Прибыли вовремя: бюджет получит 163 млрд неучтенных в прогнозе доходов

Откуда придут эти деньги и помогут ли они снизить дефицит.

Источник: Reuters

Бюджет получит 163 млрд рублей, не учтенных в изначальном прогнозе властей, выяснили «Известия». Основной источник — перечисление прибыли ЦБ, который по итогам 2024 года второй раз за восемь лет отчитался о положительном результате. Это немалая сумма — она сопоставима, например, с расходами на нацпроекты по развитию экономики и транспорта. Минфин также повысил ожидания по ряду других поступлений — от госпошлин, штрафов за нарушения ПДД, возвратов средств и экологического сбора. О том, позволит ли всё это сбалансировать бюджет, — в материале «Известий».

Доходы бюджета в 2025 году

В июньских поправках к бюджету Минфин учел доходы, которые ранее не закладывались в прогноз, — на 163 млрд рублей, следует из заключения Счетной палаты (СП) на новую редакцию финансового плана.

Основной вклад обеспечит Центробанк — почти 150 млрд рублей, отмечают аудиторы. Дело в том, что в 2024-м регулятор второй раз закончил год в плюс после нескольких лет убытков. Прибыль ЦБ достигла почти 200 млрд, что в 1,5 раза выше результата 2023-го. По закону Банк России обязан направлять в бюджет 75% с заработанного, то есть 150 млрд.

Ключевая прибыль Банка России — процентные доходы от рефинансирования средств коммерческих банков, объяснил кандидат экономических наук Андрей Бархота. Эти поступления зависят от величины ключевой ставки, которая в прошлом году была в диапазоне 16−21%, и потребности банковского сектора в ликвидности, добавил он. В ответ на запрос «Известий» о перечислениях в бюджет регулятор поделился ссылкой на опубликованный отчет за 2024 год об итогах своей работы.

Как объяснили «Известиям» в Минфине, прибыль ЦБ складывается и перечисляется по итогам года. В сентябре 2024-го итоги еще не были определены.

Помимо поступлений от ЦБ, дополнительные средства принесет и переход к прогрессивному налогу на доходы физлиц — 5 млрд, отмечает СП. С 2025 года введена пятиступенчатая шкала ставок от привычных 13 до 22%. Платят больше те, кто зарабатывает свыше 2,4 млн рублей в год. Все средства от увеличенного НДФЛ идут в федеральный бюджет. Дополнительные доходы от прогрессивной шкалы были заложены и ранее, но теперь власти незначительно переоценили прогноз вверх.

— По НДФЛ дополнительные доходы не были учтены, поскольку в бюджете еще не все коды были введены, прогноз учитывался агрегированно, — уточнили в Минфине.

Еще один источник неучтенных доходов — отдельные административные штрафы за нарушения правил дорожного движения (ПДД), следует из заключения аудиторов. В частности, 3,4 млрд принесут в бюджет санкции, налагаемые мировыми судьями и комиссиями по делам несовершеннолетних. Еще 1,9 млрд обеспечат наказания от региональных властей и учреждений. Счетная палата не уточняет, на какие статьи приходятся еще 3 млрд не заложенных ранее в план поступлений. В Минфине это объяснили тем, что законы были приняты в декабре, и поэтому не могли быть учтены в сентябре.

Причина, по которой указанные доходы не были учтены изначально, кроется в осторожном подходе Минфина к планированию, полагает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Также Счетная палата указала, что по 34 видам доходов вообще отсутствуют расчеты. А это, по словам аудиторов, говорит о недостаточной прозрачности при составлении бюджета.

— С одной стороны, 163 млрд — всего около 0,4% от всех поступлений в федеральный бюджет (38,5 трлн). Это относительно небольшая доля. С другой стороны, она сопоставима, например, с дополнительными тратами на льготную ипотеку, а также на нацпроекты по экономике и развитию транспорта, — отметил Владимир Чернов.

Таким образом, в условиях заложенного в поправки к бюджету роста дефицита с 1,2 до 3,8 трлн такие суммы имеют вес — как неучтенный резерв, который может быть направлен на приоритетные задачи без пересмотра ключевых параметров, подчеркнул эксперт.

Поправки к бюджету 2025 года

Несмотря на заложенное в поправках снижение прогноза по нефтегазовым доходам на 2,6 трлн рублей, общие потери составят всего 1,8 трлн, следует из заключения СП. Причина — рост поступлений, не связанных с сырьем, почти на 830 млрд. Дополнительные средства обеспечат изменения по ряду статей, по которым прогноз увеличен.

Наибольший прирост ожидается по безвозмездным поступлениям — их оценка выросла почти втрое, до 125 млрд рублей, следует из поправок к бюджету. Это связано с возвратами неиспользованных средств, которые были предоставлены регионам, фондам или отдельным учреждениям из казны.

Также почти втрое увеличен прогноз по экологическому сбору — до 19 млрд. Это обусловлено как повышением ставок сбора, так и изменением нормативов утилизации, пояснила доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Екатерина Голубцова. Кроме того, поступила задолженность по этому платежу за предыдущие периоды, погашение которой сложно прогнозируемо.

Минфин ожидает дополнительных доходов и от госпошлин — они принесут казне 255 млрд, в 1,4 раза больше, чем планировалось ранее. Рост связан с повышением ставок с июля 2025 года на совершение миграционных действий (например, на регистрацию места жительства, выдачу разрешений и виз) и регистрацию транспорта, отмечается в заключении СП.

Существенная прибавка ожидается и от штрафов — по ним прогноз увеличен на треть, до 258 млрд. Аудиторы объясняют рост ожидаемым повышением санкций за нарушение ПДД, снижением скидок за быструю оплату, а также уточнением поступлений по пеням. Как писали «Известия», в первом квартале россияне уже заплатили за такие нарушения на четверть больше, чем годом ранее.

— В целом же заложенный план по доходам, не связанным с нефтью и газом, может быть перевыполнен. Потенциал сохраняется за счет НДФЛ, НДС, прибыли ЦБ и других источников. Но Счетная палата критикует оптимизм Минфина по ряду позиций, например по НДС, где уровень собираемости завышен (98% против фактических 94%), — подчеркнул Владимир Чернов.

Как отметил директор Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов, рост ненефтегазовых поступлений может продолжиться, но их доля в доходной структуре остается нестабильной. При снижении прибыльности бизнеса план действительно может не быть исполнен.

Впрочем, риски роста дефицита бюджета остаются, отметил Владимир Чернов. По его словам, прогноз построен на оптимистичных оценках ВВП и доходов, что вызывает вопросы у аудиторов. Кроме того, в 2025 году цена на российскую нефть прогнозируется ниже базового уровня ($56 против $60 за баррель), что тоже несет риски для поступления нефтегазовых доходов. Тем не менее пока уровень госдолга в РФ достаточно низок, а значит, у страны есть возможность погасить недостачу без значительного ущерба для финансовой стабильности.