Честный ГОСТ: когда ждать на полках «полный вес» социально значимых продуктов питания

Генпрокуратура внесла в ГОСТ требование к производителям фасовать социально значимые виды продуктов в упаковки с утвержденным весом или объемом. Это затронет такие товары, как гречка, масло, яйца, молоко и другие. Финансы Mail.ru выяснили у профессора базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Вячеслава Чеглова, как это скажется на ценах и смогут ли производители продолжать манипулировать покупателями с помощью других маркетинговых уловок.

Источник: РИА "Новости"

Теперь производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара. Речь идет о фасовках в 500, 1000 или 2000 г и 200, 250, 500, 1000 или 2000 мл для жидких продуктов.

Вячеслав Чеглов отметил, что сейчас компаниям в нашей стране необязательно использовать ГОСТы в производстве: продукты можно выпускать по техническим условиям, а там каждый волен поступать, как хочет.

«Если в целях маркетинга хочешь ставить на упаковке знак соответствия ГОСТу, то придется уже сейчас ориентироваться на рекомендации. И быстро перестраиваться. Но таковых производителей немного», — отметил экономист.

Для компаний, которые не занимались «передергиванием» веса или объема упаковки ничего не меняется. Большинство из тех, кто использовал шринкфляцию, будут выпускать товары в рекомендованной таре и пересчитают цены. Продукция подорожает на 5 или 10 процентов, в редких случаях и выше.

«Но ведь и потребитель заметит разницу (в весе — прим. ред.) или ему напомнят об этом жирным шрифтом. А не заметит, то для лучшего восприятия запустят промо-акцию, в период которой изменение цены не бросится в глаза, ну, а после акции уже забудется», — пояснил он.

В целях привлечения внимания такие производители могут обыграть новые условия как возврат к «хорошему прошлому» и заботу о благе покупателя.

При этом производители смогут выпускать свою продукцию в упаковках прежнего веса, но без пометки ГОСТ. Это способствует продолжению привычной фасовки товаров.

Чеглов также напомнил, что у ряда производителей упаковка уже напечатана. «Она стоит денег. И ее утилизация тоже. Поэтому процесс перехода будет не быстрым. Сейчас вступят ассоциации производителей. Они призовут “к разуму” Минпромторг и Минсельхоз. Те внемлют и пролоббируют переходный период», — прогнозирует экономист.

Прокуроры будут ждать конца этого периода, а возможно и подгонять своими проверками. Ведь им важно проявлять свою регулирующую роль. В любом случае дело хорошее, порядок давно напрашивался. Главное, не перегибать палку и не навредить добросовестному бизнесу и многострадальному покупателю.

Вячеслав Чеглов
профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова

Мера Генеральной прокуратуры направлена на то, чтобы остановить так называемую шринкфляцию. «Практика прокурорского надзора свидетельствует, что нередко производители сокращают объем, количество и вес продуктов, не снижая, а в ряде случаев и увеличивая их отпускную стоимость», — отмечает в своем сообщении Генпрокуратура.

«Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».