Раньше право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица подтверждало свидетельство о государственной регистрации ИП. Но законодательство изменилось, что привело к появлению листа записи из ЕГРИП. С помощью эксперта расскажем, почему налоговая больше не выдает свидетельство о госрегистрации ИП, что должно быть вместо него и следует ли предпринимателям менять ранее выданные документы.
Что такое свидетельство о государственной регистрации ИП
Если гражданин решил заняться бизнесом, однако не намерен создавать юридическое лицо, он может стать индивидуальным предпринимателем. Процесс регистрации ИП несложен и требует минимального комплекта документов, а сама процедура длится три рабочих дня (1).
Ранее ФНС выдавала заявителю свидетельство о государственной регистрации ИП. Документ делали на бланке строгой отчетности. Он включал информацию о предпринимателе, дате регистрации и другие данные. Без свидетельства нельзя было открыть расчетный счет в банке и участвовать в тендерах.
Можно ли получить свидетельство о регистрации ИП в 2024 году
Налоговая изменила систему учета предпринимателей, перестав оформлять свидетельства с 1 января 2017 года. Отказались от них для достижения нескольких целей:
- упрощение процедуры регистрации бизнеса;
- минимизация бумажной работы;
- экономия ресурсов на изготовлении бланков со специальной защитой;
- повышение прозрачности данных;
- повышение эффективности электронного документооборота;
- уменьшение срока регистрации бизнеса;
- возможность выдачи документов онлайн без необходимой явки гражданина в налоговую.
Андрей Моисеев, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова, рассказал, что сейчас получить свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя нельзя. Вместо него ФНС выдает лист записи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Такой порядок установлен соответствующими приказами налоговой службы.
Лист записи из ЕГРИП: чем отличается от свидетельства о регистрации ИП и как выглядит
Лист записи из ЕГРИП — это документ, который пришел на смену свидетельству о государственной регистрации ИП. Он содержит необходимый минимум информации об индивидуальном предпринимателе и подтверждает легальность его работы.
«Основное отличие листа записи от свидетельства заключается в форме представления информации. Раньше документ выдавался на бланке с водяными знаками и подписывался должностным лицом налогового органа, а лист записи из ЕГРИП оформляется в электронном виде и содержит ту же информацию, что и свидетельство, но в более современной и удобной форме», — пояснил эксперт Андрей Моисеев.
Оба документа — и свидетельство, и лист записи — подтверждают факт государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Отличаются они формой и процессом оформления, но не указанными в них сведениями.
1. Формат. Лист записи создается в виде электронного документа, тогда как свидетельство выдавалось на бланках специального образца, с уникальным номером и голограммой.
2. Доступность. Получить лист записи из ЕГРИП можно удаленно. Например, через портал госуслуг или по электронной почте. Свидетельство выдавали только при личной явке в орган регистрации.
3. Оформление. Процесс получения документа, который подтверждает законность предпринимательства, стал проще и быстрее.
Андрей Моисеев пояснил, что лист записи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — это документ, который подтверждает регистрацию гражданина как предпринимателя. Он содержит минимум необходимой информации. Если нужны подробные сведения о бизнесе, придется получить в налоговой выписку из Единого государственного реестра. В ней будет отражена вся история регистрационных действий в отношении предпринимателя. Практически все реестры существуют для информирования третьих лиц, а лист записи необходим в первую очередь самому бизнесмену.
Как получить лист записи из ЕГРИП: пошаговая инструкция
Зарегистрировать ИП могут дееспособные совершеннолетние граждане, а также подростки от 14 лет. В последнем случае потребуется согласие родителей. Для получения предпринимательского статуса необязательно иметь российское гражданство, но нужно подтвердить законность проживания на территории РФ.
Процедура регистрации индивидуального предпринимателя максимально упрощена и удобна, если последовательно выполнять алгоритм действий.
1. Подготовка документов
Для регистрации потребуются:
- паспорт гражданина РФ либо другой документ, удостоверяющий личность (для иностранных граждан и апатридов);
- заявление о регистрации ИП по форме Р21001;
- оплаченная квитанция государственной пошлины в размере 800 рублей (2);
- свидетельство о регистрации по месту жительства, если в паспорте нет соответствующей отметки;
- справка об отсутствии судимости — в отдельных случаях, например для регистрации бизнеса, связанного с такими видами деятельности, как медицина, образование и т. п.
2. Подача заявления в налоговую
Заполненное заявление с другими необходимыми документами следует передать в налоговую инспекцию по месту жительства. Сделать это можно при личной явке в налоговый орган или МФЦ, а также онлайн на портале госуслуг или официальном сайте ФНС (3).
3. Получение листа записи из ЕГРИП
После регистрации ИП налоговая инспекция выдаст предпринимателю лист записи из реестра. Документ может быть оформлен в электронном виде. В этом случае налоговая направит его по электронным адресам, которые были указаны в ЕГРИП и в заявлении на регистрацию.
Как уточнил Андрей Моисеев, бумажный вариант можно получить, обратившись в налоговый орган лично или отправив запрос по почте.
Нужно ли менять старое свидетельство на новый формат
Свидетельство о государственной регистрации, выданное предпринимателю ранее, действительно. Менять его на лист записи из ЕГРИП не нужно. Если возникнет необходимость подтвердить актуальность информации о деятельности предприятия, целесообразнее получить выписку из реестра. В ней будут отражены все юридически значимые моменты, касающиеся изменений, которые претерпевал бизнес. Например, включение одних видов деятельности и исключение других, смена адреса и иная важная информация.
«Свидетельство будет действительно до тех пор, пока ИП не прекратит свою деятельность», — уточнил эксперт.
Что нужно запомнить о регистрации в качестве ИП и новой версии свидетельства
Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя необходима перед открытием собственного дела. Вот ключевые моменты, которые стоит запомнить.
1. Свидетельство о государственной регистрации ИП больше не выдается.
2. При регистрации ИП налоговая выдаст заявителю лист записи из ЕГРИП.
3. Процесс получения нового документа стал проще.
4. Регистрация ИП, в том числе получение листа записи, доступны онлайн через портал госуслуг и другие электронные сервисы.
5. Менять свидетельство ИП на документ нового формата для подтверждения регистрации не нужно.
Список источников:
1. Раздел «Регистрация индивидуальных предпринимателей» на сайте ФНС России.
2. Федеральный закон от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
3. Приказ Федеральной налоговой службы России от 13.01.2020 года № ММВ-7-14/12@ «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Автор: Татьяна Гусева
Эксперт: Андрей Моисеев, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова