Что такое выручка простыми словами
Это совокупность денег, поступивших на счет предприятия от основной деятельности за определенный срок.
«Если организация активно инвестирует в развитие, прибыль может долгое время оставаться отрицательной. В этом случае об эффективности работы компании можно судить по выручке. Кроме того, она — основа расчетов других финансовых показателей: прибыли, рентабельности. В ряде случаев выручка служит налоговой базой», — объяснила Анастасия Мельникова, преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Виды выручки
Выделяют несколько видов выручки. Перечислим их.
Вид | Описание |
Выручка-брутто | Общая сумма, включая налоги и сборы |
Выручка-нетто | Сумма без учета налогов и сборов |
Торговая | Доход от основной деятельности |
Валютная | Поступления в иностранной валюте |
Отличие выручки от прибыли и дохода
Выручка, прибыль и доход — эти определения касаются денежных поступлений, но они не тождественны. Между ними существуют важные различия.
1. Выручка. Так называются все средства, которые бизнес получил от основной деятельности в конкретный промежуток времени.
Пример: денежные поступления кофейни от продажи напитков составили за месяц 200 тысяч рублей. Эта сумма — выручка компании.
2. Доход. Все поступления организации, которые включают выручку, приток денег от инвестиций и другие денежные вложения. Доход может превышать сумму выручки.
Пример: кофейня за месяц продала напитки на 200 тысяч рублей и получила плату от субарендатора — 20 тысяч рублей. Доход компании — 220 тысяч рублей.
3. Прибыль. Это положительный результат при сравнении доходов с расходами за установленный промежуток времени. Остаток прибыли после уплаты налогов фирма может использовать по своему усмотрению. Например, на расширение производства, погашение кредитов.
Пример: кофейня за месяц заработала на торговле напитками и арендной плате 220 тысяч рублей. Расходы на закупку продуктов и иные необходимые траты составили 150 тысяч рублей. Следовательно, прибыль кофейни за месяц:
220 тысяч рублей — 150 тысяч рублей = 70 тысяч рублей.
Зачем считать выручку
Существует несколько причин, по которым предпринимателю необходимо рассчитывать и анализировать выручку. Без этого показателя трудно:
- оценивать масштабы деятельности: по выручке можно судить о размерах продаж и доходности бизнеса;
- выбрать систему налогообложения: для перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН) лимит дохода не должен превышать 265,8 млн рублей;
- планировать деятельность: основываясь на показателях выручки, можно прогнозировать будущие доходы и планировать развитие компании;
- анализировать эффективность работы: о динамике развития бизнеса можно судить, сравнивая выручку за предыдущие временные промежутки;
- заинтересовать инвесторов: если выручка стабильно растет, бизнес становится более привлекательным в глазах потенциальных партнеров.
Анастасия Мельникова отметила несколько существенных моментов, характеризующих выручку.
"Важно, что в выручке учитываются поступления только от основной (операционной) деятельности бизнеса. Например, если компания занимается торговлей строительными материалами, денежные средства от продажи или сдачи в аренду пустующего склада будут идентифицированы как неоперационный (или внереализационный) доход и при расчете не учтутся.
Выручка также используется для расчета налоговой базы, а в ряде случаев может и стать ею. Например, если компания использует упрощенную систему налогообложения с базой начисления налогов «доходы» и у нее нет неоперационных доходов", — рассказала эксперт.
На что используется выручка
Существует несколько ключевых направлений, по которым может распределяться выручка компании.
Основная часть направляется на покрытие текущих затрат, в том числе закупку расходных материалов, рекламу и заработную плату сотрудникам. Доля выручки идет на уплату налогов и обязательных сборов.
Часть средств инвестируют в развитие бизнеса. На них компания приобретает новое оборудование, расширяет производство. За счет выручки предприниматели создают резервные фонды, чтобы обеспечить финансовую устойчивость в непредвиденных ситуациях.
Как рассчитать выручку от реализации продукции
Анастасия Мельникова выделила два основных метода учета выручки: наличный и аккредитивный.
"В первом случае выручка учитывается на момент поступления денег, во втором — на момент отгрузки товара или оказания услуг либо передачи прав собственности.
Оба метода подходят для внутреннего учета. Однако в бухгалтерском учете фиксируются только те сделки, по которым имеются все необходимые документы, подтверждающие их совершение", — отметила эксперта.
Расчет выручки зависит от ее вида и специфики работы компании.
Выручка-нетто
Это деньги, оставшиеся после вычета из валовой выручки налогов, акцизов и других обязательных затрат. Это то, что остается у предприятия после вычета всех расходов, включая налог на прибыль, амортизацию, погашение кредитов.
Выручка-нетто — показатель доходности компании. Отрицательное значение свидетельствует о том, что бизнес сработал в убыток.
