Подлить бензина: на Дальнем Востоке появятся новые НПЗ

Как ввод новых мощностей изменит топливный рынок региона.

Источник: nznp.ru

На Дальнем Востоке планируют построить несколько нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В настоящее время в разработке находится сразу два проекта — на Сахалине, который реализует «Газпром», и в Хабаровском крае, его разработку ведет Независимая нефтяная компания (ННК). Первый уже проходит процедуру обоснования инвестиций, а судьба второго предприятия будет определена осенью. Ввод новых нефтеперерабатывающих мощностей может существенно изменить ситуацию с топливообеспечением в регионе, до половины потребностей которого сегодня покрывается за счет поставок из других округов страны, отмечают эксперты.

Нефтеперерабатывающие заводы на Дальнем Востоке

В разработке на Дальнем Востоке находятся сразу два проекта по строительству новых нефтеперерабатывающих мощностей. Один из них — на Сахалине, его подготовкой занимается «Газпром». Проект проходит процедуру обоснования инвестиций (ОБИН).

— В этом проекте будут определены место строительства, количество получаемых топлив, подтверждена безопасность для окружающей среды и уточнены сроки строительства и ввода в эксплуатацию. Решение о строительстве будет приниматься по результатам ОБИН, — сказали «Известиям» в министерстве инвестиций, промышленности и внешних связей Сахалинской области.

В «Газпроме» не ответили на запрос редакции, однако ранее сообщалось, что обоснование инвестиций по НПЗ мощностью 4,5 млн т нефтепродуктов в год планировалось подготовить еще к 1 марта 2023 года. Предполагалось, что на основании этого документа «Газпром» примет решение о судьбе проекта.

Источник, знакомый с разработкой проекта, рассказал, что рассматривалось до десяти вариантов переработки газового конденсата на этом заводе от 2,989 млн до 4,890 млн т в год. При этом консультанты, изначально работающие над проектом, отмечали «плохую экономику проекта». Тем не менее, по словам собеседника «Известий», в настоящее время ОБИН готовит «НИИгазэкономика».

Кроме того, в конце мае журнал «РЖД партнер» со ссылкой на министра энергетики Хабаровского края Германа Тютюкова сообщил о строительстве компанией ННК второй очереди Хабаровского НПЗ мощностью до 10 млн т.

«На данный момент в серьезной проработке с коллегами, с ННК, находится вопрос строительства второй очереди завода. По сути, это новый завод группы мощностью до 10 млн т в год. У существующего завода на сегодня мощность до 5 млн т», — рассказал министр.

Он подтвердил «Известиям» эту информацию.

— Комментарии по этому вопросу еще давать рано. Проект находится в разработке. Можно вернуться к этому вопросу осенью, — заявил Герман Тютюков. Редакция направила запрос в Хабаровский НПЗ.

Ситуация с топливом на Дальнем Востоке

Идея создания данных мощностей вполне закономерна, поскольку Дальний Восток испытывает серьезный дефицит нефтепродуктов — при потреблении примерно 6 млн т в год собственное производство составляет порядка 4 млн т. То есть около 2 млн т в год приходится завозить из Сибири и Центральной России, отметил доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов.

— Учитывая ограниченную пропускную способность железнодорожных магистралей, а также высокие тарифы РЖД, это приводит к перебоям поставок и к росту цен на нефтепродукты для населения. Кстати, именно Хабаровский край в конце мая нынешнего года стал рекордсменом в России по повышению стоимости бензина, — сказал он «Известиям».

По его словам, сейчас Сахалинская область полностью зависит от поставок горючего с материка, хотя в регионе ведется добыча нефти.

— Насколько известно, новый завод может также производить авиакеросин для нужд региональной авиакомпании «Аврора», — отметил Валерий Андрианов.

Планы по развитию экономики Дальнего Востока в связи с общим «поворотом на Восток» отечественной экономики также требуют улучшения снабжения региона топливом, добавил эксперт. И поэтому создание новых предприятий — крайне важная задача. Кроме того, рост региональной нефтепереработки может стать стимулом для реализации добычных проектов на востоке страны, добавил он.

Сегодня на Дальнем Востоке работают всего два крупных НПЗ — Комсомольский и Хабаровский. В 2023 году на их долю пришлось лишь 3% от общего производства бензина в стране (1,2 млн из 43,9 млн т) и 2% дизеля (2 млн из 88,1 млн т). Остальное топливо завозится из других регионов, преимущественно из Сибири.

По данным Росстата, в период с 20 по 26 мая 2025 года изменение цен на бензин было зафиксировано в 34 субъектах, более всего в Хабаровском крае (+1,4%). Средние цены на АИ-92 составили 56,62 рубля за литр, АИ-95 — 61,87 рубля, дизель — 71,35 рубля. Самое дорогое топливо в России в конце мая продавалось на Дальнем Востоке и в Якутии. Там АИ-92 стоит 72,03 рубля, АИ-95 — 75,35, дизтопливо — 92,84 рубля. Самое дешевое (по меркам ДФО) — в Хабаровском крае, даже несмотря на рост цен: АИ-92 — 60,14 рубля, АИ-95 — 62,55, дизтопливо — 76,23 рубля за литр.

При этом в прошлом году вице-премьер России Александр Новак заявлял, что строительство новых нефтеперерабатывающих заводов, в том числе на востоке страны, не планируется.

— Строительство новых НПЗ у нас не предусмотрено в связи с тем, что у нас и так избыточные мощности, у нас масштабная программа реализуется по реконструкции, модернизации НПЗ, — объяснял он.

По его словам, у заводов есть свободные мощности, которые можно задействовать для увеличения объемов выпуска продукции.

«Известия» обратились в Минэнерго с просьбой уточнить, изменилась ли позиция по этому вопросу в правительстве.

Между тем в Энергетической стратегии России отмечается, что «с учетом удовлетворения спроса на внутреннем рынке объемы переработки нефти в России на горизонте до 2050 года будут зависеть от возможности эффективной реализации экспортного потенциала».

«В целевом сценарии ожидается сохранение объемов переработки на уровне не менее 283 млн т в год. В инерционном — оценивается риск сокращения экспортной ниши и роста конкуренции в мире, что приведет к оптимизации объема нефтепереработки до 272 млн т в 2036 году. При этом с учетом модернизации данный объем будет полностью покрывать потребности внутреннего рынка», — говорится в документе.

В 2024 году объем переработки, по данным вице-премьера Александра Новака, составил 266,5 млн т.

Увеличения нефтеперерабатывающих мощностей

Исторически предприятия нефтепереработки в России создавались в центральной части России, и в последние три десятилетия существует необходимость увеличения нефтеперерабатывающих и нефтехимических мощностей на Дальнем Востоке, напомнила гендиректор аналитического независимого агентства «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова.

— Развитие нефтегазопереребатывающих мощностей на Дальнем Востоке может позволить обеспечить регион высококачественным топливом, сократить логистические издержки при транспортировке топлива потребителям, обеспечить экспорт продукции с добавленной стоимостью, заместив экспорт сырья, — считает она.

Зампред наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев напомнил историю реализации проекта Восточной нефтехимической компании (ВНХК).

— Уже второй десяток лет Минфин не может согласовать адекватные условия для ВНХК, а строительство двух новых заводов — важный вопрос для региона, — сказал он.

Эксперт отметил, что расширение нефтеперерабатывающих мощностей в Хабаровском крае не только позволит улучшить ситуацию на внутреннем рынке края, но и расширит экспортные возможности с точки зрения отправки наших нефтепродуктов на азиатские рынки.

— Чтобы эти планы стали реальностью, нужны соответствующие налоговые условия. В этом плане история с ВНХК крайне показательна — этому проекту не предоставили достаточный объем налоговых преференций, что привело к его заморозке. Если бы этого не произошло, Дальний Восток уже был бы самодостаточным в плане потребления топлива и даже мог бы экспортировать горючее, — полагает Валерий Андрианов.

Компания «Роснефть» планировала построить на Дальнем Востоке ВНХК, первая очередь которого включала бы НПЗ мощностью 12 млн т нефти в год, вторая — нефтехимический комплекс на 3,4 млн т. Предварительная оценка средств, необходимых для реализации ВНХК (включая инвестиции в строительство инфраструктурных объектов), составляла более 700 млрд рублей. Изначально проект был задуман еще в 1970-х годах, позже идею реанимировала госкомпания. В начале 2022 года сообщалось, что ВНХК вновь находится в активной фазе обсуждения на правительственном уровне. При этом в Минфине заявляли, что проект необходим и обсуждение экономических льгот и стимулов для него будет продолжено. «Известия» направили запрос в финансовое ведомство.

В условиях высокой процентной ставки сроки окупаемости проектов резко возрастают, а при отсутствии государственного субсидирования, в частности в виде инвестиционной составляющей, рентабельность проекта может оказаться в отрицательной зоне, заключила Тамара Сафонова.