Что такое QR-код
Это усовершенствованный двумерный тип штрихкода, который хранит информацию в виде закодированных данных. Внешне он выглядит как квадрат с пиксельным узором внутри.
Аббревиатура QR расшифровывается как Quick Response — «быстрый отклик», что подчеркивает простоту и скорость получения закодированной информации. «Прочитать» данные, спрятанные в черно-белом узоре, можно с помощью цифрового устройства. Достаточно навести камеру смартфона или планшета на изображение — и на экран мгновенно поступит нужная информация.
QR-код считается современным изобретением, но ему уже 20 лет. В начале 1990-х годов автомобильная промышленность Японии столкнулась со сложностями использования обычных штрихкодов. Они вмещали всего 20 символов, что было явно недостаточно для крупного производства с большим количеством продукции. На некоторые запчасти приходилось наносить сразу несколько штампов с черно-белыми линиями.
Чтобы ускорить считывание штрихкодов, разработчики компании Denso Wave, подразделения Toyota, решили создать новые цифровые метки. Они расположили символы таким образом, чтобы те считывались под любым углом и сохраняли больше данных.
Первый QR-код был создан в 1994 году. Он вмещал свыше 7000 символов и считывался в десятки раз быстрее, чем штриховой код.
Denso Wave не стала накладывать на свое изобретение ограничения по правам и лицензированию, чтобы технологию мог свободно использовать любой человек. В начале 2000-х годов QR-коды распространились за пределами Японии. Их использование расширилось благодаря развитию мобильных телефонов: как только в них добавили технологию для считывания двумерных кодов, расшифровать их мог любой владелец смартфона.
Всплеск применения QR-кодов пришелся на пандемию. Их использовали для контроля режима самоизоляции, передвижения граждан и сохранения социальной дистанции. Без QR-кода нельзя было выйти из дома, рестораны зашифровывали в них меню, а магазины — использовали для бесконтактной оплаты.
Хотя режим самоизоляции давно снят, применение двумерных кодов продолжает наращивать темпы. По данным портала QR Tiger, в 2024 году зафиксировано 26,95 млн сканирований QR-кодов более чем в 50 странах мира. Их применяют в разных отраслях бизнеса: от фармацевтики до авиаперелетов. В черно-белые пиксели зашифровывают ссылки, номера телефонов, тексты и файлы.
Виды QR-кодов
Существует несколько классификаций QR-кодов по разным признакам. По возможности внесения изменений они делятся на статические и динамические. Первый вид содержит неизменную ссылку, которая ведет на одну и ту же страницу. Если владелец сайта решит перенести информацию на другой адрес, QR-код перестанет работать. Таким образом можно размещать ссылки на личный кабинет пользователя, на инструкции к продукту или приложение в виртуальном магазине.
Динамические коды содержат короткие ссылки на промежуточные страницы. Они, в свою очередь, могут вести на разные ресурсы в интернете. Страницы можно менять, а код при этом будет оставаться прежним. Например, таким образом магазин может зашифровать ссылку на актуальные акции, которые меняются каждый сезон. В августе пользователю откроется страница со скидками к 1 сентября, а в декабре — предложения к Новому году.
По типу кодирования различают четыре вида QR-кодов:
- цифровые: для чисел от 0 до 9. Код может вмещать до 7089 символов;
- буквенно-цифровые: кодируют числа от 0 до 9, заглавные латинские буквы, пробел и различные символы, например: +, -, /. Хранят до 4296 символов;
- двоичные: содержат символы 0 и 1. Вмещают до 2953 знаков;
- кандзи: используют для кодирования японских иероглифов и позволяют хранить до 1817 символов.
По внешнему виду и авторству выделяют шесть видов двумерных кодов.
1. QR-код — оригинальная версия, созданная японским разработчиком Масахиро Хара. Ее можно определить по характерным символам в двух верхних и левом нижнем углах.
Существует также микро-QR-код, который наносят на небольшое пространство, например, на упаковки маленьких товаров, этикетки.
2. Aztec — код разработала компания Welch Allyn. Поисковый узор у него находится в центре и напоминает пирамиду ацтеков, если смотреть на нее сверху. Код может хранить от 13 до 3832 цифр и от 12 до 3067 букв. Часто его используют для авиа- и железнодорожных билетов.