Формула расчета:
Выручка-нетто = Ц х К — Р.
Ц — цена товара, К — количество реализованного товара, Р — расходы.
Пример
Кондитерская «Тортилла» получила за месяц 170 тысяч рублей. НДС и другие обязательные платежи составили 100 тысяч рублей.
170 тысяч — 100 тысяч = 70 тысяч рублей — выручка-нетто предприятия.
Выручка-брутто
Термин «брутто» в переводе с итальянского означает «нечто грубое, неочищенное от лишнего». В бухучете показатель указывает на сумму до вычета налогов и других затрат и включает все деньги, полученные компанией в результате предпринимательства до вычета налогов.
Формула расчета
Рассчитывается за определенный период (квартал, год) по формуле:
Выручка = Ц х К.
Ц — цена товара, К — количество реализованного товара.
Пример
Кондитерская «Тортилла» продала 100 тортов по цене 2500 рублей за штуку всего на 250 тысяч рублей.
2500×100 = 250 тысяч рублей — выручка-брутто предприятия.
Торговая выручка
Торговая выручка — это доход, полученный непосредственно от основной деятельности предприятия без учета дополнительных поступлений.
Формула расчета
Торговая выручка = С — С.
С — сумма продаж на конец дня, С — сумма на начало дня.
Пример
Суммарная выручка магазина одежды перед открытием составляла 150 тысяч рублей. В конце дня она увеличилась до 300 тысяч рублей. Торговая выручка магазина за рабочий день составила:
300 тысяч — 150 тысяч = 150 тысяч рублей
Валютная выручка
Это средства в иностранной валюте, полученные от экспорта товаров или услуг.
Формула расчета
Выручка = Ʃ полученных средств.
Пример
Компания экспортировала товары на сумму 10 000 долларов США. При курсе 75 рублей за доллар валютная выручка в рублях составит:
10 000×75 = 750 тысяч рублей
Зачем и как рассчитывать рентабельность
Рентабельность можно считать показателем успеха бизнеса. По ней судят о финансовой устойчивости предприятия и его жизнеспособности. Это необходимый параметр, чтобы привлекать инвесторов, обеспечивать кредиты и тем самым способствовать устойчивому росту и масштабированию компании.
Коэффициент рентабельности представляет собой прибыль по отношению к вложенным средствам.
Рентабельность помогает:
- оценить эффективность бизнес-моделей;
- сравнивать результаты компаний с конкурентами;
- выявить прибыльные направления деятельности;
- принимать обоснованные решения о развитии или окончании проектов.
Советы и рекомендации эксперта о выручке
Анастасия Мельникова подчеркнула, что расчет выручки позволяет оценить объем денег, поступающих от основной деятельности бизнеса. Однако в силу того, что это абсолютный показатель, он не дает понимания, как много или мало компания заработала.
«Для сравнения часто используют относительный показатель — рентабельность. Она бывает нескольких видов. Если не уточняется, о какой именно идет речь, обычно имеют в виду рентабельность продаж. Показатель рассчитывают как отношение чистой прибыли (все доходы за вычетом всех расходов включая налоги) к выручке, умноженное на 100%. При одинаковой выручке компаний показатели рентабельности могут различаться», — рассказала эксперт.
Пример: первая компания за год получила выручку в 1 млн рублей. Ее расходы составили 360 тысяч рублей с учетом налогов.
Рассчитаем рентабельность продаж:
(1 млн — 360 тыс.) / 1 млн х 100% = 64%
Выручка второй компании за год также составила 1 млн руб. Расходы же с учетом налогов достигли 702,5 тысяч рублей.
Рентабельность продаж в этом случае:
(1 млн — 702,5 тыс.) / 1 млн х 100% = 29,75%
«Несмотря на одинаковую выручку за один и тот же отчетный период, первая компания работала значительно эффективнее, так как ее рентабельность по сравнению со второй оказалась выше более чем в два раза», — подытожила Анастасия Мельникова.
Что нужно запомнить о выручке
Выделим основные моменты, которые необходимо знать каждому начинающему предпринимателю о выручке.
1. Выручка — это общая сумма, поступившая предприятию от реализации товаров или услуг без учета затрат.
2. Существуют различные виды выручки.
3. Анализ выручки помогает оценить масштабы деятельности, планировать работу и принимать взвешенные решения.
4. Выручка распределяется на покрытие расходов, уплату налогов, инвестиции в развитие и формирование прибыли.
5. Расчет выручки зависит от ее вида и специфики бизнеса и производится по специальным формулам.
6. Рентабельность — важный показатель, без которого нельзя объективно оценить выручку.
Список источников
1. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.10.2023 года № 730 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2024 год».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 года № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации”».
Автор: Татьяна Гусева
Эксперт: Анастасия Мельникова, преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова