Вербальная коммуникация: что это такое, какие есть виды и успешные приемы

Один из самых важных элементов общения между людьми — вербальная коммуникация. С ее помощью можно донести мысли и чувства. Рассказываем, что такое вербальная коммуникация и какие виды есть. 

Источник: Freepik

Общение людей условно можно разделить на вербальное и невербальное. В первом случае речь идет о словесном взаимодействии, во втором — о жестах, позе, мимике и интонации. На самом деле это две взаимосвязанные формы общения, которые направляют информацию, намерения, эмоции и работают сообща. Что такое вербальная коммуникация, какие функции выполняет, какие есть виды и формы, рассказываем в нашем материале.

Что такое вербальная коммуникация

Это сложный процесс, который включает передачу и прием сообщений с помощью устной и письменной речи, чтения и слушания. Благодаря коммуникации и эмоциям мы создаем деловые и личные отношения.

Для передачи смысла используют устное или письменное общение. С помощью большого набора слов выражают свои мысли и цели. Главные особенности вербального общения изучает лингвистика, социология, культурология и иные науки.

Основные функции вербальных средств коммуникации

Вербальная коммуникация выполняет такие функции:

  • общение: люди разговаривают и переписываются друг с другом на работе, дома в семье, с друзьями в чате и т. д.;
  • передача сведений: с помощью коммуникации мы доносим какую-либо новую информацию другим людям;
  • убеждение: вербальные средства позволяют склонить на свою сторону, в чем-то убедить, обосновать точку зрения;
  • выражение эмоций: свои чувства и личное восприятие люди выражают словами. Например, страх передаем словами «мне страшно», печаль — «я расстроен» и т. д.;
  • изложение мыслей: язык позволяет красочно рассказать о каких-то явлениях;
  • сохранение фактов о мире и передача потомкам.

Виды и формы вербальной коммуникации

Каждый вид общения играет важную роль. Рассмотрим, какие виды вербальной коммуникации существуют.

Письменная речь

Особенно уместна при официальном общении. Важна для бизнеса, органов власти и т. д. В письменных документах можно отразить все условия и договоренности. При этом нужно обращать внимание на двусмысленность и нечеткие формулировки.

Устная речь

Устная коммуникация помогает быстро сообщать информацию и получать запрашиваемые данные. В этом случае важно, чтобы речь была грамотной и понятной, а собеседник правильно понимал изложенное.

Устная речь включает:

  • личные встречи. Дополнительно используют жесты, мимику и интонацию;
  • видеоконференции;
  • разговоры по телефону.

Диалогическая

Диалог собеседников позволяет задавать интересующие вопросы, находить решение.

В этом виде коммуникации собеседники:

  • рассказывают о своих взглядах на обсуждаемую тему;
  • задают уточняющие вопросы;
  • меняют ход обсуждения, корректируют сообщения в зависимости от реакции второй стороны.

Монологическая

Такое общение предполагает подготовленную речь оратора, для которого важно удержать внимание аудитории.

В этом случае нужно обеспечить:

  • эффективность и логичность монолога;
  • уверенное изложение информации с примерами и доказательствами;
  • включение пауз и соответствующей интонации, чтобы заинтересовать слушателей.

Групповая

Уместно при проведении рабочих встреч, мозговых штурмов и споров. В этом случае важно обеспечить возможность каждому участнику высказаться. Для этой коммуникации характерно следующее:

  • каждый собеседник может представить свое видение обсуждаемого вопроса;
  • необходимо выслушать каждого, чтобы принять обоснованное решение;
  • быстрое принятие решения. При этом важно, чтобы обсуждение не было бездумным и хаотичным.

Чем вербальная коммуникация отличается от невербальной

Источник: Freepik

Вербальное общение основывается на произнесенных словах, в то время как невербальное заключается в жестах, мимике и жестикуляции. Невербальные сигналы помогают усилить словесное сообщение. Улыбка позволяет выразить дружелюбный настрой, а серьезный взгляд или скрещенные руки — несогласие с собеседником.

С помощью голоса можно вкладывать определенный смысл в слова: резким — передать враждебное отношение, мягким — дружелюбие и сострадание. Невербальные сигналы сложнее контролировать. Умение держать под контролем голос и мимику позволяет не выдавать истинных чувств.

Советы по успешной вербальной коммуникации

Рассмотрим, какие правила вербального общения необходимо соблюдать.

1. Внимательно слушать

Следует не просто внимательно слушать собеседника, но и оценивать смысл, интонацию и задавать дополнительные вопросы по итогу общения. Необходимо не перебивать говорящего и показывать свое внимание, например, короткими фразами, кивками и т. д.

