Селлер: кто это и как им стать

Интерес к маркетплейсам растет в России не только среди покупателей. С каждым годом увеличивается число продавцов, которые пытаются перевести свой бизнес в онлайн-формат. Предпринимателей, которые торгуют на маркетплейсах, называют селлерами. В статье разбираемся что нужно, чтобы им стать, и в чем преимущество такой торговли.

10 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Кто такой селлер простыми словами
  2. 2.
    Чем селлер отличается от продавца
  3. 3.
    Типы селлеров на маркетплейсах
  4. 4.
    Плюсы и минусы в работе селлера
  5. 5.
    Как стать селлером на Ozon или Wildberries
  1. 6.
    Что могут продавать селлеры на маркетплейсах
  2. 7.
    Сколько зарабатывает селлер маркетплейсов
  3. 8.
    Отзывы эксперта о селлерах
  4. 9.
    Что нужно запомнить о селлерах
  5. 10.
    Список источников
Развернуть
1

Кто такой селлер простыми словами

Это предприниматель, который реализует товары или услуги на электронных площадках, таких как Wildberries, AliExpress, Lamoda, Ozon и других. Чтобы успешно вести бизнес, продавец должен:

  • выстроить отношения с маркетплейсом;
  • разработать рекламную стратегию;
  • продумать систему образования цен:
  • выстроить логистику товаров;
  • решить, как будут обрабатываться заказы;
  • понимать, как он будет выстраивать общение с клиентами, развивать и поддерживать с ними связи.

«Самый важный принцип работы с покупателями — открытость. Это означает, что селлер должен быстро реагировать на запросы, давать потребителю возможность выбирать из разных вариантов. Например, предоставлять возможность оплачивать товары разными способами или выбирать вариант доставки. Также он не должен устанавливать цены на доставку выше среднесрочного уровня — это болезненно воспринимается клиентами. Нужно учитывать, что покупатели проще реагируют на изменение сроков и способов доставки, чем на увеличение стоимости», — отметила Светлана Казанцева, к. э. н., доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова.

2

Чем селлер отличается от продавца

Работа продавца и селлера заключается в торговле, но между ними есть несколько различий. Селлеры выстраивают продажи на маркетплейсах, в то время как вторые работают в офлайн-магазинах.

Обратимся к таблице и узнаем, чем еще отличаются друг от друга селлер и продавец.

Селлер
Продавец
Для продаж использует специальную торговую площадку — маркетплейс
Занимается офлайн продажей в магазинах, торговых центрах, рынках и т. д.
Организация работы зависит от правил и алгоритмов маркетплейса
Режим работы и цены устанавливает хозяин торговой точки
Для рекламы используют возможности электронной площадки
Рекламируют товары самостоятельно 
Средства за товары селлеру перечисляет маркетплейс
Получает деньги за товары или услуги напрямую от клиентов
3

Типы селлеров на маркетплейсах

Все продавцы на онлайн-площадках делятся на несколько категорий. Различаются они в подходах ведения бизнеса. Рассмотрим подробнее типы селлеров на маркетплейсах.

1. Частные продавцы и предприниматели

Эту категорию чаще всего представляют индивидуальные предприниматели или самозанятые. Они торгуют товарами, которые производят сами, либо же перепродают продукцию других производителей. Особенность этого типа продавцов заключается в том, что они, как правило, реализуют ограниченный ассортимент товаров.

2. Бренды

Бренды имеют более крупные объемы продаж и широкий ассортимент товаров. С помощью маркетплейсов компании увеличивают свое присутствие на рынке, расширяют базу клиентов и внедряют новинки производства.

3. Специализированные продавцы с уникальным ассортиментом

Такие продавцы реализуют в основном уникальные или специализированные товары, которые трудно найти в обычных магазинах. Речь идет о торговле эксклюзивными вещами, коллекционными предметами и т. д.

4

Плюсы и минусы в работе селлера

Работа продавца на маркетплейсах имеет свои преимущества и недостатки, которые стоит учитывать перед началом ведения бизнеса. Рассмотрим подробнее в таблице плюсы и минусы этого вида торговли.

Плюсы
Минусы
Доступ к ресурсам маркетплейса для продвижения товаров
Зависимость от платформы
Упрощенная логистика
Комиссия за доставку и хранение товаров
Доступ к неограниченному числу покупателей
Отсутствие непосредственного контакта с клиентами
Возможность расширять рынок сбыта независимо от географического размещения покупателей
Высокая конкуренция
Возможность тестировать новые товары
Штрафы за нарушение правил маркетплейса
5

Как стать селлером на Ozon или Wildberries

Чтобы организовать бизнес на популярных маркетплейсах, таких как Ozon и Wildberries, необходимо выполнить следующие действия.

1. Регистрация бизнеса

Зарегистрироваться можно в форме ИП или ООО. Это первый шаг для организации легальной торговли и получения дохода.

«Обратите внимание, что заниматься торговлей в формате самозанятого нельзя, за исключением одного варианта: разрешено продавать только то, что изготовлено собственными силами. Процедура регистрации бизнеса зависит от выбранной организационно-правовой формы. Если торговый бизнес открывается в формате ИП или ООО, самый популярный способ — подать заявление в МФЦ или налоговую. Чтобы открыть ИП, потребуется паспорт и ИНН», — пояснила Светлана Казанцева.

Кроме того, до регистрации заявитель должен выбрать виды будущей деятельности по ОКВЭД. Чтобы зарегистрировать ООО, потребуются паспорта учредителей и документы на недвижимость, по адресу которой будет зарегистрирована компания, объяснила эксперт.

2. Создание аккаунта на маркетплейсе

После регистрации бизнеса необходимо заключить договор с электронной площадкой и создать аккаунт на выбранном маркетплейсе.

3. Добавление товаров

Следующий шаг — добавление товаров в каталог. Необходимо тщательно продумать описание продукции и сделать качественные фотографии, чтобы привлечь внимание покупателей.

4. Настройка логистики

На этом этапе необходимо продумать способы доставки товаров и их возврата. Организовать логистику можно с подключением услуг маркетплейса, либо выбрать обычные курьерские службы.

5. Продвижение товаров

Успех продаж зависит от активного продвижения продукции, поэтому рекламная стратегия — важнейшая часть работы селлера. Она может включать платную рекламу на маркетплейсах и в социальных сетях.

6

Что могут продавать селлеры на маркетплейсах

Особенность маркетплейсов в том, что они пригодны для торговли неограниченным ассортиментом товаров. Селлеры могут найти своих покупателей, предлагая им к продаже:

  • одежду и обувь;
  • электронику;
  • косметику и парфюмерию;
  • товары для дома;
  • спортивные товары;
  • продукты питания;
  • услуги.

«На каждом маркетплейсе существует свой перечень запрещенных к продаже товаров. Однако действуют общие ограничения для дистанционного способа торговли: запрещено продавать алкогольную продукцию, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические средств», — уточнила эксперт Светлана Казанцева.

7

Сколько зарабатывает селлер маркетплейсов

Невозможно назвать среднюю сумму заработка селлера. Слишком много факторов влияет на доход продавца, начиная с сезона и заканчивая особенностями построения бизнеса и предпочтениями покупателей.

Центр развития предпринимателей PRO Wildberries и банк «Точка» провели исследование доходов начинающих селлеров и выяснили, что 43% предпринимателей в течение года получали доход до 10 000 рублей в месяц. На доход около миллиона за этот же период вышли 10% продавцов. Еще 6% новых селлеров стали получать к концу первого года от 500 000 до 1 млн рублей в месяц, 17% — от 100 000 до 500 000 рублей, 23% — от 10 000 до 100 000 рублей.

«Для организации эффективных продаж нужно выбрать либо тип товаров для реализации, либо тип потребителей. Такой подход делает все дальнейшие усилия по продвижению более целенаправленными и, соответственно, более эффективными», — отмечает Светлана Казанцева.

8

Отзывы эксперта о селлерах

Число покупателей, которые заказывают товары онлайн, стабильно растет. Поэтому организация торговли через маркетплейсы для многих предпринимателей становится хорошей возможностью увеличить продажи.

Отвечая на вопрос о различиях между маркетплейсами, обычными и интернет-магазинами, эксперт Светлана Казанцева рассказала, что преимуществом онлайн платформы перед собственным интернет-магазином считается большое количество посетителей, которое измеряется миллионами за день. Но это относится ко всем группам представленных товаров.

«Чтобы понять, какая часть потребителей маркетплейса будет изучать конкретную продукцию, нужно просчитать “воронку продаж”. При этом у собственного интернет-магазина есть преимущество. Оно заключается в том, что на эту площадку заходят те посетители, которые заинтересованы в конкретной продукции. То есть конверсия в этом случае, несомненно, выше», — подытожила эксперт.

9

Что нужно запомнить о селлерах

В заключение напомним несколько важных моментов, которые необходимо знать начинающим продавцам на маркетплейсах.

1. Селлеры — это продавцы, которые работают на маркетплейсах.

2. Селлерами могут быть как отдельные предприниматели, так и представители крупных компаний.

3. В работе на маркетплейсах есть как плюсы, так и минусы.

4. Чтобы начать продажи на маркетплейсе, необходимо зарегистрировать бизнес и создать аккаунт, продумать логистику доставки и рекламную политику.

5. Продавать на маркетплейсах можно любые товары и услуги, кроме тех, что запрещены законом или политикой электронной площадки.

10

Список источников

1. Федеральный закон от 27.11.2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”».

2. Исследование «Сколько зарабатывают начинающие продавцы на Wildberries» банка «Точка» и Центра развития предпринимателей PRO Wildberries.

3. «Рейтинг ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов», опубликованный на сайте Data Insight.

Автор: Татьяна Гусева

Эксперт: Светлана Казанцева, к. э. н., доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова