Ждут ли «Газпром» реформы после решения не выплачивать дивиденды за 2024 год

Совет директоров «Газпрома» рекомендовал собранию акционеров не распределять прибыль компании по результатам деятельности в 2024 году, а также не объявлять и не выплачивать дивиденды по акциям.

Источник: Российская газета

Большинство людей далеких от биржевых торгов скажут после этой новости, что им нет никакого дела до держателей акций российского газового гиганта, и будут неправы. Главный акционер «Газпрома» — государство, ему принадлежит более 50 процентов (контрольный пакет) акций компании. Дивиденды компании поступают в бюджет страны.

Но поскольку в Совет директоров «Газпрома» входят высокопоставленные российские чиновники, то опрошенные «РГ» эксперты предполагают, что отказ от дивидендов согласован с правительством. К тому же с начала 2023 года до конца 2024 года компания платила в бюджет ежемесячную надбавку по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 50 млрд рублей. За год вышло 600 млрд рублей, что вполне сопоставимо с выплатами дивидендов, только здесь их полностью отправили в казну, не распыляя на других акционеров. Кроме того, в конце 2022 года «Газпром» заплатил в бюджет почти 1,25 трлн дополнительных налогов со сверхдоходов от экспорта газа.

По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, решение о выплате или невыплате дивидендов принимает собрание акционеров, где решающий голос у правительства. Пандемия коронавируса, и особенно санкционная война нанесли огромный ущерб газовому экспорту из России в Европу, то есть самой доходной части бизнеса компании. При этом внутренние задачи по поддержанию надежности газоснабжения и развитию социальной газификации и догазификации никто не только не снимал, эти обязательства были значительно увеличены. Поэтому государство решило оставить средства, которые могли быть направлены на выплату дивидендов, на развитие компании. Тем более, что налоговую нашлепку (50 млрд рублей ежемесячно) сняли только в этом году, а дивиденды рассматривались по результатам за прошлый год.

Другое дело, что «Газпром» не платит дивиденды с 2020 года, за единственным исключением промежуточных выплат за первую половину 2022 года. Поэтому отказ от дивидендов не получается связывать только с обрушением поставок газа в Европу после подрыва «Северных потоков» в сентябре 2022 года, остановки из-за взаимных санкций газопровода «Ямал-Европа» в мае 2022 года и прекращения транзита через Украину с 2025 года.

В этом году компанию едва ли ждет значительное улучшение состояния, поскольку украинский маршрут экспорта газа оказался перекрыт, «Сила Сибири» в Китай уже вышла на запланированную мощность, а новый газопровод в Поднебесную, так называемый Дальневосточный маршрут, планируют запустить только в 2027 году. То есть очередных потерь в объемах экспорта по результатам этого года избежать едва ли удастся. А основной денежный поток в компанию поступал с экспорта газа. Даже если Китай быстро в этом году согласует поставки по еще одному газопроводу из России — «Сила Сибири-2», то его сначала нужно будет еще построить. А на это уйдет несколько лет.

Обязанности перед государством закрыты с лихвой, но «Газпром» еще и коммерческая компания, работа которой должна приносить прибыль всем акционерам. Инвесторы могут потерпеть, переживая тяжелые времена, связанные с макроэкономической ситуацией, но едва ли готовы ждать десятилетие или больше.

Как замечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, у «Газпрома» высокая долговая нагрузка — 6,7 трлн рублей. Поэтому сначала надо рассчитаться с долгами, а потом уже баловать акционеров. При этом финансовые результаты компании далеки от идеальных — несмотря на повышение внутренних тарифов для ЖКХ и отечественной электроэнергетики, чистая прибыль компании по-прежнему существенно ниже, чем в «базовом» 2021 году — около 1,2 трлн против 2 трлн рублей.

Андрианов считает, что компания пожинает плоды своей прежней ошибочной стратегии, когда ориентация делалась на экспортные рынки, причем в основном именно на европейский, и мало внимания уделяла развитию внутреннего рынка. Кроме того, «Газпром» до относительно недавнего времени практически игнорировал развитие направления сжиженного природного газа (СПГ). Свою роль сыграли и значительные нецелевые расходы компании, включая строительство сверхдорогого офиса-небоскреба в Санкт-Петербурге.

Теперь деньги нужны «Газпрому» для того, чтобы попытаться хотя бы частично исправить ситуацию, то есть диверсифицировать направления поставок. Речь идет как о проектах газификации российских регионов, так и о сооружении магистрали «Сила Сибири-2», уточняет эксперт.

В свете этого встает давно обсуждаемый вопрос о реформировании компании. Причем в СМИ просачивается совершенно противоречивая информация — от приватизации и разделения «Газпрома» на разные компании по сферам деятельности: добыча газа, его транспортировка, переработка и экспорт; до наоборот собирания под одним наименованием всех его многочисленных «дочек», из которых сейчас самой большой и успешной является «Газпром нефть».

По мнению аналитика ФГ «Финам» Сергея Кауфмана, в любой настолько крупной компании можно найти простор для оптимизации, но в случае «Газпрома» ключевой причиной для этого не будет отсутствие дивидендов. Первопричиной отказа от них является решение правительства получать деньги от компании через дополнительный налог, а не через дивиденды. Важно также отметить, что по итогам 2024 года свободный денежный поток у «Газпрома» находился около нуля (из-за дополнительного НДПИ и снижения экспорта в Европу), что при нынешнем уровне долговой нагрузки делало бы выплату дивидендов нерациональным решением.

Поэтому приватизации или разделения компании эксперт не ожидает. По его мнению, у «Газпрома» слишком большой уровень социальной нагрузки (например, газификация), чтобы такую компанию в текущих условиях можно было приватизировать.

Андрианов замечает, что идея приватизации «Газпрома» всплывает на поверхность уже на протяжении нескольких десятилетий, но сейчас она столь же далека от реализации, как и раньше. Логично предположить, что гипотетическое разделение компании должно сопровождаться приватизацией — полной или частичной — его отдельных частей. Но хотя российские власти говорят о необходимости возвращения к приватизационным процессам в перспективе, в нынешних условиях это не совсем своевременно. На фоне санкционного давления за такие активы можно будет выручить гораздо меньше, чем после полного или частичного снятия санкций. Иными словами, до стабилизации геополитической ситуации раздел «Газпрома» вряд ли возможен, считает эксперт.

Схожая позиция у Гривача. Он уверен, что вопросы приватизации или разделения компании сейчас не стоят в повестке. Поскольку задачи по перестройке бизнеса компании в новых условиях и выполнение внутренних обязательств требует консолидации всех усилий как никогда.

Но «поднять» свой денежный поток до прошлых уровней газовый гигант сейчас за счет экспорта едва ли сможет, даже оставаясь неделимым. Китай настаивает на самой низкой цене поставок российского трубопроводного газа. По данным западных СМИ, речь идет о стоимости 120−150 долларов за тысячу кубометров, что близко к стоимости газа внутри России. Других крупных покупателей газа из трубы у нашей страны не предвидится. Рост цен на газ внутри России ограничивается государством, а тот, что уже происходит сейчас, напрямую влияет на экономический рост страны.

Согласно новому прогнозу Минэкономразвития, индексация оптовых цен на газ для предприятий электроэнергетики и ЖКХ с 1 июля 2025 года составит 21,3 процента, а для прочих промышленных потребителей 10,3%, объясняет вице-президент Ассоциации малой энергетики Валерий Жихарев.

Доля газовой генерации в электроэнергетике России в настоящее время составляет порядка 71%, соответственно, увеличение тарифов на газ для предприятий электроэнергетики выше темпов инфляции — это отложенное увеличение цен и тарифов на электроэнергию для всей экономики страны.

По мнению эксперта, при существующих жестких ограничениях регулирования генерации это приведет к недофинансированию инвестиционных проектов в электроэнергетике, увеличению стоимости строительства объектов централизованной электроэнергетики, невозможности покрытия дефицитов электрической мощности за счет строительства недорогой крупной централизованной газовой генерации. С учетом определения индексации цен на газ для промышленности на уровне в 2 раза ниже, чем для энергетиков, бизнес ускорит свою переориентацию на самостоятельное электрообеспечение, считает эксперт.

Все это на самом деле не так и плохо. Считается, что рост распределенной генерации (производство электроэнергии на небольших объектах, расположенных вблизи потребителей) только повысит надежность нашей энергосистемы. Но, кажется, в этой модели нет «Газпрома». По крайней мере, в том виде, в котором он существует сейчас.

В Минфине, Минэнерго и «Газпроме» на запрос «РГ» не ответили.