3. Semacode: автор — одноименная компания, придумала код без поисковых узоров по углам.
4. MaxiCode — в центре кода расположен опознавательный узор из шестиугольников.
5. PDF417 — прямоугольный предшественник QR-кода. Его обычно наносят на документы. Код позволяет хранить до 2710 цифр или 1850 символов.
6. Data Matrix — код разработала компания International Data Matrix. Он похож на QR-код, но без опознавательных меток в углах. Подходит для кодирования небольшого объема данных и может хранить до 3116 цифр или 2355 символов. Часто его используют в промышленности.
Принцип работы QR-кода
Каждый пиксель внутри черно-белого квадрата содержит информацию, закодированную в двоичном формате, то есть состоящую из цифр 0 и 1. Всего таким образом можно сохранить до 7089 цифр и 4296 букв. Если информация меньше по объему, в квадрате остаются пустые модули.
В классическом варианте QR-кода в трех углах находятся опознавательные метки. Они «подсказывают» цифровому устройству, в каком направлении нужно читать код.
Возле правого нижнего угла расположен выравнивающий узор. Он помогает сканеру распознать QR-код даже в перевернутом виде.
Линия между квадратами поискового узора — это полосы синхронизации. Они помогают считать данные с неровной поверхности. Кроме того, квадрат содержит блоки исправления ошибок Рида-Соломона. Благодаря им устройство сможет правильно распознать QR-код, даже если он поврежден на 30%.
Возле правого верхнего угла находится версия — компонент, обозначающий способ кодирования данных. По внешнему краю QR-кода расположена белая рамка. Пустое пространство отделяет пиксели от других элементов, чтобы сканер смог их распознать. Техническое устройство считывает QR-код, а специальное программное обеспечение расшифровывает данные и выводит информацию на экран.
Плюсы и минусы использования QR-кодов
По словам Алексея Ермакова, IT-эксперта кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия», QR-коды достаточно устойчивы к ошибкам считывания. При этом существуют и ограничения.
«QR-код не позволяет человеку получить информацию непосредственно. Для его считывания нужно устройство с камерой и работающей связью (доступом в интернет). Если этого нет, то прочитать информацию не получится. Другая опасность в том, что в этом коде может быть замаскирована мошенническая ссылка, перейдя по которой, пользователь понесет ущерб», — отметил эксперт.
Рассмотрим подробнее таблицу, в ней указаны преимущества и недостатки использования QR-кода.
Плюсы | Минусы |
Вмещает много символов, можно закодировать разные данные | QR-код может вести на вредоносный сайт, через который мошенники получат доступ к данным пользователя |
Можно генерировать QR-коды самостоятельно, а считывают их большинство современных устройств | Линейные штрих-коды более компактные и используются для нанесения основной информации, а QR-коды — для дополнительной |
Сканер может прочитать даже поврежденный QR-код | QR-код невозможно расшифровать без подключения к интернету. Он может не читаться, если его размеры уменьшены или увеличены, если цвета недостаточно контрастные, а на белом отступе нанесены посторонние символы |
Для чего используются QR-коды
Двумерные коды можно увидеть на рекламных баннерах, чеках и платежках от ЖКХ. Бизнес и некоммерческие организации используют QR-коды для разных целей.
1. Для оплаты товаров и услуг
QR-коды используют для онлайн-оплаты товаров, кредитов, платежей за коммунальные услуги и для бесконтактного перевода средств в офлайн-магазинах. Некоторые торговые сети размещают их на упаковках, чтобы покупатели могли убедиться в подлинности приобретаемого продукта. А другие с помощью QR-кода переводят клиентов на страницу с акциями, чтобы те совершали покупки со скидками.
2. Для предоставления информации
В QR-код можно вносить актуальные данные или дополнительные сведения:
- инструкции к товарам;
- статьи с новыми исследованиями или статистикой;
- контакты и личные сведения в форме цифровой визитки;
- информацию о мероприятиях в форме пригласительного билета;
- маршруты.
Например, в Эрмитаже разрабатывали QR-коды для виртуальных экскурсий по археологическим выставкам, чтобы посетители получали актуальные сведения и могли заранее построить свой маршрут по залам.
3. Для хранения и передачи данных
С помощью QR-кодов делают маркировку деталей на разных этапах производства, хранят в них информацию о доставке и перемещении, предоставляют пароль от Wi-Fi, вносят дополнительные сведения, которые не помещаются на товарной упаковке.
