
Во-первых, стоит зафиксировать факторы, на которые Минэк влиять уже не может. Так, за январь-сентябрь 2023-го средневзвешенный курс рубля составил 84,4 рубля. Фактически для исполнения прогноза рубль должен окрепнуть как минимум до 90,6 за доллар США и как можно скорее. Однако, несмотря на повышение ключевой ставки до 13% годовых и вербальные интервенции правительства, текущий курс пока не собирается возвращаться к этой отметке. Во-вторых, он двигается ровно в обратном направлении и пока находится в диапазоне 100 рублей за доллар США.
Чем дольше российская валюта будет оставаться на этом уровне, тем сильнее она должна укрепиться в оставшейся части года для формирования среднегодового значения вблизи 85 рублей. В реальности это может указывать на то, что вероятность исполнения прогноза Минэкономразвития с каждым днем сокращается.
Трехлетний период
Прогноз Минэкономразвития на 2024−2026 годы предполагает флэт на валютном рынке России и практически неизменный среднегодовой курс рубля. Однако для формирования таких долгосрочных прогнозов должно быть понимание перспективы в отношении ряда фундаментальных факторов.
В идеальной ситуации ведомство должно держать в уме динамику мировых цен на нефть, газ и другие сырьевые товары, объем и стоимость российского экспорта, направление развития отношений РФ с G7 и странами ЕС, длительность и степень глубины развития российской экономики, а также динамику роста импорта, госрасходов и дефицита бюджета РФ. Из всех вышеперечисленных факторов российские органы власти могут полноценно держать под контролем последние два пункта. Поэтому не исключено, что прогнозирование курса рубля сразу на три года вперед в некоторой степени носит экспериментальный характер.
Рубль осел за границей
Текущий курс рубля, по нашим оценкам, может быть недооценен примерно на 10−15 рублей относительно американского доллара. Однако укреплению рубля мешает ряд факторов, основным из которых может выступать аккумулирование валюты экспортерами за периметром России.
Зачем нужен такой механизм. Аккумулирование валюты за рубежом позволяет экспортным компаниям сделать поставки продукции дороже в рублях, а также упрощает выплату купонов и погашение евробондов. Деньги могут быть потрачены на закупку импортируемого в Россию оборудования, обратный выкуп акций у нерезидентов, покупку зарубежных активов, например танкерного флота и плавучих СПГ-хранилищ, а также приобретение российских активов у иностранных компаний (среди них может быть, например, доля Shell в «Сахалине-2» или акции ЛУКОЙЛ).
Валюта крепится в деталях
Укрепить рубль, возможно, поможет возврат мер валютного контроля. Например, требование обязательной продажи экспортной выручки. Однако пока власти не спешат применить этот инструмент. Высокий бюджетный импульс стимулирует увеличение импорта, а его значительная часть по-прежнему оплачивается в долларах и евро, в то время как доминирующий объем экспортных платежей проводится в рублях и валютах дружественных стран. Образующийся дефицит твердых валют — доллара США и евро — ведет к росту их курсовой стоимости.
В пользу слабого рубля играет и соблазн покрытия бюджетных расходов, объем которых в будущем году вырастет сразу на 21% — с 30,26 до 36,66 трлн рублей. Сильный рубль может помешать и реализации инвестиционных планов крупного российского бизнеса, включая выкуп активов и акций. По какому пути пойдут российские власти — открытый вопрос. Однако, учитывая необходимость сохранения покупательской способности российской валюты, дальнейшее ослабление рубля может начать встречать сильное сопротивление.
«Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».