2. Говорить только по делу

Оратор должен избегать общих и сложных фраз. Лучше говорить просто и понятно, подбирать слова под слушателей.

3. Четко формулировать свои мысли

Чтобы донести свою идею, необходимо предварительно продумать главную мысль и построить речь логично. Для этого:

  • перед выступлением определитесь с его целью;
  • используйте короткие предложения, избегайте длинных фраз;
  • начинайте с главного, а от него приводите детали.

4. Сохраняйте дистанцию

Следует избегать излишней эмоциональности, потому что она может привести к конфликту или отвлечь внимание собеседника от главного.

5. Отслеживайте невербальные сигналы

В общении важны не только слова, но и невербальные сигналы — мимика, жесты и интонация. При общении нужно:

  • обеспечивать зрительный контакт, это показывает заинтересованность в собеседнике;
  • держать под контролем мимику и жесты. Слишком активная жестикуляция или скрещенные руки говорят о зажатости человека;
  • обращать внимание на интонацию собеседника, которая позволит оценить его намерения.

При общении следует избегать закрытых поз. Лучше смотреть на человека и слегка наклоняться вперед.

Деловая вербальная коммуникация: примеры успешных взаимодействий

Рассмотрим несколько основных примеров успешного общения.

Говорить емко

В деловом мире следует говорить коротко и по делу. Например, если обсуждаете срок окончания строительства, скажите: «Закончим строительство через семь дней» вместо «Планируем завершить строительство на следующей неделе».

Задавать уточняющие вопросы

Чтобы выяснить желания клиента, задавайте уточняющие вопросы. Например: «Что для вас важнее в работе?».

Использовать примеры

Чтобы презентовать сложную концепцию, лучше сделать это на примерах. Если предлагать клиенту новую услугу, следует рассказать, как она помогла другому человеку.

Повторять ключевые мысли

Повтор главных мыслей позволяет закрепить важную информацию. Например, после обсуждения условий сотрудничества, скажите: «Мы договорились заключить договор в четверг, а вы представите график работ завтра». Это помогает избежать недоразумений.

Контролировать интонацию

Важную роль в речи играет не только закладываемый смысл, но и как он звучит. Спокойная интонация настраивает на доверие. Если тема обсуждения сложная, лучше исключить резкие и недоброжелательные ноты.

Доброжелательность

При возникновении конфликтов сохраните дружелюбие. Например, фраза: «Давайте вместе решим проблему» звучит лучше, чем «Решайте ваши проблемы сами…».

Приводимые примеры позволят стать успешным оратором в бизнесе, устанавливать крепкие связи и достигать успешных результатов на переговорах.

Типичные ошибки в опосредованной коммуникации

Наиболее часто при общении допускают следующие ошибки.

1. Отсутствие личного контакта. Такая коммуникация не позволяет видеть невербальные сигналы партнера. Это может привести к недоразумениям и ошибкам.

2. Пренебрежение к собеседнику. В текстовых сообщениях следует учитывать тон и цели, чтобы не вводить человека в заблуждение.

3. Использование жаргонных выражений. Сокращения и жаргон могут создать барьер между людьми.

4. Игнорирование мелочей и контекста. В тексте можно не предусмотреть важные моменты, что может привести к недоразумениям и двусмысленности.

5. Отправка непонятных сообщений. Тексты с непонятными и нелогичными сообщениями могут привести к неточностям и недопониманию.

Источник: Freepik

Главное о вербальной коммуникации

Собрали самые важные моменты, которые нужно знать каждому об этом виде коммуникации.

1. Общение людей условно можно разделить на вербальное и невербальное. Первое — это словесное взаимодействие, второе — жесты, поза, мимика и интонации. Это две тесно взаимосвязанные формы общения.

2. Вербальная коммуникация выполняет такие функции: общение, передача данных, убеждение, выражение эмоций, изложение мыслей.

3. Выделяют такие виды и формы вербальной коммуникации: письменная и устная речь, диалогическая, монологическая и групповая коммуникация.

4. Для успешного общения следует: внимательно слушать, говорить по делу, четко формулировать свои мысли, сохранять дистанцию, отслеживать невербальные сигналы.

Список источников:

1. Сайранова Ю.С., «Вербальная коммуникация», журнал «Экономика и социум», 2016 год.

2. Игебаева Ф.А., Надыршина Я.А., «Особенности слушания в деловой коммуникации», журнал «Экономика и социум», 2015 год.

3. Гулевич О.А., «Психология коммуникации», Московский психолого-социальный институт, учебно-методическое пособие, 2007 год.

Автор: Татьяна Бабикова

Обновлено: 14.04.2025 14:46