Финансовый анализ предприятия: какие ключевые показатели использовать и как их оценить

Чтобы понять, насколько организация устойчива и платежеспособна, какие имеет точки роста и перспективы, необходимо провести глубокое исследование ее деятельности. В этом поможет финансовый анализ предприятия. Рассказываем, какие ключевые показатели рассчитывают, какие методы исследования применяют, откуда берут достоверные данные, а также какие важные моменты при этом стоит учесть.

9 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Что такое финансовый анализ
  2. 2.
    Цели финансового анализа предприятия
  3. 3.
    Методы финансового анализа
  4. 4.
    Источники информации для финансового анализа
  5. 5.
    Ключевые показатели в финансовом анализе
  1. 6.
    Этапы финансового анализа предприятия
  2. 7.
    Мнение эксперта о финансовом анализе предприятия
  3. 8.
    Главное о финансовом анализе предприятия
  4. 9.
    Список источников
Развернуть
Татьяна Бабикова
Автор Финансы Mail
1

Что такое финансовый анализ

Это комплексная оценка основных показателей предприятия на основе его финансовой отчетности. Анализ бизнеса позволяет:

  • прогнозировать финансовую устойчивость;
  • оценить деловую активность;
  • проанализировать дебиторскую задолженность;
  • рассмотреть структуру затрат;
  • выявить причины сокращения выручки;
  • провести факторный анализ прибыли;
  • сравнить чистую прибыль за несколько периодов;
  • выявить риск банкротства.

С помощью финансового анализа можно определить слабые стороны бизнеса, своевременно исправить негативные тенденции, а также выявить имеющиеся ресурсы компании.

2

Цели финансового анализа предприятия

Основная цель финансового анализа организации — оценка ее положения и принятие взвешенных управленческих решений для удовлетворения потребностей клиентов и получения прибыли. Эффективность бизнеса оценивают по размеру прибыли: чем она выше, тем деятельность компании эффективнее.

Исследование финансовых показателей необходимо:

  • для оценки финансового положения предприятия, причинно-следственных связей;
  • соизмерения расходов в доходе;
  • для определения эффективности использования ресурсов компании;
  • для выявления точек роста и новых направлений;
  • для анализа влияния выручки и оборачиваемости запасов на рентабельность;
  • для прогнозирования показателей в будущих периодах.

В успешных организациях финансовый анализ проводят вместе с управленческим, что позволяет своевременно определить негативные тенденции и усилить влияние позитивных.

3

Методы финансового анализа

На практике используют несколько методов для проведения оценки финансового положения компании в разных разрезах. Это позволяет получить более полную информацию. Мы рассмотрели подробно каждый из них. Результаты представлены в таблице.

Горизонтальный (временной или динамичный)
В ходе исследования данные на определенные дату сравнивают с теми же показателями предыдущего периода. Например, рассматривают активы на начало и конец 2022, 2023 и 2024 года. Итоги расчетов показывают динамику отдельных статей, например, выручки. Если она снижается, то изучают другие показатели, чтобы выявить причину. Такой анализ особенно актуален для организаций, деятельность которых зависит от сезонности
Вертикальный (структурный)
С его помощью определяют удельный вес показателя, например, в затратах и поступлениях. Общий итог считают как 100%, а части баланса рассчитывают как проценты от целого. Так получают долю определенных издержек в общих расходах и выявляют, какая статья самая большая. Метод позволяет проводить анализ оборотных и внеоборотных активов, их состава и уровня ликвидности; собственного и заемного капитала, их состава, а также средневзвешенную стоимость капитала; денежного потока по видам деятельности — операционной, инвестиционной и финансовой
Факторный (интегральный)
В основе метода лежит многомерный статистический анализ, в ходе которого исследуют влияние различных факторов на итоговый результат. Во внимание берут внешние и внутренние факторы, воздействующие на организацию: изменения в законодательстве, уровень цен, а также социально-экономические изменения в субъектах РФ. Каждый фактор можно разделить на составляющие
Трендовый
Разновидность горизонтального анализа. Показатели определенного периода считаются базовыми. С ними сравнивают показатели других периодов. На основе выявленных отклонений выделяют тренд, который используют при составлении прогнозов. Например, прибыль увеличивается каждый год на 30%. Возможно, в следующем году она вырастет так же
Сравнительный (пространственный)
В ходе проведения анализа между собой сопоставляют определенные группы показателей представительств и структурных подразделений организации. Данные сравнивают с такими же показателями по отрасли в целом или с показателями конкурентов. Сравнение со средними коэффициентами отрасли демонстрирует резервы, которые можно использовать для улучшения своих показателей. Сравнение с данными конкурентов позволяет выявить меры, которые помогут стать более конкурентоспособными на рынке. Сравнение текущих показателей с плановыми помогает своевременно выявить опережение или, наоборот, отставание и исправить ситуацию. Сравнение сведений филиалов компании позволяет выявить резервы и выгодно перераспределить ресурсы между ними
Анализ коэффициентов (относительных показателей)
Обычно рассчитывают показатели ликвидности и платежеспособности, которые показывают, есть ли у организации денежные средства для покрытия всех обязательств и как быстро ее имущество может быть реализовано

Итоги горизонтального и вертикального анализов дополняют друг друга, поэтому их часто выполняют параллельно.

4

Источники информации для финансового анализа

Источники сведений для проведения анализа выбирают исходя из того, для кого предназначен результат финансового анализа. Обычно используют такую информацию:

  • бухгалтерский баланс: в нем показаны активы и пассивы организации на начало и конец отчетного периода;
  • отчет о финансовых результатах: в документе можно узнать объем продаж, расходов, а также чистую прибыль и убыток;
  • отчет о движении капитала: документ содержит информацию о сумме и составляющих собственного капитала компании, а также его изменениях за определенный период;
  • отчет о движении денежных средств и отчет о денежных потоках: в документе показаны поступления денег и других эквивалентов за определенный период и т. д.

При использовании информации из указанных источников для проведения анализа важно учесть факторы:

  • инфляцию;
  • показатели, полученные на основе данных финансовой отчетности, характеризуют лишь общее состояние компании.

Кроме того, при проведении оценки эффективности деятельности компании и управленческих решений следует учитывать комплекс показателей, а не только чистую прибыль.

Быстро рассчитать необходимые коэффициенты позволяют специальные онлайн-сервисы. К простым средствам относят Google Таблицы, к более сложным — «1С: Предприятие», «Финтабло», «Управленка», «ПланФакт» и другие.

5

Ключевые показатели в финансовом анализе

Существует большое количество финансовых показателей. При их выборе основываются на целях проводимого анализа. Рассмотрим подробнее основные коэффициенты, используемые внешними и внутренними пользователями для оценки положения предприятия.

1. Валовая прибыль. Показатель, который отражает, сколько организация заработала при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг. Рассчитывают по формуле: Валовая прибыль = Выручка — Себестоимость товаров/услуг.

Себестоимость — затраты компании на производство товаров или предоставление услуг. Если она занимается торговлей, то себестоимостью в этом случае считаются издержки на закупку товаров, их упаковку и транспортировку.

2. Постоянные затраты. Их оценивают, если у компании свое производство продукции. К постоянным затратам относят те, которые не уменьшаются в кризис и период сезонных колебаний. Их размер не зависит от объема производства. Оптимальным значением, при котором предприятие сможет справиться с временными сложностями, считается 30% от общего объема затрат. Постоянные расходы соотносят с количеством выпущенных товаров — чем больше произведено продукции и меньше постоянные затраты, тем производство организации ближе к безубыточности.

Для расчета необходимо сложить затраты на аренду помещения, плату за коммунальные услуги, рекламное продвижение, бухгалтерские услуги на аутсорсинге и иные расходы.

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли. Позволяет определить долю чистой прибыли в выручке от продажи товаров и оказания услуг или сколько копеек прибыли содержится в каждом рубле выручки. Коэффициент рассчитывают таким образом: Рентабельность продаж по чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка х 100%.

Существуют также другие виды показателей рентабельности. Коэффициент рентабельности активов (ROA) показывает доходность активов и эффективность их использования. Показатель рассчитывают: Рентабельность активов = Чистая прибыль / Активы.

Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) полезен собственникам компании и инвесторам для контроля эффективности использования вложенных средств. Показывает, сколько организация заработала чистой прибыли на 1 рубль собственных средств.

«Если рентабельность активов падает, то фирма меньше зарабатывает. Причинами этого может быть затоваренность склада или увеличение дебиторской задолженности», — отметила Людмила Киященко, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Смоленского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

4. Ликвидность. Для внешних пользователей, например, инвесторов и кредиторов, важно знать, будет ли организация в будущем приносить прибыль и насколько устойчиво ее финансовое положение. Для этого рассматривают показатели ликвидности, рыночной стоимости и оборачиваемости активов.

Ликвидность — это способность компании быстро реализовать активы по цене не ниже рыночной. Банк при рассмотрении заявки на кредит будет учитывать, какое имущество предприятия можно оперативно продать для покрытия долга. Инвесторов интересует, насколько быстро организация сможет обнулить задолженность и справиться с трудностями в тяжелый период.

