НовостиЭкономикаКурсы

Банковская карта в стоп-листе: 5 шагов для разблокировки

25 июня,источник: Финансы Mail

Безналичная оплата проезда в общественном транспорте — это удобно, практично и быстро. Но услуга может стать недоступной, если карта попадет в стоп-лист. Расскажем, почему это может произойти и как решить проблему.

Источник: Freepik

Если вы увидели на экране валидатора в общественном транспорте надпись «Карта в стоп-листе», это значит, что вам не удастся оплатить поездку выбранной картой, так как она попала в черный список транспортной компании. С помощью эксперта объясним, что такое стоп-лист, по каким причинам перевозчик может заблокировать карту и как снять наложенные ограничения. Также приведем алгоритм действий для тех, кто оплачивает проезд с помощью телефона.

Что такое стоп-лист

Транспортный стоп-лист — это электронный черный список, который ведет оператор транспортной системы. Например, «Московский транспорт», «Петербургский метрополитен» или региональные системы. В него заносятся номера банковских карт или виртуальных транспортных карт, привязанных к устройствам для бесконтактной оплаты, по которым фиксировались определенные нарушения или проблемы при оплате проезда.

«Главная цель стоп-листа — защита перевозчика от финансовых потерь. Если карта в стоп-листе, оплатить проезд с ее помощью через валидатор в транспорте не получится», — дополнила Мария Иваткина, эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф».

О блокировке карты оператор транспортной системы чаще всего сообщает в СМС-уведомлении, которое отправляет владельцу «пластика».

Почему карта может попасть в стоп-лист

Причин попадания карты в транспортный стоп-лист несколько, и не все они связаны со злым умыслом пассажира. Мария Иваткина перечислила самые распространенные ситуации, при которых банковская карта может попасть в черный список оператора.

1. Самая частая причина — несколько безуспешных списаний с карты. Если при попытке оплаты проезда на счете не хватило денег, карта была заблокирована банком или возникла техническая ошибка, система фиксирует неудачную оплату. Несколько таких неудач подряд (часто 1−5, зависит от правил системы) — и карта попадает в стоп-лист.

2. Банковская карта повреждена или срок ее действия завершился.

3. Еще одна возможная причина — подозрение в мошенничестве. Если система зафиксирует аномально большое количество поездок за короткий промежуток времени (что технически невозможно), она может расценить это как попытку обмана, и карта будет заблокирована.

4. В редких случаях карта может попасть в стоп-лист из-за ошибки в программном обеспечении транспортной системы или процессингового центра.

Как убрать карту из стоп-листа: пошаговая инструкция

Приведем примерный алгоритм действий, который поможет вам исключить карту из стоп-листа с помощью официального сайта оператора транспортной системы. В каждом субъекте он свой, но схема при этом везде похожа.

1. Для начала стоит проверить, есть ли на карте деньги. Если счет пуст, пополните его и только потом приступайте к разблокированию платежного средства.

2. Создайте личный кабинет на официальном сайте оператора, войдите в него. Вам понадобится номер телефона или адрес электронной почты.

3. Выберите добавленную в приложение карту, оказавшуюся в стоп-листе. Вам станет доступна информация об истории поездок по карте, ее текущем статусе, квитанции об оплате, а также сведения о наличии задолженности.

4. Выберите неоплаченную поездку и нажмите кнопку «Оплатить», чтобы снять ограничения с карты.

Источник: Скрины из приложений

5. Оплатите долг любой банковской картой, включая карту, которая находится в стоп-листе.

Источник: Скрины из приложений

Также можно посетить любое отделение МФЦ и попросить помощи специалиста. Предварительная запись не требуется.

Длительность процесса разблокировки может различаться в зависимости от региона и оператора транспортной системы. Она может занимать от 30 минут до суток.

В некоторых случаях достаточно просто пополнить карту, которая оказалась в стоп-листе, и задолженность спишется автоматически, после чего блокировка снимется.

Комментарий эксперта

Мария Иваткина рассказала о сложностях, которые могут возникнуть в процессе исключения карты из стоп-листа.

«Процесс вывода карты из стоп-листа не всегда быстрый и простой. Пассажир должен взаимодействовать с банком, чтобы выяснить причины неудачных списаний, разблокировать карту или пополнить счет, а также с транспортным оператором, чтобы инициировать проверку и снятие блокировки. Исключение из стоп-листа не происходит мгновенно. Это может занять от нескольких часов до нескольких рабочих дней — обычно до 3−5, но иногда и дольше. В этот период карта остается заблокированной и ею нельзя воспользоваться», — рассказала эксперт.

Также Мария Иваткина дополнила, что если причина попадания карты в стоп-лист кроется в задолженности и нехватке средств на счете, то перед снятием блокировки обязательно нужно погасить долг, иначе транспортный оператор не станет разблокировать карту.

Что делать, если проезд оплачивается телефоном

При оплате телефоном используется виртуальный номер карты (токен), который отличается от номера физической пластиковой карты. Однако транспортный стоп-лист блокирует именно этот виртуальный номер, привязанный к устройству в платежном сервисе. Чтобы разблокировать возможность оплаты телефоном, как правило, требуется погасить задолженность.

Для исправления ситуации необходимо зайти в мобильное приложение, с помощью которого вы оплачиваете проезд, удалить привязанную к нему карту и добавить ее заново — приложение создаст новый виртуальный счет. Важно: баланс платежного средства должен быть положительным, а денег должно хватать для погашения долга.

«При обращении в поддержку транспортной системы обязательно уточняйте, что оплата производилась именно с телефона — сообщите номер, привязанный к учетной записи в платежном сервисе», — посоветовала эксперт.

Пока ваша основная виртуальная карта в стоп-листе, вы можете:

  • добавить в телефон другую банковскую карту и выбрать ее как основную для оплаты проезда;
  • использовать для оплаты физическую банковскую карту, но не ту, что привязана к заблокированному токену в телефоне;
  • можно также воспользоваться альтернативными способами оплаты: транспортной картой, билетом в приложении или наличными (если возможно).

Список источников:

1. Раздел «Часто задаваемые вопросы» на официальном сайте сервиса GorodPay.

2. Раздел «Помощь» в приложении для пассажиров GorodPay.

3. Раздел «Вопросы и ответы» на официальном сайте сервиса «Транспортная процессинговая платформа» АО «НСПК».

4. Раздел «Карта в стоп-листе» на официальном сайте Единой транспортной компании (ЕТК).

Эксперт: Мария Иваткина, эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф»