Онлайн-торговля завоевывает все большее внимание жителей России. Одни выбирают виртуальные торговые площадки для продаж, другие становятся партнерами крупных компаний и запускают собственные пункты выдачи заказов (ПВЗ). Примером может служить Ozon. На первый взгляд работа с посылками может показаться простой: найди помощника или выполняй работу сам. Частично это так, но в этой сфере есть свои трудности. Узнав о них заранее, можно избежать проблем и сделать свой бизнес успешным. Разбираемся в материале, как открыть пункт выдачи Ozon в 2024 году.
Что такое пункт выдачи заказов Ozon
Это помещения, где сотрудники платформы передают покупки клиентам. ПВЗ функционируют в различных регионах и за границей. Точки работают только на выдачу груза, сделать заказ в них невозможно. Товары можно приобрести только через официальный сайт или мобильное приложение Ozon.
Стоит ли открывать франшизу Ozon в 2024 году
Как рассказал предприниматель и владелец ПВЗ Ozon Андрей Илющенко, маркетплейс показал бурный рост числа точек в 2023 году — было предоставлено много свободных зон для открытия пунктов при отсутствии ограничительных мер.
«То есть любой предприниматель мог открыть свой пункт в соседнем здании. Новым агентам в течение первых шести месяцев выплачивали фиксированное агентское вознаграждение при учете, что пункты выполняют минимальный требуемый оборот товаров. На 2024 год в городе, где у меня есть несколько ПВЗ, уже нет свободных мест для открытия новых», — отметил эксперт.
Специалист рассказал, что свободные зоны отображаются при подаче заявки в специальном приложении Ozon.
«Полноценно компания не свернула свою экспансию по открытию пунктов, но уже существенно сократила ее. Поэтому при ответе на вопрос, стоит ли открывать ПВЗ Ozon в 2024 году, скажу, что стоит, если вы нашли свободную зону, а рядом нет конкурирующих пунктов этой компании. В целом, если вы видите перспективу в развитии того или иного бизнеса, то нужно его реализовывать. Предварительно, естественно, необходимо составить бизнес-план и просчитать финансовую модель», — добавил индивидуальный предприниматель.
Ниже перечислим причины, почему стоит открыть ПВЗ:
- огромная аудитория покупателей;
- есть возможность организовать дополнительный заработок;
- оказывается финансовая поддержка на старте;
- предоставляются бесплатные материалы для оформления ПВЗ;
- можно открыть в небольшом населенном пункте.
Пошаговая инструкция, как открыть ПВЗ Ozon самостоятельно
Ниже представлена инструкция, которая позволит оценить бизнес-идею по открытию пункта выдачи и сделать вывод, насколько эта деятельность будет вам интересна. Итак, чтобы начать работу, необходимо выполнить следующие действия.
1. Изучить условия сотрудничества
Открытие пункта выдачи заказов Ozon — довольно простая задача по сравнению с другими видами деятельности. На старте, помимо практических вопросов, необходимо уделить внимание юридическим условиям сотрудничества с маркетплейсом. Их нужно изучить заранее. Агентский договор опубликован на веб-сайте Ozon, ознакомиться с ним можно до подачи заявки.
Схема работы Ozon с партнерами
Компания предлагает франшизу для открытия пункта выдачи. В соответствии с условиями соглашения в ПВЗ выдают товары, но не принимают платежи. Клиенты оплачивают покупку только на официальном сайте Ozon или через мобильное приложение. Ежемесячно платформа перечисляет предпринимателю комиссию за выполненные заказы, которая становится основным источником дохода для него.
Виды пунктов выдачи заказов
Предприниматели могут выбрать один из двух тарифов для работы с маркетплейсом:
- «максимум бренда» — для открытия пункта выдачи в городе;
- «домашний пункт» — для открытия ПВЗ в деревне или поселке.
Единственное отличие между ними — требования к помещению. Вознаграждение, которое Ozon выплачивает бизнесу за выданные заказы, будет одинаковым.
Рассмотрим подробнее эти виды.
Максимум бренда | Домашний пункт | |
Где можно открыть | В городе | В селе или деревне |
Размер помещения | От 25 кв. м | Требований к минимальной площади нет |
Расположение | Отдельное помещение на первом этаже | Подойдет почти любое помещение |
Ремонт | В фирменном стиле маркетплейса | Ремонт не нужен. Необходимо установить вывеску |
Вход | Личный или общий | Требований нет |
2. Составить бизнес-план
Следующий шаг — создание бизнес-плана. В нем необходимо детально описать ожидаемую прибыль и расходы, а также предварительно оценить риски, поток клиентов и другие важные аспекты. На основе всех этих параметров можно рассчитать ожидаемую чистую прибыль за месяц и определить, насколько выгодно будет вести такой бизнес.
