«Индекс страха»
Другое название «индекса страха» VIX — индикатор волатильности, рассказывает Оксана Холоденко, начальник отдела аналитики и продвижения «БКС Мир инвестиций».
«Это показатель сентимента на американском рынке акций. Его рассчитывает Чикагская опционная биржа с середины 90-х гг. VIX отражает ожидания трейдеров по индексу S&P 500 на 30 дней. Для расчета индикатора используются индексы опционных контрактов», — пояснила она.
По словам эксперта, «индекс страха» растет, когда американский рынок падает.
«Зомби-банк»
Оксана Холоденко отметила, что такое название дали финансовым учреждениям с отрицательной экономической стоимостью.
«Такие банки крайне закредитованные и неплатежеспособные. Им удается держаться на плаву благодаря господдержке. Термин появился в 1987 г., на который пришелся кризис ссудо-сберегательных ассоциаций. Тогда банки пострадали от убытков по коммерческой ипотеке», — сказала аналитик.
По ее словам, наличие «зомби-банков» приводит к заморозке капитала инвесторов, нарушении рыночных механизмов и неэффективному распределению ресурсов.
«Черный день»
«“Черные дни” на финансовых рынках знаменуются резким падением финансовых активов. Речь идет о двузначных изменениях. Такие дни бывают крайне редко. Всего таких можно насчитать около 20», — сказала Оксана Холоденко.
Она напомнила, что «черные понедельник и вторник» пришлись на биржевой крах 1929 г. Еще один «черный понедельник и вторник» — дефолт в России 17 августа 1998 г. и 16 декабря 2014 г., когда обвалился рубль.
Также на рынках были зафиксированы другие «черные» торговые дни недели. Они наблюдаются в условиях финансовых кризисов или могут спровоцировать явления подобного рода, как «черная пятница» 1869 г., когда золото упало на 30%.
«Модель с вампиром»
«Экономические модели с вампирами — это метафорическое обозначение, которое иллюстрирует ситуацию, когда определенные экономические агенты могут “пить” ресурсы других агентов, подобно вампирам, которые питаются кровью», — рассказала София Главина, к. э. н., доцент Экономического факультета РУДН.
По ее словам, эти модели часто используются для анализа неравенства, паразитизма и негативного влияния одних участников экономики на других. Например, вампирские модели могут описывать ситуации, когда одни компании или группы людей получают выгоду за счет эксплуатации других, что приводит к ухудшению общего экономического состояния.
«Вампиры в данном контексте символизируют те элементы системы, которые действуют деструктивно, вытягивая ресурсы и создавая неустойчивость», — пояснила она.
«Могильный камень»
Как отметила София Главина, термин «могильный камень» в финансах и экономике часто используется для обозначения ситуации или фактора, который представляет собой серьезное препятствие для дальнейшего развития или успеха.
«Таким образом, “могильный камень” символизирует те барьеры, которые необходимо преодолеть для достижения экономического прогресса», — заключила она.
Колдовство
Как таковая «магия» и магические термины не оказывают сильного влияния на рынки. Однако вера в колдовство может негативно сказываться на экономику.
«Высокий уровень веры в колдовство связан с низким уровнем доверия между людьми, — объяснила София Главина. — Это отсутствие доверия может препятствовать сотрудничеству и взаимодействию, что является важным для экономических сделок и роста. Люди могут начать подозревать своих соседей и даже членов семьи, опасаясь обвинений в колдовстве. Это может привести к разрушению общественных связей, которые необходимы для экономической поддержки».
По ее словам, в обществах с сильными верованиями в колдовство люди могут реже участвовать в благотворительных актах или поддерживать друг друга, опасаясь, что помощь может привести к обвинениям в колдовстве, если что-то пойдет не так.
«Экономические различия могут приводить к обвинениям в колдовстве, особенно когда одни люди добиваются успеха, а другие — нет. Это может создать конфликты внутри сообществ, что дополнительно тормозит экономическое развитие», — добавила эксперт.
«Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».