
В современных реалиях все более актуальными становятся вопросы взаимодействия стран в экономической сфере, их взаимовыгодного сотрудничества, создания различных экономических блоков. Одним из таких объединений является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Разберемся, какова история его создания, структура, цели и функции, узнаем мнение экспертов о перспективах его развития.
Что такое ЕАЭС: роль и цели союза
Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС, союз, объединение) — это международная экономическая организация, созданная для углубления интеграционных процессов между странами-участницами. Основным документом законодательства государств-членов ЕАЭС является «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года (далее — Договор).

О роли и основных целях союза Финансам Mail.ru рассказала кандидат экономических наук, доцент Экономического факультета Российского университета дружбы народов Анна Пак. По ее словам, в соответствии со статьей четвертой Договора, основными целями ЕАЭС являются:
повышение жизненного уровня населения государств-членов путем создания условий для стабильного развития экономик данных стран;
формирование в рамках союза единого внутреннего рынка трудовых ресурсов, капитала, товаров и услуг;
развитие в условиях глобальной экономики в странах-участницах объединения, их всесторонней модернизации, а также повышение конкурентоспособности их национальных экономик.
«Евразийская интеграция играет важную роль в обеспечении функционирования единого внутреннего рынка стран, входящих в ЕАЭС, для целей свободного перемещения трудовых ресурсов, капитала, товаров и услуг», — отметила эксперт. Кроме того, важной ролью ЕАЭС является укрепление международного авторитета его членов, усиление их позиций на международной арене посредством сотрудничества с различными международными организациями, ведение совместной внешней политики.
История создания Евразийского экономического союза
Об истории создания Евразийского экономического союза Финансам Mail.ru рассказала доктор экономических наук, профессор кафедры Экономики в энергетике и промышленности Московского энергетического института Евгения Сухарева. Она сообщила, что первые идеи создания союза между Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном были выдвинуты в 1994 году. О назревшей необходимости создания межгосударственного объединения, которое должно формироваться на принципах равноправия и добровольности, и решать задачу создания единого экономического пространства, заявил во время своего визита в РФ занимавший на тот момент пост президента Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

В октябре 2000 года руководители пяти вышеназванных государств подписали в Астане Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). Через семь месяцев, 30 мая 2001 года, документ вступил в силу после ратификации всеми государствами-членами.
В 2010 году три страны, входящие в ЕврАзЭс — Россия, Республика Беларусь, Казахстан, создали Таможенный союз (далее — ТС), облегчив тем самым торговлю между собой путем предоставления налоговых льгот. Через два года, в 2012 году, к ним присоединились Кыргызстан и Армения.
«В том же 2012 году на одном из заседаний ЕврАзЭс была выдвинута идея о создании с 2015 года нового союза. 29 мая 2014 года был подписан соответствующий “Договор о Евразийском экономическом союзе” о создании с 1 января 2015 года ЕАЭС на базе трех государств ТС (России, Белоруссии и Казахстана). В этом же году странами ЕАЭС стали Армения и Кыргызстан», — рассказала эксперт Евгения Сухарева. ЕврАзЭс прекратил свое существование.
В период действия ЕврАзЭс, с 2001 по 2014 годы, были разработаны таможенные правила, распространяющиеся на всех его участников, приведены к единообразной системе и форме соответствующие законодательные акты стран, сформировано Единое экономическое пространство, позволившее обеспечить создание условий для так называемых «четырех свобод» — свободное перемещение рабочей силы, товаров, услуг и капитала.
Какие страны входят в ЕАЭС
В настоящее время членами ЕАЭС являются пять стран:
Армения;
Республика Беларусь;
Казахстан;
Кыргызстан;
Россия.
Эти государства активно участвуют в процессах интеграции и координируют свою экономическую политику в рамках союза.
Какие страны являются наблюдателями ЕАЭС
Статусы стран-наблюдателей ЕАЭС в разное время были предоставлены:
Республике Молдове (май 2018 г.);
Кубе (декабрь 2020 г.);
Узбекистану (декабрь 2020 г.);
Ирану (декабрь 2024 г.).
В соответствии со статьей 109 Договора, наблюдатели ЕАЭС имеют право по приглашению принимать участие в заседаниях объединения, получать принимаемые на них документы (если те не носят конфиденциального характера), но не обладают правом голоса при принятии участниками ЕАЭС решений.
Функционирование ЕАЭС: что дает участие в организации
Анна Пак рассказала, какие преимущества дает функционирование ЕАЭС для стран-участниц:
свободное перемещение внутри ЕАЭС без оформления виз, по внутренним паспортам;
расширение рынка сбыта национальных товаров и услуг;
единая таможенная территория ЕАЭС, отсутствие таможенных границ и пошлин при перемещении товаров по ЕАЭС;
национальный режим при продаже товаров и услуг, включая сектор государственных закупок;
взаимное признание отдельных разрешительных и иных документов, в том числе документов об образовании, ученых степенях (статья 97 Договора), и так далее.
По словам Евгении Сухаревой, участие государств в ЕАЭС дает им возможность:
формировать единые свободные рынки товаров, услуг, труда и капитала;
гармонизировать налоговую политику и устанавливать в странах-участницах ЕАЭС льготные налоговые пошлины при проведении различных экономических сделок между ними;
координировать и согласовывать промышленную политику в наиболее значимых отраслях экономики;
участвовать в совместных проектах с целью развития национальной экономики в глобальном мире;
модернизировать национальную экономику и повышать ее конкурентоспособность за счет совместной кооперации стран-участниц.
Помимо этого, участие в ЕАЭС дает еще ряд преимуществ.

Упрощенный порядок трудоустройства
В соответствии со статьей 97 Договора, работодатели стран-членов ЕАЭС имеют право привлекать к труду работников из других стран-участниц по упрощенному порядку трудоустройства. Таким работникам не придется получать специальное разрешение на трудовую деятельность.
Защита прав потребителей
В соответствии со статьей 60 Договора, гражданам стран-участниц ЕАЭС и лицам, проживающим на их территориях, гарантирована правовая защита их прав потребителей на территории союза. У них есть возможность обращаться в суды, государственные и общественные организации, специализирующиеся на защите прав потребителей, на тех же условиях, что и гражданам этих государств.
Сертификация и декларирование
Сертификат ЕАЭС о соответствии продукции техническим регламентам союза, необходимый для ввоза товаров, их использования и обращения на его территории, действует в любой стране-члене ЕАЭС, независимо от того, в какой из них он был оформлен.
Аналогичная ситуация складывается и с декларацией ЕАЭС о соответствии техническим регламентам объединения. Она выдается в случае, если товары, подпадающие под действие технического регламента, не входят в список подлежащих обязательной сертификации.
Общий для всех государств-участниц ЕАЭС список категорий товаров, по которым необходимо получать сертификат или декларацию, был утвержден Решением Комиссии ТС от 28.11.2011 № 526. А Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293, были установлены единые для всех государств-членов формы и правила оформления сертификата и декларации.
Зоны свободной торговли
Помимо продажи своих товаров остальным странам, входящим в состав ЕАЭС, государства-члены могут осуществлять на льготных условиях внешнюю торговлю за пределами ЕАЭС, продавая продукцию странам, входящим в зону свободной торговли. С такими государствами заключены соответствующие соглашения о свободной торговле. В настоящее время это:
Вьетнам;
Сербия;
Сингапур.
Товары, поступающие из этих стран, не подлежат обложению пошлинами на территории ТС. В то же время, у государств из зоны свободной торговли нет права голоса при принятии решений по различным внутренним вопросам объединения.
Структура Евразийского экономического союза
Ниже в таблице представлена структура Евразийского экономического союза:
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
Мнение экспертов
Евгения Сухарева указала, что сейчас существует множество споров на тему того, нужен ли ЕАЭС. По ее мнению, безусловно нужен, особенно в условиях санкционного давления на РФ. «Хотелось бы увидеть больше отдачи от стран-партнеров по ЕАЭС в отношении России, ведь некоторые из этих стран, помимо участия в ЕАЭС, имеют общие международные экономические соглашения с европейскими странами. Возможно, стоит пересмотреть некоторые позиции Договора о ЕАЭС, в первую очередь, касающиеся экспорта энергоресурсов в эти страны», — считает эксперт.
Анна Пак считает, что основой развития евразийской интеграции явились единые правовые и экономические основы в отдельных сферах — таможенное регулирование, внешнеторговые меры в виде таможенно-тарифного регулирования и нетарифных мер, техническое регулирование. «Со временем интеграция углубляется и к настоящему времени затрагивает большинство социально-экономических процессов, что позволяет создавать эффективную среду для развития экономик стран ЕАЭС», — отметила она.
Главное о Евразийском экономическом союзе
Выделим главные моменты, касающиеся Евразийского экономического союза:
ЕАЭС (расшифровка — Евразийский экономический союз), действует с 1 января 2015 года, придя на смену существовавшему с 30 мая 2001 года по 2014 год включительно Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭс);
в настоящее время членами ЕАЭС являются пять стран: Армения, Республика Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, странами-наблюдателями: Республика Молдова, Куба, Узбекистан, Иран;
основным документом союза является «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года;
основными целями объединения являются повышение уровня жизни населения государств-членов путем создания условий для стабильного развития экономик данных стран, формирование единого внутреннего рынка трудовых ресурсов, капитала, товаров и услуг, повышение конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц;
участие в ЕАЭС дает такие преимущества, как свободное перемещение внутри ЕАЭС без оформления виз, по внутренним паспортам, налоговые льготы, единый свободный рынок товаров, услуг, труда и капитала, упрощенный порядок трудоустройства на всей территории ЕАЭС, защиту прав потребителей, возможность продавать товары за пределы ЕАЭС, в страны, входящие в зону свободной торговли, и так далее;
высшим органом управления союза является Высший Евразийский экономический совет, состоящий из глав государств-членов.
ЕАЭС является объединением, создающим благоприятную среду для развития национальных экономик входящих в него государств.
Автор: Оксана Лукьянова
Эксперты:
кандидат экономических наук, доцент Экономического факультета Российского университета дружбы народов Анна Пак;
доктор экономических наук, профессор кафедры Экономики в энергетике и промышленности Московского энергетического института Евгения Сухарева