Единоразовые затраты на открытие ПВЗ
Эти расходы связаны с подготовкой помещения к открытию, опишем их в таблице.
Максимум бренда | Домашний пункт | |
Ремонт | От 100 тыс. руб. | От 10 тыс. руб. |
Мебель | От 60 тыс. руб. | От 40 тыс. руб. |
Оборудование | От 60 тыс. руб. | От 20 тыс. руб. |
ИТОГО | От 220 тыс. руб. | От 70 тыс. руб. |
Ежемесячные расходы
Ежемесячные траты направляются на содержание ПВЗ, зарплату персоналу, уплату налогов и т. д. Рассмотрим подробнее их размер и виды в таблице.
Максимум бренда | Домашний пункт | |
Аренда помещения | От 30 тыс. руб. | От 10 тыс. руб. |
Зарплата сотрудников | От 50 тыс. рублей | От 20 тыс. руб. |
Коммунальные услуги и интернет | От 5 000 руб. | От 3 тыс. руб. |
Страховые взносы | 30% от заработной платы по единому тарифу на пенсионное, социальное и медицинское страхование плюс взносы «на травматизм» в зависимости от класса риска | Аналогичная система |
Налоги | Индивидуально | Индивидуально |
ИТОГО | От 85 тыс. руб. | От 33 тыс. руб. |
По словам Андрея Илющенко, стоимость открытия ПВЗ зависит от города и помещения.
«В Нижнем Тагиле я укладывался в 200—250 тысяч рублей. Это второй по численности населения город в Свердловской области. Арендная плата здесь ниже, чем в том же Екатеринбурге, и намного меньше, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Сейчас средняя стоимость аренды в моих ПВЗ составляет 20—30 тысяч рублей с учетом коммунальных платежей», — рассказал индивидуальный предприниматель.
Бизнесмен добавил, что основная часть расходов идет на:
- мебель, выполненную по брендбуку;
- ремонт помещения;
- компьютерную технику;
- проведение интернета и видеонаблюдения;
- заключение договора с охраной.
«Мне повезло, и на ремонт у меня были минимальные затраты, так как все помещения были в хорошем состоянии и не требовали значительной перепланировки. Пришлось потратиться только на краску, шпаклевку и гипсокартон. Основные затраты пошли на изготовление мебели по брендбуку (примерочные, ресепшн, стол для распаковки) и ее последующую установку, а также на технику — компьютер, принтер, камеры. Остальное по мелочи: стеллажи, пуфики, канцелярия и т. д.», — поделился Андрей Илющенко.
Предприниматель также напомнил, что не стоит забывать об аренде, которая в первый месяц идет с обеспечительным платежом. Он направляется на погашение последнего месяца аренды. Также обязательно нужно отложить средства на непредвиденные расходы.
Поддержка от Ozon при открытии ПВЗ
Новичкам компания оказывает следующие меры поддержки:
- бесплатные материалы для брендирования пункта выдачи, куда входит вывеска и табличка с режимом работы;
- единоразовый фиксированный платеж за открытие ПВЗ. Он составляет 50 тысяч рублей в случае, если ранее в этом районе не было других пунктов выдачи;
- гарантированный доход, который зависит от зоны на карте, региона и тарифа.
Максимальная выплата может достигать 300 тысяч рублей. Гарантированный доход выплачивается два месяца с момента выдачи первого заказа без каких-либо условий. С третьего по шестой месяц выплату перечисляют только при достижении минимального оборота на ПВЗ, который также зависит от локации и тарифа.
Расчет дохода от Ozon
Прибыль от работы ПВЗ зависит от оборота — количества заказов, которые через него проходят. Чем больше товаров выдается, тем больше маркетплейс выплачивает средств. Оба тарифа, «максимум бренда» и «домашний пункт», в настоящее время имеют одинаковую комиссию — 5% от стоимости товара, но не более 250 рублей. Кроме того, за прием возврата пункт получает 15 рублей.
Оценка срока окупаемости ПВЗ
Пункт выдачи заказов начинает приносить прибыль, когда достигает точки безубыточности. Однако для того чтобы владелец начал получать доход, выручка должна покрывать не только текущие расходы, но и постепенно окупать первоначальные инвестиции (1).
3. Зарегистрировать ИП или ООО
Перед тем как искать помещение и договариваться с маркетплейсом, необходимо зарегистрировать будущий бизнес. Новичкам лучше открыть ИП, так как это проще с точки зрения бухгалтерии и документации. Необходимо подать заявление на государственную регистрацию бизнеса и выбрать систему налогообложения и ОКВЭДы.
Пункт выдачи может открыть только ООО или ИП. Самозанятым такая деятельность недоступна, так как они не могут оказывать агентские услуги, а выдача заказов относится именно к посредничеству между клиентом и маркетплейсом (2).
