Еще до угрозы торговых пошлин перспективы европейских рынков были мрачными. В этом году европейский индекс Euro STOXX 50 повысился примерно на 7%, тогда как американский DJIA прибавил 19%. В Европе по-прежнему больше тратят на энергоносители, чем в США, особенно после начала российско-украинского конфликта. И на нее по-прежнему влияет экономический спад в Китае — в одном из его основных торговых партнеров, говорится в статье.
В ходе предвыборной кампании Трамп заявил, что введет всеобщие торговые пошлины, а также дополнительную 10%-ную пошлину на товары из Китая. Европейским компаниям, вероятно, тоже не избежать дополнительных пошлин на экспорт в США, например на французские люксовые сумки LVMH, итальянские автомобили Ferrari или шотландский виски Talisker. Около 20% экспорта из Европейского союза и Великобритании идет в США.
Во-первых, большая часть того, что экспортирует Европа, — это услуги, а не товары, которых пошлины не коснутся. Во-вторых, многое из того, что кажется европейским экспортом, например автомобили Volkswagen или Bayerische Motoren Werke, уже производится в США, что также освободит эти товары от новых тарифов. В-третьих, пошлины Трампа, вероятно, приведут к росту доллара по отношению к другим валютам, что уменьшит влияние связанных с ними издержек на выручку европейских компаний.
Гораздо большую угрозу для Европы представляют пошлины, которые Трамп введет против Пекина: они могут оказаться пагубными для Старого Света.
«Меня больше беспокоит цепная реакция на глобальный рост и вероятность ослабления спроса», — говорит Мэтью Гилман, стратег UBS по европейским акциям. Другие государства почти наверняка ответят США введением собственных пошлин. Кроме того, Китай может отреагировать нарастив экспорт в другие страны. А приток китайского импорта в Европу, как в случае с электромобилями, усилит конкуренцию и снизит цены.
Впрочем, некоторые конкретные акции и секторы продолжат преуспевать, даже если пострадает европейская экономика в целом, особенно учитывая, что акции региона недооценены и отстают от американских аналогов.
Европейские фондовые индексы сейчас торгуются к форвардной прибыли на уровне примерно 14х, то есть на нижней границе исторического диапазона. Американские индексы, напротив, торгуются на уровне 22х — значительно выше своих исторических значений (средний показатель за последние пять лет равен 20х). То есть перспективы для европейских акций не так уж плохи.
В случае с потребительскими товарами первой необходимости аргумент заключается в том, что европейцам в любом случае придется покупать такие товары.
Коммунальные предприятия могут преуспеть, поскольку компании и страны будут вынуждены вкладывать больше средств в переход на зеленую энергетику. Риск для этого сектора связан с окончанием российско-украинского конфликта, что приведет к снижению цен на природный газ и негативно отразится на их акциях.
Европейские технологические фирмы не демонстрируют такого же впечатляющего роста, как американские, но именно это может сделать их привлекательными. Например, у немецкого разработчика программного обеспечения SAP или производителя микросхем Infineon отмечаются потенциально высокие темпы роста, но их игнорируют, поскольку у них нет основного листинга в США.
Также в Европе могут выиграть оборонные предприятия, если Трамп выполнит угрозу по сокращению военной поддержки союзников. В результате расходы на оборону могут нарастить другие страны, а это будет на руку французской Thales, немецкой ThyssenKrupp и британской BAE Systems.
Однако, учитывая, что новые пошлины Трампа усилят уязвимость Европы на фоне слабой китайской экономики, следует готовиться к турбулентности.
«Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».