Выручка: что нужно знать предпринимателю

Этот показатель важен для оценки текущего состояния дел, планирования и принятия долгосрочных решений. Выручка — одно из базовых понятий в бизнесе. В статье разбираемся, что представляет собой этот бухгалтерский параметр, зачем он нужен компаниям и как его рассчитать.

10 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Что такое выручка простыми словами
  2. 2.
    Виды выручки
  3. 3.
    Отличие выручки от прибыли и дохода
  4. 4.
    Зачем считать выручку
  5. 5.
    На что используется выручка
  1. 6.
    Как рассчитать выручку от реализации продукции
  2. 7.
    Зачем и как рассчитывать рентабельность
  3. 8.
    Советы и рекомендации эксперта о выручке
  4. 9.
    Что нужно запомнить о выручке
  5. 10.
    Список источников
Развернуть
1

Что такое выручка простыми словами

Это совокупность денег, поступивших на счет предприятия от основной деятельности за определенный срок.

«Если организация активно инвестирует в развитие, прибыль может долгое время оставаться отрицательной. В этом случае об эффективности работы компании можно судить по выручке. Кроме того, она — основа расчетов других финансовых показателей: прибыли, рентабельности. В ряде случаев выручка служит налоговой базой», — объяснила Анастасия Мельникова, преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова.

2

Виды выручки

Выделяют несколько видов выручки. Перечислим их.

Вид 
Описание 
Выручка-брутто 
Общая сумма, включая налоги и сборы
Выручка-нетто
Сумма без учета налогов и сборов
Торговая
Доход от основной деятельности
Валютная
Поступления в иностранной валюте
3

Отличие выручки от прибыли и дохода

Выручка, прибыль и доход — эти определения касаются денежных поступлений, но они не тождественны. Между ними существуют важные различия.

1. Выручка. Так называются все средства, которые бизнес получил от основной деятельности в конкретный промежуток времени.

Пример: денежные поступления кофейни от продажи напитков составили за месяц 200 тысяч рублей. Эта сумма — выручка компании.

2. Доход. Все поступления организации, которые включают выручку, приток денег от инвестиций и другие денежные вложения. Доход может превышать сумму выручки.

Пример: кофейня за месяц продала напитки на 200 тысяч рублей и получила плату от субарендатора — 20 тысяч рублей. Доход компании — 220 тысяч рублей.

3. Прибыль. Это положительный результат при сравнении доходов с расходами за установленный промежуток времени. Остаток прибыли после уплаты налогов фирма может использовать по своему усмотрению. Например, на расширение производства, погашение кредитов.

Пример: кофейня за месяц заработала на торговле напитками и арендной плате 220 тысяч рублей. Расходы на закупку продуктов и иные необходимые траты составили 150 тысяч рублей. Следовательно, прибыль кофейни за месяц:

220 тысяч рублей — 150 тысяч рублей = 70 тысяч рублей.

4

Зачем считать выручку

Существует несколько причин, по которым предпринимателю необходимо рассчитывать и анализировать выручку. Без этого показателя трудно:

  • оценивать масштабы деятельности: по выручке можно судить о размерах продаж и доходности бизнеса;
  • выбрать систему налогообложения: для перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН) лимит дохода не должен превышать 265,8 млн рублей;
  • планировать деятельность: основываясь на показателях выручки, можно прогнозировать будущие доходы и планировать развитие компании;
  • анализировать эффективность работы: о динамике развития бизнеса можно судить, сравнивая выручку за предыдущие временные промежутки;
  • заинтересовать инвесторов: если выручка стабильно растет, бизнес становится более привлекательным в глазах потенциальных партнеров.

Анастасия Мельникова отметила несколько существенных моментов, характеризующих выручку.

"Важно, что в выручке учитываются поступления только от основной (операционной) деятельности бизнеса. Например, если компания занимается торговлей строительными материалами, денежные средства от продажи или сдачи в аренду пустующего склада будут идентифицированы как неоперационный (или внереализационный) доход и при расчете не учтутся.

Выручка также используется для расчета налоговой базы, а в ряде случаев может и стать ею. Например, если компания использует упрощенную систему налогообложения с базой начисления налогов «доходы» и у нее нет неоперационных доходов", — рассказала эксперт.

5

На что используется выручка

Существует несколько ключевых направлений, по которым может распределяться выручка компании.

Основная часть направляется на покрытие текущих затрат, в том числе закупку расходных материалов, рекламу и заработную плату сотрудникам. Доля выручки идет на уплату налогов и обязательных сборов.

Часть средств инвестируют в развитие бизнеса. На них компания приобретает новое оборудование, расширяет производство. За счет выручки предприниматели создают резервные фонды, чтобы обеспечить финансовую устойчивость в непредвиденных ситуациях.

6

Как рассчитать выручку от реализации продукции

Анастасия Мельникова выделила два основных метода учета выручки: наличный и аккредитивный.

"В первом случае выручка учитывается на момент поступления денег, во втором — на момент отгрузки товара или оказания услуг либо передачи прав собственности.

Оба метода подходят для внутреннего учета. Однако в бухгалтерском учете фиксируются только те сделки, по которым имеются все необходимые документы, подтверждающие их совершение", — отметила эксперта.