Коэффициенты рассчитывают по формулам:

  • Коэффициент общей ликвидности = Текущие активы / Текущие обязательства;
  • Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность) / Текущие обязательства;
  • Коэффициент абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства.

5. Оборачиваемость активов. Показатель демонстрирует, с какой скоростью компания полностью использует актив. Например, за сколько дней она реализует поставку товара. Обычно показатель сравнивают с данными конкурентов. «Чем он меньше, тем быстрее организация использует актив, тем эффективнее ее деятельность. Если же время оборота растет, это говорит о неэффективном использовании активов. Получается, что денежные средства, вложенные в активы, застревают и не переходят в чистую прибыль», — рассказала Людмила Киященко.

6. Рыночная стоимость. Это цена, по которой объект могут продать. Инвестор на основании стоимости может спрогнозировать, сможет ли предприятие вернуть деньги при неудачной реализации проекта. Кредитные организации обращают внимание на реальную стоимость организации и ее активов. Если она не будет в состоянии рассчитаться по долгам, то сможет продать свои активы для погашения долгов.

6

Этапы финансового анализа предприятия

Для проведения финансового анализа организации нужно выполнить следующие шаги.

1. Определить цели и задачи анализа

На начальном этапе собирают перечень вопросов, на которые позволит ответить результат финансового анализа. Для этого нужно определить:

  • кому необходим результат финансового анализа;

  • в какой форме должен быть представлен итог;

  • что из полученных данных относится к конфиденциальным;

  • период, за который потребуется информация;

  • список документов, из которых берут данные.

2. Выбрать источники информации

Выбор источников зависит от целей и специфики деятельности компании. Необходимо получить такие данные:

  • итоги деятельности компании;

  • условия, в которых работает организация;

  • наличие имущества на начало и конец рассматриваемого периода;

  • потенциальные перспективы развития.

3. Определить финансовые показатели

Коэффициенты подбирают на основе имеющихся источников данных, а также поставленных целей и задач. Например, если предприниматель не формирует баланс, невозможно рассчитать коэффициенты. Обычно в качестве нормативного значения берут показатели по отрасли, в которой ведут бизнес.

4. Рассчитать показатели

Для комплексного и всестороннего анализа финансов организации следует применять сразу несколько методов. Например, провести вертикальный и горизонтальный анализ вместе с факторным. Так можно исследовать факторы изменения выручки или чистой прибыли за выбранный период.

5. Сформировать выводы и рекомендации

Итоги финансового анализа необходимо правильно оценить, выявить тенденции и сделать выводы. Если рассчитанные коэффициенты показывают разные разнонаправленные тренды, следует рассчитать дополнительные показатели, а также проверить достоверность исходных данных.

7

Мнение эксперта о финансовом анализе предприятия

Людмила Киященко рассказала о финансовой устойчивости предприятия.

«Финансовая устойчивость — это соотношение собственного и заемного капитала. Для определения типа финансовой устойчивости используются коэффициент автономии и коэффициент финансовой зависимости. Коэффициент автономии рассчитывают как отношение собственного капитала к активам компании. Коэффициент зависимости определяют как отношение заемного капитала к собственному капиталу», — отметила Людмила Киященко.

Эксперт отметила также, что необходимо помнить о формуле устойчивого роста предпринимательской деятельности. Чистая прибыль должна увеличиваться быстрее выручки, а выручка — быстрее, чем активы.

8

Главное о финансовом анализе предприятия

Мы собрали основную информацию по проведению финансового анализа организации.

1. Финансовый анализ — это оценка показателей предприятия на основе финансовой отчетности. Он нужен внутренним и внешним пользователям.

2. Основная цель — оценка положения и принятие рациональных управленческих решений.

3. Для проведения оценки финансового положения компании обычно используют несколько методов:

  • горизонтальный;
  • вертикальный;
  • факторный;
  • трендовый;
  • сравнительный;
  • анализ коэффициентов.

4. В качестве источников для проведения финансового анализа используют:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о денежных потоках.

5. Существует большое количество финансовых показателей. При их выборе основываются на целях проводимого анализа.

9

Список источников

1. Федеральный закон от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 года № 16 «Об утверждении “Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций”».

3. Гоцко Т. В., статья «Методология финансового анализа бюджетных учреждений: особенности, алгоритм и инновации» в журнале «Экономика, предпринимательство и право», 2024 год.

Эксперт: Людмила Киященко, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Смоленского филиала Финансового университета при Правительстве РФ