Список возможных отправлений довольно скромен. Доллары США можно перевести в Азербайджан, Киргизию и Таджикистан. Юани и гонконгские доллары готовы принять в Китае и Казахстане.
Последний согласен работать и с тенге. Компания уточняет, что деньги принимает не каждый банк, но некоторые свою готовность подтвердили. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного: лицензия Минфина позволяет Тинькофф-банку проводить валютные операции вплоть до середины октября.
Своя версия есть у партнера адвокатского бюро BGP Litigation Сергея Гландина: «Санкции США обязаны соблюдать американские лица, все остальные действуют в зависимости от своей собственной комплаенс-политики. Какие-то банки сказали, что не согласны на этот риск. У некоторых риск-аппетиты поскромнее, и пока есть возможность, они готовы заработать на Тинькофф-банке».
С другой стороны, другие подсанкционные финансовые организации не предложили и этого. Вместе с Тинькофф-банком в тот же день в черном списке оказались Локо-банк, банк «Солидарность» и ПСКБ. «Ъ FM» позвонил в поддержку каждого из них и там сказали, что переводы за рубеж в долларах и евро невозможны. В лучшем случае юань, и то не все. Под санкции тогда подпал и «Юнистрим», но в тот же день заявил, что у него есть некое инфраструктурное решение, чтобы бесперебойно обеспечивать международные переводы в валюте. Сейчас, например, он позволяет отправить евро на Кипр. «Ъ FM» попросил финансового эксперта Алексея Бушуева предположить, как это возможно:
«Проблема в платежных сервисах для физических лиц сильно проще, чем, например, для юридических, потому что, когда ты переводишь $1 млрд за стиральные машины в Иран, это становится заметно всем. Когда есть множество мелких платежей, вариантов масса».
Пример из реальной жизни: есть два гражданина Российской Федерации, перевод валюты между ними запрещен, тем не менее сервис обеспечивает операции конверсии в рубли, которые дальше переводятся на счет второму лицу и перебрасываются по тому же курсу в доллары на счете того лица. Где там долларовый перевод? Нет долларового перевода.
«Юнистрим», как рассказали «Ъ FM» в поддержке, так и работает. Из-за двойной конверсии такой перевод не очень выгоден, но возможен. А Тинькофф-банк позволяет перевести доллары внутри страны, например, в «Сбер» и Росбанк. Но все это, кажется, временная ситуация, потому что до 18 октября подсанкционные структуры никто не ограничивает. А что будет потом? Варианты останутся, уверен эксперт на платежном рынке Дмитрий Вишняков:
«Если есть спрос на перевод денег, банки смогут перестроить свои бизнесы таким образом, чтобы его обслуживать. Они начнут проходить в тех юрисдикциях, где смогут договориться. И, соответственно, это будут более мелкие игроки, мелкие банки, которые на сегодня ведут бизнес только локально, то есть, например, в странах бывшего СНГ, и не обслуживают интересы крупного бизнеса, который задействовал рынки Соединенных Штатов, Евросоюза и даже Китая. Ими станут специфические игроки, более нишевые».
Впрочем, сказать, что санкции никак не отразятся на банках, нельзя. О прекращении сотрудничества с «Юнистрим» заявили более 20 организаций из Киргизии, Грузии, Армении, Узбекистана.
А Тинькофф-банк перестал выпускать карты платежной системы UnionPay — за рубежом они все равно не работают.
Иван Якунин