4. Для продвижения и маркетинга
В этом случае код используют следующим образом.
1. QR-код размещают на баннерах, чтобы пользователь мог перейти в соцсети бренда или подробнее прочитать об акции или товаре на сайте производителя.
2. В цифровом коде зашифровывают аудио, видео или изображения: например, новую песню исполнителя или анонс продукта.
3. QR-код размещают на упаковках товаров, купленных на маркетплейсах, чтобы покупатели могли оставить отзыв или связаться со службой поддержки.
4. Двумерные коды используют для привлечения внимания и повышения активности. Например, сеть кофеен Starbucks рекламировала новые купажи кофе с помощью QR-кодов на флаерах. Покупатели сканировали их, попадали на сайт компании, голосовали за один из продуктов и участвовали в розыгрыше путешествия. Затраты на рекламную кампанию были небольшими, а результаты впечатляющими: в акции приняли участие 56 457 человек, ее обсуждали в соцсетях, благодаря чему охват достиг нескольких миллионов пользователей.
Другой пример: бренд L'Oreal зашифровал в коде ссылку на фильтр для камеры. Покупательницы могли отсканировать QR-код и посмотреть, подойдет ли им тот или иной оттенок помады.
5. Для входа в личные аккаунты
С помощью таких кодов некоторые сайты предоставляют пользователям доступ в личные кабинеты, почтовые ящики или страницы соцсетей. Например, вход по QR-коду доступен в компьютерных версиях сайта VK и приложения VK Мессенджер.
6. Для обеспечения безопасности
Для доступа к определенным документам, платформам или помещениям генерируют QR-коды, доступные только определенным сотрудникам. Также эту разновидность штрихкода применяют для защиты данных с помощью двухфакторной аутентификации.
Как создать QR-код с помощью генератора онлайн
Сформировать собственный двумерный код можно несколькими способами:
- с помощью специальных сайтов-генераторов;
- через компьютерные программы;
- при помощи мобильных приложений.
Некоторые компании разрабатывают персональное программное обеспечение, чтобы создавать QR-коды под задачи своего производства. Но для стандартных целей — зашифровать ссылку, контактный телефон или пароль — достаточно генераторов в интернете. У них интуитивно понятный интерфейс, поэтому пользоваться ими довольно просто.
1. Выберите тип информации, который хотите зашифровать.
2. Введите в специальное поле текст для кодировки.
3. Нажмите кнопку «Создать код».
4. В отдельном поле появится изображение вашего QR-кода. Его можно скачать, распечатать или разместить на сайте.
Как отсканировать QR-код онлайн через камеру телефона
В большинстве современных устройств уже заложена функция распознавания QR-кода. Найти ее можно в настройках телефона. Если на смартфоне нет такой технологии, нужно скачать программу-сканер в магазине приложений.
На Android
Для считывания кода запустите сканер на мобильном устройстве. Он находится в общем списке приложений или среди иконок в строке состояний в верхней части экрана.
1. Нажмите на иконку приложения.
2. На устройстве откроется камера с рамкой, внутрь которой нужно поместить QR-код. Необходимо навести объектив на квадрат или загрузить изображения кода из «Галереи».
3. Как только QR-код отсканируется, на экране появится зашифрованная информация: например, ссылка на страницу в интернете.
На iOS
Для считывания кода нужно переключить настройки камеры.
1. Перейдите в «Настройки», выберите пункт «Камера» и нажмите «Сканирование QR-кодов».
2. Наведите объектив с рамкой на квадрат кода.
3. После расшифровки на экране откроется новое окно с информацией.
Советы эксперта о QR-коде
О возможностях QR-кода рассказал эксперт Алексей Ермаков.
«QR-код (от английского Quick Response — “быстрый ответ”) визуально представляет собой квадратную сетку, в углы которой вписаны три квадрата. По ним происходит опознавание кода и направление его считывания. Каждая ячейка этой сети хранит передаваемую информацию в двоичном коде: ноль или единицу. Существует вариант так называемого Aztec Code, в котором квадрат позиционирования находится по центру. Есть также MaxiCode с кругом позиционирования: вместо пикселей там шестигранники, напоминающие пчелиные соты. Кроме того, есть коды, использующие вместо маркеров линии», — пояснил Алексей Ермаков.
По словам эксперта, с помощью QR-кода можно даже записать короткий видеоролик в двоичном коде. Технологию чаще всего используют для осуществления быстрых платежей, передачи информационного сообщения, обмена контактами или переадресации по ссылке. Здесь может быть статический вариант, когда записанная информация неизменна и не редактируется, или динамический, когда ее можно изменить в любой момент. Микрокоды, как правило, размещают на чеках, потому что они экономят место.
По мнению Алексея Ермакова, в будущем на смену QR-коду, скорее всего, придет иной способ кодирования информации, так как цифровые технологии постоянно и очень быстро развиваются.
Об опасности, связанной с применением популярной технологии, предупреждает Кай Михайлов, руководитель направления информационной безопасности iTPROTECT: «QR-код — приятный инструмент для злоумышленника. Мошенники иногда прибегают к квишингу. Это такая форма фишинга, при которой мошенники используют QR-коды, чтобы обмануть пользователя и украсть личные данные. Так как QR-коды чаще всего сканируют на личных мобильных телефонах, которые не защищены корпоративной безопасностью, мошенники активно используют такой формат».
По словам эксперта, с помощью сервисов коротких ссылок, которые сокращают URL и маскируют реальный домен, злоумышленники встраивают вредоносные ссылки в сам QR-код. Правда, в случае с современными мобильными устройствами пользователь видит адрес ссылки при наведении сканера и при должной внимательности может заподозрить неладное. Чтобы этого избежать, мошенники комбинируют разные способы. Например, к самому QR-коду привязывают правильную сокращенную ссылку, с которой потом происходит перенаправление на вредоносную.
Злоумышленники используют именно распространенность технологии, ее популярность, а также тот факт, что подменить QR-код, например, на упаковке товара в магазине, гораздо проще, чем заменить текстовую ссылку. QR-код в таких случаях выглядит для пользователя намного привлекательнее, чем ссылка на неизвестный ему домен.
Как правило, не все люди могут привыкнуть к тому, что ловушка с QR-кодом может их ждать в знакомом месте. Вредоносные ссылки на QR-кодах на улицах города могут до сих пор удивлять. По этой причине в некоторых городах, например в Москве, запрещено использование QR-кодов в наружной рекламе.
«Чтобы не попасться на уловку кибермошенников, нужно сохранять бдительность и соблюдать простые правила кибергигиены, — советует Кай Михайлов, — самое простое, как и в случае с фишингом, — не переходить по неизвестным или подозрительным ссылкам и не сканировать QR-коды, присланные неизвестными вам отправителями».
Что нужно запомнить о QR-коде: будущее технологии
Подводим итоги статьи и кратко резюмируем основную информацию.
1. QR-код — это усовершенствованный штрихкод, в котором информация может считываться в разных направлениях.
2. Стандартный QR-код похож на квадрат, внутри которого находится черно-белый пиксельный узор.
3. Информация в QR-коде зашифрована в двоичном формате. С его помощью можно передавать ссылки, тексты, файлы, изображения, аудио- и видеоролики.
4. Чаще всего QR-коды используют для передачи ссылок на различные страницы в интернете, для предоставления справочной и рекламной информации, для доступа к личным аккаунтам и повышения безопасности.
5. Сгенерировать QR-код можно самостоятельно: онлайн на сайте-генераторе, через компьютерную программу или мобильное приложение.
6. QR-код считывают большинство современных гаджетов. Для этого необходимо открыть предустановленное приложение или выбрать в настройках камеры функцию «Сканер»/ «Сканирование QR-кодов».
Список источников
1. Э. Риксон, «Статистика использования более 55 QR-кодов в 2024 году: последние факты и идеи», сайт QR Tiger.
2. И. О. Захожая, «QR-код и его использование в современном мире», «Научные междисциплинарные исследования», 2021 год.
3. Д. Ю. Гук, «QR-код Эрмитажа: статистика, посетители, факты», «Современные проблемы сервиса и туризма», 2014 год.
4. И. Беселидзе, «Код, да не тот», «Бизнес-журнал», 2012 год.
5. А. В. Лисицына, А. С. Овсянникова, «QR-код как элемент защиты данных при помощи двухфакторной аутентификации», «Молодой ученый», 2022 год.
Автор: Яна Шапошина
Эксперты: Алексей Ермаков, IT-эксперт кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия»;
Кай Михайлов, руководитель направления информационной безопасности iTPROTECT