4. Выбрать место для ПВЗ
Чтобы получить поддержку, необходимо выбирать точку в пределах выделенных зон на карте Ozon. Однако стоит помнить, что нет смысла открывать ПВЗ рядом с уже существующим, так как это может снизить количество клиентов.
5. Найти и арендовать помещение
В соответствии с рекомендациями маркетплейса помещение для пункта выдачи товаров должно иметь площадь от 25 «квадратов» в небольших населенных пунктах и не менее 30 кв. м — в крупных городах. Предпочтительно, чтобы это было отдельное здание без проходов в другие офисы или магазины, имеющее закрытую структуру со стенами и потолком не ниже 240 см в клиентской зоне.
Чтобы выбрать подходящее помещение, можно использовать карту Ozon:
- просмотреть арендные объявления по указанным адресам;
- написать по нескольким из них;
- договориться о резервировании.
Перед тем как заключить договор аренды, лучше забронировать помещение. Это поможет избежать потери времени и денег в случае отказа маркетплейса.
Если в планах — открыть «домашний» офис, нужно иметь в виду, что он не должен располагаться рядом с барами, табачными магазинами и организациями по оказанию ритуальных услуг. Такое соседство не одобряет Ozon.
6. Заполнить заявку на сайте и заключить договор с Ozon
Как только подходящее помещение найдется, следует подать заявку на открытие пункта выдачи по франшизе, используя специальную форму. Приведем алгоритм действий.
1. Нужно сделать качественные фотографии и видео, включая съемку снаружи. Затем выбрать наилучшие из полученных кадров и загрузить их в заявку на франшизу.
2. Выбрать страну для размещения ПВЗ — варианты включают Россию, Беларусь и Казахстан.
3. Предоставить данные об ИП или ООО, банковские реквизиты и другие необходимые документы.
Заявка будет рассмотрена маркетплейсом в течение суток. После придет уведомление о том, подходит ли выбранное помещение для открытия ПВЗ. Если ответ положительный, можно приступать к заключению договора.
7. Сделать ремонт и купить мебель
Ремонт должен соответствовать брендбуку. После оформления договора маркетплейс предоставит контакты регионального менеджера, с которым нужно обсудить детали. Мебель можно приобрести напрямую на Ozon по полной стоимости.
Также есть вариант купить готовый комплект бывшего владельца ПВЗ на «Авито». Это позволит сэкономить до 30% и даже больше в зависимости от состояния мебели. Возможные варианты ее расстановки описаны в брендбуке, но важно учитывать удобство для клиентов и конфигурацию помещения.
8. Согласовать ремонт и начать работу
После завершения всех работ по улучшению помещения необходимо продемонстрировать результат сотрудникам площадки. Для этого нужно сделать качественные фотографии, снять видео и отправить их менеджеру. После утверждения можно начинать работу и принимать заказы.
9. Организовать дополнительный заработок на точке
Для этого можно подключить к пункту выдачи Ozon заказы с других маркетплейсов и курьерских служб. Однако есть одно важное условие: нельзя изменять внешний вид ПВЗ в соответствии с требованиями других платформ. Максимум, что можно сделать, — разместить информацию на входной группе или на стойке выдачи заказов с использованием специального шаблона (3). В ПВЗ Ozon можно предоставлять только те дополнительные услуги, которые не требуют отдельного брендирования.
Перечислим другие варианты дополнительного заработка:
- прием товаров от продавцов: этот способ удобен для небольших поставок и позволяет получать 15 рублей за каждое отправление;
- получение и загрузка товаров в постамат. За это начисляется комиссия в размере 2,5% от оборота станции;
- выдача карты Ozon — вознаграждение в размере 100 рублей за одну операцию.
Маркетплейс утверждает, что предоставление таких услуг позволит заработать до 30 тысяч рублей в месяц. Однако владельцы пунктов выдачи отмечают, что можно получить еще больше, но слишком активное продвижение дополнительных услуг может привести к образованию очередей, что негативно скажется на репутации точки и вызовет недовольство со стороны компании в случае жалоб клиентов.
10. Поддерживать высокий трафик в своем ПВЗ
Для обеспечения стабильного дохода важно не только открыть пункт выдачи, но и поддерживать его работоспособность. Необходимо, чтобы ПВЗ получал положительные отзывы. Это будет способствовать увеличению количества довольных клиентов, которые возвращаются за заказами благодаря удобству и качественному обслуживанию.
Для привлечения посетителей нужно уделять внимание следующим аспектам.
1. Поддерживать чистоту в ПВЗ, поскольку беспорядок и грязь могут отпугнуть посетителей.
2. Тщательно отбирать и обучать персонал, который будет общаться с людьми дружелюбно и профессионально даже в сложных ситуациях.
3. Стремиться к минимизации времени ожидания клиентов.
4. Для увеличения охвата аудитории и привлечения внимания к новому ПЗВ нужно принять дополнительные меры по продвижению.
Отзыв владельца пункта выдачи Ozon
Как отметил Андрей Илющенко, ему повезло открыть ПВЗ, когда действовала финансовая поддержка, поэтому бизнес окупился примерно за три месяца работы. Сейчас рентабельность в среднем составляет 30%.
«К плюсам я отнесу то, что компания Ozon достаточно узнаваемая и сам бизнес на ПВЗ довольно прост по сравнению с другими видами предпринимательства. При грамотном выборе локации он быстро «раскачается» и будет приносить достаточную чистую прибыль, так как компания весь маркетинг берет на себя и предоставляет готовый брендбук. К минусам могу отнести периодические проблемы с логистикой. Бывают случаи, когда клиенты заказывают товары, а Ozon не справляется с потоком. В результате люди отказываются от товара и уходят на другой маркетплейс. Соответственно, собственник ПВЗ недополучает прибыль. Вернуть человека обратно на площадку очень сложно», — рассказал бизнесмен.
Поделился предприниматель и трудностями, которые возникают при открытии ПВЗ. По словам бизнесмена, одна из них — поиск подходящей локации.
«Ориентируясь на свой город, где уже нет свободных мест для открытия, понимаю, что рынок ПВЗ Ozon уже перенасыщен. В большинстве других городов остается все меньше мест для открытия точек. Если ты успел первым застолбить за собой грамотно выбранную локацию, все остальное — уже рабочие моменты. Переговоры с собственником помещения, ремонт, наем сотрудников не составят труда, если вы обладаете определенными ключевыми навыками, которые и делают из вас предпринимателя», — подытожил эксперт.
Пункт, который находится в удачном месте, не нуждается в раскрутке и его не нужно рекламировать самостоятельно, добавил бизнесмен.
«Ozon сам подключит вас к своему приложению. Люди при заказе товаров увидят, что ваш пункт открылся рядом с ними. Маркетинг в компании работает хорошо. Есть несколько условий для идеального выбора локации. Объясню на примерах. Один из моих пунктов расположен в спальном районе, где много пятиэтажных жилых домов и поблизости нет никаких ярких точек притяжения трафика. Другой, например, в центре района, где население всего около 10 000 человек. Но при этом ПВЗ находится в торговом комплексе с крупными магазинами, а рядом есть жилые пятиэтажные дома. У одного моего приятеля точка работает рядом с трамвайной и автобусной остановками, в торговом комплексе. Это очень удобно для людей, которые живут рядом. Они могут зайти в пункт по дороге с работы домой. Еще выгодно открывать в новых районах, которые только построены или достраиваются. Но конкуренция, чтобы занять здесь свежие коммерческие помещения, бешеная и не всегда открытая», — поделился Андрей Илющенко.
При этом, по словам предпринимателя, невыгодно открывать ПВЗ в следующих местах:
- в малонаселенных пунктах, где всего несколько жилых домов;
- в удаленных от жилых районов ТЦ;
- рядом с успешно действующими ПВЗ Ozon.
«Конечно, вы можете попробовать раскручивать точку через социальные сети, но большого эффекта это не даст. Люди все же больше выбирают пункты, которые расположены рядом. Главное — не забудьте обучить своих сотрудников вежливости и тактичности», — добавил предприниматель.
Чек-лист: как открыть пункт выдачи Ozon
Подытожим: открыть ПВЗ Ozon не так сложно. Достаточно придерживаться основных правил и алгоритма действий, а также запомнить следующие моменты.
1. Запуск пункта может стать прибыльным бизнесом при соблюдении определенных принципов.
2. Затраты на открытие ПВЗ составляют примерно 250 тысяч рублей, включая аренду, заработную плату и другие расходы.
3. Ozon предлагает два варианта тарифов:
- «максимум бренда»;
- «домашний пункт».
4. ПВЗ должен иметь штат сотрудников, которые обеспечат его бесперебойную работу.
5. Доход зависит от объема выдаваемых товаров и их стоимости.
6. Для открытия ПВЗ необходимо соблюдать строгие требования маркетплейса. Ozon штрафует за нарушения, включая задержки при открытии или изменение дизайна интерьера без согласования.
7. Для открытия пункта требуется зарегистрировать ООО или ИП и выбрать соответствующие ОКВЭД.
8. Перед ремонтом и после завершения работ помещение должно быть согласовано с Ozon. Без этого открытие невозможно.
Список источников:
1. Статья «Стандарты работы для маркетплейсов и ПВЗ скорректируют» на официальном сайте Ассоциации компаний интернет-торговли.
2. Федеральный закон от 27.11.2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».
3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей».
Автор: Кристина Семенчук
Эксперт: Андрей Илющенко, предприниматель и владелец ПВЗ Ozon