе описания которых происходит оценка сильных и слабых сторон, возможностей и рисков:
- strengths — сильные стороны предприятия: необходимо выделить ключевые конкурентные преимущества;
- weaknesses — производится анализ и выявляются слабые стороны;
- opportunities — описываются прогнозные возможности: очерчиваются перспективы успешных направлений развития;
- threats — анализируются основные риски.
По мнению эксперта, этот инструмент позволяет упорядочить качественные оценки предприятия в общепринятую форму. Но у методики также есть недостатки.
«В SWOT-анализе, как правило, отсутствуют расчетные величины, прогнозы финансовой отчетности. Плюсы и минусы бизнеса описываются кратко, без глубокого анализа отрасли, подробного описания технологических аспектов. Современные техники описания меморандумов в рамках планирования, внешнего и внутреннего анализа предприятия располагают большим инструментарием. Это и финансовое моделирование, и анализ данных. Отраслевой обзор, анализ рынка, составленный по современным требованиям, содержит более глубокую и полную картину сильных и слабых сторон бизнеса. Формат SWOT не предусматривает высокой детализации и представления таких сведений», — подчеркнул Александр Родин.
Что нужно запомнить о SWOT-анализе
Составили список тезисов, которые кратко описывают суть SWOT-анализа.
1. SWOT-анализ — это стратегический инструмент для оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, связанных с проектом или компанией.
2. SWOT-анализ расшифровывается по заглавным буквам четырех критериев: strengths (сильные стороны) + weaknesses (слабые стороны) + opportunities (возможности) + threats (угрозы).
3. SWOT-анализ помогает оценить текущую ситуацию в бизнесе, наметить стратегию дальнейшего развития, принять решение и наметить пути выхода из проблем.
4. SWOT-анализ легко применить, он не требует больших финансовых затрат. Среди минусов выделяют субъективность, отсутствие четких критериев и регулярную перепроверку критериев.
5. Чтобы провести анализ, нужно собрать информацию для SWOT-матрицы, отобрать тезисы, соотнести критерии друг с другом и выбрать подходящую стратегию.
Список источников
1. А. Г. Бачинский, Н. А. Дмитриев, Д. В. Авласевич, А. А. Кириллов, «Технология SWOT- анализа», «Форум молодых ученых», 2020 год.
2. С. В. Гришина, «Преимущества и ограничения SWOT-анализа», «Актуальные вопросы экономических наук», 2009 год.
3. В. Е. Сочеева, «Swot-анализ ПАО “Сбербанк”», «Международный журнал гуманитарных и естественных наук», 2019 год.
Автор: Яна Шапошина
Эксперт: Александр Родин, к. э. н., доцента кафедры оценочной деятельности Университета «Синергия»