Расчет выручки зависит от ее вида и специфики работы компании.

Выручка-нетто

Это деньги, оставшиеся после вычета из валовой выручки налогов, акцизов и других обязательных затрат. Это то, что остается у предприятия после вычета всех расходов, включая налог на прибыль, амортизацию, погашение кредитов.

Выручка-нетто — показатель доходности компании. Отрицательное значение свидетельствует о том, что бизнес сработал в убыток.

Формула расчета:

Выручка-нетто = Ц х К — Р.

Ц — цена товара, К — количество реализованного товара, Р — расходы.

Пример

Кондитерская «Тортилла» получила за месяц 170 тысяч рублей. НДС и другие обязательные платежи составили 100 тысяч рублей.

170 тысяч — 100 тысяч = 70 тысяч рублей — выручка-нетто предприятия.

Выручка-брутто

Термин «брутто» в переводе с итальянского означает «нечто грубое, неочищенное от лишнего». В бухучете показатель указывает на сумму до вычета налогов и других затрат и включает все деньги, полученные компанией в результате предпринимательства до вычета налогов.

Формула расчета

Рассчитывается за определенный период (квартал, год) по формуле:

Выручка = Ц х К.

Ц — цена товара, К — количество реализованного товара.

Пример

Кондитерская «Тортилла» продала 100 тортов по цене 2500 рублей за штуку всего на 250 тысяч рублей.

2500×100 = 250 тысяч рублей — выручка-брутто предприятия.

Торговая выручка

Торговая выручка — это доход, полученный непосредственно от основной деятельности предприятия без учета дополнительных поступлений.

Формула расчета

Торговая выручка = С — С.

С — сумма продаж на конец дня, С — сумма на начало дня.

Пример

Суммарная выручка магазина одежды перед открытием составляла 150 тысяч рублей. В конце дня она увеличилась до 300 тысяч рублей. Торговая выручка магазина за рабочий день составила:

300 тысяч — 150 тысяч = 150 тысяч рублей

Валютная выручка

Это средства в иностранной валюте, полученные от экспорта товаров или услуг.

Формула расчета

Выручка = Ʃ полученных средств.

Пример

Компания экспортировала товары на сумму 10 000 долларов США. При курсе 75 рублей за доллар валютная выручка в рублях составит:

10 000×75 = 750 тысяч рублей

7

Зачем и как рассчитывать рентабельность

Рентабельность можно считать показателем успеха бизнеса. По ней судят о финансовой устойчивости предприятия и его жизнеспособности. Это необходимый параметр, чтобы привлекать инвесторов, обеспечивать кредиты и тем самым способствовать устойчивому росту и масштабированию компании.

Коэффициент рентабельности представляет собой прибыль по отношению к вложенным средствам.

Рентабельность помогает:

  • оценить эффективность бизнес-моделей;
  • сравнивать результаты компаний с конкурентами;
  • выявить прибыльные направления деятельности;
  • принимать обоснованные решения о развитии или окончании проектов.

8

Советы и рекомендации эксперта о выручке

Анастасия Мельникова подчеркнула, что расчет выручки позволяет оценить объем денег, поступающих от основной деятельности бизнеса. Однако в силу того, что это абсолютный показатель, он не дает понимания, как много или мало компания заработала.

«Для сравнения часто используют относительный показатель — рентабельность. Она бывает нескольких видов. Если не уточняется, о какой именно идет речь, обычно имеют в виду рентабельность продаж. Показатель рассчитывают как отношение чистой прибыли (все доходы за вычетом всех расходов включая налоги) к выручке, умноженное на 100%. При одинаковой выручке компаний показатели рентабельности могут различаться», — рассказала эксперт.

Пример: первая компания за год получила выручку в 1 млн рублей. Ее расходы составили 360 тысяч рублей с учетом налогов.

Рассчитаем рентабельность продаж:

(1 млн — 360 тыс.) / 1 млн х 100% = 64%

Выручка второй компании за год также составила 1 млн руб. Расходы же с учетом налогов достигли 702,5 тысяч рублей.

Рентабельность продаж в этом случае:

(1 млн — 702,5 тыс.) / 1 млн х 100% = 29,75%

«Несмотря на одинаковую выручку за один и тот же отчетный период, первая компания работала значительно эффективнее, так как ее рентабельность по сравнению со второй оказалась выше более чем в два раза», — подытожила Анастасия Мельникова.

9

Что нужно запомнить о выручке

Выделим основные моменты, которые необходимо знать каждому начинающему предпринимателю о выручке.

1. Выручка — это общая сумма, поступившая предприятию от реализации товаров или услуг без учета затрат.

2. Существуют различные виды выручки.

3. Анализ выручки помогает оценить масштабы деятельности, планировать работу и принимать взвешенные решения.

4. Выручка распределяется на покрытие расходов, уплату налогов, инвестиции в развитие и формирование прибыли.

5. Расчет выручки зависит от ее вида и специфики бизнеса и производится по специальным формулам.

6. Рентабельность — важный показатель, без которого нельзя объективно оценить выручку.

10

Список источников

1. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.10.2023 года № 730 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2024 год».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 года № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации”».

Автор: Татьяна Гусева

Эксперт: Анастасия Мельникова, преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова