Большая часть аптечных сетей в России созданы по франчайзингу. Мы составили топ-10 лучших франшиз аптек в 2025 году, определили преимущества и недостатки каждой из них, основные условия сотрудничества, а также выделили лучшие предложения на рынке фармацевтики.
Стоит ли открывать аптеку по франшизе
Александр Миронов, генеральный директор сети «Аптека Фарма» и консалтинговой компании «Фабула», рассказал, что в целом привлекательность аптечного бизнеса заключается только в его относительной устойчивости.
«Лекарства будут покупать всегда, и довольно сильна сопротивляемость этого бизнеса интернет-влиянию. Многочисленные требования и лицензирование пока спасают от поглощения этой сферы маркетплейсами», — отметил эксперт.
Аптеки как бизнес имеют ряд плюсов и минусов. Алексей Чеченков, владелец и основатель аптечной сети «Советские аптеки», рассказал о них подробнее.
Преимущества | Недостатки |
Наличие постоянного спроса на аптечную продукцию | Строгий государственный контроль фармацевтического бизнеса, поэтому необходимо соблюдать множество требований и нормативов |
Возможность запустить свое дело без фармацевтического образования. Оно требуется не собственнику бизнеса, а фармацевтам, заведующим, провизорам | Необходимость получить лицензию и сертификаты |
Возможность вернуть поставщикам остатки просроченных или невыкупленных лекарственных препаратов, что позволяет сократить расходы | Необходимость проводить повышение квалификации сотрудников раз в пять лет |
Экономия на рекламе: не нужно тратиться на разработку сайта и маркетинговых материалов | Ограничения в отношении местоположения торгового объекта и его площади |
Обучение персонала от франчайзера | Необходимость платить паушальный взнос и роялти, которые снижают чистую прибыль |
Проверенная бизнес-модель, низкие риски | Обязательное соблюдение стандартов и правил франчайзера |
Содействие на всех этапах запуска и развития аптечного бизнеса (получение лицензии, формирование ассортимента, подбор помещения и персонала, бизнес-план) | Высокая конкуренция |
Экономия на закупочных ценах, поскольку партнерам часто предлагают более выгодные условия | Соблюдение обязательных норм работы с лекарствами |
Работа под узнаваемым брендом | |
Возможность масштабирования в любом городе |
Александр Миронов отметил, что аптеки — довольно сложный, многокомпонентный бизнес. Он требует оформления лицензии и множества других документов, поэтому при открытии лучше обращаться в компании, которые этим занимаются.
«Множество так называемых аптечных франшиз — просто мошенники. Некоторые обещают суперприбыль уже на второй или третий месяц. Но основная их задача — продать базовое оборудование и получить паушальный взнос. Хотелось бы обезопасить людей от потери денег при покупке таких франшиз», — резюмировал эксперт.
Рейтинг топ-10 лучших франшиз аптек
Мы проанализировали рынок франшиз аптек и составили перечень, состоящий из десяти лучших предложений. Расскажем подробнее об условиях каждого из них.
1. «Советские аптеки»
Федеральная сеть аптек, основанная в 2010 году. Специализируется на поставках лекарственных препаратов по оптовым ценам федеральных поставщиков и мировых компаний. Филиальная сеть охватывает 158 российских городов. Оборот компании — 4,6 млрд рублей в год. Основная особенность — удобное расположение точек, широкий ассортимент товаров и низкие цены.
Полезная информация
Маржинальность франшизы составляет 25–27%. Срок запуска аптеки — 50 дней. Остальные важные характеристики представлены в таблице.
Год основания франшизы | 2015 |
Количество филиалов | 640 |
Стоимость франшизы (паушальный взнос) | 49 тыс. руб. |
Роялти | 0 руб. |
Инвестиции | От 2 млн руб. |
Окупаемость | 8–12 месяцев |
Условия
Франчайзинговый пакет включает:
- поддержку в получении фармацевтической лицензии;
- автоматизацию работы магазина и всех бизнес-процессов;
- маркетинговую поддержку — рекламные материалы, призы, подарки для проведения розыгрышей и акций;
- торговое медицинское оборудование, соответствующее требованиям Минздрава РФ;
- комплексное сопровождение партнеров франчайзером на всех этапах создания и развития бизнеса — обучение, поставка товаров, выгодные условия закупок с отсрочкой, дополнительные продажи через сайт сети;
- интернет-аптеку на домене головной компании, адаптированную под мобильный формат.
Партнер может выбрать подходящий формат аптеки из трех вариантов.
Плюсы и минусы франшизы
Франшиза «Советская аптека» имеет такие достоинства:
Среди недостатков можно выделить следующие:
- существенные инвестиции;
- большой срок окупаемости;
- регулярный контроль эффективности работы со стороны франчайзера (1).
2. «Ригла»
Аптечная сеть входит в состав ГК «Протек» — одной из крупнейших фармацевтических компаний России. Занимает лидирующие позиции на розничном рынке. Первую аптеку сети основали в 2001 году. Во всех торговых точках поддерживаются единые стандарты сети.
Полезная информация
По франшизе можно открыть полноформатную аптеку или небольшой аптечный пункт. Средняя выручка на одну аптеку, открытую в рамках франшизы, составляет 2,5 млн рублей, среднемесячный доход — от 200 тысяч рублей.
Год основания франшизы | 2013 |
Количество аптек | Более 4000 |
Стоимость франшизы (паушальный взнос) | 300 тыс. руб. |
Роялти | 0 руб. |
Инвестиции | От 2,5 млн руб. |
Окупаемость | От 2 лет |
Условия
Франчайзинговый пакет включает:
- бесплатную оценку локации;
- выгодные условия работы с производителями, дистрибьюторами;
- право использования программы лояльности «Аптечная семья»;
- подключение к интернет-бронированию, размещение адреса аптеки на сайте компании;
- ассортимент собственных торговых марок;
- эффективное программное обеспечение;
- обучение персонала стандартам взаимодействия с покупателями, технике продаж, работе с ПО и оргтехникой, а также принципами мерчандайзинга в аптеке.
Плюсы и минусы франшизы
Франшиза «Ригла» обладает следующими преимуществами:
- использование передовых технологий;
- быстрая адаптация к изменяющимся условиям;
- партнерство с крупнейшим фармацевтическим дистрибьютором страны — ЦВ «Протек»;
- отсутствие роялти.
Среди недостатков выделяют:
- крупные первоначальные вложения, в том числе паушальный взнос;
- необходимость сотрудничества с определенными поставщиками (2).
3. «Аптека № 1»
Федеральная сеть, основанная в 2014 году. Признана лучшей аптечной франшизой России, получила престижную премию «Зеленый крест». Партнеры могут выбрать один из шести форматов аптеки:
- микро;
- мини;
- стандарт;
- макси;
- пригород;
- без франшизы.
Главная особенность предложения — отсутствие паушального взноса и роялти, а также возможность самостоятельно формировать ассортиментную матрицу и выбирать поставщиков.
Полезная информация
В рамках сотрудничества франчайзи может выбрать разные пакеты услуг — франшиза лайт, франшиза полная и без франшизы.
Год основания | 2015 |
Количество аптек | 107 |
Стоимость франшизы (паушальный взнос) | 0 руб. |
Роялти | 0 руб. |
Инвестиции | От 699 тыс. руб. |
Окупаемость | От 5 месяцев |
Условия
Полный франчайзинговый пакет включает:
- поддержку в получении лицензии;
- поставку торгового оборудования и мебели;
- установку и настройку ПО;
- заключение договоров на поставку по минимальным ценам;
- помощь в подборе персонала;
- обучение.
Плюсы и минусы франшизы
Франшиза имеет следующие преимущества:
- отсутствие паушального взноса и роялти;
- относительно небольшие инвестиции;
- возможность выбрать формат аптеки и пакет сотрудничества с франчайзером;
- постоянная реклама в интернете.
В числе недостатков — зависимость от головной компании (3).
4. «Планета здоровья»
Российская сеть аптек, основанная в 2008 году и представленная в 55 регионах страны. Занимает сильные позиции на фармацевтическом рынке за счет широкого ассортимента продукции — более 60 тысяч товаров. Компания сотрудничает с мировыми и отечественными производителями лекарственных препаратов, а также ведущими университетами профессионального фармацевтического образования России.
Полезная информация
Компания активно расширяет филиальную сеть в рамках франчайзинга. Партнерам предлагают запустить проект «Юный фармацевт», в рамках которого дети покупателей могут побыть в роли фармацевта.
Год основания франшиза | 2013 |
Количество аптек | 2700 |
Стоимость франшизы (паушальный взнос) | От 150 тыс. руб. |
Роялти | 0 руб. |
Инвестиции | От 750 тыс. руб. |
Окупаемость | От 3 месяцев |
Условия
Пакет франшизы включает:
- поиск помещения;
- поставку оборудования;
- поддержку в подписании договора аренды;
- закупку продукции по оптовым ценам;
- подключение к собственной CRM;
- обучение персонала.
Плюсы и минусы франшизы
Основные преимущества франшизы:
- предоставление полного спектра услуг по открытию аптеки с нуля до полноценного запуска;
- окупаемость от трех месяцев.
К недостаткам можно отнести:
- небольшая доля на рынке;
- слабое позиционирование бренда (4).
5. «Фарма»
Сеть фирменных аптек, созданная в 1999 году. Насчитывает более 120 торговых точек в разных российских регионах, половина из них — собственные аптечные пункты в Рязани, Рязанской области, Москве и Московской области.
Полезная информация
Компания предлагает уникальную управленческую франшизу, которая актуальна для действующих аптек или небольших сетей. Торговую точку франчайзи подключают за отдельную плату к налаженным бизнес-процессам. Партнеры начинают работать под известным брендом с лучшими условиями от поставщиков.
Год основания франшизы | 2023 |
Количество аптек | Более 120 |
Стоимость франшизы (паушальный взнос) | 0 руб. |
Роялти | 0 руб. |
Инвестиции | От 80 тыс. руб. |
Окупаемость | От 1 месяца |
Условия
Состав франчайзингового пакета:
- управление всеми бизнес-процессами — от ассортимента и ценообразования до кадров и хозяйственного блока;
- активное управление продажами;
- взаимодействие с контролирующими органами;
- бухгалтерское сопровождение в полном объеме;
- специальные отпускные цены и доступ к высокомаржинальной продукции;
- интеграция IT-инфраструктуры;
- отсрочка платежа.
Плюсы и минусы франшизы
Преимущества:
- управление и маркетинг под ключ;
- передача рутинных бизнес-процессов профессионалам.
Минус предложения заключается в том, что ориентировано оно в первую очередь на действующий бизнес (5).
6. «Эвалар»
Российская компания, специализирующаяся на выпуске фармацевтических препаратов. Работает на рынке более 30 лет. Имеет множество наград, среди которых национальная премия «Идея здоровья» — как лучшему производителю года среди отечественных и иностранных компаний. Имеет сеть аптек в Москве и на Алтае. Все филиалы оборудованы по последнему слову техники.
Полезная информация
Компания помогает открыть аптеку под брендом «Эвалар». Предложение актуально для действующего бизнеса, единичных аптек и локальных сетей.
Год основания франшизы | 1995 |
Количество аптек | 150 |
Стоимость франшизы (паушальный взнос) | 25 тыс. руб. |
Роялти | 0,1% от реализации продукции «Эвалара» |
Инвестиции | От 250 тыс. руб. |
Окупаемость | До 1 года |
Условия
Во франчайзинговый пакет входит:
- рекламная поддержка в рамках федеральной PR-кампании;
- система бонусов за продажу продукции сети;
- закупка товаров со скидками;
- обучение сотрудников;
- постоянная поддержка региональных представителей;
- бесплатное консультирование по ведению бизнеса;
- оборудование.
Плюсы и минусы франшизы
Основные преимущества:
- право использования престижной марки «Эвалар»;
- мощная PR-поддержка,
- выстроенная программа лояльности.
Минусы франшизы:
- высокая стоимость ребрендинга;
- отсутствие полного комплекса услуг (6).
7. «Клеверфарм»
Сеть современных аптек работает на рынке фармацевтики с 2005 года.
Расширяет филиальную сеть, помогая открывать аптеки в России и странах СНГ.
Полезная информация
Предлагает несколько вариантов сотрудничества. Кроме стандартного ассортимента, есть возможность продавать дополнительную продукцию, например ортопедические изделия, товары для здорового образа жизни, а также для родителей и малышей. Открыть такой бизнес могут партнеры без специального образования и опыта. Предоставляется рассрочка на шесть месяцев.
Год основания франшизы | 2005 |
Количество аптек | Более 500 |
Стоимость франшизы (паушальный взнос) | 0 руб. |
Роялти | 0 руб. |
Инвестиции | От 1,5 млн руб. |
Окупаемость | От 6 месяцев |
Условия
Пакет франшизы включает услуги:
- по подготовке и открытию — оценку коммерческой привлекательности помещения, оснащение аптеки, установку ПО, лицензирование, разработку ассортимента;
- по ведению бизнеса — маркетинг и рекламу, управление ассортиментом и ценами, бухгалтерское сопровождение.
Плюсы и минусы франшизы
Основные преимущества предложения:
- полное сопровождение,
- относительно небольшие сроки окупаемости.
Минусы франшизы:
- небольшая доля рынка;
- выборочное сотрудничество с партнерами (7).
8. «Социальная аптека»
Федеральная сеть аптечных пунктов экономкласса. Сотрудничает с мировыми и российскими производителями лекарств. Ассортимент включает жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Полезная информация
Основная особенность франшизы — полная адаптация бизнеса в районах с небольшим числом жителей. Компания работает с помещениями площадью от 18 м².
Год основания франшизы | 2001 |
Количество аптек | Более 620 |
Стоимость франшизы (паушальный взнос) | 0 руб. |
Роялти | 0 руб. |
Инвестиции | От 390 тыс. руб., закупка товара — 399 тыс. руб. |
Условия
Во франчайзинговый пакет входит:
- оборудование;
- торговая и фармацевтическая мебель;
- программное обеспечение;
- лицензирование аптеки;
- необходимые приборы и средства для лицензирования.
Плюсы и минусы франшизы
Основные преимущества предложения:
- небольшие инвестиции в открытие и закупку товара;
- отсутствие штрафов, вступительных взносов и роялти;
- право находить новых поставщиков и работать с ними напрямую (8).
9. «Фармия»
Федеральная сеть аптек, в которую входит свыше 300 торговых точек в 22 регионах страны. Основана в 1997 году. Трехкратный обладатель премии «Зеленый крест» в номинации «Региональная аптечная сеть».
Полезная информация
Компания предлагает три варианта сотрудничества:
- открытие собственной аптеки по франшизе;
- перевод действующей торговой точки под бренд «Фармия»;
- партнерство по контрактам с эксклюзивными условиями.
Год основания франшизы | 2020 |
Количество аптек | Более 300 |
Стоимость франшизы (паушальный взнос) | 300 тыс. руб. |
Роялти | От 0,4% |
Инвестиции | От 2,5 млн руб. |
Окупаемость | От 9 месяцев |
Условия
В рамках франшизы партнер получает:
- помощь в лицензировании;
- дизайн-проект аптеки;
- подбор и обучение персонала;
- формирование ассортиментной матрицы с учетом региона;
- уникальные разработки, которые позволяют управлять ассортиментом, персоналом и каналами сбыта;
- помощь в подборе поставщиков;
- подключение к интернет-аптеке и бонусной программе;
- помощь в управлении аптекой после открытия.
Плюсы и минусы франшизы
Главные преимущества запуска аптеки под брендом «Фармия»:
- индивидуальное сопровождение каждой торговой точки партнера;
- несколько вариантов сотрудничества.
Недостатки франшизы:
- небольшая доля рынка;
- крупные инвестиции;
- большой срок окупаемости (9).
10. «Кладовая здоровья»
Это крупнейшая сеть ортопедических салонов в России, по данным Росстата на апрель 2023 года. Она основана в 2001 году, специализируется на продаже медицинской техники, ортопедических изделий и реабилитационных средств.
Полезная информация
Компания предлагает открыть ортопедический салон, рентабельность которого достигает 100%.
Год основания франшизы | 2008 |
Количество салонов | 122 своих магазина и 72 — по франшизе |
Стоимость франшизы (паушальный взнос) | От 200 тыс. руб. |
Роялти | 0 руб. |
Инвестиции | От 1 млн руб. |
Окупаемость | От 6 месяцев |
Условия
В рамках франшизы партнер получает:
- комплексное обучение, аттестацию персонала;
- востребованный товар;
- бесплатный комплекс рекламной продукции;
- помощь в построении оптового канала продаж;
- управление заказами в автоматическом режиме;
- специальную программу по учету, реализации и складу.
Плюсы и минусы франшизы
Основные преимущества предложения:
- отсутствие роялти;
- возможность получения субсидий от государства;
- упрощенный процесс лицензирования.
Недостатки франшизы:
- крупные первоначальные вложения;
- высокая конкуренция (10).
Как выбрать лучшую франшизу аптеки: ключевые критерии
Подбор франшизы — важный этап при открытии успешного бизнеса, поэтому нужно учесть ряд важных факторов. Рассмотрим основные критерии, которые позволят найти подходящую франшизу.
1. Анализ рынка
Следует тщательно исследовать рынок, перед тем как открыть аптеку. Узнайте, какие торговые сети уже работают в вашем регионе, какие из них наиболее востребованы и имеют раскрученный бренд.
2. Условия франшизы
Необходимо выяснить финансовые условия партнера: паушальный взнос, наличие роялти (регулярных платежей) и объем сопутствующих расходов. Проанализируйте, соответствуют ли вложения в запуск аптеки вашим финансовым возможностям. Ознакомьтесь с условиями договора, проконсультируйтесь с юристом, чтобы в будущем не возникло неприятных неожиданностей.
3. Поддержка головной компании
Покупка франшизы предполагает наличие франчайзингового пакета. Нужно узнать, что в него входит, какую поддержку предлагает франчайзер: например обучение сотрудников, рекламные материалы, помощь в выборе помещения и иные условия. От поддержки головной компании зависит успех вашего бизнеса.
4. Репутация компании
Проведите мониторинг работы действующих франчайзи, почитайте их комментарии и отзывы о франшизе, узнайте, как долго фирма существует на рынке и насколько она успешна.
5. Срок окупаемости
Обычно он составляет от восьми месяцев до двух лет. Стоит проявить бдительность, если франчайзер обещает окупаемость вложений в слишком короткий срок.
С какими рисками сталкивается франчайзи
Алексей Чеченков отметил, что открытие аптеки по франшизе дает немало преимуществ, но также сопряжено с определенными рисками, которые франчайзи должен учитывать при заключении сделки. Перечислим основные из них.
1. Спорные объекты интеллектуальной собственности. Франчайзи должен проверить наличие права франчайзера на торговую марку и другие объекты интеллектуальной собственности. Рекомендуется запросить данные из Роспатента и включить в договор положение о том, что франчайзер не нарушает права третьих лиц.
2. Скрытые платежи. Франчайзи должен тщательно проанализировать договор и финансово-инвестиционные условия открытия бизнеса, чтобы исключить необоснованные требования франчайзера, таких как увеличение размера роялти при росте оборотов.
3. Дополнительные требования франчайзера. Важно оценить, насколько выполнимы требования головной компании, чтобы не понести убытки. Например, изменение содержания брендбука может привести к дополнительным затратам.
4. Непрозрачность финансовых данных. Добросовестный франчайзер должен предоставить информацию о необходимых инвестициях, операционных расходах и доходах, чтобы франчайзи мог прогнозировать прибыль и определять вектор развития бизнеса.
5. Обещание высокой прибыли. Участились продажи так называемых фейковых аптечных франшиз. Как правило, этим занимаются лица, которые имеют 1–2 аптеки и уже предлагают потенциальным партнерам открыть бизнес под их франшизой. Они привлекают новичков низкими стартовыми инвестициями, обещаниями высокой прибыли и быстрой окупаемости.
Франчайзи должен заранее проверить франчайзера, заказав выписку из ЕГРЮЛ в Росреестре или на сайте ФНС, а также проанализировать представленность бренда в России и количество открытых франшиз. Также необходимо зайти на сайт Роспатента и посмотреть, сколько договоров коммерческой концессии зарегистрировано в госоргане.
«Эти риски можно минимизировать, если в качестве главного партнера выбрать известный и проверенный бренд с прозрачной бизнес-моделью, который существует на рынке более пяти лет и представлен хотя бы в 25 регионах России», — резюмировал эксперт.
Как открыть аптеку по франшизе
Чтобы запустить аптечный бизнес в рамках франчайзинга, нужно пройти несколько этапов.
1. Исследуйте рынок франшиз. Рассмотрите топовые предложения, проанализируйте местные цены на лекарственные препараты, конкурентную среду и объем необходимой помощи.
2. Выберите подходящую франшизу. Ознакомьтесь с условиями, проконсультируйтесь с профессионалами.
3. Запросите коммерческое предложение. Узнайте, что входит во франчайзинговый пакет, какую поддержку оказывает головная компания и проводит ли она регулярное обучение.
4. Подпишите договор. Алексей Чеченков отметил, что франчайзи следует привлечь юристов для изучения договора и правильного его толкования. Отсутствие понимания условий сделки может привести к подписанию рискованных соглашений.
5. Зарегистрируйте ИП или ООО. Александр Миронов отметил, что при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя проще получать прибыль, но если это новое ИП и первая аптека, то из-за законодательных ограничений открыть новые торговые точки не получится. В рамках ООО можно строить сеть.
«Если у предпринимателя нет фармацевтического образования, то необходимо открыть ООО и оформить в штат фармацевта-провизора с опытом работы от трех лет на должность заведующего. Если предприниматель имеет фармацевтическое образование и стаж работы, то можно использовать собственное ИП», — добавил Алексей Чеченков.
6. Выберите помещение, соответствующее требованиям франчайзера. Лицензию выдают только после представления документов на аренду и оснащение помещений под аптеку. Все оборудование торговой точки проходит регистрацию в Министерстве здравоохранения РФ.
«Базовые требования к помещению — первый этаж, удобный вход без высоких ступеней, а также высокая пешеходная проходимость, причем непосредственно около входа в аптеку. Если выбрать помещение со входом, расположенным в 5–10 метрах от потока, — это грозит снижение выручки в разы. Выбирайте варианты рядом с генератором трафика — продуктовыми магазинами, медучреждениями, метро, банками, торговыми центрами», — советует Александр Миронов.
7. Оформите необходимые документы. Алексей Чеченков рассказал, какие обязательные условия при открытии аптеки нужно соблюсти франчайзи:
- получение лицензии на розничную фармацевтическую деятельность;
- соответствие руководителя аптеки требованиям: высшее фармацевтическое образование и опыт работы не менее трех лет или среднее фармацевтическое образование и опыт работы не менее пяти лет;
- наличие сертификата специалиста у руководителя и заведующего аптекой;
- регистрация бизнеса и открытие счета;
- выбор системы налогообложения (ОСНО, УСН). Регистрация юридического лица в «Честном знаке».
8. Наймите сотрудников. В штате должен быть минимум один наемный работник со специальным образованием и сертификатом специалиста.
Отзыв эксперта об аптечных франшизах
Алексей Чеченков дал несколько советов новичкам при открытии аптеки по франшизе.
1. Проверьте дату регистрации торгового знака. Молодая франшиза может не справиться с открытием аптеки, когда франчайзинговая сеть будет расти. Лучше выбирать сеть с несколькими давно работающими франчайзи.
2. Свяжитесь с основателями. Если они из вашего региона или проживают в нем, лучше встретиться лично. Если такой возможности нет — созвонитесь по телефону или в Zoom. Если не получится выйти на контакт с основателями — обязательно переговорите с франчайзи из других регионов.
3. Критически проанализируйте информацию о рынке в регионе и спросе. Используйте такие инструменты, как «Яндекс Вордстат» и «Гугл Тренды», чтобы понять, насколько востребованы аптечные услуги в вашем регионе.
4. Оцените финансовую подушку безопасности. Рассчитайте потенциальную прибыль, затраты на запуск и поддержку бизнеса, а также ожидаемые доходы и расходы. Это поможет определить, будет ли аптечная франшиза финансово устойчивой и выгодной для вас.
5. Изучите условия франшизы. Внимательно изучите размер инвестиций, паушального взноса, роялти, требования к помещению, наличие обучения и поддержки, а также другие факторы, которые могут повлиять на успех бизнеса.
По мнению эксперта, следуя этим советам, вы сможете минимизировать риски и выбрать аптечную франшизу, которая наилучшим образом соответствует вашим целям и ожиданиям.
Обзор лучших аптек, которые можно открыть по франшизе
Мы рассмотрели десять лучших франшиз аптек и акцентировали внимание на преимуществах и недостатках каждой из них.
1. «Советские аптеки». Доступно три формата сотрудничества. Главное преимущество — всесторонняя поддержка франчайзи на все этапах запуска и ведения аптечного бизнеса. Недостаток — необходимы существенные инвестиции, при этом срок окупаемости составит 8–12 месяцев.
2. «Ригла». Франчайзи может открыть аптеку или небольшой аптечный пункт. Основной плюс предложения — использование передовых технологий, в том числе интернет-бронирования лекарств. Из минусов — нужны крупные первоначальные вложения, срок окупаемости — от двух лет. Кроме того, необходимо работать с выбранными поставщиками.
3. «Аптека №1». Предусмотрено три пакета сотрудничества. Преимущества — отсутствие вступительного взноса и роялти, относительно небольшие инвестиции и возможность выбрать формат аптеки.
4. «Планета здоровья». Партнер получает полный комплекс услуг для открытия аптеки с нуля. Из минусов предложения — небольшая доля рынка.
5. «Фарма». Уникальная управленческая франшиза, которая рассчитана на единичные аптеки или небольшие сети. Предложение подходит для представителей действующего бизнеса.
6. «Эвалар». Партнерам предлагают стать частью престижного бренда. Предложение актуально для действующего бизнеса, а не для открытия аптеки с нуля.
7. «Клеверфарм». Компания дает возможность выбрать несколько вариантов партнерства. Предусмотрена рассрочка на услуги франчайзера на шесть месяцев. Из минусов — выборочное сотрудничество с франчайзи.
8. «Социальная аптека». Подойдет тем, кто планирует вести бизнес в районах с небольшим количеством жителей. Для размещения аптеки подойдет помещение площадью от 18 м². Плюс предложения — относительно небольшие инвестиции, отсутствие паушального взноса и роялти, а также возможность самостоятельно работать с новыми поставщиками.
9. «Фармия». Партнерам доступно три варианта сотрудничества. Каждый франчайзи обеспечен индивидуальным сопровождением. Из минусов — небольшая доля рынка и продолжительный срок окупаемости.
10. «Кладовая здоровья». Главные преимущества — упрощенный процесс лицензирования, высокомаржинальный товар и отсутствие роялти. К недостаткам относят относительно крупные инвестиции — от 1 млн рублей.
Список источников:
1. Официальный сайт франшизы «Советская аптека».
2. Раздел «Франшиза аптек Ригла» на официальном сайте ООО «Ригла».
3. Информация о франшизе «Аптека №1» на сайте Aptekafranshiza.ru.
4. Официальный сайт франшизы «Планета здоровья».
5. Официальный сайт франшизы «Аптека Фарма».
6. Официальный сайт франшизы «Эвалар».
7. Официальный сайт франшизы «Клеверфарм»
8. Информация о франшизе «Социальная аптека» на сайте Franshiza-apteka.ru.
9. Официальный сайт франшизы «Фармия».
10. Официальный сайт франшизы «Кладовая здоровья».
Автор: Татьяна Бабикова
Эксперты:
Александр Миронов, генеральный директор сети «Аптека Фарма» и консалтинговой компании «Фабула»
Алексей Чеченков, владелец и основатель аптечной сети «Советские аптеки»